Учебный план подготовки специалиста по направлению 38.03.01 «Экономика» предусматривает проведение производственной практики в управленческой среде организации с целью определения возможных рисков в деятельности.
Практика проводится в форме самостоятельной работы студента в качестве стажера в коммерческой организации, органах государственной власти, местного самоуправления, органах государственного и муниципального финансового контроля. В ходе её прохождения практикант выполняет временные (разовые) и постоянные задания руководителя практики от организации, самостоятельно изучает служебную документацию и нормативно-правовые акты, касающиеся его деятельности. В процессе прохождения производственной практики студент может привлекаться непосредственно к работе по выполнению расчетов, заполнению документации, фиксировать результаты работы в отчете о прохождении практики.
Цель и задачи практики
Цель производственной практики - закрепление и углубление полученных теоретических знаний, приобретение практических компетенций и навыков самостоятельной работы, а также выработка умений применять их при решении конкретных экономических вопросов.
Задачами студентов в период прохождения производственной практики являются следующие:
- закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения соответствующих учебных дисциплин;
- приобретение практических умений и навыков на основе знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения работы;
- изучение работы экономических служб на объекте практики и изучение порядка их взаимодействия с учреждениями кредитной, налоговой, страховой и др. систем;
- овладение инновационными профессионально-практическими умениями, производственными навыками и современными методами организации выполнения работ.
- овладение нормами профессии в мотивационной сфере: осознание мотивов и духовных ценностей в избранной профессии.
- овладение основами профессии в операционной сфере: ознакомление и усвоение методологии и технологии решения профессиональных задач (проблем).
- приобретение умения на основе анализа выявлять сильные и слабые стороны деятельности объекта практики и разрабатывать предложения по устранению недостатков;
- сбор и систематизация практического материала для составления отчета по практике и осуществления научной деятельности.
В период прохождения производственной практики бакалавр по направлению 38.03.01 «Экономика» по профилю подготовки «Экономика предприятий и организаций» должен получить возможность принимать участие в решении профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности.
2.Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате прохождения производственной (по профилю) практики обучающийся должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
общекультурными компетенциями (ОК):
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);
общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
способностью решать стандартные задачи в профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);
способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4);
профессиональными компетенциями (ПК):
Расчетно-экономическая деятельность
способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
Аналитическая, научно-исследовательская деятельность
способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);
способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);
способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);
способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);
способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);
Организационно-управленческая деятельность
способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9);
способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11).
Таблица 1.
Планируемые результаты обучения по практике
Код компетенции
| Содержание компетенции
| Планируемые результаты обучения по дисциплине
|
ОК-3
| способен использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
| Знать:
З1 – содержание профессиональной деятельности экономиста, квалификационную характеристику и должностные обязанности экономиста;
З2 – Методы и принципы принятия решений в экономической деятельности
|
Уметь:
У1 – применять современные методы руководства на различных иерархических уровнях управления
У2 – использовать усвоенные знания в качестве критерия оценки полученных результатов научных исследований
|
Владеть:
В1 – навыками управленческой деятельности в различных сферах экономики
В2 – навыками анализа теоретико-методологических основ современной экономической политики
|
ОК-5
| способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
| Знать:
З1 – современные стили и модели управления сотрудниками; инновационные подходы управления организациями
З2 – Социально-психологические аспекты работы в команде
|
Уметь:
У1 – Применять знания стратегий психологического воздействия для разработки эффективных массовых коммуникаций
У2 – Применять стратегии и техники командообразования в профессиональной деятельности
|
Владеть:
В1 – Методами психологических исследований массовой коммуникации и ее структурных элементов.
