О двойной войне бесов и О том, что они с подвижниками воюют по-ученому 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О двойной войне бесов и О том, что они с подвижниками воюют по-ученому



Итак, чадо, узнай и о двойной войне бесов. И мы говорим, что бес воюет с подвижниками по-ученому. И когда он видит, что монах, подвизаясь, бежит с великим устремлением и пылом, и что он без наставника, тогда злой бес, тайно следуя за ним, нападает на него. И, скрывая свои ловушки, толкает его вперед. А подвижник, не подозревая, что враг рядом с ним, бежит безрассудно, постясь, творя бдения и молясь. А бес полностью отсекает у него аппетит к еде. И тот уже не желает ничего, будь перед ним даже лучшие из кушаний.

Также позволяет ему бес свободно творить бдения, так что монах начинает думать, что уже достиг бесстрастия и может жить и без пищи. И когда бес увидит, что он дошел до предела, тогда оставляет подвижника, и тот падает. Ибо, не имея высоких крыльев созерцания для того, чтобы возвыситься и поднять тело, он влачится понизу, как змей. Ибо там, где он думает, что пришел с земли на небеса, он, не заметив того, внезапно оказался без оружия в океане. Потому что тело, которое собирает оружие и воюет, из-за чрезвычайного голода истощилось и изнемогло. И вот тогда кровожадный дракон, радуясь и веселясь, стремительно нападает на этого несчастного монаха и тянет за собой тысячи и других лукавых духов. И они совершенно удушают его, если он сразу не разыщет опытного и дельного наставника. И многих подвижников он сбросил с этого места [и ввергнул] в различные постыдные страсти греха. Ибо эту страсть бесы разжигают более других страстей, когда тело истощится и изнеможет.

Если же этот подвижник имеет острый ум и подвизается рассудительно, наблюдая, как бы не упасть вперед 17), то бес его оставляет. А когда [бес] увидит, что пыл и большая ревность прекращаются, и устремленность понемногу уменьшается, и тот [подвижник] начинает нерадеть, тогда бес снова появляется и тянет его назад, чтобы повергнуть в безразличие, и тот оставил бы все и стал опять-таки рабом бесов.

Потому эта война — двойная. И монах должен или иметь наставника в таком делании и творить совершенное послушание, совершенно отсекая свою волю, или, если он один, остерегаться крайностей и идти по среднему пути. Не должен уклоняться ни вправо, ни влево. И пусть хорошо знает, что только когда получит высокие крылья созерцания, тогда по мере этой Божией благодати и тело выдерживает немощи. А тело, будучи тленным, хотя и часто пременяется, изнемогает и падает, однако ум, имея другие, небесные и сверхъестественные крылья, летает высоко, и его не заботит тяжесть тела, но он поднимает его, сколь бы немощным оно ни было. Поэтому и многие святые, имеющие эту благодать, прожили много лет без хлеба и еды и довольствовались только Святым Причастием Пречистого Тела и Крови Господа.

Однако поскольку святые отцы не учат нас не есть совсем, поэтому если и эту благодать мы получим и узнаем, что можем жить и без пищи на самом деле, а не в мечтах, то и тогда мы должны есть и сыр, и яйца, и молоко, если окажется, и рыбу. Понемногу и все из того, что нам разрешает устав монашеского ремесла, — для двух целей. Во-первых, чтобы мы сокрушали корень возношения и гордости, попирая всякое мудрование, возносящееся против Бога, а во-вторых, чтобы мы выглядели похожими на всех, чтобы никто не знал нашего делания пред Богом и мы избегали бы человеческой славы и похвал. А еще для того, чтобы мы не думали, что эта малая еда, со знанием и рассуждением употребляемая, лишает нас Божией благодати и что если бы мы постились, то имели бы большую благодать. Нет. Ибо Бог не смотрит на количество наших подвигов, а испытывает цель и рассуждение, с которыми мы их совершаем, и соответственно изливает Свое благо, великую и богатую милость.

Ему подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!

