Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава III. Реализация экопроекта.
1.Описание этапа 1. В сентябре изучалась литература о социальных сетях и их роли в жизни современного человека. Много информации получили в интернете. 2.Описание этапа 2. В это же время была проведена исследовательская работа. Текст работы приводим полностью.
Исследовательская работа в области экологии.
Влияние социальных сетей на физическое и психическое здоровье подростков.
Выполнила: Гончарова Екатерина ученица 11 класса МБОУ СОШ №7 Кошехабльского района пос. Майский Руководитель: Панкратова Ольга Дмитриевна учитель биологии МБОУ СОШ №7 Кошехабльского района пос. Майский Гончарова Ольга Владимировна соцпедагог МБОУ СОШ №7 Кошехабльского района пос. Майский
2012 год. п. Майский
Цель: определить значение социальных сетей в жизни современного подростка в области коммуникации и самоорганизации.
Задачи: 1)исследовать специфику межличностных отношений в социальных сетях; 2)провести исследования в направлении социальные сети и здоровье подростков; 3) исследовать социометрический статус подростков, пользующихся социальными сетями; 4) исследовать уровень коммуникативности подростков; 5) внести посильный вклад в формирование культуры использования социальных сетей.
Гипотеза: 1.Межличностное общение в социальных сетях имеет свои особенности проявления. Эти особенности мешают социализации подростков. Нормы и правила, формируемые внутри социальных сетей, не совпадают с общепринятыми стандартами. Молодёжь их усваивает и переносит на реальный мир, за что следует вполне реальное наказание. 2.Специфика общения в социальных сетях не способствует развитию коммуникативных навыков в реальной жизни. 3.Длительное сидение за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека. Это может привести к испорченному зрению, варикозному расширению вен на ногах и т. д. Все эти проблемы можно "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Но компьютер является еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.
Актуальность исследований. Очень часто ребята, которые в социальных сетях являются друзьями, в реальной жизни не общаются друг с другом, хотя живут рядом и учатся в одной школе. Общение в социальных сетях носит характер безликости и способствует раскрепощенности. Многие конфликты, возникающие между подростками, начинаются в социальных сетях. А потом имеют продолжение в реальной жизни. Это происходит потому что, находясь в социальных сетях часто инкогнито, имея просто «ник», подростки чувствуют свободу действий и безнаказанность. Нерегламентированное пребывание у компьютера и в частности в социальных сетях приводит к нарушению режима дня, сна, питания, дезорганизации рабочего времени, неправильной организации досуга и свободного времени. Все это влечет за собой ухудшение самочувствия и здоровья. Методы исследования: 1. изучение литературы и документов; 2. анкетирование; 3. социометрические измерения; 4. интервью; 5. тест «Выявление коммуникативных склонностей учащихся». Результаты исследования. В процессе исследования были опрошены 90 человек. Это учащиеся 6 — 11 классов. Все 90 человек зарегистрированы в социальных сетях. В качестве опросного метода мы выбрали анкетирование, как самый информативный, объективный и распространённый способ социального измерения. Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации. 1. С помощью анкеты №1 (Приложение 1) мы изучали особенности межличностных взаимоотношений в социальных сетях. 1)Ваш возраст:
Наши респонденты относятся к категориям младшие и старшие подростки.
2)Укажите Ваш пол:
Анализ данного вопроса показывает, что социальными сетями пользуются в равной степени как мальчики, так и девочки. 3) С какой целью (чаще всего) вы пользуетесь социальными сетями?
Проанализировав результаты ответов респондентов на вопрос 3, можно сделать вывод о том, что основными целями посещения сети Интернет являются: знакомство и общение с людьми и развлечение. 4)Какое место занимают социальные сети в вашей жизни?
5) Помогают ли Вам социальные сети в решении проблем?
Из таблицы видно, что большинство подростков считает, что проблемы проще решать в социальных сетях. 6)Часто ли Вы предпочитаете провести время в Интернете тому, чтобы выбраться куда - либо с друзьями?
Большая часть ребят проводить время, общаясь со сверстниками, но всё же есть группа подростков, которая общению со сверстниками предпочитает общение с компьютером и общение в социальных сетях.
7) Ощущаете ли Вы, что общаться с людьми в социальных сетях Вам легче, нежели в реальной жизни?
