Лев, нападающий на антилопу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лев, нападающий на антилопу.



Собака, виляющая хвостом.

Муха в твоём супе.

Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.

Молния в темноте.

Пятно на твоей любимой рубашке или юбке.

Капли, сверкающие на солнце.

Крик ужаса в ночи.

Друг, ворующий твою любимую игрушку.

Теперь дайте ребёнку листок бумаги, и пусть он попробует вспомнить и записать или сказать названные фразы.

· Игра «Фигуры из спичек». Играют двое. Сначала один раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 1-2 секунды, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается подсчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» в памяти фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположения спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями.

· Игра «Послушай и опиши». Вы говорите: «Сейчас я буду читать (показывать) слова, а ты, услышав (увидев) каждое слово, представляй себе, как выглядит то, что я называю, его вкус, запах, звуки, которые оно может издавать, и т.д.». Например: «Зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусно острым и сладким одновременно».

Список слов:

бумага палка
шерсть платок
сапог поцелуй
гнездо фильм
телега слеза
палец автобус
кот блин
волосы ботинок
лимонад доктор
колесо счастье
роза птица
слон мороженое
   

 

· Игра «Сочини рассказ». Вы даёте детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.

 

медведь кот    
воздух колокольчик    
тележка солнце    
ваза ромашка    
пчела вода    

 

· Игра «Ассоциации». Цель этой игры – побудить ребёнка к ассоциативному мышлению. Предложите ему несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут на ум при чтении этих слов, например: верблюд – гора, горб, пустыня, кактус, песок и т.д. попросите ребёнка поработать самостоятельно над 2-3 словами. Применяйте это упражнение как можно чаще, и тем самым вы сформируете навык ассоциативного мышления.

Набор слов:

Ноготь

Стакан

Солнечный

Ослёнок

 

· Игра «Картина из двух слов». В этом упражнении требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, то есть не связанных между собой естественными ассоциациями. Скажите ребёнку: «Попробуй представить в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедини оба предмета в одной чёткой картинке». Предметы могут объединяться по любой ассоциации, пусть ребёнок даст волю своему воображению. Например, даны слова «волосы» и «вода»; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождём, или волосы, которые моют? Предложите ребёнку нарисовать как можно более яркую картинку.

Пары слов:

Горшок – коридор

Солнце – палец

Ковёр – кофе

Двор – ножницы

Кольцо – лампа

Котлета – песок

Ноготь – книга

Обезьяна – пальто

Жук – кресло

Зубной врач – туалет

 

Для развития памяти также нужно:

· Пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребёнку;

· Рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);

· Пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспомнить, кто из героев что говорил, что делал);

· Смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его.

 

Игры на развитие внимания

 

· Посоревнуйтесь с ребёнком: вы ищете предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву), на кухне, а он – в комнате.

· Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поёте песню), а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, каждый раз, когда встретится слово, начинающийся со звука «К», («Б», «М» и т.д.).

 

· Игра «Волшебные таблицы». Объясните задание так: «Перед тобой таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Всего в таблице 16 чисел, значит, 9 пропущено. Я написала тебе в тетради ряд чисел от 1 до 25. А теперь посмотри на таблицу. Тебе нужно отыскать в таблице числа по порядку, начиная с 1. Если не найдёшь в таблице какое-то число, вычеркни его в тетради. Исправлять по правилам ничего нельзя, так что старайся работать без ошибок. Для работы тебе отводится 3 минуты».

 

 

       
       
       
       

 

 

· Игра «Пересчитай и покажи». Ребёнок сидит за столом, а вы показываете ему таблицу: «Сейчас я покажу тебе таблицу, а ты должен как можно быстрее находить в ней числа, в порядке возрастания, начиная с единицы. Ты должен показывать их указкой и называть вслух, громко и чётко». Количество используемых цифр нужно увеличивать по мере увеличения объёма внимания от занятия к занятию.

 

             
 
 
             
 
 
             

 

· Игра «Посмотри и распутай линии».

 

· Игра «Клетчатая таблица».

           
 
 
           
 
 
           
 
 
           
 
 
           
 
 

 

Порядок работы:

1 этап – рассмотрите таблицу и найдите по порядку все числа серого цвета от 1

до 12;

2 этап – рассмотри таблицу и найди все числа белого цвета в обратном порядке

от 12 до 1;

3 этап – необходимо поочерёдно искать числа серого цвета в прямом порядке

от 1 до 12, а числа белого цвета в обратном порядке от 12 до 1.

