В 2012 году произошел беспрецедентный побег - с использованием вертолета. Как такое стало возможно. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В 2012 году произошел беспрецедентный побег - с использованием вертолета. Как такое стало возможно.



НАДЗОР ПРОКУРАТУРЫ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в российской уголовно-исполнительной системе происходят существенные изменения, которые связаны с ориентацией на обеспечение прав осужденных. В исправительных учреждениях Российской Федерации идет максимальное приближение порядка и условий отбывания наказания к международным стандартам, исключение фактов унижения человеческого достоинства, снятие излишних ограничений. Идет движение к отказу от традиции карательной функции режима исполнения наказания в виде лишения свободы через внедрение новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных.

Значение данного вида прокурорской деятельности определяется тем, что в исправительных учреждениях находятся граждане, которые ограничены в возможности применять, предусмотренные законом и доступные иным лицам, средства для защиты своих конституционных прав и интересов, в связи с чем, органы прокуратуры, осуществляя надзорную деятельность, являются гарантом охраны прав и законных интересов указанных субъектов. В свете сказанного исследование вопросов надзора прокуратуры за деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы своевременно и актуально.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе проведения прокурорского надзора в исправительных учреждениях.

Предметом исследования выступают нормы права, устанавливающие организационные и функциональные основы прокурорского надзора за деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

Целью исследования является изучение правовых и организационных основ надзора прокуратуры за деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

Структура работы включает в себя введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение, список использованных источников и приложения. В первой главе выпускной квалификационной работы рассматривается понятие и виды прокурорского надзора, его нормативные основы. Вторая глава посвящена характеристике предмета прокурорского надзора в уголовно-исполнительной системе, анализу проведения прокурорских проверок в исправительных учреждениях и актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов

В результате исследования были сформулированы следующие предложения и выводы:

Прокурорский надзор – это специфический вид государственной деятельности, осуществляемый органами прокуратуры в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Сущность прокурорского надзора проявляется в том, что он:

˗ является самостоятельным, специфическим видом государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией прокуратуры;

˗ осуществляется от имени государства;

˗ заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ.

˗ направлено на выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к установленной законом ответственности.

Специфика прокурорского надзора состоит в том, что он не относится к деятельности какой-то одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.

Задачей прокурорского надзора является обеспечение прав и свобод граждан и интересов государства.

Существует четыре вида прокурорского надзора: надзор за исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

2. Прокурорская проверка – это основной способ выявления нарушений закона. Проверки по широкому кругу вопросов каждого учреждения проводятся не реже одного раза в месяц. Это предписано Приказом Генерального прокурора РФ от 16 января 2014 г. № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

3. Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами УИС является: надзор за соблюдением законности в исправительном учреждении, законность содержания осужденных в исправительном учреждении, режим содержания осужденных, режим отбывания наказания, условия труда осужденных, условия содержания осужденных регламентированы законом, и соблюдение этих правил администрацией исправительных колоний, исполнение обязанностей осужденными.

4. Акт прокурорского реагирования – это предусмотренный законом, составленный в определенной письменной форме документ юрисдикционного характера. Акт прокурорского реагировании состоит из четырех частей: вводной, описательной; мотивировочной и результативной.

По видам акты прокурорского реагирования подразделяются на: протест прокурора, представление прокурора, постановление прокурора, предостережение о недопустимости нарушения закона

Исследование показало, что российская прокуратура традиционно занимает значительное место в системе контроля и надзора за исполнением законодательства. Почти трехсотлетний период ее истории свидетельствует, что поиск наиболее приемлемой и эффективной модели прокурорского надзора с точки зрения права еще не закончен. Особую значимость деятельность прокуратуры приобретает сегодня, в условиях построения правового государства и гражданского общества, обозначенных Россией в качестве своих важнейших приоритетов.

Следует отметить, что роль прокуратуры в защите законных прав и интересов граждан отбывающих наказания в местах лишения свободы, не только чрезвычайно высока, но и ответственна. При любых нарушениях закона граждане должны быть уверены, что их права под надежной защитой. Поэтому при рассмотрении правового статуса прокуратуры и прокурорских работников при осуществлении надзора ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина находящихся в местах лишения свободы я указал на особую актуальность данного направления прокурорской деятельности.

Велика роль прокурора и в области надзора за администрацией УИС. В современных условиях, когда имеет место рост преступности и коррупции, прокурорский надзор в рассматриваемой области не должен быть формальным. Прокуроры должны оперативно реагировать на нарушение прав осужденных лиц и своевременно выявлять факты незаконных действий администраций данных учреждений.

М.Б. статистики добавить по проведению проверок… в подтверждение роли

Вологодской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с привлечением специалистов отделений надзорной деятельности регионального ГУ МЧС проведены проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в местах пребывания осужденных.

Так же проводились проверки за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с региональным УФСБ проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии экстремизму.

