Различных видов учебной работы 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различных видов учебной работы



При проведении занятий по дисциплине «Римское право» используются следующие образовательные технологии:

 

1. работа в малых группах;

2. проведение коллоквиумов;

3. составление форм документов;

4. заполнение таблиц по предлагаемым шаблонам;

5. проведение научных кружков;

6. решение тестовых заданий;

7. составление и решение казусов студентами;

8. составление отчетов по изучаемым темам.

 

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Тематика практических занятий по дисциплине «Римское право»

 

Практическое занятие 1.

Тема «Понятие, предмет римского частного права. Периодизация римской правовой системы»

 

Практическое занятие 2.

Тема «Источники римского частного права»

 

Практическое занятие 3.

Тема «Защита гражданских прав. Гражданский процесс»

 

Практическое занятие 4.

Тема «Формула как основа процесса per formulas»

 

Практическое занятие 5.

Тема «Лица»

 

Практическое занятие 6.

Тема «Опека и попечительство»

 

Практическое занятие 7.

Тема «Вещные права. Вещи»

 

Практическое занятие 8.

Тема «Право собственности»

 

Практическое занятие 9.

Тема «Владение»

 

Практическое занятие 10.

Тема «Сервитут и узуфрукт»

 

Практическое занятие 11.

Тема «Общие положения об обязательствах»

 

Практическое занятие 12.

Тема Способы обеспечения исполнения обязательств»

 

Практическое занятие 13.

Тема «Прекращение обязательств»

 

Практическое занятие 14.

Тема «Ответственность за неисполнение обязательств»

 

Практическое занятие 15.

Тема «Реальные договоры как отдельный вид обязательств»

 

Практическое занятие 16.

Тема «Консенсуальные договоры как отдельный вид обязательств»

 

Практическое занятие 17.

Тема «Общие положения о семейном праве»

 

Практическое занятие 18.

Тема «Брак по римскому праву»

 

Практическое занятие 19.

Тема «Наследственное право. Универсальное правопреемство»

 

Практическое занятие 20.

Тема «Наследственное право. Сингулярное правопреемство»

Тематика самостоятельных работ соответствует темам, входящим в содержание дисциплины «Римское право».

 

 

Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Римское право»

1. Понятие римского права. Роль и место римского права в системе юридического образования.

2. Предмет римского права. Право частное и право публичное.

3. Периодизация развития римской правовой системы: архаический, предклассический, классический, постклассический, юстиниановский (общая характеристика).

4. Понятие источника римского позитивного права. Виды источников римского частного права: общая характеристика.

5. Законы и плебисциты как источники римского права: понятие, виды.

6. Ответы знатоков права как особый источник римского позитивного права: виды, юридическая сила и значение в формировании римской правовой системы.

7. Эдикты магистратов: понятие, значение.

8. Конституции принцепсов: понятие, формы.

9. Легисакционный процесс как одна из форм защиты прав: понятие, стадии.

10. Понятие иска в римской правовой системе. Виды исков. Иски, предъявляемые в легисакционном процессе.

11. Формула: понятие, элементы, виды.

12. Формулярный процесс: действия, осуществляемые на стадии in iure.

13. Формулярный процесс: действия, осуществляемые на стадии in iudicio.

14. Формулярный процесс: действия, осуществляемые на стадии исполнительного производства.

15. Интердикт как особое средство защиты претором: понятие, общая характеристика, случаи применения.

16. Экстраординарный процесс: понятие, особенности данного процесса.

17. Правоспособность: понятие, элементы (status libertatis, status civitatis, status familiae).

18. Умаления правоспособности: понятие, виды (maxima, media, minima), правовые последствия.

19. Дееспособность: понятие, содержание. Лица недееспособные и частично дееспособные (общая характеристика).

20. Опека как институт римской правовой системы: понятие, содержание, виды.

21. Попечительство: понятие, юридическое содержание, случаи установления.

22. Представительство: понятие, общая характеристика, виды.

23. Правовое положение латинов.

24. Правовое положение чужестранцев (перегринов).

