ТОП 10:

Рационалистическое направление в архитектуре



Рационалистическое направление в архитектуре

Рационализм в архитектуре Западной Европы второй половины XIX в.

Интенсивное развитие стран Европы привело к потребности в новых типах гражданских и промышленных зданий и сооружений. Производство новых строительных материалов (железобетона, стекла, чугуна, стали) способствовало развитию строительной науки, появлению новых методов расчета конструкций. Широко применяется металл особенно в промышленном строительстве, а именно в строительстве мостов.

 

Ø Виадук Гараби на юге Франции (1880—1884 гг.)

Инженер Гюстав Эйфель

Металлический железнодорожный мост через реку Трюйер Общая длина 564,6 м.  

Представляет собой металлическую сетчатую конструкцию, пересекающую долину на высоте более 130 м в виде огромной серповидной арки (пролет в 180 м, высота 60 м). Настил моста длиной 490 м состоит из отдельных ферм.

Этот мост в то время был самым большим металлическим мостом в мире и для того уровня развития технологий он был просто чудом.

 

Из промышленной архитектуры металлические конструкции перешли в новые типы гражданской архитектуры: вокзалы, рынки и т.п.

Важным явлением в развитии архитектуры второй полвины XIX в. стало возникновение на фоне эклектики и стилизаторства новой рационалистической архитектуры, в основу которой положено использование современных строительных материалов и большепролетных конструктивных решений, а также стремление к функциональному обоснованию решений зданий и сооружений.

 

Ø Библиотека Св. Женевьевы в Париже (1843 – 1850 гг.)

Архитектор Анри Лабруст

Анри Лабруст одним из первых архитекторов использовал возможности металлических конструкций для решения новаторских задач. Был сторонником использования в строительстве новых материалов и учета их свойств в архитектурном проектировании.

В 1830 г. Анри Лабруст организовал в Париже «Рациональную школу архитектуры».

В первой публичной библиотеке Св. Женевьевы предполагалось разместить часть книг, национализированных французским государством в 1789 г.

Проект Лабруста, представлял собой прямоугольное пространство, огражденное по периметру стенами с книжными стеллажами, на которые опирались цилиндрические своды двухнефного зала. По середине зала проходит ряд чугунных колонн, поддерживающих своды.
Лабруст спроектировал книгохранилище, как освещаемую верхним светом каркасную конструкцию, в которой свет через крышу попадал сквозь железные лестничные площадки на нижние этажи.

Вторая половина XIX в. связана с появлением всемирных выставок. Выставочные здания требовали обширного экспозиционного внутреннего пространства, максимальной его освещенности, кратких сроков возведения и демонтажа. При этом сами здания становились экспонатами, которые демонстрировали достижения строительной техники.

 

Ø Хрустальный дворец (Кристалл Палас) в Лондоне (1851 г.)

Архитектор Джозеф Пэкстон

Высота его частей возрастала по направлению к центру - сводчатому трансепту. Конструкция дворца представляла собой сложную систему тонких железных стержней, служащих опорой для стеклянных стен.

Павильон имел единое выставочное пространство с акцентированной центральной частью, посредине которой был установлен восьмиметровый фонтан. Внутренних перегородок дворец не имел, и его интерьер представлял собой один огромный зал. В нем свободно размещались для показа образцы всех видов промышленной продукции развитых стран. В боковых выступах произрастали сохраненные во время строительства вязы, т.к. парламентом было запрещена вырубка на месте городского парка, что также сделало павильон знаменитым.

В качестве модуля для проекта был выбран размер стеклянного листа длиной 1,25 метра. Это был один из первых примеров возведения способом монтажа из стандартных элементов.

Инженер Гюстав Эйфель

Башня служила входной аркой Всемирной выставки.

Высота – 312, 5 м.

Металлическая конструкция.

Пирамидальный нижний этаж Эйфелевой башни образован четырьмя металлическими колоннами, на своде которых расположена первая платформа, с которой вверх поднимается вторая пирамида, вырастающая в пирамидальную колонну, оканчивающуюся третьей платформой с маяком и куполом, над которым на высоте 300 метров находится последняя смотровая площадка. Конструкция оборудована многочисленными лестницами и лифтами. На первой платформе расположены залы ресторана и смотровая площадка. На второй — ресторан и смотровая площадка, а также резервуары с машинным маслом для работы подъемного механизма лифта. Позже гидравлический подъемник был заменен электрическим.

Стальной цех был почти целиком облицован стеклом. Его стропильные фермы и опоры соединялись в трехшарнирные стальные арки, каждая из которых была составлена из двух Г-образных элементов. Арки образовывали пролет шириной 110 м и высотой до 45 м. Это был самый большой пролет в здании среди построенных к тому времени во всем мире.