Анкетирование показало, что 1/3 подростков нашей школы легче общаться в социальных сетях, нежели в реальной жизни.
8)Приходилось ли вам вести себя некорректно в социальных сетях или испытывать некорректное отношение к себе?
Из таблицы видно, что подростки в социальных сетях сталкиваются с некорректностью. Это может сказаться на их психическом состоянии: вызвать состояние тревожности, снижение уровня самооценки, вызвать приступы агрессии и тогда возможны конфликты, которые начинаются в сетях а затем продолжаются уже в реальной жизни.
9)Согласны ли вы с предложением власти закрыть или ограничить (т.е. тотально контролировать) социальные сети?
Можно сказать, что все опрошенные возражают против тотального контроля социальных сетей со стороны государства, так как будет ограничена свобода, посещающих социальные сети.
2.Для изучения особенностей межличностных взаимоотношений в социальных сетях мы использовали ещё одну методику — социометрические измерения. Этот метод был предложен американским социологом Морено в 1934 году. Метод предназначен для изучения личных взаимоотношений в группах. Мы выделили группу учащихся, у которых в классных коллективах социометрический статус - «непринятый» или «пренебрегаемый» и проследили их статус в социальных сетях, а так же количество друзей у них. Оказалось, что статус в сетях у этих ребят достаточно высокий и друзей у них достаточно много, но в реальной жизни они одиноки. Даже те, кто в сетях зарегистрирован как друг, в реальной жизни не общается с «непринятыми» и «пренебрегаемыми».
Значит, опыт общения в социальных сетях этим ребятам не помог преодолеть трудности в личном общении. 3.Для проверки своих предположений об особенностях межличностных взаимоотношений в социальных сетях и проверки данных полученных путём анкетирования и социометрических измерений мы исследовали уровень коммуникативных склонностей у наших респондентов. Для этого учащимся был предложен тест «Выявление коммуникативных склонностей учащихся» (Приложение 4). Методика составлена на основе материалов пособия Р. В.Овчаровой «Справочная книга школьного психолога» и направлена на определение уровня коммуникативных способностей у подростков. Результаты тестирования.
Результаты тестирования показали, что 75% учащихся имеют ниже среднего и низкий уровень коммуникативных способностей. Есть ребята и с низким уровнем коммуникативности. Это говорит о том, что у большинства подростков нашей школы коммуникативные навыки недостаточно хорошо сформированы. Конечно, это может быть обусловлено особенностями их возраста, но и постоянное и многочасовое общение в социальных сетях не способствует развитию коммуникативных способностей в живом общении.
4.Чтобы исследовать степень Интернет-зависимости у учащихся нашей школы, а также влияние компьютера на их физическое здоровье мы предложили своим респондентам ответить на вопросы анкеты №2 (Приложение 2). Анализ анкеты начинаю с вопроса №4, так как данные вопросов №1, №2, №3 были получены с помощью анкеты №1. 4)Как часто вы пользуетесь социальными сетями:
Анализ ответов на вопрос №4 показал, что 92 процента наших респондентов пользуются социальными сетями ежедневно, а остальные 8% довольно часто.
5) Сколько времени вы проводите в социальных сетях?
Из таблицы видно, что 34% наших респондентов в социальных сетях проводит от 1 до 2 часов, 35% - несколько часов. Есть группа учащихся, которая в социальных сетях может пребывать целый день.
6)Бывает ли, что Вы проводите в сети больше времени, чем планировали?
Больше половины наших респондентов проводят время в сетях не регламентировано. Вероятно у этих подростков низкий уровень саморегуляциии. Эти подростки с трудом самоорганизуются, им трудно соблюдать режим дня, сокращается время на выполнение домашних заданий, на посещение спортивных секций, кружков и живое общение со сверстниками и взрослыми.
7) Как часто Вам трудно заставить себя выйти из сети?
Проанализировав ответы на данный вопрос, можно сделать вывод о том, что большинству респондентов не составляет сложности заставить себя выйти из сети. Таким образом, только 27% опрошенных часто трудно это сделать. Следовательно, у 27% подростков уже сформировалась или формируется Интернет-зависимость.
8)Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?
