Место теории государства и права в системе юридических наук. Взаимосвязь между юридическими науками и теорией государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место теории государства и права в системе юридических наук. Взаимосвязь между юридическими науками и теорией государства и права



Экзаменационный билет № 1

Место теории государства и права в системе юридических наук. Взаимосвязь между юридическими науками и теорией государства и права

Сложность государства и права приводит к тому, что они изучаются многими юридическими науками. Весь комплекс юридических наук, по достаточно устоявшейся в науке схеме, делится на три большие группы:

1. фундаментальные, к ним относятся теория государства и права, история политических и правовых учений, история государства и права;

2. отраслевые, к ним относятся науки государствоведческого (конституционного, административного и др. права), цивилистического (гражданского, семейного и др. права), криминалистического (уголовного, уголовно-исполнительного права), процессуального и других циклов.

3. специально-прикладные, включают в себя криминалистику, судебную статистику, судебную медицину, юридическую психологию, правовую информатику и другие науки.

Отраслевые и специальные юридические науки занимаются исследованием, как правило, какой-либо одной области, направления или сферы государственной или правовой жизни. В отличие от них теория государства и права занимается общими закономерностями развития государства и права.

Изучая право и государство в целом, государственно-правовая теория не ограничивается анализом опыта какой-либо страны или отдельного региона, а на основе изучения права и государства различных исторических эпох, всех областей и направлений государственно-правовой действительности определяет общие и специфические закономерности их развития, основные признаки и существенные характерные черты.

Вместе с тем, если отраслевые науки делают упор на современную государственную практику, на действующее право, то наука теория государства и права отнюдь не ограничена в пространстве и во времени в своих исследованиях. Поэтому объединение всех юридических наук приводит к их взаимному обогащению. В конечно счете решение многочисленных проблем юридической практики, реформирование общественных отношений, обеспечение законности действий разнообразных субъектов права, совершенствование работы механизма правового регулирования - а видимо, в этом и состоит задача любой науки.

Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

§ Действие во времени

- обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Все нормативные акты вступают в силу на территории РФ по истечению 10 дней после их опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления в силу. Важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до него.

Но обратная сила возможна если: в законе об этом сказано или закон смягчает ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу:

а.) по истечению срока

б.) в связи с заменой новым актом

в.) на основании прямого указания отмены акта

 

§ Действие в пространстве

- определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Действие в простарнстве зависит от: уровня гос.органа и юрид.силе акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

а.) на территорию всей страны

б.) на территорию субъекта федерации

в.) на территорию, указанную в нормативном акте

г.) на локальную территорию

§ Действие акта по кругу лиц:

-на территории РФ акты действуют в отношении всех граждан, гос.органов, иностранцев.Существуют специальные акты действующие на отдельные категории граждан


Экзаменационный билет № 2

1. Предмет теории государства и права и его содержание. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Теория государства и права - это наука общественная, фундаментальная, юридическая, вводная, методологическая, обобщающая.

Она способствует приведению в некую логическую систему всех накопившихся в течение веков знаний о государстве и праве, помогает упорядочению всей сложившейся в мире государственно- правовой информации, содействует выработке определенного взгляда и подхода к анализу государственно-правовых явлений, институтов и учреждений.

 

Без знания того, куда направлено изучение той или иной науки, бессмысленно начинать её постегать. Так что следует дать разъяснение, что же выступает предметом изучения науки теории государства и права.

Существуют специальные черты, которые отличают предмет теории государства и права от предметов иных наук:

1. Предметом теории государства и права выступают специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Это закономерности: возникновения государства и права; перехода одного типа государства и права к другому; формирование правового государства и другие.

2. Предмет теории государства и права изучает ещё целый ряд важных, имеющих общее значение для всех юридических наук вопросов, которые тесно связаны с закономерностями государства и права (например: сущность, тип, функции, структуру и механизм действия государства и права, политическая и правовая система общества).

3. Предмет теории государства и права исследует также случайные, вероятностные связи, что позволяет лучше понять различные процессы управления в государственно-правовой сфере.

4. Изучение государства и права в их единстве - специфическая особенность. Все попытки разделить теорию государства и права на две самостоятельные научные и учебные дисциплины- теорию права и теорию государства до сих пор отторгаются большинством российских правоведов.

Делая небольшое умозаключение, стоит лишь сказать, что теория государства и права обеспечивает связь юриспруденции с другими общественными науками

 

2. Понятие и значение систематизации нормативных правовых актов. Виды систематизации.

Систематизация норм права – это упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в опреде­ленную систему.