Прокуратура постоянно проводит проверки и принимает строгие меры по наведению порядка за решеткой. А заключенные в разных регионах продолжают массово жаловаться на нарушение их прав. То есть на самом деле прокурор уехал и все обо всём забыли?

Александр Звягинцев: Прокуратура уделяет очень большое внимание надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний. И изменения в лучшую сторону на самом деле происходят. Не кардинально, но постепенно. Прокуроры по всей стране регулярно, не реже одного раза в месяц, проверяют законность нахождения лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы, соблюдение прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания. А также законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Хочу особо отметить, что мы руководствуемся не только российским законодательством, но и международными правовыми актами, поскольку Россия является членом Совета Европы. Существует Европейская конвенция о защите прав человека, Европейская конвенция о предотвращении пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, Европейские пенитенциарные правила.

Безусловно, прокуроры выявляют значительное число нарушений, но эти нарушения должны незамедлительно устраняться. Генеральный прокурор требует организовать жесткий контроль именно за фактическим устранением выявленных нарушений законности. Не оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией учреждений и органов УИС предписаний прокуратуры.

Редкий месяц обходится без громких жалоб российских граждан в Европейский суд по правам человека, в том числе на условия содержания под стражей. Если такую жалобу суд признает обоснованной, у нас на это обращают внимание или просто закрывают глаза?

Александр Звягинцев: В Генеральной прокуратуре глубоко и всесторонне рассматриваются запросы Европейского суда по правам человека в связи с жалобами наших граждан. По официальным данным, в прошлом году Россия заняла первое место по числу поданных обращений, а сумма компенсаций, устанавливаемых Судом за причиненный вред, увеличивается из года в год в разы. Например, в 2010 году было 184 тысячи евро, а в 2011-м - уже более 400 тысяч евро.

С 2010 года по июнь 2012-го Генпрокуратурой рассмотрено около 300 запросов, поступивших от Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека. Из них более 200 запросов - в связи с нарушением Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом большинство таких нарушений касается деятельности следственных изоляторов.

Каждое принятое в пользу заявителей решение Европейского суда Генпрокуратура доводит до сведения всех прокуроров, требуя повысить эффективность прокурорского надзора, пресекать нарушения закона и восстанавливать права лиц, содержащихся под стражей, и осужденных.

Ежегодно учреждения и органы российской уголовно-исполнительной системы посещают представители Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. В прошлом и в этом году представители ЕКПП, побывавшие в СИЗО и колониях на территории Чечни, Дагестана, Северной Осетии, Москвы, Санкт-Петербурга, Владимирской области и других регионов, отметили улучшение условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

В штаб-квартире Совета Европы в Страсбурге в ноябре 2011 года состоялось 6-е пленарное заседание Консультативного совета европейских прокуроров. Основным итогом заседания стало принятие заключения "О взаимоотношениях прокуроров с администрацией пенитенциарных учреждений". Отстаивая свои позиции, российская делегация добилась, чтобы в принятом заключении в основном нашел отражение богатый опыт Прокуратуры России по осуществлению надзора за законностью и соблюдением прав человека в местах лишения свободы. Совет Европы признал эффективность мер прокурорского реагирования в УИС России и рекомендовал другим европейским странам взять их на вооружение в ходе осуществления прокурорского надзора.

Кстати

Наметилась тенденция - за последние годы значительно снизилось число осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях: с 590,7 тысячи в 2008 году до 475 тысяч человек - в нынешнем. Несмотря на это сотрудники уголовно-исполнительной системы допускают многочисленные нарушения при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы. Наиболее распространенные - при надзоре за осужденными к ограничению свободы и контроле за соблюдением ими установленных судом ограничений.

Подготовил Иван Егоров.

Опубликовано в "Российской газете", (Федеральный выпуск),

N5867 от 24 августа 2012 г.

 

НАДЗОР ПРОКУРАТУРЫ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в российской уголовно-исполнительной системе происходят существенные изменения, которые связаны с ориентацией на обеспечение прав осужденных. В исправительных учреждениях Российской Федерации идет максимальное приближение порядка и условий отбывания наказания к международным стандартам, исключение фактов унижения человеческого достоинства, снятие излишних ограничений. Идет движение к отказу от традиции карательной функции режима исполнения наказания в виде лишения свободы через внедрение новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных.

Значение данного вида прокурорской деятельности определяется тем, что в исправительных учреждениях находятся граждане, которые ограничены в возможности применять, предусмотренные законом и доступные иным лицам, средства для защиты своих конституционных прав и интересов, в связи с чем, органы прокуратуры, осуществляя надзорную деятельность, являются гарантом охраны прав и законных интересов указанных субъектов. В свете сказанного исследование вопросов надзора прокуратуры за деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы своевременно и актуально.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе проведения прокурорского надзора в исправительных учреждениях.

