Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компетенция, права и обязанности эксперта↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель и задачи экспертиз ДТП Особое место среди профилактических мероприятий принадлежит исследованию причин ДТП и сопутствующих факторов. В ДТП можно выделить три фазы: начальную, кульминационную и конечную. Каждая фаза является логическим продолжением предыдущей и в свою очередь предопределяет развитие последующей фазы. Начальная фаза ДТП характеризуется условиями движения транспортных средств и пешеходов перед возникновением опасной ситуации. Под опасной ситуацией понимают такую, при которой участники движения должны немедленно принимать все меры для предотвращения ДТП и снижения тяжести его последствий. если меры были приняты вовремя, то опасная перерастает в обычную. В противном случае возникает аварийная ситуация. Аварийной - при которой участники движения не располагают технической возможностью предотвратить ДТП и последнее становится неизбежным. Кульминационная фаза характерна событиями, вызывающими наиболее тяжелые последствия (разрушение автомобилей, травмирование пешеходов, пассажиров и водителей). Если в ДТП участвует относительно немного транспортных средств и пешеходов, то кульминационная фаза продолжается недолго (обычно несколько секунд) и развивается на участке дороги небольшой протяженности. В особенно неблагоприятных случаях, когда в происшествие вовлечены десятки и даже сотни автомобилей (так называемые «цепные ДТП»), продолжительность кульминационной фазы может составлять несколько минут. Конечная фаза следует за кульминационной. Конец ее часто совпадает с. прекращением движения транспортных средств. Однако в случае нарушения требований послеаварийной безопасности (например, при возникновении пожара на опрокинувшемся автомобиле) конечная фаза ДТП продолжается и после остановки транспортных средств. Чем полнее и достовернее данные, характеризующие все фазы ДТП, тем более объективно и всесторонне могут быть изучены причины и детальнее воспроизведен механизм его протекания. В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу. Служебное расследование проводят работники организаций, которым принадлежат транспортные средства, причастные к ДТП, или сотрудники дорожных служб, осуществляющие надзор над данным участком дороги. Цель служебного расследования заключается в установлении обстоятельств, условий и причин возникновения ДТП; выявлении нарушений установленных норм и правил регламентирующих БДД; а т.ж. в разработке мероприятий по устранению причин происшествий. Срок расследования ДТП не должен превышать 3х суток. Срок проведения расследование в особо сложных ситуациях м.б. продлен. Расследование, как правило, проводит инженер по БД. В его обязанность входит: -выявление причин ДТП, -оценка ущерба от ДТП, -разработка мероприятий по их предупреждению. Требования к инженерам по БД: 1)Наличие специальных познаний (знание методов и методик проведения экспертиз). Нужны для выявления степени виновности водителя ТС 2)Специальное оборудование. При проведении служебного расследования выявл. лица ответственные за нарушение правил, инструкций, приказов по обеспечению БД автом. Судебная экспертиза ДТП — это процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному и гражданскому делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств. Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные познания. Как правило для проведения экспертизы привлекаются лица имеющие спец. познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики. К ним относятся: штатные сотрудники экспертных учреждений МВД, Минюстиции. В некоторых случаях к проведению экспертизы привлекаются работники научных учреждений. Судебно-медицинский эксперт: устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП; определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием; выясняет состояние здоровья потерпевших. Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трасологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях или транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени. Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех его фазах, определение объективных причин ДТП и поведения отдельных его участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности? Для достижения этой цели эксперт-автотехник должен решить несколько частных задач, возникших в ходе экспертизы (1. Выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствовавших ДТП. К таким факторам обычно относятся: техническое состояние транспортных средств и дороги; параметры движения транспортных средств и пешеходов; организация дорожного движения и соответствующие технические средства; 2.Отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование; 3.Установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками; 4.Определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствия их действий требованиям Правил дорожного движения и других нормативных актов). Как правило эксперт исследует все обстоятельства по делу о ДТП. Параллельно может проводиться и служебное расследование. В случае выявления новых обстоятельств по ДТП специалистами, проводящими служебное расследование, данные обстоятельства учитываются судебными экспертами. Убытки, материальный ущерб от ДТП исследуется специалистами другого профиля. По составу участников экспертизы бывают: 1)Единоличные. Экспертизу проводят в сравнительно простых случаях. Тогда, когда характер ДТП не вызывает разногласий в толковании отдельных его обстоятельств. 2) Комиссионные. Экспертизу назначают при разборе сложных происшествий, с большим числом участников, и большим кол-вом ТС, а т.ж. при наличии разногласий или имеются сомнения в правильности толкования обстоятельств ДТП. В состав комиссии входят несколько экспертов одной специальности (2-5 человек). Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, но каждый из членов комиссии может письменно выразить свое личное мнение. 3)Комплексная экспертиза. Ее необходимость возникает тогда, когда имеются вопросы, на которые может ответить специалист, имеющий специальность не связанную с автом. транспортом. При этой экспертизе эксперты совместно решают пограничные вопросы. По очередности проведения: 1) Первичная. При ней эксперт отвечает на конкретные вопросы постановления следователя. 2) Дополнительная. Ее назначают при недостаточной ясности. 3) Повторная. Назначается в том случае, если имеются сомнения в компетенции эксперта провод. исследование. При ней эксперт отвечает на те же вопросы что и при (1). Судебными доказательствами явл. показания свидетелей, потерпевших, заключение эксперта эксперта, веществен. доказательства, протокол судебной и следствен. действий. Заключение эксперта явл. важнейшим средством доказательства в делах о ДТП.
Виды экспертиз В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу. Виды: 1-Медецинская. Научно-практическое исследование, которое производится гос. судебно-медицинским экспертом в целях разрешения вопросов медико-биологического характера, возникающих у органов дознания, следствия, суда в связи с расследованием и рассмотрением уголовных, гражданских дел и дел по административным правонарушениям; 2-Психиатрическая, 3-Психологич., 4-Криминаллистическая, 5-Планово-экономич., 6-Бухгалтерская, 7-Инженерно-техническ., 8-Товароведческая, 9-Инженерно-транспорт а)воздушно-транспортная, б)воднотранспортная, в)ж\д-транспотная, г) дорожно-транспортная. (8 и 9 образуют авто-товароведческую),10-другие. Дорожно-транспортная подраздел.: 1) Ситуалогическая. Задачи: устанавливает как должен действовать водит. с точки зрения БДД; оценка действия водит. с точки зрения соответствия техническим требованиям нормативных актов и БД; установление места расположения ТС в определен. момент времени; определение υ движения ТС в заданный момент времени; определение тормозного и остановочного пути, расстояний преодолеваемых ТС в заданные промежутки времени, а т.ж. возможности предотвратить столкновение путем торможения, определение времени преодоления ТС заданного участка пути. Др. вопросы, носящие более частый характер 2) Т ранспортно-трасологическая. Трасология - раздел криминалистики, изучающая следы, оставленные ТС и предметами в момент ДТП; следообразование, оборудование для исследования механизма следообразования. Задачи: определение траектории и характера движения ТС и др. причастных к ДТП объектов до удара; определение относительного расположения ТС и препятствий в момент удара; установление места столкновения, удара; определение траектории и характера движения ТС и пешеходов до наезда; эта задача относиться к комплексной задаче; установление места наезда на пешехода; установление механизма ДТП (комплексная задача); установление лиц управляющих ТС на момент ДТП (идентификационная комплексная задача); установление конкретных ТС участвующих в столкновении (идентификационная комплексная задача); установление отделившихся в процессе ДТП частей ТС. 3) Технико-диагностическая. Задачи: Установление неисправности ТС, а т.ж. отдельных узлов, механизмов и деталей; Установление причин и время возникновения неисправности; Выявление влияния неисправностей на возникновение ДТП; Установление соответствия тех. состояния ТС их узлов и деталей техническим нормам и требованиям БД; Установление причинно-следственной связи между неисправностями и ДТП, а т.