Предмет и задачи психологии как науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи психологии как науки.



Предмет и задачи психологии как науки.

Наука, изучающая факты, закономерности и механизмы возникновения, протекания и проявления различных психических явлений (психических познавательных процессов, эм-вол характеристик). Предмет - факты пси-ой. жизни, мех., законмер. психики и формир-е. псих-их. особ. лич-ти. (Формир. в 3 этапа: душа, сознание к17-н20; психика=сознание, метод самонабл-я – Д.Локк, введение понятия рефлексия (Юнг, Гартли); факторы поведения 20) Учёные России – Ломон(ощущ), Герцен(дух.разв), Сеченов (рефл.г.м.), Челпанов – перв. псих. институт.

Задачи: 1. Теор. переосмысл. психической организации человека с учетом результатов современных исследований.

2. разработка психолог инструментария для качественной и оперативной диагностики психических характеристик человека.

3. участие в разрешении комплексных глобальных проблем современности, в которых большое значение имеет человеческий фактор.

4. реализация программ по повышению психологической культуры людей, что позволит им в большей степени использовать внутренние ресурсы для достижения своих жизненных целей.

5. разработка способов активного обучения и воспитания подрастающего поколения с учетом действия психологических законов и современных информационно-технических возможностей.

6. реализация прикладных программ в самых различных сферах (здравоохранении, бизнесе, семье, досуге и т.д.).

7. содействие нейтрализации негативных психологических последствий различного рода катастроф, войн и т.д.

2.Строение психологии, её основные отрасли.

Около 40 отраслей. ( общая-«базисная», социальная-законом.жизнидеят., педагогическая, возрастная: детская, подростк., геронто-, аномального развития-сурдо,тифло; психодиагн., психофизиолог, зоопсих. псих. труда ). Каждая отрасль пассматр. определённую грань псих. жизни. Данный список можно продолжить. Следует указать, что многие отрасли возникают на стыке научных проблем. Так в последнее время можно встретить исследования в рамках социальной педагогической психологии, дифференциальной психофизиологии, психодиагностика личности и т.д. С другой стороны наблюдается интеграция наук, и все чаще можно встретить исследования по комплексным проблемам человекознания. В любом случае, как дифференциация, так и интеграция психологических дисциплин ведет к прогрессу всей психологии.

Понятие о психике. Функции психики.

Психика – св-во материи отражать объективную действительность и формировать образы, позволяющим управлять поведением и деят.

Ср-ра психики (блоки)- псих. процессы (псих. явления х-ся динамичностью, пластичн. изменчив. неприрывн.псих.деят); псих.состояния (устойчив. псих. явл., возник. в ответ на воздейств. стимула: внешн и внутр); псих.св-ва (темпер, хар-р, одар, обучаем., совместим,) Все блоки делятся на групп. и индив. (и – познав. процессы; гр- конфликт. Спочён., межличн. Восприятие.) Функц. психики – отражение окрж.действит; обеспечение целостн.организа; регуляция поведения; обеспечение адапт. Психика рассматривается в контексте содержания(вообр., вспомин.)

Основные формы проявления психики, их взаимосвязь..

Психика проявляется через многочисленные псих. явления (выделяют 3 блока): псих. познавательные процессы (совокупность явлен., позволяющая человеку изучать окружающей мир – ощущ, воспр, внимание, память, мышление, речь, воображение); эмоц-вол. характер-ки. (явление определяющее эмоц. переживания человека: эмоции, чувства, аффекты + обеспечив. сознат. регуляцию деят-ти человека-воля); индив.-психолог. особенности чел. (обеспеч. взаимосвязь с миром+определ. уникальн. и неповторим.). Взаимосвязаны: переходят др.

5.Развитие психики в эволюции животных и становлении человека.

1. Стадия элемент поведения. особ-ть: поведение всегда управляется и побужд-ся отдельными свойствами предметов.Дифференциация органов чув-ти.

2. Узловая НС. Цепное поведение. Выделение цент нер узлов (ганглий). Нач появл сегменты. Цепь реакций на отдельные последующее действие раздражителем.

3. Появление трубчатой НС. Особ-ть: поведение осущ под влиянием одновременном возд-ии неск-х раздражителей. Связано это с раз-м мозга. Доминирующий орган чувств - зрение.

