ТОП 10:

Новозаветная Троица. Икона. XVII в.



духовного мира персонажей вол­новали художников, а красота фор­мы, в которой можно было всё это запечатлеть. Тщательное, мелкое письмо, мастерство отделки деталей и изощрённый рисунок, виртуозная каллиграфия линий, богатство и изысканность орнаментации, мно­гоцветный колорит, важнейшей со­ставной частью которого стали зо­лото и серебро, — вот составные части художественного языка масте­ров строгановской школы.

Одним из наиболее знаменитых художников-строгановцев был Прокопий Чирин. К числу его ранних работ относится икона «Никита-воин» (1593 г.). Образ Никиты, ещё сохраняющий отголоски лириче­ских интонаций XV в., уже лишён внутренней значительности. Поза воина изысканно манерна. Тонкие

ноги в золотых сапожках сдвинуты и чуть согнуты в коленях, отчего фи­гура едва удерживает равновесие. Голова и руки с «истончёнными» перстами кажутся слишком малень­кими по сравнению с массивным торсом. Это не воин-защитник, а скорее светский щёголь, и меч в его руках — лишь атрибут празднично­го наряда.

Элементы своеобразного реа­лизма, наблюдавшиеся в живописи строгановской школы, получили развитие в творчестве лучших мас­теров второй половины XVII в. — царских иконописцев и живопис­цев Оружейной палаты. Их при­знанным главой был Симон Ушаков (1626—1686) — человек разносто­ронних талантов, теоретик и прак­тик живописи, графики, прикладно­го искусства. В 1667 г. в трактате «Слово к люботщателям иконного писания» Ушаков изложил такие взгляды на задачи живописи, кото­рые по существу вели к разрыву с иконописной традицией. Харак­терным примером практического претворения в иконописи эстети­ческих идеалов Симона Ушакова является его «Троица» (1671 г.). Композиция этой иконы воспроиз­водит прославленный рублёвский «образец» с его плавными круго­выми ритмами, с ориентацией на плоскость, несмотря на отчётливую пространственность. Но Ушаков, сам не желая того, эту плоскость разрушил. Глубина перспективы стала слишком ощутима, в фигурах резко выявлены объёмность и те­лесность. При тщательности и «чи­стоте» письма, при подчёркнутой нарядности и реализме деталей всё это вызывает ощущение академиче­ской холодности, омертвелости изображения. Попытка написать «как в жизни» обернулась безжиз­ненностью.

Наибольшей цельностью отмече­ны те произведения Ушакова, в ко­торых главная роль отведена чело­веческому лицу. Именно здесь художник смог с достаточной пол­нотой выразить своё понимание назначения искусства. Не случайно,

Симон Ушаков.

Архангел Михаил. Икона. 1676 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Симон Ушаков.

Миниатюры печатной книги «История о Варлааме и Иоасафе» 1681 г.

видимо, Ушаков так любил изобра­жать Нерукотворного Спаса. Круп­ный масштаб лика Христа позволял мастеру продемонстрировать, на­сколько великолепно он владел тех­никой светотеневой моделировки, прекрасно знал анатомию, умел мак­симально близко к натуре передать шелковистость волос и бороды, ма­товость кожи, выражение глаз. Одна­ко художник, конечно, заблуждался, полагая, что сумел органически свя­зать элементы реалистической трак­товки формы со старинными заве­тами иконописания.

XVII столетие завершает более чем семивековую историю древнерусско­го искусства. С этого времени древнерусская иконопись прекратила сущест­вование как господствующая художественная система. Древнерусская иконо­пись — живое, бесценное наследие, дающее художникам постоянный импульс для творческого поиска. Она открывала и открывает пути современ­ному искусству, в котором предстоит воплотиться многому из того, что бы­ло заложено в духовных и художественных исканиях русских иконописцев.

ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ КНИГИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ

Искусство художественного оформления книги в средневековой России иг­рало не меньшую роль и было не менее оригинально, чем, например, ико­нопись или архитектура. Абсолютное большинство книг того периода бы­ло духовного содержания.

Книга пришла на Русь вместе с христианством. В центре христианских обрядов стоит книга. Православные миссионеры всегда отправлялись к языч­никам, имея при себе важнейшие книги христианского вероучения. Сред­невековая книга заключала в себе молитвы и богослужебные песнопения, жития святых и поучения Отцев Церкви. Летописи и хроники начинались библейской историей, своды законов не обходились без ссылок на Божью волю. Философия, география, политика и простая житейская премудрость основывались на религии.

На протяжении многих веков в Древней Руси поддерживалась византий­ская традиция глубокой религиозности, где Слово воспринималось как но­ситель премудрости Божьей, а книга — как источник Слова. Поэтому отно­шение к книге было весьма бережным, почти благоговейным, как к настоящей духовной драгоценности.

Для подобного отношения были и вполне земные причины. Книги тог­да создавались на пергаменте — тонких листах особым способом обрабо­танной телячьей кожи; пергамент стоил чрезвычайно дорого. В XIV в. на Руси впервые появилась бумага, которая вначале также стоила недёшево. Высоко ценился и труд книгописцев (начало русского книгопечатания от­носится только к XVI в.), поскольку от них требовалось владение навыка­ми красивого, почти рисованного письма. Древнейший книгописный по­черк называется устав. Каждую букву уставного письма наносили на пергамент с особым тщанием, каждое слово требовало долгого труда. Позд­нее устав сменился полууставом и скорописью — более простыми в начер­тании почерками; однако и от книгописцев более поздних времён требо­вались большая красота и изящество письма, чем от простых писцов

административных учреждений. Од-

ним словом, книга вплоть до широ­кого распространения книгопечата­ния в России оставалась весьма дорогостоящим изделием.

Таким образом, со всех точек зре­ния средневековая рукописная книга была достойна того, чтобы её украше­нием занимались искусные мастера. И действительно, книги времён Древ­ней Руси и Московского государства нередко бывали живописно оформ­лены известными художниками.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.3.146 (0.004 с.)