Систематизация существует как правовая категория и реализуется в 3-х видах:

Инкорпорация – объединение законов в сборники по предметному или хронологическому критерию. (тетрадь)

Инкорпорация – путем объединения нормативного материала в определенном порядке без изменения его внутреннего содержания. Она ограничивается обработкой материала. Допускаются лишь изменения внешнего, редакционного или технического характера.

- по хронологии (акты располагаются соответственно времени их принятия)

- по субъектам (соответственно принявшим органам)

- по социально-экономическим отраслям (промышленность, с/х, транспорт и т.д.).

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной.

Официальная инкорпорация - упорядоченное объединение нормативных актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) дейс­твующих нормативных актов. Она является способом (формой) официального опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными ис­точниками достоверной правовой информации

Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер.

Консолидация – объединение нормативно-правовых актов в один новый причем это объединение посвященных одному предмету регулированию (тетрадь)

Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее из­данные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся

(объединяются) в единый акт.

Кодификация - особый вид систематизации в виде сборников нормативно правовых актов объединенных одним предметом регулирования. (тетрадь)

Кодификация – это форма систематизации путем объединения нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания. Она упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и преобразуя его. В результате кодификации появляются укрупненные законодательные акты, регулирующие значительную часть общественных отношений.

Экзаменационный билет № 3

Экзаменационный билет № 4

 

Экзаменационный билет № 5

Экзаменационный билет № 6

 

Экзаменационный билет № 7

Экзаменационный билет № 8

Экзаменационный билет № 9

Экзаменационный билет № 10

Экзаменационный билет № 11

Экзаменационный билет № 12

Способы толкования права.

Юридическая наука и практика в результате длительного опыта выработали определенные способы толкования правовых норм. Под способами толкования понимаются конкретные приемы, процедуры, технология, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя - в целях правильного ее применения.

Такими способами являются:

1) Грамматический – означает уяснение текста грамматических форм (род, падеж, число, склонение и т.д.). Означает уяснение терминологических выражений, морфологических и синтаксических структур.

2) Систематический – означает выяснение нормы среди других правовых норм.

3) Историко-политический – означает выяснение для правоприменителей обстановки в которой создавалась эта норма.

4) Логический – означает использование законов формальной логики.

5) Специально-юридическое толкование. Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов.

6) Телеологическое (целевое) толкование направлено на уяснение целей издания правовых актов. Разумеется, подобное толкование необходимо не всегда.

7) Функциональное толкование. В некоторых случаях для уяснения смысла нормы недостаточно брать во внимание только ее формальный анализ и общие условия реализации. Иногда интерпретатор должен учитывать условия и факторы, при которых реализуется норма.


Экзаменационный билет № 13

 

Экзаменационный билет № 14

 

Экзаменационный билет № 15

Экзаменационный билет № 16

Состав правонарушения - система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. Он включает в себя субъекта правонарушения, объект правонарушения, объективную и субъективную сторону правонарушения.

Состав правонарушения является общим признаком для всех правонарушений, его наличие порождает юрид.ответственность.


Экзаменационный билет № 17

Экзаменационный билет № 18

Экзаменационный билет № 19

Экзаменационный билет № 20

 

Экзаменационный билет № 21

Экзаменационный билет № 22

Экзаменационный билет № 23

Экзаменационный билет № 24

Экзаменационный билет № 25

Экзаменационный билет № 26

Экзаменационный билет № 27

 

Экзаменационный билет № 28

Структура правовых норм.

Будучи "клеточкой" права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру.

В современном правоведении выделяется следующая структура нормы права:

- юридическая

- логическая

- социологическая

Юридическая структура состоит из трех элементов: гипотезы, диспози­ции и санкции.

Гипотеза – та часть нормы, где указаны условия обстоятельства, наличие которых дает возможность осуществлять правила поведения: исполнять, соблюдать, использовать, применять. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая свя­зывает действия нормы с одним из нескольких перечислен­ных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция - содержит само правило поведения, соглас­но которому должны действовать участники правоотноше­ния. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной (по книге) и простой, описательной, ссылочной, бланкетной(открытой) - (по тетради). Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Блан­кетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим пра­вовым нормам.

Санкция – та часть нормы которая содержит указания на неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения. По степени определенности санкции подразделя­ются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение сво­боды на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Логическая структура – дополняет юридическую структуру. Она обеспечивает взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции. Эта взаимосвязь охватывается формулой (если(гипотеза)-то(диспозиция)-иначе(санкция))

Социологическая структура – органично связана с юрид. и логической структурами. Эта структура выражается в понятиях – смысл нормы, цель, назначение нормы. Она раскрывается при толковании нормы права.