В2 –Навыками организации команд сотрудников
|
ОК-7
| способностью к самоорганизации и самообразованию
| Знать:
З1 – основные принципы самообразования;
З2 – основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации
|
Уметь:
У1 – творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения; применять методы и средства познания для профессиональной компетентности; вести поиск информации в глобальных экономических сетях
У2 – применять методы и средства повышения общекультурной и профессиональной компетенции
|
Владеть:
В1 – методами повышения квалификации; навыками накопления, обработки и использования информации, в том числе полученной в глобальных компьютерных сетях;
В2 – методикой сравнительного и системного анализа для повышения своей квалификации
|
ОК-9
| способен использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
| Знать:
З1 – основные виды опасностей опасности, их свойства и характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду;
З.2 - организационные основы безопасности труда, контроль и надзор по безопасности труда и жизнедеятельности, принципы моделирования систем по обеспечению безопасности жизнедеятельности и т. п.
|
Уметь:
У1 - решать типовые задачи по обеспечению безопасности труда и жизнедеятельности;
У2 - разрабатывать мероприятия по обеспечению безопасности деятельности персонала или снижению воздействия опасных и вредных факторов среды
|
Владеть:
В1 – законодательными и правовыми основами в области обеспечения безопасности;
В2 - навыками выявления, оценки, локализации и нейтрализации угроз безопасности, формирования модели системы безопасности
|
ОПК-1
| способен решать стандартные задачи в профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
| Знать:
З1 – содержание профессиональной деятельности экономиста, квалификационную характеристику и должностные обязанности экономиста;
З2 - историю экономики и биографии выдающихся учёных и их вклад в развитие науки и практики в экономической сфере
|
Уметь:
У1 - оперировать знаниями о закономерности развития общества в профессиональной деятельности
У2 - анализировать происходящее в мире и стране процессы, прямо или косвенно касающиеся экономической сферы
|
Владеть:
В1 – навыками аргументации, обоснования выбранной позиции;
В2 - навыками самостоятельного исследования факторов, определяющих содержание трудовой функции экономиста.
|
ОПК-2
| способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач
| Знать:
З1 - место и роль информатики в обществе, классификацию информации; о разнообразии типов информационных систем, определяющих соответствующую информационную технологию работы на персональном компьютере в целях поддержки принятия решений;
З2 - основное представление о структуре и функциях аппаратной части персонального компьютера; основные представления о различных классах ЭВМ. их функциях, возможностях и особенностях, назначении и сфере применения; представление о назначении и визах программного обеспечения информационных систем и технологий; функциональные возможности систем управления базами данных (СУБД), пакетов прикладных программ (ППП) MicrosoftOffice
|
Уметь:
У1 –находить, отбирать, обрабатывать и представлять в аналитическом виде информацию из различных источников (в том числе, из электронных баз данных, электронных академических журналов, источников неакадемического характера)
У2 – понимать и правильно использовать в своей профессиональной деятельности современную научную терминологию; оценивать информацию на качественном и количественном уровне
|
Владеть:
В1 – навыками сбора и регистрации экономической и информации в информационных системах, в том числе в глобальных компьютерных сетях
В2 - навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по проблемам развития информационных систем в экономике
|
ОПК-3
| способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
| Знать:
З1 – основные методы и средства хранения, поиска, систематизации, обработки, передачи информации;
З2 – особенности использования информационных систем по основным направлениям профессиональной деятельности и функционирования фирмы в эпоху Интернета.
|
Уметь:
У1 – разрабатывать структуру и определять объем входной и выходной информации
У3 – пользоваться программными средствами для обработки экономической информации
|
Владеть:
В1 – навыками компьютерной обработки служебной документации, деловой графики, защиты данных;
В2 – навыками работы с информационными системами и технологиями, используемыми в профессиональной деятельности.
