Глава 1. Анализ организационной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Анализ организационной культуры



Организационная культура – это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития

 

Определение типа организационной культуры

Определение типа организационной культуры выполняется методом анкетирования.

Инструкция по проведению исследования

Магистрант заполняет анкету (10 мин)дома. В аудитории на практическом занятии заполненные анкеты должны быть собраны, после чего группой проводится их обработка.

Тест «Определение типа организационной культуры»

Уважаемый сотрудник! Предложенные десять вопросов касаются разных сторон работы организации. По каждому вопросу подчеркните вариант ответа (А, Б, В или Г), лучше всего описывающий вашу организацию. Вы должны делать свой выбор на основании реального положения дел в организации, а, не исходя из того, как должно быть или как хотелось бы вам. Если вам кажутся подходящими две формулировки, все равно выберете только одну, которая лучше описывает ситуацию в вашей организации.

1. Основное дело руководства – это:

A. Организация производства и поиск рынков сбыта.

Б. Руководство работой и повышение эффективности.

B. Делегирование ответственности и координация работы подразделений.

Г. Инновации, решение проблем и налаживание сотрудничества между людьми.

2. Коммуникации в нашей организации в основном:

A. Формальные и безличные.

Б. Редкие, в письменной форме.

B. Личные.

Г. Частые и неформальные.

3. Контроль в организации чаще всего основан на:

A. Планах и формальных процедурах.

Б. Достижении целей, выработанных подчиненными вместе с руководителем.

B. Показателях сбыта продукции.

Г. Бухгалтерских системах, бюджетах и нормативах.

4. Мотивация персонала чаще всего основана на:

A. Чувстве принадлежности к команде и командных ценностях.

Б. Надежде на повышение.

B. Личных оценках.

Г. Повышении должностного статуса.

5. Организационная структура в организации в основном:

А. Неформальная.

Б. Централизованная, функциональная.

В. Децентрализованная и линейно-штабная.

Г. Кросс-функциональная, ориентированная на проблему.

6. Основные ценности:

A. Доминирование и подавление сопротивления.

Б. Рациональность и поддержание порядка.

B. Защита интересов членов организации.

Г. Достижение целей подразделения.

7. Люди работают в основном, чтобы:

А. Соответствовать представлениям о «правильном» поведении.

Б. Получать удовлетворение от работы.

В. Решать проблемы и вносить свой вклад в общее дело.

Г. Сохранять имеющиеся привилегии и завоевывать новые.

8. Отношения с другими организациями в основном строятся на:

A. Взаимных интересах и общности задач.

Б. Сотрудничестве.

B. Конкуренции.

Г. Соглашениях и соблюдении буквы закона.

9. Власть в основном основана на:

А. Компетентности, опыте и знаниях.

Б. Способности поддерживать дисциплину и порядок.

В. Должностной позиции.

Г. Способности и желании помогать другим людям.

10. Людей в организации поощряют в основном за:

A. Способность добиваться результата и побеждать.

Б. Следование правилам и процедурам.

B. Помощь другим людям.

Г. Вклад в достижение целей организации.

Ключ к анкете

При подведении итога для каждого вопроса обведите кружком буквы, отмеченные в вопроснике. Затем по каждой колонке подсчитайте число баллов (букв, обведенных кружками) (табл. а).

 

Таблица а. Определение типа организационной культуры

№ вопроса Авторитарная культура Бюрократическая культура Культура, ориентированная на задачу Культура, ориентированная на человека
  Б В А Г
  А Б Г В
  Г А В Б
  В Г Б А
  Б В А Г
  А Б Г В
  Г А В Б
  В Г Б А
  Б В А Г
  А Б Г В
Итого:        

 

Колонка, получившая наибольшее количество баллов, соответствует культуре, доминирующей в этой организации.

Обработка результатов анкетирования может быть представлена в виде таблицы, графика, по данным которых делается вывод.

Уровень организационной культуры

Инструкция по проведению исследования

Магистрант заполняет анкету дома. В аудитории на практическом занятии заполненные анкеты должны быть собраны, после чего группой проводится их обработка.

