Наследственные задатки, обеспечивающие развитие двигательных способностей, классификации двигательных способностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наследственные задатки, обеспечивающие развитие двигательных способностей, классификации двигательных способностей



Наследственные задатки, обеспечивающие развитие двигательных способностей, классификации двигательных способностей

Наследственные задатки, обеспечивающие развитие двигательных способностей:

1 Анатомо – морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов – сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);

2 Физиологические (особенности сердечно – сосудистой и дыхательной систем – максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);

3 Биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);

4 Телесные (длинна тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);

5 Хромосомные (генные);

6 Психодинамические (свойства психических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).

Двигательные способности: координационные, скоростные, силовые, выносливость, гибкость, скоростно-силовые.

 

Теоретико–методические положения развития двигательных способностей

Развитие двигательных способностей школьников на уроке физической культуры осуществляется посредством различных организационно-методических форм:

- упражнения – задания;

- контрольные упражнения;

- подвижные и спортивные игры;

- дополнительные упражнения;

- круговые занятия;

Успешное решение задач по развитию двигательных способностей зависит от точных знаний о возрастных, половых и индивидуальных особенностях из развития у учащихся с 1 по 4 классы, с 5 по 9 и с 10 по 12 классы, а также от четкого представления, какие конкретно координационные и кондиционные способности развиваются при использовании того или другого программного материала.

При развитии двигательных способностей немаловажное значение имеет обучение школьников умению правильно и точно выполнять общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, другие физические упражнения. Важно учить их правильно и глубоко дышать, уметь рационально напрягать и расслаблять мышцы.

Успех в работе над развитием двигательных способностей зависит и от разработки основных документов планирования (на год, четверть, урок). Это позволяет глубже анализировать итог своей деятельности и в случае необходимости вносить соответствующие коррективы.

Наконец учитель должен хорошо знать основные средства и методы развития и совершенствования разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов их совершенствования применительно к конкретным условиям.

 

Закономерности развития двигательных способностей

Развитие двигательных способностей осуществляется через направленное развитие ведущих физических качеств человека, которые развиваются на основе следующих закономерностей: гетерохронность, этапность, фазность и перенос в развитии физических качеств.

Гетерохронность (разновременнсоть)развития устанавливает, что в процессе биологического созревания организма наблюдаются периоды интенсивных количественных и качественных изменений отдельных органов и структур.

Этапность развитияустанавливает, что по мере выполнения одной и той же нагрузки эффект развития физических качеств снижается.

Развитие физических качеств характеризуется тремя этапами:

1 Начального воздействия;

2 Углубленного воздействия;

3 Несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностей организма.

Фазность развитияустанавливает зависимость эффекта педагогического воздействия от состояния физической работоспособности организма.

Во время выполнения двигательного действия выделяются четыре фазы физической работоспособности организма:

1 Нарастающей работоспособности (врабатывания);

2 Относительной стабилизации;

3 Временного снижения работоспособности;

4 Фаза повышенной работоспособности (эффект последствия).

Перенос развития устанавливает наличие связи между уровнями развития нескольких физических качеств.

 

Силовые способности: определение понятия; виды; критерии и методы оценки уровня развития; факторы, определяющие развитие, задачи развития.

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Под силовыми способностями понимают комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которого лежит понятие «сила»

Различают следующие виды силовых способностей и их соединение с другими двигательными способностями:

- собственно силовые: статическая (активная и пассивная), медленная сила.

- скоростно-силовые: взрывная, быстрая, амортизационная.

- силовая выносливость: динамическая, статическая.

- силовая ловкость: к ациклической работе, к циклической работе.

Критерии и методы оценки: динамометр и специальные контрольные упражнения, тесты на силу.

1)Прямой - оценка силы с внешним отягощением, где оценивается сила 2) Косвенный- оценка, где силовые и скоростные способности (прыжок в длину)

Факторы, определяющие развитие силовых способностей:

- Собственно-мышечные (сократительные свойства мышц, зависящие от соотношения белых и красных мышечных волокон. Активность ферментов мышечного сокращения, мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы. Физиологический поперечник и масса мышц. Качество межмышечной координации)

- Центрально-нервные ( интенсивность (частота) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам. Координация их сокращений и расслаблений, трофическое влияние центральной нервной системы на их функции)

- Личностно-психические ( мотивационные и волевые компоненты воли, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений)

- Биомеханические (прочность звеньев, опорно-двигательного аппарата, величины перемещаемых масс и др.)

- Биохимические (гормональные)

- Физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.)