25. Правовое положение рабов: личный и имущественный аспект, основания прекращения рабства.

26. Юридическое лицо: понятие, признаки, виды.

27. Вещи как объект правового регулирования: понятие, виды (общая классификация и характеристика).

28. Владение как институт вещного права: понятие, содержание.

29. Владение: виды.

30. Владение: способы приобретения и прекращения.

31. Право собственности: понятие, содержание (правомочия собственника и законные ограничения права собственности).

32. Право собственности: виды (квиритская, бонитарная, провинциальная, общая собственность сособственников).

33. Право собственности: первоначальные способы возникновения.

34. Право собственности: производные способы возникновения.

35. Виндикационный иск как один из способов защиты права собственности: понятие, общая характеристика.

36. Негаторный иск как способ защиты права собственности: понятие, характеристика, отличие от виндикационного иска.

37. Сервитут как законное ограничение права собственности: понятие, значение, виды.

38. Эмфитевзис как одно из прав на чужие вещи: понятие, общая характеристика.

39. Суперфиций как право на чужие вещи: понятие, содержание, значение.

40. Обязательство по римскому праву: понятие, юридическая сущность.

41. Обязательство: виды (общая характеристика).

42. Юридические факты как основания возникновения обязательств: понятие, виды.

43. Сделка по римскому праву: понятие, общая характеристика, виды.

44. Сделка: обязательные реквизиты.

45. Сделка: недействительность и ее правовые последствия.

46. Условие как дополнительный элемент сделки: понятие, виды, сделки, совершенные под условием.

47. Способы обеспечения исполнения обязательств: понятие, содержание, виды: поручительство, залог, задаток, неустойка (основные положения).

48. Исполнение как способ прекращения обязательств: понятие, субъекты, объем исполнения, место, время исполнения, принятие исполнения.

49. Прощение долга как способ прекращения обязательств: понятие, содержание.

50. Зачет и слияние как способы прекращения обязательств: понятие, характеристика, отличие друг от друга.

51. Новация как способ прекращения обязательств: понятие, особенности.

52. Оборот требования по обязательствам посредством делегации: понятие, содержание, виды.

53. Цессия: уступка требования и перевод долга.

54. Вербальные (устные) контракты: понятие, виды (стипуляция, обещание), общая характеристика.

55. Договор займа: понятие, предмет, форма, стороны договора, их права и обязанности.

56. Договор хранения: понятие, предмет, срок, стороны договора, их права и обязанности.

57. Договор купли-продажи: понятие, предмет, форма, стороны договора, их права и обязанности, ответственность сторон.

58. Контракты найма: понятие, виды, общая характеристика.

59. Квази-контракты – обязательств как бы из контрактов: понятие, общая характеристика, виды.

60. Деликт: понятие, содержание. Обязательства из деликтов (общая характеристика).

61. Квази-деликты – обязательства как бы из деликтов: понятие, общая характеристика, виды.

62. Понятие родства в семейном праве Древнего Рима, его виды, значение для установления римской патриархальной семьи.

63. Власть домовладыки: понятие, содержание, способы установления прекращения отцовской власти.

64. Брак в римском праве: понятие, правовое значение, виды.

65. Приданое: понятие, способы установления, права супругов на приданое.

66. Универсальное правопреемство: понятие, общая характеристика, виды наследования (наследование по ius civile и наследование по ius praetorium).

67. Наследование по закону: понятие, содержание, очереди наследников.

68. Наследование по завещанию: понятие, содержание. Завещание: понятие, виды.

69. Легаты (отказы по завещанию): понятие, виды, общая характеристика.

70. Фидеикомиссы: понятие, виды особенности.

 

Примерные варианты тестовых заданий по предмету «Римское право»

1. Римское право - это:

a) ius sivile, ius gentium

б) ius privatum, ius Quiritium

в) ius publicum, ius civile

г) ius praetorium, ius civile, ius gentium

 

2. Субъектами римского права являлись:

а) Liberti, servi, hostes, peregrinus

б) Persona sui iuris, persona alieni iuris

в) Liberti civiles Romanus, Quint, Latinus

r) Libertinus, Colonus, Nobiles, Clientella

 

3. Familia:

а) Союз мужа и жены

б) Союз лиц своего права и чужого права

в) Сообщество агнатов и когнатов

г) Свойство, степени родства.

