Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение показателя адиабаты для воздуха
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 18 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ АДИАБАТЫ ДЛЯ ВОЗДУХА
Ц е л ь р а б о т ы: определить показатель адиабаты акустическим методом. П р и б о р ы: звуковой генератор, трубка со встроенными на концах телефоном и микрофоном, осциллограф, усилитель низкой частоты.
Теория метода
Причиной звуковых ощущений у людей и животных является воздействие на их органы слуха упругих волн, распространяющихся в воздухе или в другой упругой среде. Звук может распространяться только в среде (газ, жидкость, твердое тело). Скорость звука зависит от упругих свойств среды. Звук возникает в среде при колебании какого-нибудь тела (струны или частиц). Если бросить камень на поверхность воды, то пойдут круги или как мы говорим волны. Точка, куда упал камень, является источником возмущения. Возмущение передается в различные участки поверхности воды посредством волны. Звук не может распространяться в вакууме, так как там нет вещества, которое через себя передавало бы возмущение от одной частицы к другой по цепочке. Распространение волн не связано с переносом вещества. Волны бывают поперечными и продольными. Волна на поверхности воды есть пример поперечной волны. Если колебание частиц среды перпендикулярно распространению волны - волна называется поперечной. Колебания мембраны в телефоне создают колебания среды, т.е. чередование областей сжатия и разряженности в пространстве образуют волну. Это есть пример продольных упругих волн. В зависимости от частоты колебаний различают два вида распространения колебаний: изотермический и адиабатический. При очень малых частотах процесс сжатия и расширения происходит изотермически. А при больших частотах наблюдается адиабатическое сжатие и расширения воздуха. Сжатие происходит так быстро, что нет оттока теплоты в окружающую среду, а при расширении воздух охлаждается и не успевает нагреться за счет притока теплоты извне. Поэтому процесс, происходящий в воздухе будет адиабатическим. Уравнение адиабатического процесса рVγ = сonst. Это уравнение называется еще и уравнением Пуассона, где γ- коэффициент Пуассона, равный отношению удельных или молярных теплоемкостей газа при постоянном давлении и постоянном объеме
γ = Ср/Сv. Скорость звука в среде определяется формулой , где k – модуль объемной упругости среды из закона Гука (3) или (4) дифференцируя уравнение Пуассона, получим:
(5) откуда (6) тогда скорость звука будет равна (7) Используя уравнение состояния (8) найдем (9) Подставляя в формулу (7) значение р определяем скорость звука (10) Звуковой генератор вырабатывает сигналы звуковой частоты от 20-2000 Гц. Этот сигнал подаем на телефон. Телефон преобразует электрические колебания в механические колебания мембраны. Излучаемый звук направляется во внутрь трубки, на другом конце которой расположен микрофон. Падающий на плоский микрофон звук отражается обратно и взаимодействует с падающей волной. При определенных условиях, когда внутри трубки укладывается целое число полуволн, образуется стоячая волна- застывшая картина волны. Микрофон преобразует обратно звуковые колебания в электрические. Эти сигналы усиливаются усилителем и подаются на вход осциллографа для визуального наблюдения сигнала. Перемещая микрофон вдоль трубки мы можем наблюдать изменения амплитуды сигналов на осциллографе.
телефон микрофон ЗГ УНЧ ОСЦ.
Рис 1.
В тот момент, когда микрофон попадает в узел стоячей волны, наблюдается минимум сигнала, а когда микрофон перемещаясь попадает в пучность стоячей волны, будет наблюдаться максимум сигнала. Но можно сделать опыт иначе. Не перемещая микрофон, увеличивая частоту сигнала мы можем добиться укладки вдоль трубки целого количества полуволн , где k = 1,2,3,4,…… (11) ℓ - длина трубки. Можно найти две «соседние» частоты при котором наблюдается максимум сигнала на осциллографе. Этим частотам соответствуют пучности на микрофоне. Для двух частот имеем два значения длин волн λ 1 и λ 2.
, где (12)
(13)
Найдем разницу частот: (14) Подставляя значение из формулы (10) имеем (15) Отсюда найдем (16) Зная молекулярный вес воздуха μ = 0,029 кг/моль, температуру воздуха, длину трубки и разность частот, мы можем найти γ - показатель адиабаты.
Порядок работы 1. Собрать схему (рис 1.) 2. Линейкой измерить длину трубки 5 раз и занести в таблицу
3. Измерить температуру воздуха вдоль трубки снаружи в 5 местах. 4. Включить усилитель. Ручка «усиление» устанавливается в крайнее левое положение. 5.Включить осциллограф. Ручка «усиление» устанавливается по у в крайнее левое положение. Ручка «усиление» по Х в крайнее правое положение, делитель 1: 1. 6. Включить звуковой генератор ЗГ-18. Ручка «усиление» должна быть в крайнем левом положении. Подать на телефон сигнал звуковой частоты около 700 Гц с напряжением 5 В. 8. Регулируя ручками «усиление» на УНЧ и осциллографе, добьемся четкого изображения синусоиды с амплитудой 3-4 см на экране осциллографа. 9. Подбирая частоту, вращением ручки «частота» на звуковом генераторе, добьемся максимума амплитуды на экране осциллографа. 10. Записать частоту ν 1 в таблицу. Вращая ручку «частота» на ЗГ-18 в ту же сторону найдем значение частоты ν2, при котором будет наблюдаться максимум амплитуды.Частоту ν 2 занесем в таблицу. Пункты 9 и 10 повторить 3 раза. 11. Найти среднее значение Т и занести в таблицу Т = 273 + t 0C По формуле (16) вычислить γ. 12. Оценить погрешности измерения. Таблица
Контрольные вопросы 1.Звук, изотермический и адиабатический способы передачи звука 2.Условие образования стоячей волны. Меняется ли частота звука при переходе из одной среды в другую? 3.Что называется теплоемкостью? Удельные и молярные теплоемкости. 4.Как выражаются теплоемкости при постоянном объеме и давлении от степени свободы молекул? Вывести формулу Майера. 5.Как запишется первое начало термодинамики для адиабатического процесса?
Лабораторная работа 5.1.1.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.015 с.) |