Как показывает данная таблица, 4% респондентов часто пренебрегают сном, предпочитая время провождения в Интернете, подавляющее же большинство 8% респондентов редко предпочитают Интернет сну. Подавляющее же большинство никогда так не делают 88%. Наши респонденты — это подростки, поведение которых контролируется родителями и вероятно именно родители обеспечивают соблюдение режима сна подростков.
9)Внезапное исчезновение доступа к социальным сетям вызывает у Вас тревогу и беспокойство?
Возникновение тревоги при внезапном исчезновении доступа к Интернету – это один из аспектов, по которому можно определить наличие зависимости от Интернета у людей. По данным результатов анкетирования видно, что некоторые подростки испытывают волнение при исчезновении доступа в Интернет. Таким образом, 35% респондентов испытывают чувство тревоги при внезапном исчезновении доступа к социальным сетям и 65% равнодушны.
10)Как часто Вы отказываетесь от еды или принимаете пищу за компьютером, чтобы не выходить из сети?
Отказ от еды или прием пищи за компьютером – это один из главных показателей наличия зависимости у человека от Интернета, так как инстинктивно человек удовлетворяет сначала физиологические потребности, а лишь затем все остальные. Это значит что Интернет - сильный отвлекающий фактор, влияющий на человека. Из таблицы видно, что наименьшую долю (9 %) среди опрошенных имеют респонденты, которые часто пренебрегают приёмом пищи, засиживаясь в Интернете. Большинство респондентов всё же редко или никогда так не делают –34% и 57 % соответственно.
11)Считаете ли Вы, что у Вас уже зависимость от Интернета?
Психологи считают, что отрицание наличия зависимости – это основной критерий, по которому можно судить о том, что она существует. По результатам ответов респондентов видно, что подавляющее большинство респондентов 72 % не считают себя зависимыми от Интернета, однако, в ходе опроса было выявлено, что некоторое количество опрошенных 20 % считают себя зависимыми от Интернета.
5. Анализ ответов на вопросы анкеты говорит о том, что у довольно большой группы наших респондентов есть или формируется Интернет-зависимость. На это указывает и то, что подростки могут пренебрегать сном, отдавая предпочтение сидению у компьютера, и нарушают режим питания, испытывают тревогу при исчезновении доступа к Интернету, с трудом выходят из социальных сетей и могут там находиться не запланировано много в ущерб всем остальным делам. Все это не может не сказаться на физическом здоровье подростков. Чтобы проверить, как обстоят дела со здоровьем у наших респондентов, мы провели интервью с нашим школьным фельдшером и обнаружили удручающую картину. В 6-11 классах нашей школы обучается 121 человек. Из них абсолютно здоровых только 20 человек, что составляет 17%. Нарушениями зрения (миопия, астигматизм, астеномия, атрофия зрительного нерва) страдают 24 человека- 20%.Нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, деформация грудной клетки, нарушение осанки) наблюдаются у 25 человек, это 21%. У 14 человек (12%) выявлены различные сердечно-сосудистые заболевания: функциональная кардиопатия, пролапс митрального клапа, синусоидная тахикардия, миокардиодистрофия. Конечно, причины этих заболеваний могут быть разнообразны, однако долгое сидение у компьютера и в социальных сетях способствует или развитию, или усугубляет их.
Выводы. 1.Межличностное общение в социальных сетях имеет свои особенности проявления: физическая непредставленность и анонимность, в интернет-общении нет возможности распознавать эмоции человека и обмениваться невербальной информацией, раскрепощенность, безответственность, безнаказанность и вседозволенность. 2.Социальные сети и Интернет используется подростками в основном для общения и развлечений. 3.Имея большой опыт общения в социальных сетях, в реальной жизни подростки мало коммуникативны. 4.Нерегламентированность и бесконтрольность пребывания подростков в социальных сетях и у компьютера, приводит к возникновению Интернет-зависимости и ослаблению их физического и психического здоровья. Таким образом, все гипотезы выдвинутые нами, подтвердились. 3.Описание этапа 3. На основании исследований был разработан план мероприятий по решению проблем возникающих в результате пользования подростками социальных сетей. Бюджет проекта. Данный проект возможно профинансировать: 1. из бюджета РФ; 2. за счёт средств компаний, разрабатывающие компьютерные программы. План мероприятий по формированию культуры использования социальных сетей. Изучив результаты исследования, я предлагаю следующий план мероприятий по формированию культуры использования социальных сетей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.041 с.) |