 

О трех состояниях естества, через которые восходит и нисходит человек: естественном, противоестественном и сверхъестественном. И о трех образах действия Божией благодати, которую человек может получить, понуждая человеческое естество: очистительном, просветительном и совершенства

Итак, послушай, чадо, и о трех состояниях естества, через которые восходит и нисходит человек. И мы говорим, что естественное состояние человека, после того как мы преступили заповедь Божию и отпали от рая, — это Божественный закон, который был нам письменно дан после того изгнания. И всякий человек должен, если желает своего спасения, понуждать себя и воевать со страстями, нанося удары и сопротивляясь, сражаясь и защищаясь, побеждая и терпя поражения.

И когда мы не преступаем Божественный закон, данный нам в Святом Писании, и если мы не блудники, не убийцы, не воры, обидчики, лжецы, гордецы, клеветники, тщеславные, обжоры, многостяжатели, сребролюбцы, завистники, оскорбители, хулители, гневливые, укорители, лицемеры и тому подобное, тогда мы пребываем в естественном состоянии после случившегося в Раю преступления. А противоестественное состояние — у того, кто преступил Божественный закон и, как скот, уподобился бессловесным, у которых нет закона. И о нем говорит пророк: "И человек, в чести сый, не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им" 18).

Так вот, тот, кто живет, преступая Божественный закон и валяясь в различных, как мы сказали, грехах, — такой пребывает в противоестественном состоянии.

А сверхъестественное состояние — это бесстрастие, которое было у Адама, прежде чем он преступил заповедь Божию и отпал от этой Божией благодати и незлобия.

Вот, чадо, таковы три состояния, через которые мы, если преуспеваем, то восходим от противоестественного к сверхъестественному. А если живем в бесчувствии, не радея о нашем спасении, тогда мы пасем свиней и стараемся насытиться рожками 19), как блудный сын.

А три образа действия Божией благодати, как мы сказали, которую может получить человеческое естество, когда у человека доброе намерение, и он понуждает себя, таковы: благодать очистительная, просветительная и благодать совершенства.

И когда человек сперва придет в покаяние от своих прежних грехов, старается следовать Божественному Закону и подъемлет великие подвиги и суровые труды из-за привычки к страстям, тогда Божия благодать тайно дает ему утешение и радость, скорбь, наслаждение и сладость от Божиих словес, которые он читает, и силу и отвагу для духовного подвига. Итак, эта благодать называется очистительной. Она тайно помогает кающемуся подвижнику очиститься от грехов и удержаться в естественном состоянии.

И вот, если он удержится там, в естественном состоянии, и не прекратит подвигов, не повернется вспять, не вознерадеет, не упадет со своего места, а стоит, понуждая себя, на том, чтобы творить благие плоды, долготерпя и принимая непрерывные перемены естества, ожидая милости Божией, тогда ум принимает Божественное просвещение и весь становится Божественным Светом, в котором он умно видит истину и различает, как он должен идти, пока не достигнет любви, которая есть сладчайший Иисус.

Однако и здесь, чадо, необходимо большое внимание. Слыша о Свете, не думай, что это огонь или свет светильника, или молнии, или еще что-нибудь яркое. Прочь от такой нелепости! Ибо многие, не понявшие этого, приняли [за благодать] виды молнии и, прельстившись, зло погибли. А умный свет Божией благодати — невещественный, безвидный и бесцветный, радостный и мирный. Это и есть благодать, называющаяся просветительной, которая просвещает ум и указывает безопасные пути духовного путешествия, чтобы путник не заблудился и не упал.

Однако, так как тело неразрывно связано с переменами, и времени много, то благодать не пребывает постоянно, а уходит и приходит. И после света наступает тьма и снова после тьмы — свет.

И послушай внимательно, чтобы понять.

Наше естественное состояние в сравнении с Божией благодатью есть тьма. Тем более когда к нам приближаются мрачные бесы, природа которых темна. И когда приходит свет благодати, все это исчезает, подобно тому как исчезает тьма, когда восходит солнце. И мы ясно видим даже мельчайшие признаки, которые до восхода солнца были сокрыты от нас. И снова, когда солнце зайдет, нас опять естественным образом объемлет тьма. И у того, кто ходит во тьме, бывают большие беды и злоключения.