Огромные прозрачные окна из стекла и стеклянный свод создавали впечатление, что здание построено из стали и стекла. Внутри павильона находилась движущаяся платформа. Она перемещалась над экспонатами – всевозможными машинами и механизмами, и позволяла многочисленным посетителям внимательно их рассмотреть. Галерея машин была также использована во время Всемирной выставки 1900 года. В 1910 году она была разобрана.

Салливен, проектировавший высотные деловые здания, сумел придать им определенный облик. Разрабатывая конторские здания, он делил сооружение на пять уровней в соответствии с их назначением. На первом уровне помещались подвалы с отопительными помещениями, на втором — банки и магазины, которые должны были хорошо освещаться. Третий уровень занимали просторные помещения, к которым вели широкие лестницы; четвертый (Салливен уподоблял его улью) включал многочисленные этажи, заполненные конторами. На пятом уровне архитектор помещал аттик (стенку над венчающим сооружение карнизом, обычно украшенную рельефами или надписями), который напоминал античные постройки. Членение на уровни хорошо просматривается в небоскребе Гаранти - билдинг.

Ø Небоскреб Гаранти - билдинг в Буффало (1894—1895 гг.)

Архитектор Луис Салливен

Для фасадов характерен метр вертикальных пилонов, отражающих каркасную структуру здания, невысокий аттиковый этаж и большие проемы нижних этажей, в которых размещается универмаг. Здесь Л. Салливен выдвигал идею тройственного членения здания на «базу» — общедоступный первый этаж, «тело» — блок конторских ячеек и «венчание» — технический этаж. Целостность здания была подчеркнута вертикальными членениями. Салливен отказался от горизонтального членения фасада, заменив его вертикальным.

Архитектор Луис Салливен

Здесь были применены горизонтальные «лежачие» окна, плоская кровля, далеко вынесенный карниз, выявление каркаса в решении фасадов, подчеркивание вертикальными членениями угловой скругленной части здания. Здание характеризовалось полным отсутствием декоративных элементов.

На фоне эклектизма тоговременирационализм чикагских архитекторов воспринимался как новаторство. Независимость от стилистических приемов прошлого было характерно для представителей Чикагской школы, что вошло в противоречие с традиционными взглядами на архитектуру со стороны заказчиков. Чикагская школа потерпела поражение. Ее существование практически прекратила всемирная Колумбийская выставка 1893 г. в Чикаго. В архитектуре США продолжала господствовать эклектика.

 

Архитектор Филипп Уэбб

Новая концепция жилого дома, его внешний облик развивается из его внутреннего содержания. Планировка дома представляет собой полную противоположность привычным в то время особнякам, внутренний интерьер которых перегружен лепниной. Архитектор отказался от обязательной симметрии. В деталях еще видны черты готики. Отделка – это неоштукатуренная кирпичная кладка как снаружи, так и внутри. Отсюда и название дома, так как из красного кирпича. Центр дома – двухсветный зал.

Ø Здание Школы искусств в Глазго, Великобритания (1907—1909 гг.)

Архитектор Чарльз РенниМакинтош

Здание имеет Е-образную в плане форму. Длина - 75 метров, ширина - 28 метров. Здание предназначено для обучения молодых художников. Рисовальные студии и архитектурные мастерские в основном расположены вдоль северного фасада школы. Другие учебные и служебные помещения – в восточном крыле. Назад выходят главный лекционный зал, библиотека и несколько студий.

Кроме пяти основных этажей, в нем имеется чердачный этаж для мастерских, добавленный на втором этапе строительства.

Фасад прорезают ряды высоких окон, перемежающиеся пилястрами оригинальной формы. Очень интересная деталь - выступающие на боковых фасадах высокие фонари с частым переплётом стёкол. Макинтош использовал в сооружении элементы так называемого баронского стиля, в котором строились старинные шотландские замки.

Ø Выставочное здание Сецессиона в Вене, Австрия (1897 – 1899 гг.)

Компактное, кубической формы здание, украшено пластическим цветочным орнаментом, без особых декоративных излишеств. Геометрические формы смягчаются извилистыми и кривыми линиями внутри помещения. Круглый купол здания выполнен из 3000 позолоченных бронзовых лавровых листьев и 700 круглых ягод.