|
ОПК-4
| способен находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность
| Знать:
З1 – современные стили и модели управления сотрудниками; инновационные подходы управления организациями
З2 – методы и принципы принятия решений в экономической деятельности
|
Уметь:
У1 – применять современные методы руководства на различных иерархических уровнях управления
У2 – использовать усвоенные знания в качестве критерия оценки полученных результатов научных исследований
|
Владеть:
В1 – навыками управленческой деятельности в различных сферах экономики
В2 – навыками анализа теоретико-методологических основ современной экономической политики
|
ПК-1
| расчетно-экономическая деятельность
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
| Знать:
З1 – знает основные особенности российской экономики, ее структуру, направления экономической политики государства
З2 – экономические законы, характеризующие коммерческие связи и определяющие соотношения между производством, распределением, обменом и потреблением
|
Уметь:
У1 – сформулировать проблему, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов и применить соответствующий теоретический аппарат для ее решения;
У2 – применять методы сбора, хранения, обработки и анализа информации для организации и управления коммерческой деятельностью хозяйствующих субъектов;
|
Владеть:
В1 – методами сбора, обработки и анализа коммерческой информации хозяйствующих субъектов;
В2 - методами подготовки аналитических материалов для моделирования экономических процессов
|
ПК-2
| способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
| Знать:
З1 – методы и подходы экономической науки, используемые в процессе анализа функционирования хозяйствующих субъектов,
З2 - методы анализа для оценки состояния, и прогноза развития экономических явлений и процессов, поведения хозяйствующих субъектов
|
Уметь:
У1 – проводить анализ и оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности
У2 – принимать решение по выбору сценариев финансово-хозяйственной деятельности в зависимости от их назначения
|
Владеть:
В1 – методами анализа и оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов;
В2 –способностью выполнения финансовых расчетов
|
ПК-3
| способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
| Знать:
З1 – назначение, структуру и содержание отчетов организации систематизировать и получать необходимые данные для анализа деятельности предприятия;
З2 – теоретические основы и методику проведения анализа и планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия
|
Уметь:
У1 – проводить анализ и оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности;
У2 – демонстрирует умение выявлять и анализировать деятельность организации, тенденции развития экономических процессов и явлений, на микро- и макроуровне
|
Владеть:
В1 – методами анализа и оценки эффективности экономической политики государства,
В2 – методами подготовки аналитических материалов в финансово-хозяйственной деятельности,
|
ПК-4
| аналитическая, научно-исследовательская деятельность
способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
| Знать:
З1 - теоретические основы и методику проведения анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
З2 - функциональные возможности использования информации, отраженной в бухгалтерском учете и полученной аналитическим путем
|
Уметь:
У1 – пользоваться методологией и конкретными методиками экономического анализа, проводить диагностику финансового состояния предприятия;
У2 - выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций;
|
Владеть:
В1 – способностью системно освещать и анализировать основные проблемы современной экономической жизни и экономической политики в Российской Федерации;
В2 – методами подготовки аналитических материалов в сфере финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
|
ПК-5
| способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
| Знать:
З1 – инструментальные средства для обработки экономических данных
З2 – методы анализа результатов экономических расчетов
|
Уметь:
У1 – выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных
У2 – решать профессиональные задачи с использованием инструментальных средств
|
Владеть:
В1 – методами анализа результатов экономических расчетов
В2 – навыками обоснования полученных в ходе экономических расчетов выводов
|
ПК-6
| способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
| Знать:
З1 – особенности составления статистической документации в отечественной и зарубежной практике
З2 – фундаментальные подходы различных школ экономической науки в построении теоретических и эконометрических моделей
|
Уметь:
У1 – осуществлять статистический экономический анализ, воспроизводить, описывать и интерпретировать экономические модели
У2 – использовать теоретические и эконометрические модели для описания экономических процессов и явлений
|
Владеть:
В1 – методами анализа и синтеза, обобщения [микроэкономической] информации
В2 – навыками интерпретации результатов теоретического и эконометрического моделирования
|
ПК-7
| способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
| Знать:
З1 – основные понятия и категории, применяемые для описания закономерностей функционирования современной социально-экономической системы на уровне …
З2 – совокупность социально-экономических показателей, характеризующих состояние и тенденции изменения хозяйственных систем
|
Уметь:
У1 – использовать данные отечественной и зарубежной статистики для анализа процессов и явлений на уровне региона
У2 – анализировать данные статистики для выявления тенденций социально-экономического развития
|
Владеть:
В1 – навыками математических расчетов, проведения анализа и определения тенденций развития конкретных экономических процессов
В2 – навыками анализа статистических показателей, характеризующих состояние, интерпретировать полученные результаты
|
ПК-8
| способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
| Знать:
З1 – системы анализа и оценки [финансово-хозяйственной] деятельности предприятий, организаций, ведомств
З2 – нормативные документы, регламентирующие предприятий и организаций
|
Уметь:
У1 – анализировать и интерпретировать [финансовую, бухгалтерскую…] информацию, содержащуюся в финансовой отчетности [предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств…]
У2 – интерпретировать и оценивать результаты анализа [финансово-хозяйственной] деятельности предприятий, организаций.
