Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Основы экономического развития общества↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КЕЙСЫ ПО ЭКОНОМИКЕ Микроэкономика
Case-studies представляют собой упражнения, разработанные на основе конкретных экономических ситуаций. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации. Преимуществами этой формы работы является то, что она позволяет продемонстрировать прикладной характер экономической теории и показать аналитические возможности теоретических моделей на реальных экономических процессах. Осваивая эту форму работы, студенты получают навыки применения полученных знаний при анализе конкретных экономических проблем. В сборнике представлены кейсы, различные по объему, сложности, способу подачи материала. Ответы на кейсы не являются однозначными. Задания составлены так, чтобы была возможность поразмышлять над ситуацией, используя представленный материал и теоретическую литературу, предложить различные пути решения проблем.
Задание Контрольная работа включает развернутые ответы на вопросы по кейсам. Необходимо сделать по одному кейсу из каждой темы на выбор. Ответ на кейс включает ответы на все предложенные вопросы. Ответы на вопросы должны опираться на теоретическую литературу по микроэкономике (учебники и учебные пособия), также приветствуется привлечение периодической литературы (статей, докладов, исследований), материалов Интернет-источников. Некоторые кейсы предполагают построение экономических моделей, графиков, таблиц.
Требования к работе
Тема 1. Основы экономического развития общества Кейс 1. Проблема ограниченности ресурсов Вопрос ограниченности ресурсов в современном мире является одним из самых актуальных. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ. Увеличение численности населения планеты, возрастание и усложнение потребностей, рост объемов производства и ускорение научно-технического прогресса (НТП) требует все большего количества ресурсов для производства благ. Наиболее остро стоит проблема ограниченности природных ресурсов. Так по подсчетам исследователей Международного энергетического агентства (IEA), топлива всех видов на планете хватит на 800 лет (оптимистический прогноз), а при возрастании темпов НТП – на 150 лет (пессимистический прогноз)[1]. Основными видами топлива в настоящее время являются нефть, природный газ и уголь. Мировое потребление ископаемых видов топлива составляет около 12 млрд т. в год. За последние 20 лет мировое энергопотребление возросло на 30% (и этот рост продолжится в связи ростом потребностей бурно развивающихся стран азиатского региона). В будущем существует угроза дефицита энергии и топлива, что уже сейчас проявляется в энергетических кризисах (в 1973, 1990, 2000, 2005, 2009, 2011 годах). Все большую актуальность приобретает политика энергосбережения и повышения энергоэффективности. Создаются новые виды топлива (например, биотопливо – топливо из биомассы). Идет развитие альтернативных источников энергии: солнечной энергетики, ветроэнергетики, гидротермальной энергетики. В 2010 году в Евросоюзе доля электроэнергии, получаемой из альтернативных источников, составляла 12,5%. Однако в целом на альтернативные источники энергии приходится всего около 1% мировой выработки электроэнергии. По оценкам Международного энергетического агентства по запасам нефти Россия занимает 5-е место в мире (60 млрд баррелей), по запасам газа – 1-е место (1,7 трлн куб. футов). Однако при современных темпах роста потребления запасы сырой нефти могут быть исчерпаны через 30-40 лет, природного газа - через 60-80 лет[2]. При этом энергоемкость российской экономики вдвое выше, чем мировой экономики в целом, и в 3 раза, чем в странах Евросоюза и Японии. Основную роль в этом играют устаревшее оборудование и технологии производства на большинстве предприятий. Особо низкой энергоэффективностью отличается сфера ЖКХ, также добывающая и перерабатывающая промышленность, строительство, транспорт и другие отрасли. Вопросы 1. Какие факторы влияют на рост потребностей в топливно-энергетических ресурсах? 2. Как ограниченность топливно-энергетических ресурсов влияет на поиск более эффективных способов их использования? 3. Каковы, по вашему мнению, возможности и пути преодоления энергетического кризиса? 4. Назовите причины высокой энергоемкости российской экономики. 