ТОП 10:

Миниатюры, иллюстрирующие Троянскую воину в Лицевом Летописном своде. XVI в. Государственный Исторический музей, Москва.



начала уступать место другой. Очень хорошо это видно на примере кни­ги «Титулярник», созданной несколь­кими живописцами Посольского приказа (ведомство внешней поли­тики) в 70-х гг. XVII в. «Титулярник» должен был служить практическим пособием для российских дипло­матов и содержал портреты царст­вующих особ нескольких десятков государств, а также государственные гербы. Кроме того, «Титулярник» был в полном смысле историче­ским произведением, поэтому в не­го вошли также портреты государей русской земли вплоть до царя Алек­сея Михайловича. Если портреты периода до конца XVI в. достаточно условны, почти иконописны, то пос­ледние цари изображены вполне реалистично, как, впрочем, и многие европейские монархи — современ­ники Алексея Михайловича.

В середине и конце XVII в. в Рос­сии наступил настоящий расцвет золотописного дела. Три крупные книгописные мастерские — Посоль­ского приказа, Оружейной палаты и Патриаршего дома (каждая из кото­рых имеет особый, неповторимый художественный стиль) — выпуска­ют десятки и сотни книг и грамот, украшенных золотописпыми мини­атюрами, заставками и инициалами. Патриаршие золотописцы достига­ют совершенства в искусстве золотописной каллиграфии, т. е. краси­вого письма.

В XVIII в. российская книжная миниатюра окончательно европе­изировалась. Черты древнерусского искусства сохранила только старо­обрядческая книга. Старообрядцами именовались те, кто не принял ис­правлений, предпринятых в середи­не XVII в. патриархом Никоном в

Листы рукописных книг и грамоты работы патриарших золотописцев. Середина XVII в.

Листы рукописных книг и грамоты работы патриарших золотописцев. Середина XVII в.

церковных обрядах и книгах. На листах запретных рукописных книг староверов пели чудесные песни фантастические птицы, молились Боту благочестивые монахи, будто сошедшие с икон, а Христово воин­ство гнало не бесов, а царя Петра I с его свитой, к которому в старообрядческой среде относились в ос­новном довольно враждебно. И до наших дней в отдалённых уголках России, где существуют крупные старообрядческие общины, можно отыскать последних представите­лей умирающего мастерства книж­ной рукописной миниатюры.

СТИЛИ РУССКОГО

КНИЖНОГО

ОРНАМЕНТА

Главным орнаментальным украше­нием средневековой рукописной книги была, как правило, заставка. На протяжении XII—XIX вв. русские книгописцы и живописцы вырабо­тали несколько последовательно сменявших друг друга (а временами конкурировавших между собой) ор­наментальных стилей.

Древнейшим из них был старовизантийский стиль, который гла­венствовал в XI—XIII вв.: торжествен­ный, даже несколько тяжеловесный, с обилием золотой краски. Другой характерной чертой этого стиля были строгий геометризм и пра­вильность форм.

В XIII—XIV вв. его сменил чисто русский оригинальный тератоло­гический (от греч. «тератос» — «чудо­вище»), т. е. чудовищный, звериный, стиль, возникший в Новгороде. Так он называется по той причине, что инициалы и заставки, выполненные в этом стиле, представляют собой переплетённых ремнями или жгута­ми невообразимых чудищ, зверей и птиц, лапы, шеи и хвосты которых изгибаются под немыслимыми угла­ми, переходят в растения и вновь в конечности, но только уже других «персонажей» рисунка. Люди и жи­вотные как бы силятся разорвать удушающие их путы. В этом стиле очень многое взято из древней язы­ческой культуры, которая самым па­радоксальным образом соединяется с культурой христианской. Напри­мер, силуэты пятикупольных церк­вей в рукописях XIII—XV вв. созда­ются той же самой «чудовищной» плетёнкой, и кресты вырастают из голов хищных птиц. Золотописание почти исчезает, излюбленными тонами становятся тёмно-синие и небесно-голубые.

В XV—XVI вв. получают распро­странение балканский и новови­зантийский стили. Заставки балкан­ского стиля строго геометричны и состоят из правильных окруж­ностей, квадратов, ромбов и восьмё­рок с широкими петлями. Для бал­канского стиля характерны нежные травянистые, пастельные, изумруд­ные и ярко-красные тона. Новови­зантийский стиль — подчёркнуто парадный и роскошный. Он воз­рождает в более изящных формах забытое золотописание домонголь­ского периода. Заставки нововизантийского стиля включают в себя сложные композиции, состоящие из трав, цветов и плодов. Рамка по­добной заставки объёмна, она как бы «дышит», прорастая маленькими травинками.

В XVI в. русские книжники знако­мятся с немецкой гравюрой первых печатных книг и начинают тщатель­но перерисовывать характерные за­витки листьев, цветки и шишечки. Довольно быстро эти художествен­ные элементы получают широкую популярность в Московском государ­стве. Русские первопечатники Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец, Андро­ник Тимофеевич Невежа и Иван Андроникович Невежин, создавая стиль оформления печатных книг, исполь­зовали известную им рукописную традицию. Так на основе соединения нововизантийского орнаменталь­ного стиля и гравюры возник старопечатный стиль. Сотни тысяч экземпляров старопечатных книг, изданных Московским Печатным двором во второй половине XVI — XVII в., украшены заставками, выпол­ненными именно в этом стиле. Нет ничего странного в том, что со вре­менем старопечатный стиль в своём законченном, развитом виде пере­шёл и в рукописную книгу, которая продолжала создаваться и была ши­роко распространена. Таким обра­зом печатники и живописцы не­сколько раз заимствовали друг у друга популярные изобразительные мотивы.

На рубеже XVII—XVIII вв. искус­ство орнаментики в рукописной книге приходит в упадок, так как са­ма рукописная книга вытесняется книгой печатной. Только старооб­рядцы продолжают развивать эту

Инициал







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.45.91 (0.004 с.)