Подобное случается с нами и в духовном путешествии. Когда у нас есть Божий Свет, мы все видим ясно, и бесы убегают далеко, не в силах устоять перед Божией благодатью. А когда уходит Божия благодать — остается тьма, наше естественное состояние. И тогда опять приходят разбойники-бесы и с нами воюют. Так вот, поскольку наше естество подвержено столь многим переменам и в час тьмы мы совершаем много не освещаемых Божией благодатью дел, причиняя себе вред и часто получая смертельные раны от врагов, ибо из-за тьмы мы не видим врагов, которые скрываются, — то мы никогда не должны полагаться на свои силы и считать, что все, что мы делаем, угодно Богу. И не должны надеяться на наше оружие и искусство. Но, призывая Божию помощь, мы должны надеяться на нее и только на нее и с великим страхом говорить как незнающие: "Угодно ли Богу то, что я говорю, или, может быть, я Его огорчаю?" И в час перемен мы должны терпеть.

Итак, если мы пребудем в этом состоянии и не случится с нами какого-нибудь зла от постоянных войн и смятения страстей, тогда нам дается дар от Бога — благодать совершенства. Она делает нас совершенными и называется сверхъестественной, ибо пребывает выше естества. И в двух других прежних состояниях человек благими помыслами и духовными воспоминаниями понуждает себя держаться добродетелей: любви, смирения, воздержания и прочих. И вообще благочестивыми и противоборствующими помыслами он дает отпор злобе страстей и держится добродетелей. Когда же придет сверхъестественная благодать совершенства, все страсти исчезают. И все добродетели держатся естественно, без усилий и старания самого человека. Ибо дано ему то божественное бесстрастное состояние, которое было до преступления. Ведь страсти вошли в человеческое естество после преслушания, совершенного Адамом. А естественное состояние, в котором человек был создан Богом, было бесстрастным. Поэтому и ум, когда освобождается от страстей, ходит, благодаря Божественному знанию, как царь, выше естества.

Так вот, когда и ты, чадо, видишь, что без ухищрений и духовного напряжения помыслов все добродетели пребывают как естественные и не переменяются, то знай, что ты — выше естества. Когда, опять же, ты удерживаешь добродетели с помощью благих помыслов, а они переменяются, то знай, что ты — в естественном состоянии. А когда ты совершаешь грехи, знай, что ты — в противоестественном состоянии и пасешь чужих свиней, как сказано в Святом Евангелии. И поспеши освободиться. А то, что сверх сего, ведает Премудрый и Всеблагой Бог и тот, кто пребывает в Боге, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

О любви

Так как мы написали уже много разного, чадо мое, то я, побуждаемый твоей горячей верой и благоговением, посчитал, что хорошо бы написать тебе немного и о любви из того, что я узнал от прежних преподобных отцов и чтения Писаний. Но, представляя высоту этой сверхъестественной благодати, я боюсь, что, может быть, не смогу осилить это слово. И все же, согреваемый надеждой на ваши святые молитвы, я это слово начинаю. Ибо как я могу, чадо мое, своей силой написать о столь великой благодати, которая превосходит мою силу? И каким языком следует мне рассказать об этом пренебесном наслаждении и пище святых Ангелов, пророков, апостолов, праведников, мучеников, преподобных и всего сонма, записанного на Небесах?

Истинно говорю, чадо мое, если бы я мог говорить языками всех людей от Адама, чтобы они мне помогали, то и тогда мне кажется невозможным, чтобы я смог достойно восхвалить любовь. И что говорю "достойно"? Ведь смертный язык ничего, ни единого слова не может сказать о любви, если не сам Бог, Самоистина и Любовь, даст нам силу слова, и мудрость, и ведение. И если Сам Бог и наш сладчайший Иисус Христос — Сам от Себя — не даст посредством человеческого языка Себя призывать и хвалить. Ибо Любовь есть не иное, как Сам Спаситель и Отец вкупе и Божественный Дух и сладчайший Иисус.

И все другие дарования человеколюбивого Бога возбуждают божественное чувство, когда в нас смирение, кротость, воздержание и прочее приводятся в действие Божией благодатью. Они, вообще, без действия Божией благодати суть просто добродетели. И мы их храним, благодаря заповеди Господа, для исцеления наших страстей. И прежде чем получим благодать, мы постоянно испытываем перемены: к смирению и к возношению, к любви и к ненависти, к воздержанию и к многоядению, к кротости и ко гневу, к долготерпению и к ярости и пр.

