Глава III. Реализация экопроекта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава III. Реализация экопроекта.



1.Описание этапа 1. В сентябре изучалась литература о социальных сетях и их роли в жизни современного человека. Много информации получили в интернете.

2.Описание этапа 2. В это же время была проведена исследовательская работа. Текст работы приводим полностью.

 

 

Исследовательская работа в области экологии.

 

Влияние социальных сетей на физическое и психическое здоровье подростков.

 

Выполнила: Гончарова Екатерина ученица 11 класса

МБОУ СОШ №7

Кошехабльского района пос. Майский

Руководитель: Панкратова Ольга Дмитриевна учитель биологии

МБОУ СОШ №7

Кошехабльского района пос. Майский

Гончарова Ольга Владимировна соцпедагог

МБОУ СОШ №7 Кошехабльского района пос. Майский

 

2012 год.

п. Майский

 

Цель: определить значение социальных сетей в жизни современного подростка в области коммуникации и самоорганизации.

 

 

Задачи: 1)исследовать специфику межличностных отношений в социальных сетях;

2)провести исследования в направлении социальные сети и здоровье подростков;

3) исследовать социометрический статус подростков, пользующихся социальными сетями;

4) исследовать уровень коммуникативности подростков;

5) внести посильный вклад в формирование культуры использования социальных сетей.

 

Гипотеза: 1.Межличностное общение в социальных сетях имеет свои особенности проявления. Эти особенности мешают социализации подростков. Нормы и правила, формируемые внутри социальных сетей, не совпадают с общепринятыми стандартами. Молодёжь их усваивает и переносит на реальный мир, за что следует вполне реальное наказание.

2.Специфика общения в социальных сетях не способствует развитию коммуникативных навыков в реальной жизни.

3.Длительное сидение за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека. Это может привести к испорченному зрению, варикозному расширению вен на ногах и т. д. Все эти проблемы можно "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Но компьютер является еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.

Актуальность исследований.

Очень часто ребята, которые в социальных сетях являются друзьями, в реальной жизни не общаются друг с другом, хотя живут рядом и учатся в одной школе. Общение в социальных сетях носит характер безликости и способствует раскрепощенности. Многие конфликты, возникающие между подростками, начинаются в социальных сетях. А потом имеют продолжение в реальной жизни. Это происходит потому что, находясь в социальных сетях часто инкогнито, имея просто «ник», подростки чувствуют свободу действий и безнаказанность.

Нерегламентированное пребывание у компьютера и в частности в социальных сетях приводит к нарушению режима дня, сна, питания, дезорганизации рабочего времени, неправильной организации досуга и свободного времени. Все это влечет за собой ухудшение самочувствия и здоровья.

Методы исследования:

1. изучение литературы и документов;

2. анкетирование;

3. социометрические измерения;

4. интервью;

5. тест «Выявление коммуникативных склонностей учащихся».

Результаты исследования.

В процессе исследования были опрошены 90 человек. Это учащиеся 6 — 11 классов. Все 90 человек зарегистрированы в социальных сетях.

В качестве опросного метода мы выбрали анкетирование, как самый информативный, объективный и распространённый способ социального измерения. Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации.

1. С помощью анкеты №1 (Приложение 1) мы изучали особенности межличностных взаимоотношений в социальных сетях.

1)Ваш возраст:

До 12 лет 12 — 14 лет 14 — 18 лет Больше 18 лет
       

Наши респонденты относятся к категориям младшие и старшие подростки.

 

 

2)Укажите Ваш пол:

мужской женский
   

 

Анализ данного вопроса показывает, что социальными сетями пользуются в равной степени как мальчики, так и девочки.

3) С какой целью (чаще всего) вы пользуетесь социальными сетями?

 

Цель посещения социальных сетей Число учащихся в %
Общаюсь с друзьями, родными 88%
Узнаю новости моих друзей/знакомых; 86%
Читаю интересные статьи, заметки, комментарии; 29%
Рассматриваю картинки, демотиваторы; 43%
Слушаю музыку; 78%
Смотрю видеоролики, фильмы; 49%
Обучаюсь; 8%
Играю в игры; 82%

 

Проанализировав результаты ответов респондентов на вопрос 3, можно сделать вывод о том, что основными целями посещения сети Интернет являются: знакомство и общение с людьми и развлечение.

4)Какое место занимают социальные сети в вашей жизни?

Значение социальных сетей в жизни Число учащихся в %
Значительное, это такой же способ общения, как и все остальные 65%
Значительное, это мой основной источник информации; 73%
Незначительное, я предпочитаю электронную почту; 1%
Незначительное, я предпочитаю телефон или прямое общение; 2%
Я могу легко обойтись без социальных сетей; 2%
Предпочитаю не пользоваться/пользоваться редко. 0%

5) Помогают ли Вам социальные сети в решении проблем?

Да, в интернете проще решать проблемы; Нет, это лишь развлекательный ресурс.
65% 35%

 

Из таблицы видно, что большинство подростков считает, что проблемы проще решать в социальных сетях.

