Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Параграф 1. Развитие законодательных положений, регламентирующих обращения граждан, юридических лиц
По утратившей силу части 1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе были обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. По действующей части 1 ст.218 КАС: «Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров». В настоящее время нормативно-правовыми актами в сфере государственных (муниципальных) функций и государственных (муниципальных) услуг урегулировано, что все обращения граждан, юридических лиц с оспариванием решений, действий или бездействия власти являются следствием обращения за исполнением конкретной функции или конкретной услуги. Иными словами, публично-правовые отношения включают в себя отношения, связанные исключительно с исполнением государственных функций и оказанием государственных услуг, а также результаты этих действий. Порядок обращения граждан, юридических лиц в вышестоящий в порядке подчиненности орган власти, местного самоуправления, к вышестоящему должностному лицу должен быть регламентирован административными регламентами органа власти, местного самоуправления. В настоящее время продолжается действие Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Также действуют Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 №840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее должностных лиц» (вместе с «Правилами подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее должностных лиц»).
Административных регламентов ранее не существовало, но с определенного момента у всех федеральных и региональных органов государственной власти, всех органов местного самоуправления возникла обязанность разработать и утвердить административный регламент в отношении каждой из исполняемых ими функций и каждой из предоставляемых ими услуг. Такие регламенты должны быть основаны на федеральных законах, утвердивших положение о каждом из федеральных органов власти, на законах субъекта РФ, а также на федеральном законе о местном самоуправлении и законах субъектов РФ о местном самоуправлении. Речь в первую очередь идет о Постановлении Правительства РФ от 16.05.2011 №373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (вместе с «Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций», «Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг»). Согласно Правилам каждый регламент должен включать в себя досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию (государственную услугу), а также их должностных лиц. С введением в действие КАС РФ по п.2) ст.6 Федерального закона от 08.03.2015 №22-ФЗ утратил силу Закон РФ от 27.04.1993 №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Согласно ст.1 указанного Закона РФ ответственность государственного служащего наступала в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ», статьями 4, 15 и 18 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Оба упомянутых Закона о государственной службе действуют в настоящее время. Действие статей Закона №4866-1 в отношении государственных служащих распространялась также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.
Ст.4 Закона РФ №4866-1 устанавливала, что гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Это положение ст.4 было принято ранее введения в действие ГПК РФ, в котором впоследствии оно было продублировано в ст.254. Еще ранее, в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР, действовало положение ст.236 главы 24 о делах по жалобам на действия административных органов, рассматриваемых судом: «В случаях, предусмотренных законом, суд рассматривает в порядке, установленном настоящей главой, жалобы граждан и должностных лиц на действия административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в административном порядке». Вообще в порядке Раздела «Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений» ГПК РСФСР рассматривались только дела: 1) по жалобам на неправильности в списках избирателей; 2) по жалобам на действия административных органов; 3) о взыскании недоимок с граждан по государственным и местным налогам и сборам, обязательному окладному страхованию и самообложению. Следовательно, в ГПК РСФСР мы не находим положений, соответствующих настоящим положениям КАС РФ и утратившим силу положениям ГПК РФ о рассмотрении дел, возникающих из публично-правовых отношений. Но наряду с ГПК РСФСР, действовавшем до 01.07.2003 г., уже существовал упомянутый Закон РФ №4866-1, действовавший с 1993 г. до сентября 2015 г. Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», другими нормативно-правовыми актами срок обращения граждан с досудебным обжалованием в вышестоящий орган, к вышестоящему должностному лицу законодательством не установлен и никогда не устанавливался. Срок обращения заявителя в суд составлял три месяца (со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод) во всех указанных нормативных актах РФ и РСФСР. Но утративший силу Закон РФ №4866-1 содержал полезное для заявителей дополнение; по ст.5 Закона для обращения в суд с жалобой устанавливались следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Это означало, что при отсутствии установленного законом срока обращения в орган власти о нарушении его права (или если принять этот срок также равный трем месяцам, а меньше по правовому смыслу обжалования быть не должно) срок получения ответа на досудебное обжалование фактически продлевал заявителю срок обращения в суд.
В действующем же законодательстве такой процессуальный срок не установлен, что позволяет судам нарушать права заявителя в случае если ответ на досудебную жалобу им еще не получен, а три месяца со дня получения им отказа от органа власти уже истекли (ссылаясь на то, что срок обращения в суд составляет - без оговорок - три месяца). Отсутствие такой оговорки в действующем законодательстве несомненно нарушает права заявителей по жалобам. Отметим здесь, что даже в ходе производства по правилам КоАП РФ и даже УПК РФ некоторые процессуальные документы обжаловались ранее в порядке ст.254 ГПК РФ, и такая оговорка дополнительно служила соблюдению прав лица, в отношении которого велось дело об административном правонарушении. Теперь же судьи, рассматривающие дела в порядке административного судопроизводства по КАС РФ, и вовсе могут «забыть» о такой процессуальной возможности для лиц, привлекаемых к административной ответственности по КоАП или УПК. Конкретно: «Вместе с тем дела по жалобам содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания (например, необеспечение осужденных надлежащей медицинской помощью), а также на решения о применении администрацией следственных изоляторов или исправительных учреждений мер дисциплинарного взыскания рассматриваются по правилам главы 25 ГПК РФ». А также: «Несоблюдение лицом, уполномоченным разрешать конкретные процессуальные вопросы, требований УПК РФ и КоАП РФ о необходимости вынесения по результатам их рассмотрения тех или иных процессуальных документов (например, направление письма вместо процессуального документа) само по себе не может повлиять на вид судопроизводства, в котором подлежит обжалованию (оспариванию) документ, вынесенный по результатам рассмотрения процессуального вопроса». Оба извлечения даны из п.7 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 №2. Разъяснения Постановления №2 необходимо учитывать заявителям при оспаривании решений и действий государственных органов и обжаловании судебных актов. Также упомянутая ст.5 Закона №4866-1 содержала положение о том, что уважительной причиной пропуска срока обращения в суд считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях. Что касается апелляционного обжалования в вышестоящий суд, то в последние годы только арбитражные суды не нарушают процессуальные сроки направления информации сторонам процесса, так как благодаря электронной системе «Мой арбитр» информация, которая должна исходить от суда, достигает заинтересованных лиц в кратчайшие сроки.
Другие суды (рассматривающие дела в другом судебном порядке) довольно часто нарушают сроки предоставления информации и изготовления судебного акта в окончательной форме, а в дальнейшем при обращении сторон с заявлениями о восстановлении пропущенных сроков обжалования отказывают в восстановлении этих сроков. Эту проблему может разрешить вступающий в силу Федеральный закон от 08.03.2015 №22-ФЗ, согласно которому с 15.09.2016 г. вступает в силу часть 8 ст.125 КАС РФ о том, что административное исковое заявление может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Электронное взаимодействие между судом и сторонами дела (если для гражданского и административного производства будет введена такая же система, как для арбитражного производства) лишит недобросовестных судей возможности затягивать процесс обжалования их решений и совершать другие процессуальные нарушения.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.008 с.) |