ж. обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей; Установление возможности своевременного обнаружения неисправности до ДТП; 4) Инженерно-психологическая. Выявление психофизиологических особенностей участников ДД. Задачи: Установление возможной своевременной оценки водителем опасной ситуации; установление времени реакции водителя ТС, в зависимости от конкретных обстоятельств дорожной обстановки, предшествовавшей ДТП; установление возможности выполнения водителем необходимых действий в аварийной ситуации; установление возможности обнаружения и восприятия водителем создавшейся перед ДТП дорожной обстановки (адекватность); установление возможности предотвращения водителем ДТП с учетом психофизиологических воздействия на него различных обстоятельств. 5) Автодорожная. Проводит инженер-дорожник либо человек имеющий спец. познания в данной области. Задачи: определение НТД, которая регламентирует эксплуатационные св-ва дороги на месте ДТП; определение находится ли в допустимых пределах выявленные дефекты, на участке ДТП; соответствуют ли сцепные свойства покрытия в месте ДТП требованиям нормативно технической документации и есть ли причинно-следственные связи между ДТП и сцеплением; находится ли в технической причинно-следственная связи отклонение от нормы выявленного дор.-технического фактора с заносом данного автомобиля на месте ДТП; выяснение усматривается ли недостатки в ОД на месте ДТП; выяснение какой НТД пользуются организации, которые занимается эксплуатацией и обслуживанием дороги для обеспечения БДД; установление соответствуют ли эксплуатация и обслуживание автодорог НТД.
По составу участников экспертизы делят на единоличные, комиссионные и комплексные. Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании отдельных его обстоятельств. Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных происшествий с большим числом участников и ТС, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения и разногласия в их толковании. В состав комиссии входит несколько экспертов (обычно 2-5) одной специальности. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами. При возникновении разногласий каждый член комиссии может представить письменно свое особое мнение, обосновав его. Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода, и требуются лица разных специальностей. При комплексной экспертизе в состав комиссии, кроме эксперта-автотехника, могут быть включены медики, криминалисты и т.д. Комиссия исследует одни и те же объекты и решает вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знания. По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторную экспертизы. Проводя первичную экспертизу, эксперт автотехник отвечает на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении следователя или определении суда. Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы. Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы, объективности ее выводов или достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также нарушении требований УПК. Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по новому освещающих обстоятельства дела. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначает только в новом составе. В состав новой комиссии не могут быть включены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизах. Повторная экспертиза часто отвечает на те же вопросы, что и предыдущая. Если же задаются новые вопросы, то среди них должен быть вопрос о совпадении выводов настоящей экспертизы с выводами предыдущей или о причинах несогласия с ними. Классификация ДТП Существует несколько различных классификаций ДТП. Первый вариант: 1) ДТП с участием ТС и пешехода. 2) ДТП с участием одного ТС. а) Опрокидывание. б) Наезд на препятствие. в) Наезд на животное. 3) Столкновение между ТС. а) Столкновение с ударом сзади. б) Столкновение на пересечении дорог или на поворотах. в) Лобовое столкновение. г) Попутное столкновение. д)Столкновение со стоящим ТС. е) Наезд на велосипедиста. ж) Наезд на гужевой транспорт. 4) Столкновение между ТС и подвижным составом железной дороги. 5) Прочие ДТП (сходы с рельсов трамвая, не вызвавшие столкновения или опрокидывание; падение груза или отброшенного колесом ТС предмета на человека, животное, др. ТС; наезд на лиц не явл. участниками движ.; падение пассажиров с движущегося ТС или в салоне движущегося ТС в резул. резкого изменения скорости или траектории движ.). Классификация в соответствии с карточкой ДТП: 1)Столкновение, 2)Опрокидывание, 3) Наезд на неподвижное препятствие, 4) Наезд на пешехода, 5) Наезд на велосипедиста, 6) Наезд на стоящее ТС, 7) Наезд на гужевой транспорт, 8) Наезд на животное, 9) Прочие. II. По тяжести последствий ДТП: 1) С материальным ущербом, 2) С легкими ранениями, 3) С тяжелыми ранениями не приведшими к инвалидности, 4) С тяжелыми ранениями приведшими к инвалидности, 5) С летальным исходом. III. По месту возникновения: 1) ДТП на перегонах, 2) На перекрестках, 3) Прочие. IV.