Фасад Дома сецессиона подчеркнут орнаментом, темой которого опять же выступает лавровый лист – символ славы и величия. Фронтон Дома сецессиона украшен позолоченной надписью «Каждому времени – свое искусство, каждому искусству – своя свобода»

Архитектор Август Эндель

На фасаде и в интерьерах поражает обилие декора, наложенного на плоскую поверхность стен. Лепные украшения имеют разнообразные очертания, вызывая в памяти то животных, то растения, то морские волны. Необычные изысканные формы окон и арочных проемов гармонируют с декоративными элементами.

Фасад, к сожалению, не сохранился до наших дней: сначала он был разбит национал-социалистами, а в 1944 году само здание было разрушено при бомбардировке.

 

Особое место в истории модерна занимает творчество испанского архитектора А. Гауди. Для него характерен скульптурный подход к архитектуре, стремление к живой природной пластике.

 

v Антонио Гауди

Ø Парк Гуэль (парк Гауди), Барселона (1900— 1914 гг.)

Частный коттеджный поселок, планировавшийся не как парк, а как город-сад по английской модели. Парк Гауди в Барселоне, явился реализацией плана строительства городской усадьбы дона Эусебио Гуэля. Парк был задуман как зелёная жилая зона в черте города.

У входа в парк стоят два домика необычной формы, украшенных яркой керамикой. Далее начинается лестница. В ее пролетах - животные, тоже облицованные керамикой, среди них - дракон.

 
Лестница ведет в зал Ста Колонн, необычное помещение с волнистым сводом, который поддерживают изогнутые колонны (их не 100, а 86). Свод как будто находится в постоянном движении, изгибается и двигается, перемещая колонны. Такое необычное впечатление возникает из-за волнистости форм. Из зала можно пройти наверх, на огромную площадку, вдоль которой находится длинная волнистая скамья, облицованная керамикой. Скамья изогнута по всей своей длине, форма сидений повторяет форму человеческого тела.
От площадки уходит прогулочная дорожка. Для нее Гауди отстроил галерею, подпираемую колоннами, напоминающими деревья.  
     

Ø Жилой дом Бальо (каса Бальо) в Барселоне («Дом Костей») 1904—1906 гг.

Доходный дом.

Существует множество толкований символики главного фасада, но, по-видимому, наиболее правильной является интерпретация здания как сюжета - Св. Георгий убивает дракона. Первые два этажа напоминают кости и скелет дракона, фактура стены - его кожу, а кровля сложного рисунка - его хребет.

Особенностью дома Бальо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Волнистые очертания проявляются как в декоративных деталях фасада, так и в оформлении интерьера. Сохранив исходную структуру дома, примыкающего боковыми стенами к двум соседним зданиям, Гауди спроектировал два новых фасада.

Гауди полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создав для них оригинальную мебель, и прибавил подвальный этаж, мансарду и ступенчатую террасу крыши. Две световые шахты были объединены в единый внутренний двор.

В конце XX - начале XXI веков было завершено внутреннее убранство собора. И, несмотря на то, что строительство еще не завершено, в 2010 году папа Бенедикт XVI признал его пригодным для ежедневных богослужений.

Окончательное открытие Собора Саграда Фамилия ожидается в первой трети XXI века.

В рамках стиля модерн осуществлялись поиски в контексте практической полезности и пластическому обогащению архитектуры при общей нацеленности искусства на упрощение форм. Архитектурная деятельность в данном направлении объединяется под общим названием «Персональный модерн»,распространившийся в первые 15 лет XX в.Начало персонального модерна было связано с изменением самого принципа планировочного решения, для которого впервые было сформулировано понятие функционального плана.

Одним из представителей Персонального модерна был австрийскийархитектор Отто Вагнер.От композиции сооружений, изобилующих сложным декором, Отто Вагнер перешёл к поискам рациональности и простоты. В интерьерах часто применял лишённые декора геометрически чёткие формы и обнажённые металлические конструкции. Вагнер стремился создать новый стиль в архитектуре и считал, что развивать художественные формы необходимо только из конструкций.

v Отто Коломан Вагнер (1841 – 1918 гг.) – Австрия

Основатель новой архитектуры, представлявшей стиль модерн, Вагнер с большим вниманием относился к новым методам строительства и к новым материалам, таким как стекло, железо и цемент. В своих проектах, учитывая будущее функциональное предназначение зданий, чему он придавал большое значение, он предпочитал простые композиции, прямые линии и, чтобы не разрушить чистоту поверхностных структур, всегда сдержанные украшения.

Вагнер воплотил в своих постройках главную идею модерна: «Каждому времени — свое искусство».

Творческая деятельность:

Ø Станции городской железной дороги в Вене (1894 – 1901 гг.)