- Генотипа (наследственность)

- Средовые

Задачи развития силовых способностей:

1 Общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата ребенка путем использования избирательных силовых упражнений;

2 Разностороннее развитие силовых способностей (собственно силовых, скоростно-силовых, силовой выносливости) в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков);

3 Создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки (Л.П. Матвеев и др).

 

Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития двигательных способностей в школьном возрасте.

Прирост силы основных групп мышц у школьников различных возрастных групп, в % (по данным В.Ф. Ломейко)

Возрастная группа Общий прирост силы Среднегодовой прирост
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Младшая (1-3 классы) Средняя (5-8 классы) Старшая (10-11 классы)         12,7   15,8   14,0 8,7   18,4   9,0

Уровень силовых способностей определяется не только возрастными и половыми особенностями. Он сильно колеблется в довольно широких пределах в зависимости от индивидуальных различий детей, характера двигательной активности, занятий конкретными видами спорта и других обстоятельств.

 

Методы развития скоростно-силовых способностей.

Для развития скоростно-силовых способностей применяют следующие методы:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) соревновательный метод;

Игровой метод.

Методы строго регламентированного упражнения включают в себя:

а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;

б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях

 

Элементарные

1. Скорость одиночного движения

2. Частота (темп) движения

3. Двигательные реакции:

- Простые двигательные реакции

- Сложные двигательные реакции:

*Реакция выбора

*Реакция на движущийся объект

Комплексные

1. Быстрота целостного двигательного действия

2. Стартовая скорость

3. Скоростная выносливость (дистанционная скорость)

Критерии и методы оценки скоростных способностей. Тесты для оценки скоростных способностей делятся на группы:

1 Для оценки быстроты простой реакции;

2 Для оценки скорости одиночного движения;

3 Для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах;

4 Для оценки скорости проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего на короткие дистанции;

5 Для оценки частоты (темпа) движений.

Методы оценки: 1. Аппаратура (в спорте) 2. С помощью физ. упр. В школе: бег на 30 м.

Факторы: 1) Физиологический- нервно-мышечное влияние, быстрота зависит от синхронизации напряжением одних м. групп и расслаблением других

2) Б\х- работа должна быть обеспечена энергией

3) Сила мышц

4) Морфология мышечной ткани- белые и красные мышечные волокна 5) Личностно-психический 6) Генотип Задачи: 1) Разностороннего развития всех скоростных способностей в сочетании с новыми движениями

2) Решается в сфере спорта- оптимального или мах развития скоростных способностей, которые определяют успех в спорте.

 

Основные

а) Циклические (бег, ходьба, прыжки) б) Ациклические (прыжки, метания) в) Игровые (спорт.игры, подвижные игры) г) Гимнастические (различные дыхательные гимнастики, упоры)

д) легкоатлетические

2. Дополнительные: а) Дыхательные упражнения (дыхательные гимнастики) б) Использование факторов внешней среды (бег по воде, против ветра) Методы: 1. Игровой 2. Соревновательный 3. Круговой тренировки 4. Непрерывного упражнения с нагрузками умеренно и переменной интенсивности

5. Повторного интервального упражнения

Методика развития гибкости.

Упражнения, направленные на развитие гибкости, основаны на выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращений и махов. Такие упражнения могут выполняться самостоятельно или с партнёром, с различными отягощениями или простейшими тренировочными приспособлениями: с манжетами, утяжелителями, накладками, у гимнастической стенки, а также с гимнастическими палками, веревками, скакалками. Комплексы таких упражнений могут быть направлены на развитие подвижности во всех суставах для улучшения общей гибкости без учета специфики Вашей двигательной деятельности. Посредством целенаправленного выполнения специальных комплексов упражнений можно достичь гораздо большей гибкости, чем требуется в процессе профессиональных или спортивных действий. Этим создается определенный «запас гибкости». Если такого запаса у Вас нет и имеющийся уровень подвижности в суставах используется «до предела», то трудно достигнуть максимальной точности, силы, скорости и экономичности движений, их «лёгкости».

Наследственные задатки, обеспечивающие развитие двигательных способностей, классификации двигательных способностей

Наследственные задатки, обеспечивающие развитие двигательных способностей:

1 Анатомо – морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов – сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);

2 Физиологические (особенности сердечно – сосудистой и дыхательной систем – максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);

3 Биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);

4 Телесные (длинна тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);

5 Хромосомные (генные);

6 Психодинамические (свойства психических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).

Двигательные способности: координационные, скоростные, силовые, выносливость, гибкость, скоростно-силовые.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.034 с.)