По признаку «тип а\м - участника ДТП»: 1)ДТП с легковыми а\м, 2)С грузовыми, 3)С автобусами и тд. IV.По признаку «Вид ДТП»: 1) Наезд на пешехода при неогранич. видимости и обзорности. ТС может перемещаться с постоянной υ, с замедлением/ускорением. Пешеход переход. дорогу в попутном/встречном направлении. 2) Наезд на пешехода в услов. когда видимость ограничена неподвижным препятствием. ТС двигалось постоянной υ, с замедлением/ускорением. Пешеход переход. дорогу перпендикулярно. 3) Наезд на пешех. в условиях когда видимость ограничена движущимся препятствием. 4) Наезд на пешехода при попытке его объехать. 5) Столкновение а\м. 6) Наезд ТС на неподвижное препятствие. VI. По признаку «Тип ДТП»: 1)Фронтальное (направление вектора υ движ. объекта соударения/автом. составляет с продольной вертик. плоскостью автомобиля угол 0-45º, зона соударения в передней части). 2) Боковое столкновение (направление вектора υ движ. объекта соударения/автом. составляет с продольной вертикал. плоскостью автомобиля угол 45-135°, зона соударения в боковой части). 3)Удар сзади (направление вектора υ движ. объекта соударения/автом. составляет с продольной вертикал. плоскостью автомобиля угол 135-180°, зона соударения в задней части). 4) Опрокидывание (происходит вращение автом. относит. его продольной /поперечной оси). Др. классификации: 1.По месту удара, 2.По характеру взаимного расположения и движения соударяемых объектов в первоначальный момент ДТП. 3.По направлению удара. 4.Ударно прочностные характеристики объектов соударения.
Трасологическая экспертиза. Трасология – криминалистическое учение о следах материальных объектов, связанных с расследуемым событием, механизме их образования, средствах и методах их выделения, фиксации исследования и использования в целях раскрытия расследования и предупреждения происшествий. раздел криминалистики, изучающая следы, оставленные ТС и предметами в момент ДТП; следообразование, оборудование для исследования механизма следообразования. След – материальное отражение, содержащее информацию о морфологии и функциональных свойствах участвовавших в событии ДТП объектов и о механизме такого события. Предмет транспортной экспертизы – обстоятельства, т.е. фактические данные устанавливаемые экспертом на основе следов, которые возникли на месте ДТП. Предмет конкретной экспертизы определяется вопросами поставленными перед экспертом. Производство экспертизы основано на использовании стандартных методик экспертного исследования. Особенности: 1.Эксперт обязан рассматривать комплекс следов, 2. Следы на месте ДТП могут иметь разнородный характер, 3. Необходимо выяснить связь между следами и конкретным ДТП. Комплексность исследования следов – одна из главных особенностей экспертизы. Поэтому эксперту надо предоставить все материалы, особенно актуальные, где имеется фиксация последствий на носителях. Экспертные задачи: 1)классификационные (установление модели ТС). 2) Идентификационные (отождествление ТС), 3) Диагностические. Установление модели ТС, его отождествление осущ. по следам ходовой части, по следам отделившихся узлов, агрегатов и частей ТС. К категории диагностических задач относят расшифровку механизма ДТП – это и сам процесс ДТП, перемещение а\м после ДТП, перемещения пешеходов/пассажиров в процессе ДТП. Задачи: 1)Определение траектории и характера движения ТС и объектов до удара. 2)Определение относительного расположения ТС и объектов в момент ДТП. 3)Установление места столкновения, удара. 4)Определение траектории движения ТС. 5)Установление места наезда на пешехода. 6)Установление механизма ДТП. 7)Установление лиц управляющих ТС. 8)Установление отделившихся в процессе ДТП частей ТСЭкспертиза играет основную роль при моделировании процесса ДТП. Большое значение данные имеют при розыске скрывшихся с места ДТП тс. Особо важное значение экспертиза имеет для установления причин возникновения следов, а т.ж. механизма возникновения. Трасологическая экспертиза в соответствии с объектами исследования подразделяется: 1. Гомеоскопическая (изуч. следы рук, ног, зубов челов.) 2. Механоскопическая (следы орудий, инструментов произ-ных механизмов). 3. Транспортная (экспертиза безрельсового и рельсового транспорта) 4. Экспертиза следов животных (следы лап, ног, зубов, волочения).