Однако когда мы движимы Божией благодатью, тогда эти постоянные перемены души прекращаются. И хоть тело и испытывает простые и естественные перемены, то есть холод, жару, тяжесть, труд, боль, голод, жажду, болезни и прочее, но душа, питаемая действием Божией благодати, пребывает неизменной в данных ей естественных Божиих дарованиях.

Эту неизменность, о которой я говорю, ты должен понимать так: когда в нас находится благодать, душа непеременчива в данных ей Богом дарованиях. Но это не значит, что перемен не бывает, когда благодать отходит. Благодаря стойкому благоразумию души, человек труднопеременчивым стать может. Однако не делается непеременяемым.

Ибо мы и в другом месте этого послания написали, что до тех пор, пока мы носим эту глиняную оболочку, пусть никто не думает, что без пришествия Божией благодати может существовать высота состояния, которая не подвержена переменам, которой ничего не угрожает. Но когда Божия благодать приходит, человек и наслаждается чувством каждого Божиего дарования, и все верно понимает.

Однако, когда человек достигнет чувства Божественной любви, которая есть Сам Бог, согласно говорившему, что "Бог есть Любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" 20), сможет ли тогда смертный язык, совершенно не имеющий Божией энергии, говорить о Боге и о Его святых дарованиях? Ведь и сегодня многие добродетельные и благочестиво живущие люди, делом и словом благоугождающие Богу и приносящие пользу ближнему, думают (и многие о них такого мнения), что они достигли любви, благодаря малому делу милости и сострадания, которое они оказывают ближнему.

Однако истина не такова. Ведь они исполняют заповедь любви, согласно Господу, говорящему: "Любите друг друга" 21). И хранящий заповедь достоин похвал как исполнитель Божиих заповедей. Но это отнюдь не значит, что это и есть действие Божией любви. Это дорога к источнику, однако не сам источник. Это ступени ко дворцу, однако не сама дверь дворца. Это царское платье, но не сам царь. Это заповедь Божия, но не сам Бог.

Так вот, желающему говорить о любви следует в полноте чувства вкусить таинство любви, и затем, если позволит Источник любви, сладчайший Иисус, передать плод от полученного, и принести несомненную пользу ближнему. Ибо велика для нас опасность говорить ошибочно, и думать в неведении, и гордиться, что мы знаем то, чего на самом деле не знаем.

Так вот, знай, возлюбленное чадо мое, с точностью, что иное есть заповедь любви, исполняемая делами ради братолюбия, и иное -- действие любви Божественной. И первое могут все люди, если захотят и понудят себя это исполнить, а второе — нет. Поскольку это не зависит ни от наших дел, ни от нашего желания: захотим ли, когда захотим и как захотим. Но зависит это от источника любви, нашего сладчайшего Иисуса, Который дает нам это, если Сам хочет, как хочет и когда хочет.

И если мы ходим в простоте, и храним заповеди, и со слезами, в терпении и постоянстве усердно просим, и хорошо, как Моисей, стережем Иофоровых овец, то есть благие и духовные движения ума и помыслы, в зное дня и холоде ночи постоянных войн и искушений, и сокрушаемся от усилий и смирения, тогда мы удостаиваемся видения Бога и Купины, пылающей и неопаляемой в наших сердцах от божественного огня любви. И, приблизившись к ней умной молитвой, мы слышим Божий глас, говорящий в таинстве духовного ведения: "Сними обувь твою с ног твоих" 22). То есть сними с себя всякое своеволие и попечение этого века, и всякое ребяческое мудрование и подчинись Святому Духу и Его Божественной воле, ибо _место, на котором ты стоишь, — свято_.

И когда все это будет снято, принимает на себя человек ответственность за народ и несет казни фараону, то есть рассуждение и управление Божественными дарованиями, и победу над бесами. И затем получает Божественные законы. И не на каменных скрижалях, как Моисей, которые ветшают и разбиваются, но божественно начертанные Святым Духом в наших сердцах. И не только десять заповедей, но сколько вмещают наши ум, ведение и естество. И затем входит человек во внутреннейшие завесы.

