Черты современной рыночной экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Черты современной рыночной экономики.



 

Характерные признаки современного рынка:

- является рынком покупателей. Предложение товаров превышает спрос на них при фиксированной цене;

- конкурентный характер; Это значит, что в системе предприятия каждый субъект выступает как конкурирующая сторона по отношению к всех других субъектов.

- стабилизация отношений между субъектами рынка на основе интеграции.

Конкуренция и ее виды.

Конкуренция - это экономическое соперничество субъектов за наиболее выгодные условия производства продажи / покупки товаров, с целью получения максимальной прибыли.

Определенные условия для развития конкуренции: экономическая свобода; самостоятельность и независимость экономических субъектов.

Конкуренция - это борьба хозяйствующих субъектов за лучшие условия на рынке.

Виды конкуренции:

- чистая (совершенная) - наличие на рынке в больших количествах и
продавцов и покупателей из каждого конкретного товара;

- монополистическая (несовершенная) - ограниченная развитием монополизма.
Купля и продажа не осуществляются по единой рыночной цене, а существует широкий диапазон цен;

- олигополистическая - товары производят немного производителей. Претендентам тяжело найти рынки сбыта, когда спрос на этот товар уже насыщен. Продавец должен своевременно реагировать на стратегию и действия конкурентов;

- недобросовестная деятельность хозяйственного субъекта, что направлена на получение коммерческой выгоды и обеспечения доминирующего положения на рынке путем обмана потребителей, партнеров. Путем дезинформации, использования товарного знака, распространения компрометирующей информации о товарах своих конкурентов, давлением на поставщиков ресурсов и банков, перемани персоналу конкурентов фирм;

- внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между предпринимателями, которые производят однородную продукцию в одной отрасли за более выгодные условия производства и реализации продукции, то есть за получение сверхдохода (избыточной дополнительной стоимости);

- межотраслевая конкуренция - заключается в борьбе предпринимателей разных отраслей за наиболее прибыльное приложение капитала, за получение равновеликой прибыли на равновеликий авансовый капитал, за более "справедливое" деление совокупной дополнительной стоимости, созданной в общественном хозяйстве.

Методы и средства конкурентной борьбы:

- ценовой конкуренции: основной метод - цена;

- неценовой конкуренции:

а) повышение качества продукции;

б) использование рекламы;

в) условия, связанные из продажей товара (ремонт изделий, консультации относительно использования товаров).

 

Типы рыночных структур.

Виды конкуренции:

- чистая (совершенная) - наличие на рынке в больших количествах и
продавцов и покупателей из каждого конкретного товара;

- монополистическая (несовершенная) - ограниченная развитием монополизма.
Купля и продажа не осуществляются по единою рыночной цене, а существует широкий диапазон цен;

- олигополистическая - товары производят немного производителей. Претендентам тяжело найти рынки сбыта, когда спрос на этот товар уже насыщен. Продавец должен своевременно реагировать на стратегию и действия конкурентов;

Виды монополизма и формы его выявления:

Монополия: -ограниченное количество продавцов производителей при большом количестве покупателей.

Монопсония: ограниченное количество покупателей при большом количестве производителей.

Олигополия - это форма группового монополизма, при которой несколько самостоятельных крупных фирм монополизируют производство и сбыт массы товаров данного вида.

Олигопсония - является формой группового монополизма, при которой существует монополия нескольких покупателей определенного товара.

 

Монополия и ее виды

Монополия – крупное предприятие, которые сосредоточило в своих руках производство и сбыт значительной, решающей доли продукции какой-то отрасли экономики.

Виды монополизма и формы его проявления:

Монопсония: ограниченное количество покупателей при большом количестве производителей.

Олигополия - это форма группового монополизма, при которой несколько самостоятельных крупных фирм монополизируют производство и сбыт массы товаров данного вида.

Олигопсония - является формой группового монополизма, при которой существует монополия нескольких покупателей определенного товара.

Естественная монополия. – когда 1 предприятие в стране владеет всеми ресурсами отрасли и ему невыгодно дробиться или это невозможно.

 

Защита конкурентной среды.

Антимонопольные мероприятия - обеспечивают свободу конкуренции путем ограничения монополизма.

Антимонопольный комитет использует такие методы:

- налоги

– штрафы

- поддержка конкурентов или импортеров товаров-заменителей,

- ликвидация монополий

- дробление монополий

- контроль над наценкой

- контроль над качеством

- установление критериев монополизма и т.д.

 

Рыночная инфраструктура и ее основные элементы.

 

Инфраструктура рынка - это совокупность организационно-правовых у форм, с помощью которых осуществляется функционирование и сочетание в единственное целое рыночных отношений.

Элементы инфраструктуры:

- предприятия розничной и оптовой торговли;

- кредитная система и коммерческие банки;

- аукционы, ярмарки и другие формы организованного внебиржевого посредничества;

- организационно оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах;

- система регуляции занятости население и центры (государственные и не государственные) содействия занятости (биржи труда);

- налоговая система и налоговые инспекции;

-система страхования коммерческого, хозяйственного риска, страховые (государственные и не государственные) компании;

специальные рекламные агентства, информационные агентства и средства массовой информации;

- таможенная система;

- консультативные (консалтинговые) компании;

- аудиторские компании и тому подобное.

- система экономического образования.

- Транспортные компании;

- Министерство экономики, финансов;

- Порты, вокзалы.

 

 

Товарная биржа и ее функции.

Виды: универсальная, специализированная, сырьевая.

Товары на бирже стандартизованные, массовые.

Биржа осуществляет:

- Котировка цен;

- Устанавливает стандарты на биржевые товары;

- прорабатывает типичные контракты;

- осуществляет расчеты между продавцами и покупателями;

- Занимается информационной деятельностью;

- оказывает своим клиентам страховые, посреднические, арбитражные услуги.

 

Фондовая биржа и ее функции.

Фондовая биржа - это организованный рынок ценных бумаг, который функционирует на основании официально зарегистрированных правил ведения торговли.

Основные функции фондовых бирж:

1) мобилизация и концентрация временно свободных денежных средств и сбережений путем продажи ценных бумаг биржевыми посредниками на первичном и вторичном рынках;

2) кредитование и финансирование государства и частного сектора путем приобретения их ценных бумаг на первичном рынке, а также биржевых спекулянтов и финансово-кредитных заведений на вторичном рынке;

3) концентрация операций с ценными бумагами, установление цен на них, а также формирования фиктивного капитала;

4) обеспечение публичности ценных бумаг.

 

27. Биржа труда и ее функции.

 

Функции государственной службы занятости Украины:

1. Анализирует, прогнозирует спрос и предложение на рабочую силу и информирует о состоянии рынка труда.

2. Ведет учет свободных рабочих мест и граждан, которые обращаются по вопросам трудоустройства.

3. Оказывает помощь в подборе гражданами работы, а работодателями - необходимых работников.

4. Организовывает профессиональную подготовку и переподготовку граждан.

5. Регистрирует безработных и оказывает им помощь.

 

Спрос. Закона спроса.

Спрос – желание и возможность покупателя приобрести определенное количество товара по данной цене.

 

Закон спроса: величина спроса обратно зависит от цены.

 

 
 

 

 


Исключения из закона спроса.: эффект сноба, эффект привычки, эффект ажиотажа, ожидание плохого качества.

Кривая спроса иллюстрирует закон спроса и иллюстрирует действие принципа убывающей предельной полезности.

Вид кривой спроса и закономерности потребительского поведения объясняются при помощи факторов:

- Эффект дохода;

- Эффект замещения;

- Закон убывающей предельной полезности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.169.50 (0.017 с.)