Заключение эксперта-автотехника. Письменное заключение судебного эксперта состоит из 3х частей: 1) Вводная. Указывает наименование экспертизы, ее порядковый №, наименование органа назначившего экспертизу, вид экспертизы. (комиссионная, комплексная, повторная), сведения о потерпевших, пострадавших, об экспертах/эксперте. Перечисляются обстоятельства дела, приводят исходные материалы, дается перечень нормативных документов, которые использ. при проведении экспертизы. В конце (1) части указывается список вопросов на которые ответил эксперт. 2) Исследовательская. Содержит результаты, описание процесса исследования, научное обоснование полученным фактам. Каждому вопросу разрешаемому экспертом соответств. определенный раздел исследовательской части. Если вопросы по адекватности соответств. др.др то возможно в 1 ответе уделить внимание 2 и > вопросам. Для проведения исследования необходимы справочные материалы они т.ж. приводятся во (2) части. Указывают результаты следственных действий допросов, осмотров и т.д. Выводы излагаются в виде ответов на поставлен. вопросы. В последнее время с развитием информационно-вычислительной техники заключения эксперта оформляются с использованием офисных программ/ специал. информационно-вычислит. комплексов. Как правило все заключения хранятся в базах данных. 3) Заключение служебного эксперта заполняется в произвольной форме как правило состоит из 5ти разделов: 1)Указывается состав комиссии, данные об а\м, водителях. 2) Приводится информ. о ДУ. 3) Указыв. информ. о водит. попавших в ДТП (возраст, классность, стаж), 4) Приведена информ. о ТС (год выпуска, пробег с начала эксплуат.) 5) Заключительная часть. Представлены выводы по данному делу, а т.ж. даются рекомендации по предотвращению подобных ДТП. Указывается также, возбуждено ли по факту данного ДТП уголовное дело. Акт служебного расследования направляют в организации, проводившие расследование или участвовавшие в нем, и в вышестоящие организации. Сведения о причинах и обстоятельствах ДТП должны быть сообщены всем водителям и другим работникам предприятия.
Цель и задачи экспертиз ДТП Особое место среди профилактических мероприятий принадлежит исследованию причин ДТП и сопутствующих факторов. В ДТП можно выделить три фазы: начальную, кульминационную и конечную. Каждая фаза является логическим продолжением предыдущей и в свою очередь предопределяет развитие последующей фазы. Начальная фаза ДТП характеризуется условиями движения транспортных средств и пешеходов перед возникновением опасной ситуации. Под опасной ситуацией понимают такую, при которой участники движения должны немедленно принимать все меры для предотвращения ДТП и снижения тяжести его последствий. если меры были приняты вовремя, то опасная перерастает в обычную. В противном случае возникает аварийная ситуация. Аварийной - при которой участники движения не располагают технической возможностью предотвратить ДТП и последнее становится неизбежным. Кульминационная фаза характерна событиями, вызывающими наиболее тяжелые последствия (разрушение автомобилей, травмирование пешеходов, пассажиров и водителей). Если в ДТП участвует относительно немного транспортных средств и пешеходов, то кульминационная фаза продолжается недолго (обычно несколько секунд) и развивается на участке дороги небольшой протяженности. В особенно неблагоприятных случаях, когда в происшествие вовлечены десятки и даже сотни автомобилей (так называемые «цепные ДТП»), продолжительность кульминационной фазы может составлять несколько минут. Конечная фаза следует за кульминационной. Конец ее часто совпадает с. прекращением движения транспортных средств. Однако в случае нарушения требований послеаварийной безопасности (например, при возникновении пожара на опрокинувшемся автомобиле) конечная фаза ДТП продолжается и после остановки транспортных средств. Чем полнее и достовернее данные, характеризующие все фазы ДТП, тем более объективно и всесторонне могут быть изучены причины и детальнее воспроизведен механизм его протекания. В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу. Служебное расследование проводят работники организаций, которым принадлежат транспортные средства, причастные к ДТП, или сотрудники дорожных служб, осуществляющие надзор над данным участком дороги. Цель служебного расследования заключается в установлении обстоятельств, условий и причин возникновения ДТП; выявлении нарушений установленных норм и правил регламентирующих БДД; а т.