|
Владеть:
В1 – методами анализа отчетных документов предприятий и организаций
В2 – навыками принятия управленческих решений на основе анализа отчетности
|
ПК-9
| организационно-управленческая деятельность
способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта
| Знать:
З1 – технологии проектной деятельности в решении экономических проблем
З2 – закономерности групповой коммуникации при разработке и реализации проектов
|
Уметь:
У1 – организовать деятельность малой группы для разработки и реализации конкретного экономического проекта
У2 – реализовать конкретный экономический проект силами малой группы
|
Владеть:
В1 – инструментарием проектной деятельности в области …
В2 – навыками коммуникационной деятельности в работе проектной группы
|
ПК-10
| способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии
| Знать:
З1 – коммуникационные возможности современных информационных систем
З2 – технологии решения коммуникационных задач в профессиональной деятельности
|
Уметь:
У1 – использовать современные информационные технологии для обеспечения коммуникаций в профессиональной деятельности
У2 – решать коммуникационные задачи в организации с применением различных технических средств
|
Владеть:
В1 – навыками организации коммуникаций для решения профессиональных задач
В2 – техническими средствами решения коммуникационных задач в профессиональной деятельности
|
ПК-11
| способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
| Знать:
З1 – системы оценки эффективности управленческих решений в экономике
З2 – технологии выработки оптимальных решений в экономике по заданным критериям
|
Уметь:
У1 – критически оценивать варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать оптимальные решения
У2 – оценивать риски и социально-экономические последствия решений в управлении экономическими системами
|
Владеть:
В1 – навыками расчета эффективности и рисков функционирования экономических систем
В2 – методами выработки оптимальных управленческих решений в экономике
|
3.Указание места практики в структуре образовательной программы
Б2.П.1 Производственная практика (экономическая) является составной частью основной образовательной программы (ООП) высшего профессионального образования. Организация данной производственной практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности приобретения студентами компетенций в области профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Она логически завершает осознанное и углубленное изучение дисциплин, предусмотренных учебным планом на 4-6 семестрах, и подготавливает к изучению дисциплин 7-8 семестров.
К началу первой (экономической) производственной практики студентами пройдены гуманитарные дисциплины, «Статистика», «Экономика предприятия». «Макроэкономическое прогнозирование», «Финансы», «Налоги и налогообложение», Кроме этого, пройдена подготовка в области информационных технологий. На этих знаниях, полученных студентами, базируется данная практика.
В тоже время она предшествует изучению в 7-8 семестрах специальных дисциплин.
Вторая производственная практика (в десятом семестре) будет основана на знаниях, приобретенных в течение изучения дисциплин всей основной образовательной программы.
4.Указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах.
Общая трудоемкость производственной практики (экономической) составляет 3 зачётных единицы (108 часов). Практика проводится в 6 семестре для студентов очной формы обучения и на 4 курсе для студентов заочной формы обучения. Продолжительность практики составляет 2 недели. По производственной (экономической) практике осуществляется промежуточная аттестация в форме защиты отчета по практике в соответствии с учебным планом.