Классификация норм права по назначению: основные, первичные, производные, вторичные.

По содержанию: регулятивные, охранительные.

По отраслям: гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые.

По способам регулирования: императивные, диспозитивные, рекомендательные,

По обязательности: уполномачивающие, обязывающие, запрещающие

По предмету регулирования: общие, специальные.

Таким образом, структура правовой нормы есть логи­чески согласованное ее внутреннее строение, обусловлен­ное фактическими общественными отношениями, харак­теризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодейству­ющих элементов, реально выраженное в нормативно-пра­вовых актах.

Экзаменационный билет № 29

Виды правовых норм.

Правовые нормы различают по:

1. Отраслевой принадлежности (нормы конституционного, уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права),

2. выполняемой функции в правовом регулировании

а) регулятивные (рассчитаны на правомерное поведение, устанавливают юридические права и обязанности участников регулируемых общественных отношений);

б) правоохранительные (рассчитаны на неправомерное поведение и всегда содержат санкции, применяемые к правонарушителям);

3. Уровню правового регулирования

а) нормы материального права (прямо, непосредственно регулируют общественные отношения, определяя юридические права и обязанности их участников);

б) нормы процессуального права (определяют порядок, процедуру реализации норм материального права);

4. Характеру диспозиции

а) управомочивающие (указывают на возможность совершать определенные действия);

б) обязывающие (указывают на необходимость совершать определенные действия),

в) запрещающие (указывают на необходимость воздерживаться от совершения определенных действий);

5. Способу установления диспозиции

а) императивные (правило поведения устанавливается государством);

б) диспозитивные (установленное государством правило поведения действует лишь тогда, когда участники регулируемого общественного отношения сами не установили для себя иного правила);

6. Предназначению в правотворчестве

а) первичные;

б) производные (детализирующие, конкретизирующие первичные),

7. Действию в пространстве

а) общие (общегосударственные);

б) местные;

в) региональные;

г) локальные;

8. Действию во времени

а) постоянные;

б) временные;

9. Действию по кругу лиц

а) общие (распространяются на все население страны);

б) специальные (распространяются на определенный круг лиц);

в) исключительные (делают изъятия из общих и специальных);

10. Юридической силе

а) нормы законов;

б) нормы подзаконных актов.

Требования к законности.

1) Воплощение идеи гос-ва, права, жизни общества и гос-ва.

2) Конституционная законность.

3) Равенство перед законом – означает равную обязанность всх соблюдать в равных условиях правовые предписания обладать равными правами и эти права должны быть защищены одинаков.

4) Неукоснительное соблюдение правовых актов всеми субъектами права.

5) Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. – создание условий для осуществления прав и свобод граждан.

6) Надлежащее, правильное и эффективное применение права.

7) Последовательная борьба с правонарушениями – пресечение любых отступлений от предписаний законов.

8) Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Законность – общ.политический режим, состоящий в господстве права и закона в общ.жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками правоотношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, обеспечении порядка и организованности в общ-ве.

Принципы законности:

1) Единство законности – понимание и применение законов на всей территорий должно быть одинаково (единообразие).

2) Всеобщность законности – в обществе не должно быть какой-либо организации политической партии, гос.органа, должностного лица и отдельных граждан, выведенных их под влияния законности.

3) Целостность законности – в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, отступление от них всегда нецелесообразно, т.е. любые отступления, чем бы они не были продиктованы, чем бы они не мотивировались – недопустимы.

Иногда законность и законодательство считают тождественными понятиями, а на самом деле это не так. Законодательство является основой законности.

Законодательство может быть только тогда базой законности или основой, только когда оно является правовым, когда в нем отражены правовые идеи добра, справедливости, гуманизма, нравственности и закреплены права человека.


Экзаменационный билет № 30

Требования к законности.

1) Воплощение идеи гос-ва, права, жизни общества и гос-ва.

2) Конституционная законность.

3) Равенство перед законом – означает равную обязанность всх соблюдать в равных условиях правовые предписания обладать равными правами и эти права должны быть защищены одинаков.

4) Неукоснительное соблюдение правовых актов всеми субъектами права.

5) Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. – создание условий для осуществления прав и свобод граждан.

6) Надлежащее, правильное и эффективное применение права.

7) Последовательная борьба с правонарушениями – пресечение любых отступлений от предписаний законов.

8) Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Законность – общ.политический режим, состоящий в господстве права и закона в общ.жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками правоотношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, обеспечении порядка и организованности в общ-ве.