С 1850 по 1890 г.г. после двукратного присоединения к Вене городских предместий площадь австрийской столицы резко увеличилась, и, как следствие, остро встал вопрос транспортного сообщения между центром города и новыми окраинами. В 1893 году был объявлен конкурс на строительство внутригородской железной дороги. Победителем конкурса стал самый успешный австрийский архитектор того времени 51-летний Отто Вагнер. За шесть лет, с 1894-го по 1901-й год, были сооружены четыре железнодорожные линии, проложены 80 км путей, возведены 40 станций, 15 мостов и виадуков.

ü Станция «Карлсплац» (1894-1899 гг.)

В проектировании принимал участие Йозеф Мария Ольбрих

Станция состоит из двух павильонов, стоящих напротив друг друга. Оба построены на стальном каркасе, обшитом снаружи белыми мраморными, а изнутри – белыми гипсовыми плитами, которые украшены мотивом цветка подсолнечника.
ü Станция Kettenbrückengasse (1894-1899 гг.) ü Станция Хофпавильон в венском районе Хитцинг (1894-1899 гг.)
Частная станция для императорской семьи около замка Шенбрунн. Во время путешествий императора и членов королевской фамилии павильон служил им местом отдыха. Здесь также находилась императорская метеорологическая станция и была возможность отправлять телеграммы.
     

Ø Дом с майоликой (Майоликхаус)Линке Винцайле в Вене-1898 – 1899 гг.

На верхних этажах здания находилась жилая часть, а на двух нижних этажах - помещения для торговли.

Гладкие упрощенные стены дома покрывал орнамент, покрывает орнамент, состоящий из изображений маков, золотых и зеленых листьев, и оно казалось довольно непривычным. Для эпохи, во время которой был возведен дом, фасад был по-настоящему революционным и вызвал общественный резонанс. Глазурованная керамическая плитка, из которой выложен фасад, легко очищается от пыли и грязи.

Ø Храм Св. Леопольда Ам-Штайнхоф, Вена (1904—1907 гг.)

Находится в западном районе Вены Штейнхоф

Храм является частью архитектурного комплекса психиатрической больницы и рассчитан на 800 молящихся. Вагнер спроектировал свою церковь с расчетом на то, что главными ее прихожанами будут психически больные люди, пациенты больницы. Здесь все создано для их удобства и безопасности – в церкви практически отсутствуют острые углы, кресты убраны подальше от посетителей, предусмотрены отдельные скамьи для тревожных и спокойных пациентов, отдельные входы для мужчин и женщин, оборудованы аварийные выходы на случай эвакуации больных, места службы священника отделено от паствы в целях безопасности.

В объемно-пространственном решении Вагнер шел по пути сближения культового и зрелищного жанров архитектуры. Он стремился создать современный облик храма, для чего изменил его планировочное решение и оборудование современными средствами комфорта. В храме Св. Леопольда действительно все выполнено по современным требованиям – акустика и оптика, вентиляция и отопление, прекрасная освещенность.

Вагнер почти совсем упразднил окна в алтарной части, оставив только боковые, лишил церковный зал обычных нефов, избрав зальное единое пространство в двадцать метров высотой. Для лучшей слышимости все углы помещения скруглены.

ØЗданиеПочтовой Сберкассы (Wiener Postsparkasse) в Вене – 1906 г.

Занимает целый квартал. Железобетонные фасады были лишены всяческих украшений. Мраморная внешняя отделка крепилась металлическими нагелями, которые создавали своеобразный стильный орнамент.

 

  В интерьере здания Вагнер выступил как предшественник функционализма, применяя лишённые декора геометрически чёткие формы и обнажённые металлические конструкции.

 

Поиски модерна в Европе были прерваны Первой мировой войной.

Рационалистическое направление в архитектуре

Рационализм в архитектуре Западной Европы второй половины XIX в.

Интенсивное развитие стран Европы привело к потребности в новых типах гражданских и промышленных зданий и сооружений. Производство новых строительных материалов (железобетона, стекла, чугуна, стали) способствовало развитию строительной науки, появлению новых методов расчета конструкций. Широко применяется металл особенно в промышленном строительстве, а именно в строительстве мостов.

 

Ø Виадук Гараби на юге Франции (1880—1884 гг.)

Инженер Гюстав Эйфель

Металлический железнодорожный мост через реку Трюйер Общая длина 564,6 м.  

Представляет собой металлическую сетчатую конструкцию, пересекающую долину на высоте более 130 м в виде огромной серповидной арки (пролет в 180 м, высота 60 м). Настил моста длиной 490 м состоит из отдельных ферм.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.232.62.209 (0.019 с.)