ж. в разработке мероприятий по устранению причин происшествий. Срок расследования ДТП не должен превышать 3х суток. Срок проведения расследование в особо сложных ситуациях м.б. продлен. Расследование, как правило, проводит инженер по БД. В его обязанность входит: -выявление причин ДТП, -оценка ущерба от ДТП, -разработка мероприятий по их предупреждению. Требования к инженерам по БД: 1)Наличие специальных познаний (знание методов и методик проведения экспертиз). Нужны для выявления степени виновности водителя ТС 2)Специальное оборудование. При проведении служебного расследования выявл. лица ответственные за нарушение правил, инструкций, приказов по обеспечению БД автом. Судебная экспертиза ДТП — это процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному и гражданскому делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств. Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные познания. Как правило для проведения экспертизы привлекаются лица имеющие спец. познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики. К ним относятся: штатные сотрудники экспертных учреждений МВД, Минюстиции. В некоторых случаях к проведению экспертизы привлекаются работники научных учреждений. Судебно-медицинский эксперт: устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП; определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием; выясняет состояние здоровья потерпевших. Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трасологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях или транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени. Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех его фазах, определение объективных причин ДТП и поведения отдельных его участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности? Для достижения этой цели эксперт-автотехник должен решить несколько частных задач, возникших в ходе экспертизы (1. Выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствовавших ДТП. К таким факторам обычно относятся: техническое состояние транспортных средств и дороги; параметры движения транспортных средств и пешеходов; организация дорожного движения и соответствующие технические средства; 2.Отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование; 3.Установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками; 4.Определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствия их действий требованиям Правил дорожного движения и других нормативных актов). Как правило эксперт исследует все обстоятельства по делу о ДТП. Параллельно может проводиться и служебное расследование. В случае выявления новых обстоятельств по ДТП специалистами, проводящими служебное расследование, данные обстоятельства учитываются судебными экспертами. Убытки, материальный ущерб от ДТП исследуется специалистами другого профиля. По составу участников экспертизы бывают: 1)Единоличные. Экспертизу проводят в сравнительно простых случаях. Тогда, когда характер ДТП не вызывает разногласий в толковании отдельных его обстоятельств. 2) Комиссионные. Экспертизу назначают при разборе сложных происшествий, с большим числом участников, и большим кол-вом ТС, а т.ж. при наличии разногласий или имеются сомнения в правильности толкования обстоятельств ДТП. В состав комиссии входят несколько экспертов одной специальности (2-5 человек). Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, но каждый из членов комиссии может письменно выразить свое личное мнение. 3)Комплексная экспертиза. Ее необходимость возникает тогда, когда имеются вопросы, на которые может ответить специалист, имеющий специальность не связанную с автом. транспортом. При этой экспертизе эксперты совместно решают пограничные вопросы. По очередности проведения: 1) Первичная. При ней эксперт отвечает на конкретные вопросы постановления следователя. 2) Дополнительная. Ее назначают при недостаточной ясности. 3) Повторная. Назначается в том случае, если имеются сомнения в компетенции эксперта провод. исследование. При ней эксперт отвечает на те же вопросы что и при (1). Судебными доказательствами явл. показания свидетелей, потерпевших, заключение эксперта эксперта, веществен. доказательства, протокол судебной и следствен. действий. Заключение эксперта явл. важнейшим средством доказательства в делах о ДТП.