А когда осеняет Божественное облако в огненном столпе любви и он становится весь огнем и не в силах более этого выносить, тогда Божественное действие любви взывает к Источнику любви и говорит человеческими устами: "Кто может разлучить меня со сладкой любовью Твоей, Иисусе?" И, вдобавок, в веющем дуновении — в теле или без тела — Бог знает, — внутри жилища или вне его, на воздухе — Бог знает, — это знает лишь тот, кто видел, — весь ставший огонь — с огнем, изливая слезы любви, с удивлением и изумлением взывает: "Останови, сладкая Любовь, воды Твоей благодати, ибо соединение моих членов распалось!" И когда он говорит это в веющем дуновении Духа с Его чудесным и неизреченным благоуханием, замирают чувства, и невозможно никакое телесное движение. И весь плененный, связанный молчанием, он только удивляется богатству славы Божией, пока не уйдет божественный мрак.

И стоит как безумный, Вне себя, словно пьяный, Не говоря ничего.
Ничего говорить не дают ни язык, Ни ум, ни сердце — душе и воле. Лишь Иисус мой, любовь и сладость!
Отец и Спаситель мой, сладчайший Эрос! Создатель и Бог мой и Святой Душе,
О Пресвятая Троица в Божественной Единице!
О души моей жизнь, наслаждение сердца, Просвещенье ума и любовь совершенная!
О источник любви, надежда и вера, Мне поведай, как жить, чтоб Тебя отыскал я.
Да, любовь моя сладкая, Иисусе мой Спасе, Только это скажи и другого не надо.
Мне найти бы Тебя и упасть к Твоим стопам, Сладко целуя и раны, и гвозди.
И вечно плакать с болью сердечной, И стопы орошать, как прежде Мария.
Да не отлучат меня все начала, Власти и силы врага велиара, Ни весь мир целиком и его наслажденья,
Ни все удовольствия этого века. И оттуда, где стопы Твои орошаю, Ты возьми мою душу, помести, куда знаешь,
Чтоб тебя, мой Спаситель, Мой Бог и Создатель, Вечно видеть и чтить, воспевать, славословить
Со всеми апостолами, преподобными, мучениками, Пророками, праведниками и святыми женами,
И воинством всем небесных Ангелов, Херувимов, Серафимов, Властей и Престолов,
И с Матерью сладчайшей Пресвятою Девой И Госпожою всех Богородицей Марией.
Аминь.

Итак, блажен, чадо мое, час, в который предстоит нам, если удостоимся, чистой предать нашу душу Господу и сорадоваться со всеми, о ком мы сказали, там, где во всех и над всеми царствует Иисус Христос, сладчайший Спаситель, Отец и Бог, Дух Возлюбленный, Святой, Благой, Мирный, Живоначальный, Животворящий, Троица Святая Нераздельная, ныне и присно и в бесконечные веки нескончаемых веков. Аминь.

Эпилог

О чадо, непрестанно возвращайся своим умом и сердцем ко всему тому, что я тебе написал. И точно знай, что начало чистого Божьего пути и пришествие всех благ -— это познание человеком своей немощи. И, чтобы это познать, он должен пройти через большие искушения сверх своей силы. А не пройдя через такие сверх естества искушения, невозможно ему познать немощь естества. И когда он это познает, то узнает все и все само придет в его руки. А тогда близко и истинное смирение. С ним пришло и терпение. Он постиг и ведение таинств. И облекся в рассуждение. И от любви получил плоды духа: радость, мир, долготерпение, веру, кротость, воздержание.

Вопрос: В чем же состоят все эти блага?

Ответ: Все они состоят в том, чтобы увидел человек не призраки и видения, а всю в неприкрытом виде, голую и чистую правду по благодати, что человек — ничто.

Вопрос: А что же такое это "ничто"?

Ответ: Это "ничто" есть то, что было ничем, прежде чем Бог сотворил землю и все творение. А когда Он сотворил небо и землю, тогда назвал ее, произошедшую из небытия, землей. И снова: когда Бог взял из земли глину и создал человека, тот был глиняным, без души. И когда Он вдунул в него и тот получил посредством дуновения дух жизни, разумную душу, Бог назвал его человеком, "по образу Своему и подобию".