Тест «Уровень организационной культуры»

  Суждения баллы
1. На нашем предприятии вновь нанятым работникам предоставляется возможность овладеть специальностью                    
2. У нас имеются четкие инструкции и правила поведения всех категорий работников                    
3. Наша деятельность четко и детально организована                    
4. Система заработной платы у нас не вызывает нареканий работников                    
5. Все, кто желает, у нас могут приобрести новые специальности                    
6. На нашем предприятии налажена система коммуникаций                    
7. У нас принимаются своевременные и эффективные решения                    
8. Рвение и инициатива у нас поощряются                    
9. В наших подразделениях налажена разумная система выдвижения на новые должности                    
10. У нас культивируются разнообразные формы и методы коммуникаций (деловые контакты, собрания, информационные распечатки и др.)                    
11. Наши работники участвуют в приня­тии решений                    
12. Мы поддерживаем хорошие взаимоотношения друг с другом                    
13. Рабочие места у нас обустроены                    
14. У нас нет перебоев в получении внутрифирменной информации                    
15. У нас организована профессиональная (продуманная) оценка деятельности работников                    
16. Взаимоотношения работников с руководством достойны высокой оценки                    
17. Все, что нужно для работы, у нас всегда под рукой                    
18. У нас поощряется двусторонняя коммуникация                    
19. Дисциплинарные меры у нас приме­няются как исключения                    
20. У нас проявляется внимание к индивидуальным различиям работников                    
21. Работа для меня интересна                    
22. На нашем предприятии поощряется непосредственное обращение мастеров и бригадиров к руководству                    
23. Конфликтные ситуации у нас допускаются с учетом всех реальностей обстановки                    
24. Рвение к труду у нас всячески поощряется                    
25. Трудовая нагрузка у нас оптимальная                    
26. У нас практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления                    
27. В наших подразделениях господствуют кооперация и взаимоуважение между работниками                    
28. Наше предприятие постоянно нацелено на нововведения                    
29. Наши работники испытывают гордость за свою организацию                    

 

Ключ к анкете

1. Подсчитайте общий балл, сложив показатели всех ответов.

2. Подсчитайте средний балл по секциям:

- работа – 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25;

- коммуникации – 2, 6, 10, 14, 18, 22;

- управление – 3, 7, 11, 15, 19, 23, 26, 28;

- мотивация и мораль – 4, 8, 12, 16, 20, 24, 27, 29.

Интерпретация

Индекс «OK» определяется по общей сумме полученных баллов. Наибольшее количество баллов – 290, наименьшее – 0. Показа­тели свидетельствуют о следующем уровне «ОК»:

- 261 – 290 – очень высокий;

- 175 – 260 – высокий;

- 115 – 174 – средний;

- ниже 115 – имеющий тенденцию к деградации.

Узкие места «ОК» определяются по средним величинам секций. Показатели в баллах по секциям свидетельствуют о следующем состоянии в коллективе:

- 9 – 10 – великолепное;

- 6 – 8 – мажорное;

- 4 – 5 – заметное уныние;

- 1 – 3 – упадочное.

Пример выводов, которые можно сделать по результатам данного исследования:

Предлагаемые выше 9 суждений собраны в процессе опроса руководителей среднего и высшего звена управления. Все суждения значимы. Поэтому показатель ниже 4 баллов по какому-то пункту свидетельствует о неблагополучном положении дел на этом направлении трудовой деятельности и в межличностном общении работников. Своевременно принятые меры могут воспрепятство­вать наступлению кризисного состояния. Таким образом, работу по оздоровлению предприятия следует начинать с анализа дел, отраженных в конкретных суждениях.

Данные тестирования дают возможность оценить первый фактор в прямом виде: общий показатель выше 175 баллов свидетель­ствует о положительной направленности организационной культуры; два других фактора можно оценить на основе показателей по секциям.

АНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЕКТИВЕ

Анализ стиля управления

Тест «Определение стиля руководства трудовым коллективом»

Инструкция по проведению исследования

Магистрант заполняет анкету дома. В аудитории на практическом занятии заполненные анкеты должны быть собраны, после чего группой проводится их обработка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.019 с.)