6)Часто ли Вы предпочитаете провести время в Интернете тому, чтобы выбраться куда - либо с друзьями?

Часто Редко Никогда
19% 32% 49%

 

Большая часть ребят проводить время, общаясь со сверстниками, но всё же есть группа подростков, которая общению со сверстниками предпочитает общение с компьютером и общение в социальных сетях.

7) Ощущаете ли Вы, что общаться с людьми в социальных сетях Вам легче, нежели в реальной жизни?

Да Нет Не задумывался
31% 37% 32%

Анкетирование показало, что 1/3 подростков нашей школы легче общаться в социальных сетях, нежели в реальной жизни.

 

8)Приходилось ли вам вести себя некорректно в социальных сетях или испытывать некорректное отношение к себе?

нецензурные слова угрозы оскорбления
1% 6% 11%

 

Из таблицы видно, что подростки в социальных сетях сталкиваются с некорректностью. Это может сказаться на их психическом состоянии: вызвать состояние тревожности, снижение уровня самооценки, вызвать приступы агрессии и тогда возможны конфликты, которые начинаются в сетях а затем продолжаются уже в реальной жизни.

 

9)Согласны ли вы с предложением власти закрыть или ограничить (т.е. тотально контролировать) социальные сети?

да нет
1% 99 %

 

Можно сказать, что все опрошенные возражают против тотального контроля социальных сетей со стороны государства, так как будет ограничена свобода, посещающих социальные сети.

 

 

2.Для изучения особенностей межличностных взаимоотношений в социальных сетях мы использовали ещё одну методику — социометрические измерения. Этот метод был предложен американским социологом Морено в 1934 году. Метод предназначен для изучения личных взаимоотношений в группах.

Мы выделили группу учащихся, у которых в классных коллективах социометрический статус - «непринятый» или «пренебрегаемый» и проследили их статус в социальных сетях, а так же количество друзей у них. Оказалось, что статус в сетях у этих ребят достаточно высокий и друзей у них достаточно много, но в реальной жизни они одиноки. Даже те, кто в сетях зарегистрирован как друг, в реальной жизни не общается с «непринятыми» и «пренебрегаемыми».

Значит, опыт общения в социальных сетях этим ребятам не помог преодолеть трудности в личном общении.

3.Для проверки своих предположений об особенностях межличностных взаимоотношений в социальных сетях и проверки данных полученных путём анкетирования и социометрических измерений мы исследовали уровень коммуникативных склонностей у наших респондентов. Для этого учащимся был предложен тест «Выявление коммуникативных склонностей учащихся» (Приложение 4). Методика составлена на основе материалов пособия Р. В.Овчаровой «Справочная книга школьного психолога» и направлена на определение уровня коммуникативных способностей у подростков.

Результаты тестирования.

 

Уровни коммуникативных способностей у подростков.
Низкий уровень Ниже среднего Средний уровень Выше среднего Высокий уровень
2% 19% 56% 20% 3%

 

Результаты тестирования показали, что 75% учащихся имеют ниже среднего и низкий уровень коммуникативных способностей. Есть ребята и с низким уровнем коммуникативности. Это говорит о том, что у большинства подростков нашей школы коммуникативные навыки недостаточно хорошо сформированы. Конечно, это может быть обусловлено особенностями их возраста, но и постоянное и многочасовое общение в социальных сетях не способствует развитию коммуникативных способностей в живом общении.

 

4.Чтобы исследовать степень Интернет-зависимости у учащихся нашей школы, а также влияние компьютера на их физическое здоровье мы предложили своим респондентам ответить на вопросы анкеты №2 (Приложение 2). Анализ анкеты начинаю с вопроса №4, так как данные вопросов №1, №2, №3 были получены с помощью анкеты №1.

4)Как часто вы пользуетесь социальными сетями:

ежедневно несколько раз в неделю 1 раз в неделю несколько раз в месяц 1 раз в месяц не пользуюсь вообще очень редко
92% 6% 2% 0% 0% 0% 0%

 

Анализ ответов на вопрос №4 показал, что 92 процента наших респондентов пользуются социальными сетями ежедневно, а остальные 8% довольно часто.

 

 

5) Сколько времени вы проводите в социальных сетях?

не более часа 1-2 часа несколько часов могу сидеть целый день
24% 34% 35% 7%

 

Из таблицы видно, что 34% наших респондентов в социальных сетях проводит от 1 до 2 часов, 35% - несколько часов. Есть группа учащихся, которая в социальных сетях может пребывать целый день.

 

6)Бывает ли, что Вы проводите в сети больше времени, чем планировали?

Часто Редко Никогда
52% 39% 9%

 

Больше половины наших респондентов проводят время в сетях не регламентировано. Вероятно у этих подростков низкий уровень саморегуляциии. Эти подростки с трудом самоорганизуются, им трудно соблюдать режим дня, сокращается время на выполнение домашних заданий, на посещение спортивных секций, кружков и живое общение со сверстниками и взрослыми.

 

7) Как часто Вам трудно заставить себя выйти из сети?