Предметом исследования выступают нормы права, устанавливающие организационные и функциональные основы прокурорского надзора за деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

Целью исследования является изучение правовых и организационных основ надзора прокуратуры за деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

Структура работы включает в себя введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение, список использованных источников и приложения. В первой главе выпускной квалификационной работы рассматривается понятие и виды прокурорского надзора, его нормативные основы. Вторая глава посвящена характеристике предмета прокурорского надзора в уголовно-исполнительной системе, анализу проведения прокурорских проверок в исправительных учреждениях и актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов

В результате исследования были сформулированы следующие предложения и выводы:

Прокурорский надзор – это специфический вид государственной деятельности, осуществляемый органами прокуратуры в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Сущность прокурорского надзора проявляется в том, что он:

˗ является самостоятельным, специфическим видом государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией прокуратуры;

˗ осуществляется от имени государства;

˗ заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ.

˗ направлено на выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к установленной законом ответственности.

Специфика прокурорского надзора состоит в том, что он не относится к деятельности какой-то одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.

Задачей прокурорского надзора является обеспечение прав и свобод граждан и интересов государства.

Существует четыре вида прокурорского надзора: надзор за исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

2. Прокурорская проверка – это основной способ выявления нарушений закона. Проверки по широкому кругу вопросов каждого учреждения проводятся не реже одного раза в месяц. Это предписано Приказом Генерального прокурора РФ от 16 января 2014 г. № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

3. Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами УИС является: надзор за соблюдением законности в исправительном учреждении, законность содержания осужденных в исправительном учреждении, режим содержания осужденных, режим отбывания наказания, условия труда осужденных, условия содержания осужденных регламентированы законом, и соблюдение этих правил администрацией исправительных колоний, исполнение обязанностей осужденными.

4. Акт прокурорского реагирования – это предусмотренный законом, составленный в определенной письменной форме документ юрисдикционного характера. Акт прокурорского реагировании состоит из четырех частей: вводной, описательной; мотивировочной и результативной.

По видам акты прокурорского реагирования подразделяются на: протест прокурора, представление прокурора, постановление прокурора, предостережение о недопустимости нарушения закона

Исследование показало, что российская прокуратура традиционно занимает значительное место в системе контроля и надзора за исполнением законодательства. Почти трехсотлетний период ее истории свидетельствует, что поиск наиболее приемлемой и эффективной модели прокурорского надзора с точки зрения права еще не закончен. Особую значимость деятельность прокуратуры приобретает сегодня, в условиях построения правового государства и гражданского общества, обозначенных Россией в качестве своих важнейших приоритетов.

Следует отметить, что роль прокуратуры в защите законных прав и интересов граждан отбывающих наказания в местах лишения свободы, не только чрезвычайно высока, но и ответственна. При любых нарушениях закона граждане должны быть уверены, что их права под надежной защитой. Поэтому при рассмотрении правового статуса прокуратуры и прокурорских работников при осуществлении надзора ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина находящихся в местах лишения свободы я указал на особую актуальность данного направления прокурорской деятельности.

Велика роль прокурора и в области надзора за администрацией УИС. В современных условиях, когда имеет место рост преступности и коррупции, прокурорский надзор в рассматриваемой области не должен быть формальным. Прокуроры должны оперативно реагировать на нарушение прав осужденных лиц и своевременно выявлять факты незаконных действий администраций данных учреждений.

М.Б. статистики добавить по проведению проверок… в подтверждение роли

Вологодской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с привлечением специалистов отделений надзорной деятельности регионального ГУ МЧС проведены проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в местах пребывания осужденных.

Так же проводились проверки за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с региональным УФСБ проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии экстремизму.

В 2012 году произошел беспрецедентный побег - с использованием вертолета. Как такое стало возможно?

Александр Звягинцев: Проверка по факту побега осужденного Шестакова с помощью вертолета из исправительной колонии N 17 в Вологодской области показала, что там грубо нарушались требования закона об условиях и порядке отбывания наказания. В том числе в обеспечении режима, охраны и изоляции осужденных, а также профилактики правонарушений. Вместо строгого контроля за поведением склонного к побегу Шестакова, замначальника колонии по безопасности и оперативной работе его вообще снял его с учета. Как оказалось, за взятку в 10 тысяч рублей. Пользуясь таким покровительством и полной безнадзорностью, осужденный и совершил побег. Против замначальника колонии возбуждено уголовное дело. Генеральную прокуратуру беспокоит состояние правопорядка и законности в уголовно-исполнительной системе. При том что численность осужденных заметно сократилась, количество преступных проявлений не уменьшилось, а выросло. В 2012 году этот рост составил 15 процентов. Не сокращается количество так называемых протестных акций - голодовок, членовредительства и неповиновений. Я думаю, на это нужно обратить особое внимание новому руководству ФСИН России, и прежде всего выявить причины и условия, порождающие эти явления.

интервью заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Звягинцева "Российской газете"

24 августа 2012



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.034 с.)