 

Примерные варианты задач по предмету «Римское право»

1. После смерти сына, погибшего в битве с парфянами, отец получил завещание, в котором он назначался наследником вместе со своими внуками. Имущество сына состояло из двух частей: того, что отец выделил ему для содержания семьи, когда сын женился, и того, что сын приобрел за свою службу в III Македонском легионе. Первую часть сын завещал отцу, а вторую – своим детям. Когда наследство разделили, оказалось, что отцовская доля обременена огромным долгом, который сын сделал, отправляясь на войну с парфянами, чтобы обеспечить своих детей. Дед был небогатым человеком и сыновний долг грозил разорить его. Внуков он тоже не хотел обижать. В растерянности он обратился за консультацией к юристу. Что тот мог ему посоветовать?

2. Римские граждане Авл Агерий и Марк Манилий договорились о том, что Агерий предоставит Манилию определенную денежную сумму на поддержание в должном состоянии принадлежащего Манилию поместья, а тот взамен составит завещание, по которому Агерий является его наследником в равной доле с единственным сыном Манилия, что и было сделано. Через двенадцать лет, находясь при смерти, Манилий отменил свое завещание и скоропостижно скончался. Агерий предъявил сыну Марка Манилия иск об истребовании наследства, ссылаясь на то, что, не возвратив указанную денежную сумму, Марк Манилий не имел права отменить завещание. Каково будет решение по этому делу?

6. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

 

Общие рекомендации

1. При работах в малых рабочих группах следует уделять внимание коллективному выполнению задания, поскольку оценивается работа всей группы, поэтому работа каждого члена рабочей группы влияет на конечный результат, и соответственно оценку работы всей группы.

2. Сообщения студентов по различным темам должны выполняться во время проведения практических занятий в заранее отведенное время по вопросам, не затронутым для обсуждения на практическом занятии, но объединенные общей тематикой, например, при обсуждении темы «Права на чужие вещи», на общее обсуждение могут быть вынесены отдельные вопросы и отдельные права – сервитуты и узуфрукты, а по характеристике отдельных прав на чужие вещи – право пользования, суперфиций, эмфитевзис – могут быть сделаны отдельные сообщения.

3. Выступление и обсуждение докладов производится в порядке проведения заседаний кружков по римскому праву. Темы докладов на кружок могут задаваться преподавателем в виде общего списка тем, а также могут предлагаться студентом по его выбору и пожеланию, но с обязательным предварительным обсуждением темы предстоящего доклада с преподавателем и согласования темы с секретарем заседаний кружков по римскому праву для исключения возможности повтора тем выступления.

4. Выполнение рефератов по различным темам, которые задаются преподавателем в виде общего списка тем, но могут варьироваться самим студентом в зависимости от его пожеланий, с обязательным согласованием темы рефераты с преподавателем и секретарем заседаний кружка по римскому праву для избегания повтора тем выполнения докладов на кружке и выполнения рефератов. Рефераты выполняются в письменной форме, объем – от 7 до 10 страниц форматом листа А-4. Способ выполнения – компьютерный набор текста или выполнение работы от руки, значения не имеет.

Выполненный реферат регистрируется секретарем заседаний кружков по римскому праву в специальном реестре выполняемых докладов и рефератов и сдается преподавателю.

Критерии оценки знаний

Форма итогового контроля знаний студентов по дисциплине «Римское право» - зачет.

Форма проведения зачета – письменная.

При написании письменной работы за выполненные задания студент получает соответствующие баллы. Перевод суммарно набранных баллов в оценку для студентов осуществляется по следующей шкале (исходя из 100 возможных баллов в письменном задании):

от 0 до 64 баллов – «незачтено»;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.005 с.)