Часто Редко Никогда
27% 45% 28%

 

Проанализировав ответы на данный вопрос, можно сделать вывод о том, что большинству респондентов не составляет сложности заставить себя выйти из сети. Таким образом, только 27% опрошенных часто трудно это сделать. Следовательно, у 27% подростков уже сформировалась или формируется Интернет-зависимость.

 

 

8)Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?

часто редко никогда
4% 8% 88%

 

Как показывает данная таблица, 4% респондентов часто пренебрегают сном, предпочитая время провождения в Интернете, подавляющее же большинство 8% респондентов редко предпочитают Интернет сну. Подавляющее же большинство никогда так не делают 88%. Наши респонденты — это подростки, поведение которых контролируется родителями и вероятно именно родители обеспечивают соблюдение режима сна подростков.

 

9)Внезапное исчезновение доступа к социальным сетям вызывает у Вас тревогу и беспокойство?

Вызывает Не вызывает
35% 65%

 

Возникновение тревоги при внезапном исчезновении доступа к Интернету – это один из аспектов, по которому можно определить наличие зависимости от Интернета у людей. По данным результатов анкетирования видно, что некоторые подростки испытывают волнение при исчезновении доступа в Интернет. Таким образом, 35% респондентов испытывают чувство тревоги при внезапном исчезновении доступа к социальным сетям и 65% равнодушны.

 

 

10)Как часто Вы отказываетесь от еды или принимаете пищу за компьютером, чтобы не выходить из сети?

Часто; Редко Никогда
9% 34% 57%

 

Отказ от еды или прием пищи за компьютером – это один из главных показателей наличия зависимости у человека от Интернета, так как инстинктивно человек удовлетворяет сначала физиологические потребности, а лишь затем все остальные. Это значит что Интернет - сильный отвлекающий фактор, влияющий на человека. Из таблицы видно, что наименьшую долю (9 %) среди опрошенных имеют респонденты, которые часто пренебрегают приёмом пищи, засиживаясь в Интернете. Большинство респондентов всё же редко или никогда так не делают –34% и 57 % соответственно.

 

11)Считаете ли Вы, что у Вас уже зависимость от Интернета?

Да Нет Затрудняюсь с ответом
20% 72% 8%

 

Психологи считают, что отрицание наличия зависимости – это основной критерий, по которому можно судить о том, что она существует. По результатам ответов респондентов видно, что подавляющее большинство респондентов 72 % не считают себя зависимыми от Интернета, однако, в ходе опроса было выявлено, что некоторое количество опрошенных 20 % считают себя зависимыми от Интернета.

5. Анализ ответов на вопросы анкеты говорит о том, что у довольно большой группы наших респондентов есть или формируется Интернет-зависимость. На это указывает и то, что подростки могут пренебрегать сном, отдавая предпочтение сидению у компьютера, и нарушают режим питания, испытывают тревогу при исчезновении доступа к Интернету, с трудом выходят из социальных сетей и могут там находиться не запланировано много в ущерб всем остальным делам. Все это не может не сказаться на физическом здоровье подростков. Чтобы проверить, как обстоят дела со здоровьем у наших респондентов, мы провели интервью с нашим школьным фельдшером и обнаружили удручающую картину.

В 6-11 классах нашей школы обучается 121 человек. Из них абсолютно здоровых только 20 человек, что составляет 17%. Нарушениями зрения (миопия, астигматизм, астеномия, атрофия зрительного нерва) страдают 24 человека- 20%.Нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, деформация грудной клетки, нарушение осанки) наблюдаются у 25 человек, это 21%. У 14 человек (12%) выявлены различные сердечно-сосудистые заболевания: функциональная кардиопатия, пролапс митрального клапа, синусоидная тахикардия, миокардиодистрофия.

Конечно, причины этих заболеваний могут быть разнообразны, однако долгое сидение у компьютера и в социальных сетях способствует или развитию, или усугубляет их.

 

Выводы.

1.Межличностное общение в социальных сетях имеет свои особенности проявления: физическая непредставленность и анонимность, в интернет-общении нет возможности распознавать эмоции человека и обмениваться невербальной информацией, раскрепощенность, безответственность, безнаказанность и вседозволенность.

2.Социальные сети и Интернет используется подростками в основном для общения и развлечений.

3.Имея большой опыт общения в социальных сетях, в реальной жизни подростки мало коммуникативны.

4.Нерегламентированность и бесконтрольность пребывания подростков в социальных сетях и у компьютера, приводит к возникновению Интернет-зависимости и ослаблению их физического и психического здоровья.

Таким образом, все гипотезы выдвинутые нами, подтвердились.

3.Описание этапа 3. На основании исследований был разработан план мероприятий по решению проблем возникающих в результате пользования подростками социальных сетей.

Бюджет проекта.

Данный проект возможно профинансировать:

1. из бюджета РФ;

2. за счёт средств компаний, разрабатывающие компьютерные программы.

План мероприятий по формированию культуры использования социальных сетей.

Изучив результаты исследования, я предлагаю следующий план мероприятий по формированию культуры использования социальных сетей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.041 с.)