4. Стадия навыков и предмтном восприятия. Появляется спос-ть форм определ поведение, навыки и обусловлено это повял возможности предметного восприятия. У жив впервые появление представление (сенсор опыт). Появляется спос-ть к обобщению.

5. Стадия интелек поведения – наивысшая стадия у жив. Жив. ставят задачу (обезьяна с палкой); легко воспроизвод те сп-бы решение условия задач, кот. уже найдены; легко применять найденное решение задачи в др условиях; сп-ть определять в одном акте двух последующих операций. Сознание – высшая ступень разв. психики, к-я свойственна только чел.

Формы отражения. Психическое отражение и его свойства.

Особая форма психического отражения реальности, свойственна только человеку, составляет главный предмет изучения психологической науки. История развития психического отражения знает два больших перелома. Один из них происходит в связи с переходом от живой материи, не обладающей свойством психического отражения, к материи, имеющей это св-во (выражается в «психической формой отражения»). Второй великий перелом. - переход от психики животных к психике человека - ставит перед нами очень сложную проблему зарождения сознания как высшей формы психического отражения. Признаки: активность (отражение возможно только в ходе активной дти личности); правильность (психические образы должны быть адекватны свойствам внешнего мира, иначе человек не сможет успешно приспосабливаться и выживать); совершенствование (по мере развития наблюдается более совершенное и глубокое отражение действительности); индивидуальность (отражение зависит от индивид х-к н с-мы и личности человека); опрежающий х-р (обладая опытом и интеллектом, чел способен предвосхищать результаты и последствия отражения). Одним из главных положением теории отражения является то, что критерием правильности психического отражения выступает практическая деятельность человека. Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями.

Понятие о сознании. Структура сознания.

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий человеку как социальному существу. Существуют различные предположения о возникновении сознания(А.Н. Леонтьевым – это такое отражение предметной действительности, в которой выделяются ее «объективные устойчивые свойства», «вне зависимости от отношений к ней субъекта». Толчком к возникновению сознания по А.Н. Леонтьеву послужило появление новой формы деятельности – коллективного труда. Псих х--ки сознания: активность – (чел выступает в качестве активного, а не пассивного начала). интенциональность – сознание человека всегда направлено на какой-либо объект. (различает субъект и объект. рефлексивность – способность человека направлять сознание на свой внутренний мир и вследствие этого познавать себя. мотивац-ценная природа – сознат. отражение действие человеком пристрастно. Пристрастность определяется доминирующими мотивами и личными ценностями конкретного человека. у ровень ясности – степень осознания человеком отражаемых в данный момент объектов. Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко): 1.бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: биодинамические свойства движений, опыт действий; чувственные образы. 2.рефлексивное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: значение; смысл. Функции сознания: 1. отражательная; 2. порождающая (творчески-креативная); 3. регулятивно-оценочная; 4. рефлексивная (основная функция, указывающая на сущность сознания). В качестве объекта рефлексии может выступать: а) отражение мира, б) мышление о нем, в) способы регуляции человеком своего поведения, г) сами процессы рефлексии, д) свое личное сознание.

Свойства ощущений.

Под свойствами пон. их качественные и колич.хар-ки. Амер. психолог. Титченер выд.след.свойства

1. Кач-во – специф.особ-ти, определ.спос-ть воспринимать и обробатывать инф. Внеш.среды только опред.вида(при слух.о. речь идет о высоте тембре, громкости).

2 интенсивность о. – количест. св-во, указыв. на силу действующего раздр-ля и зависимое от функционального состояния органа чувств (т.е. при нормальной работе органа чувств рецептор в состоянии обраб. инф. опредл. рода, в случае болезни при этой же силе раздражителя о. может быть другим).

3. Длительность – свойство, связанное со временем действий раздражителя на орган чувства и зависимое от функционал. состояния последнего. Отчетливость (ясность)- указыв. Насколько возникающее в психике отражение внеш. воздействия явл. субъективно ярко воспринимаемым (одно ощущение может осознаваться ярко, др – смутно) Пространственная локализация раздражителя – основанное на анализе рецептором месторасположения воздействущего воздействующего раздражителя, позвол. Ориентироваться во внеш. среде.