Виды экспертиз В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу. Виды: 1-Медецинская. Научно-практическое исследование, которое производится гос. судебно-медицинским экспертом в целях разрешения вопросов медико-биологического характера, возникающих у органов дознания, следствия, суда в связи с расследованием и рассмотрением уголовных, гражданских дел и дел по административным правонарушениям; 2-Психиатрическая, 3-Психологич., 4-Криминаллистическая, 5-Планово-экономич., 6-Бухгалтерская, 7-Инженерно-техническ., 8-Товароведческая, 9-Инженерно-транспорт а)воздушно-транспортная, б)воднотранспортная, в)ж\д-транспотная, г) дорожно-транспортная. (8 и 9 образуют авто-товароведческую),10-другие. Дорожно-транспортная подраздел.: 1) Ситуалогическая. Задачи: устанавливает как должен действовать водит. с точки зрения БДД; оценка действия водит. с точки зрения соответствия техническим требованиям нормативных актов и БД; установление места расположения ТС в определен. момент времени; определение υ движения ТС в заданный момент времени; определение тормозного и остановочного пути, расстояний преодолеваемых ТС в заданные промежутки времени, а т.ж. возможности предотвратить столкновение путем торможения, определение времени преодоления ТС заданного участка пути. Др. вопросы, носящие более частый характер 2) Т ранспортно-трасологическая. Трасология - раздел криминалистики, изучающая следы, оставленные ТС и предметами в момент ДТП; следообразование, оборудование для исследования механизма следообразования. Задачи: определение траектории и характера движения ТС и др. причастных к ДТП объектов до удара; определение относительного расположения ТС и препятствий в момент удара; установление места столкновения, удара; определение траектории и характера движения ТС и пешеходов до наезда; эта задача относиться к комплексной задаче; установление места наезда на пешехода; установление механизма ДТП (комплексная задача); установление лиц управляющих ТС на момент ДТП (идентификационная комплексная задача); установление конкретных ТС участвующих в столкновении (идентификационная комплексная задача); установление отделившихся в процессе ДТП частей ТС. 3) Технико-диагностическая. Задачи: Установление неисправности ТС, а т.ж. отдельных узлов, механизмов и деталей; Установление причин и время возникновения неисправности; Выявление влияния неисправностей на возникновение ДТП; Установление соответствия тех. состояния ТС их узлов и деталей техническим нормам и требованиям БД; Установление причинно-следственной связи между неисправностями и ДТП, а т.ж. обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей; Установление возможности своевременного обнаружения неисправности до ДТП; 4) Инженерно-психологическая. Выявление психофизиологических особенностей участников ДД. Задачи: Установление возможной своевременной оценки водителем опасной ситуации; установление времени реакции водителя ТС, в зависимости от конкретных обстоятельств дорожной обстановки, предшествовавшей ДТП; установление возможности выполнения водителем необходимых действий в аварийной ситуации; установление возможности обнаружения и восприятия водителем создавшейся перед ДТП дорожной обстановки (адекватность); установление возможности предотвращения водителем ДТП с учетом психофизиологических воздействия на него различных обстоятельств. 5) Автодорожная. Проводит инженер-дорожник либо человек имеющий спец. познания в данной области. Задачи: определение НТД, которая регламентирует эксплуатационные св-ва дороги на месте ДТП; определение находится ли в допустимых пределах выявленные дефекты, на участке ДТП; соответствуют ли сцепные свойства покрытия в месте ДТП требованиям нормативно технической документации и есть ли причинно-следственные связи между ДТП и сцеплением; находится ли в технической причинно-следственная связи отклонение от нормы выявленного дор.-технического фактора с заносом данного автомобиля на месте ДТП; выяснение усматривается ли недостатки в ОД на месте ДТП; выяснение какой НТД пользуются организации, которые занимается эксплуатацией и обслуживанием дороги для обеспечения БДД; установление соответствуют ли эксплуатация и обслуживание автодорог НТД.
По составу участников экспертизы делят на единоличные, комиссионные и комплексные. Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании отдельных его обстоятельств. Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных происшествий с большим числом участников и ТС, а также при наличии о<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.136.223 (0.015 с.) |