И то, что "по образу", — это тот дух, который Бог дал ему в дуновении, разумная душа. А то, что "по подобию", — это хорошие и благие добродетели: любовь, благость, милость и прочие, как мы написали выше. И тот, кто имеет эти естественные и благие добродетели, имеет то, что "по подобию". А тот, у кого их нет, -- того, что "по подобию", не имеет. И это о нем говорит пророк, что в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им 23).

Вопрос: Но что есть полнота всех благ и исполнение всего?

Ответ: Полнота всех благ и исполнение всего есть Бог: благой, милостивый, благоутробный, Которым все произошло из небытия и без Которого ничего не произошло. Итак, Ему подобает всякая слава, любовь, честь, служение и поклонение со возлюбленным Его Сыном и сладчайшим Спасителем нашим Иисусом Христом и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и в бесконечные веки нескончаемых веков. Аминь.

 

Стихи того же

Я имени не подписал, Оно известно всем. А если ты его не знал, Послушай и узнай.
Я начат был из ничего.Я создан из земли И потому зовусь землей. Я — глина, прах и пыль.
Меня образовал Творец, Я был Им создан из земли. И вот украсил Он меня Разумною душой.
Меня монахом сотворил, Чтоб славил я Его. Чтоб не грешить, не спрашивай Ты больше ничего,
А лучше поблагодари, Прославь Его со мной -- Достоин славы Он Своей, Достоин Он хвалы.
Родитель Безначальный С Единородным Сыном Его И Святым Духом, Вся Пресвятая Троица,
Сподоби нас удела Спасаемых Предстательством Пречистой нашей Матери
И всех святых предстательством, Мольбами их святыми.
Аминь.

 

КОНЕЦ, И БОГУ НАШЕМУ В ТРОИЦЕ СЛАВА!

Примечания:

1) На Афоне отсчет времени ведется от захода солнца. — Ред. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk01#bmbk01
2) Драми — греч. мера веса. 1 драми равен 3,2 грамма. — Перев. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk02#bmbk02
3) Имеется в виду консервная банка из-под молока емкостью 400 мл. — Перев. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk03#bmbk03
4) Согласно уставу, в Греции монахи и многие миряне полностью воздерживаются от пищи и питья в первые три дня Великого поста (до литургии Преждеосвященных Даров в среду). — Перев. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk04#bmbk04
5) Вероисповедание иногда отождествляют с этносом. — Ред. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk05#bmbk05
6) Мф. 25, 21. — Ред. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk06#bmbk06
7) См.: "...был восхищен в рай и слышал..." (2 Кор. 12, 4). — Ред. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk07#bmbk07
8) См.: "... не я живу, но живет во мне Христос" и "благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (Гал. 2, 20. 1 Кор, 15,10). — Ред. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk08#bmbk08
9) См.: "войди в радость господина твоего" (Мф. 25, 23). — Ред. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk09#bmbk09
10) Ин. 15,5. — Ред. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk10#bmbk10
11) Пс. 126,1. — Ред. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk11#bmbk11
12) Восьмым веком, т. е. восьмым тысячелетием от "сотворения мира", знаменующим "последние времена", старец называет современную эпоху. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk12#bmbk12
13) Пс. 39, 2. — Ред. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk13#bmbk13
14) Пс. 93,17. — Ред. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk14#bmbk14
15) 1 Кор. 12, 3. — Ред. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk15#bmbk15
16) Пс. 134, 7. Иер. 10, 13. — Ред. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk16#bmbk16
17) "Упасть вперед" здесь означает неразумное, чрезмерное усердие. — Ред. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk17#bmbk17
18) Пс. 48, 13. — Ред. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk18#bmbk18
19) Рожки, ц.-слав. ро'жцы — стручки, шелуха, выжимки оливковых плодов, шедшие в корм свиньям. См. в притче о блудном сыне: Лк. 15, 16. — Ред. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk19#bmbk19
20) 1 Ин. 4, 16. — Ред. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk20#bmbk20
21) Ин. 13, 34. — Ред. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk21#bmbk21
22) Исх. 3, 5. — Ред. z:\Documents and Settings\vladimir.moshkov\Local Settings\Temp\Rar$EX07.781\iosif\io04.html - bmbk22#bmbk22
23) Пс. 48,13. — Ред.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.207.218.95 (0.058 с.)