Адаптация – приспособление органа чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Контраст- проявл. в том, что слабые раздражители увелич. чувст-ть к действующим раздражителям, а сильные уменьш. эту чувт-ть. Пороги ощущений - влияет на появление и изменение ощущение (выд. нижний и верхний пороги). Сенсибилизация – повыш. чувст-ти анализаторов в связи с повышением возбудимости к.г.м. под влиянием одноврем. дея-ти др. анализаторов.

Закономерности ощущений.

Относятся: пороги ощущений; адаптация; сенсибилизация; взаимодействие ощущений: компенсация; синестезия. Первая закономерность – психофизической (касается отношений между психикой и физическим миром) другие - психофизиолог (относящимся к психики, и нервной системы человека) Пороги ощущения: абсолютные и относительные, абсолютные - верхними и нижними. Минимальная сила раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение - нижним абсолютн порогом ощущ.. Верхний абсолютн порог- максим сила раздражителя, при которой еще сохраняется адекватное действующих раздражителей чувства. Размер порогов меняется от характера д-ти, возраста человека, функционального состояния анализатора, силу и продолжительности раздражения т.д. + ощуще х-ся также относительным порогом. (величина, на которую должен быть изменен восходящий стимул, который уже вызывает ощущения, чтобы человек заметил, что он действительно изменился) Адаптация выражается в изменении чувствительности (понижении или повышении) Разновидности адапт: полное исчезновение ощущений, притупленность ощущение, повышение чувствит. Сенсибилизацией - стойкое повышение чувствительности определенных органов чувств путем их тренировки. Синестезия - слияние качеств различных сфер чувствительности, когда любой раздражитель, действуя на соответствующий орган ощущения, вызывает не только ощущение специфическое для данного органа чувств, но одновременно еще и дополнительное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Компенсацией называется явление, когда один анализатор берет на себя функции другого.

Связь мышления и речи.

Мышл взр, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни воз­никнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов. Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой. Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление — это речь, лишенная звучания («речь минус звук», как считают некоторые буржуазные ученые), а речь—«озвученное мышление». Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы (слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия.

Предмет и задачи психологии как науки.

Наука, изучающая факты, закономерности и механизмы возникновения, протекания и проявления различных психических явлений (психических познавательных процессов, эм-вол характеристик). Предмет - факты пси-ой. жизни, мех., законмер. психики и формир-е. псих-их. особ. лич-ти. (Формир. в 3 этапа: душа, сознание к17-н20; психика=сознание, метод самонабл-я – Д.Локк, введение понятия рефлексия (Юнг, Гартли); факторы поведения 20) Учёные России – Ломон(ощущ), Герцен(дух.разв), Сеченов (рефл.г.м.), Челпанов – перв. псих. институт.

Задачи: 1. Теор. переосмысл. психической организации человека с учетом результатов современных исследований.

2. разработка психолог инструментария для качественной и оперативной диагностики психических характеристик человека.

3. участие в разрешении комплексных глобальных проблем современности, в которых большое значение имеет человеческий фактор.

4. реализация программ по повышению психологической культуры людей, что позволит им в большей степени использовать внутренние ресурсы для достижения своих жизненных целей.

5. разработка способов активного обучения и воспитания подрастающего поколения с учетом действия психологических законов и современных информационно-технических возможностей.

6. реализация прикладных программ в самых различных сферах (здравоохранении, бизнесе, семье, досуге и т.д.).

7. содействие нейтрализации негативных психологических последствий различного рода катастроф, войн и т.д.

2.Строение психологии, её основные отрасли.

Около 40 отраслей. ( общая-«базисная», социальная-законом.жизнидеят., педагогическая, возрастная: детская, подростк., геронто-, аномального развития-сурдо,тифло; психодиагн., психофизиолог, зоопсих. псих. труда ). Каждая отрасль пассматр. определённую грань псих. жизни. Данный список можно продолжить. Следует указать, что многие отрасли возникают на стыке научных проблем. Так в последнее время можно встретить исследования в рамках социальной педагогической психологии, дифференциальной психофизиологии, психодиагностика личности и т.д. С другой стороны наблюдается интеграция наук, и все чаще можно встретить исследования по комплексным проблемам человекознания. В любом случае, как дифференциация, так и интеграция психологических дисциплин ведет к прогрессу всей психологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.017 с.)