После того как ребёнок получит удовлетворительные результаты по предло-

женному выше количеству цифр, их число можно увеличить сначала до 16, а за-

тем до 24.

 

· Игра «Догони и поймай букву». С этим заданием мы с вами уже встречались, когда говорили о диагностике ребёнка. А почему бы не использовать этот тест в качестве тренинга? Можно усложнить задание, например, вычёркивать ту букву, которая стоит в строчке первой, или же одну букву в строчке вычёркивать, а другую подчёркивать. Например, «е» - вычёркиваем, а букву «м» подчёркиваем. Ещё один вариант: сначала одну букву подчёркиваем, а другую вычёркиваем, затем по команде:»Внимание!» работа идёт наоборот – первую вычёркиваем, а вторую подчёркиваем.

Для развития внимания также нужно учить ребёнка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать сказку и рассматривать иллюстрацию, читать и слушать, слушать сказку и считать число ударов (чтение сопровождается громким постукиванием карандашом по столу), слушать и рисовать. После прочтения сказки задайте ребёнку вопросы по картинке и по сказке.

 

Игры на развитие речи

· Вы называете любое слово (существительное – название предмета, глагол – действие предмета, прилагательное – признак предмета), связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите бельё – утюг, включать, горячий). Ребёнок должен придумать словосочетание (горячий утюг, включить утюг и т.д.). Желательно, чтобы ребёнок придумал не одно, а несколько словосочетаний.

· Предложите ребёнку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как варить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др.

· «Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог), а ребёнок должен его продолжить. Например, слова по теме «кухня»: ду –духовка, ча – чайник и т.д.

 

Развитие слуха

· Игра «Назови слова». Назови как можно больше слов, которые начинаются, заканчиваются, в середине которых есть звук Л (А, Т, Р и т.д.)»

· Игра «Хлоп-хлоп». Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребёнок должен поймать звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова. Усложнение задания: «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г – хлопни 2 раза».

· «Играем со словом».

1 задание: «Придумай слово, которое начинается/оканчивается на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол» и т.д.»

2 задание: «Назови, какой звук первый/последний в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.»

3 задание: «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д.»

4 задание: «Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвёртым, первым, третьим? (Стул, ковёр, ракушка, туча) и т. д.»

· Игра «Длиннее - короче». «Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают». Слова для сравнения: стол – столик, нос – носик, карандаш – карандашик, усики – усы, пёс – собака, хвост – хвостик, змея – змейка, червяк – червячок.

 

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребёнка во многом определяет уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребёнок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут следующие упражнения.

· «Игра в слова».

1 задание: «Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты» (овощи, деревья, цветы, дикие и домашние животные, птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии, транспорт и т.д.)

2 задание: «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.

Метель – метёт, а гром - …

Ветер - …, а снег - …

Дождь - …, а солнце - …

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: «А что ещё делает солнце, оно ведь не только светит?» пусть ребёнок подберёт как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

· Игра «Признак».

1 задание: «Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?»

Железо - …

Бумага - …

Дерево - …

Снег - …

2 задание: «Назови другой предмет, такой же белый, как и снег». (Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же жёлтый, как и дыня).

· Игра «Слова приятели».

1 задание: «Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?» (грустный)

Храбрый - …. (смелый, отважный)

Крепкий – … (прочный, надёжный)

2 задание: «Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?»

· Игра «Слова неприятели».

Задание: «Скажи наоборот:

холодный чистый твёрдый толстый
тупой мокрый старший светлый
просторный враг верх проиграть
поднять день утро весна
зима завтра рано близко
низко редко медленно радостно
темно сел взял нашёл
забыл уронил насорил выпрямил
лёгкий высокий больной большой

 

· Игра «Один – много».

1 задание: «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, карандаш – карандаши».

книга ручка лампа стол окно
город стул ухо брат флаг
ребёнок человек стекло трактор озеро
имя весна друг семя арбуз

 

2 задание: «А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты – один».

· Игра «Уменьшение». «Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч – это мячик, а маленький стол - …»

 

трава рука плечо солнце банка
стул книга флаг чашка шапка

 

· Игра «Объясни слово». «Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?»

 

нож шляпа письмо
зонтик подушка соединить
мех алмаз храбрый
меч неприятность лопата
герой гвоздь стихотворение

 

Цель этого упражнения – научить ребёнка не только узнавать новые слова

через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использо-

вания предмета, описывая его признаки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.055 с.)