5. В каких направлениях необходимо проводить политику энергосбрежения в России? Кейс 2. Экономика России на перепутье [3] В конце 80-х годов экономика СССР характеризовалась практически полным использованием ресурсов (например, безработица в стране официально отсутствовала). По объему ВВП Советский союз занимал 2-е место после США. В структуре промышленности преобладала тяжелая индустрия. В 1989 году в общем объеме промышленной продукции на производство средств производства приходилось 75,3%, на производство предметов потребления – 24,7%. После распада СССР в 1991–1999 годах в период рыночных преобразований в российской экономике наблюдался глубокий экономический кризис: спад во всех отраслях, банкротство огромного числа предприятий, значительный отток капитала из страны, высокая безработица (в 1998 г. – 14 %), галопирующая инфляция, вытеснение с рынка отечественной продукции импортными товарами. По мнению академика РАН А. Г. Аганбегяна, реформы 1990-х годов привели к технической и структурной деградации экономики. Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени. В машиностроении, строительстве, легкой, пищевой промышленности производство сократилось в 4–5 раз, в высокотехнологичных и наукоемких отраслях – в 10 раз. С 2000-го года обозначилась тенденция к экономическому росту. Произошло оживление практически во всех отраслях, особенно динамично развивалась легкая и пищевая промышленность, а также топливно-энергетическая, металлургическая, химическая промышленность и машиностроение. К 2007 году по большинству отраслей были достигнуты показатели 1989 г. По объему ВВП Россия вышла на 6-е место в мире. Безработица снизилась до 6,4%. Однако, по мнению большинства экономистов, экономический рост носил восстановительный характер. Высокие темпы экономического роста в 2000–2007 годах в основном были достигнуты за счет эффекта импортозамещения после обесценивания рубля в 1998 году и высоких цен на нефть на мировых рынках. Экономический рост происходил на старой технологической основе использования свободных мощностей предприятий (износ основных фондов в 2007 году составлял 80%, средние возраст оборудования – 20 лет). Фактически происходил лишь количественный рост показателей, при этом значительных прогрессивных изменений в структуре экономики не произошло. В 2007-м году стало очевидно, что данная модель экономического роста себя исчерпала. В настоящее время России требуется переход на инновационную модель экономического роста, базирующуюся на качественной модернизации промышленности, развитии наукоемких производств, разработке и внедрении новых технологий. Вопросы 1. Проанализируйте изложенную ситуацию с помощью кривой производственных возможностей. 2. Охарактеризуйте состояние российской экономики в 1989 году, в 90-е годы, в 2007 году. 3. Какие факторы способствовали экономическому росту в 2000-2007 годах? 4. Каковы перспективные направления развития экономики России? Тема 3. Рыночный механизм и его элементы Тема 4. Теория потребительского поведения Тема 6. Рынок факторов производства КЕЙСЫ ПО ЭКОНОМИКЕ Микроэкономика
Case-studies представляют собой упражнения, разработанные на основе конкретных экономических ситуаций. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации. Преимуществами этой формы работы является то, что она позволяет продемонстрировать прикладной характер экономической теории и показать аналитические возможности теоретических моделей на реальных экономических процессах. Осваивая эту форму работы, студенты получают навыки применения полученных знаний при анализе конкретных экономических проблем. В сборнике представлены кейсы, различные по объему, сложности, способу подачи материала. Ответы на кейсы не являются однозначными. Задания составлены так, чтобы была возможность поразмышлять над ситуацией, используя представленный материал и теоретическую литературу, предложить различные пути решения проблем.
Задание Контрольная работа включает развернутые ответы на вопросы по кейсам. Необходимо сделать по одному кейсу из каждой темы на выбор. Ответ на кейс включает ответы на все предложенные вопросы. Ответы на вопросы должны опираться на теоретическую литературу по микроэкономике (учебники и учебные пособия), также приветствуется привлечение периодической литературы (статей, докладов, исследований), материалов Интернет-источников. Некоторые кейсы предполагают построение экономических моделей, графиков, таблиц.
Требования к работе
Тема 1. Основы экономического развития общества
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.177 (0.006 с.) |