В чем же конкретно заключается объективная необходимость законности и правопорядка в современных российских условиях? В том, что без них невозможно решить стоящие перед обществом задачи, а именно:

1) успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства;

2) построение гражданского общества и правового государства;

3) эффективное функционирование институтов демократии, политической системы;

4) реализация прав и свобод человека, упрочение их гарантий;

5) четкая работа государственного аппарата, всех его звеньев, органов, структур, должностных лиц;

6) борьба с преступностью, коррупцией, правовым беспределом, терроризмом;

7) обеспечение правотворческого, правоприменительного, а в более широком плане - управленческого процесса;

8) формирование политико-правовой культуры и повышения правосознания личности и всего общества.


Экзаменационный билет № 31

Экзаменационный билет № 32

Экзаменационный билет № 1

1. Место теории государства и права в системе юридических наук. Взаимосвязь между юридическими науками и теорией государства и права.

2. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

 

Экзаменационный билет № 2

1. Предмет теории государства и права и его содержание. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

2. Понятие и значение систематизации нормативных правовых актов. Виды систематизации.

 

Экзаменационный билет № 3

1. Методология теории государства и права. Система принципов научного познания государства и права. Общенаучные и частнонаучные методы.

2. Понятие и признаки системы права. Система права и правовая система.

Экзаменационный билет № 4

1. Функции теории государства и права

2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли.

Экзаменационный билет № 5

1. Основные формы возникновения государства.

2. Основные элементы системы права. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.

Экзаменационный билет № 6

3. Отличия государства от родовой организации общества.

4. Понятие и формы реализации права.

Экзаменационный билет № 7

1. Теории происхождения государства.

2. Понятие и признаки правоприменения. Стадии правоприменения.

Экзаменационный билет № 8

1. Основные подходы к пониманию сущности государства. Понятие государства и его признаки.

2. Акты применения права, их признаки и функции. Классификация актов применения права.

Экзаменационный билет № 9

1. Государственная власть. Понятие, структура и формы осуществления.

2. Понятие пробела в праве. Виды пробелов. Устранение и преодоление пробелов в праве.

Экзаменационный билет № 10

1. Типология государства. Понятие исторического типа государства.

2. Понятие и виды коллизий норм права.

Экзаменационный билет № 11

1. Понятие формы государства. Понятие формы правления.

2. Понятие и необходимость толкования права. Виды толкования.

 

Экзаменационный билет № 12

1. Формы государственного устройства.

2. Способы толкования права.

Экзаменационный билет № 13

1. Государственные (политические) режимы.

2. Акты толкования норма права: понятие и особенности. Юридическая природа актов высших судебных инстанций Российской Федерации

Экзаменационный билет № 14

1. Понятие функций государства и их классификация.

2. Понятие и признаки правоотношений. Структура (состав) правоотношений.

Экзаменационный билет № 15

1. Механизм государства. Функции государства и механизм государства. Механизм государства и государственный аппарат.

2. Понятие и значение юридических фактов, их классификация. Фактические (юридические) составы. Юридические состояния.

 

Экзаменационный билет № 16

1.Органы государства и их классификация.

2.Понятие правонарушения и его признаки. Состав правонарушения.

Экзаменационный билет № 17

1.Понятие и структура политической системы общества. Место и роль государства в политической системе общества.

2.Понятие юридической ответственности, её признаки и функции.

Экзаменационный билет № 18

1.Государство и личность. Правовой статус личности. Основные права, свободы и обязанности личности.

2.Основания юридической ответственности. Виды юридической ответственности.

Экзаменационный билет № 19

1.Формирование и развитие концепции правового государства. Принципы правового государства.

2.Юридическая техника: понятие и виды.

Экзаменационный билет № 20

1. Представления о сущности права.

2. Понятие правовой системы. Правовая система и правовая семья.

Классификация современных национально-правовых систем.

Экзаменационный билет № 21

1. Типы правопонимания. Соотношение права и закона.

2. Романо-германская правовая семья, её формирование и развитие.

Экзаменационный билет № 22

1. Позитивистский тип правопонимания.

2. Англосаксонская правовая система: её формирование, развитие, особенности.

Экзаменационный билет № 23

1. Учение о естественном праве (юснатурализм).

2. Религиозные и традиционные правовые системы.

Экзаменационный билет № 24

1. Право в системе социальных норм.

2. Понятие правосознания, его роль в правотворческой и правореализующей деятельности. Структура правосознания.

Экзаменационный билет № 25

1. Определение права. Право в объективном и субъективном смысле. Признаки позитивного права.

2. Понятие правовой культуры, её структура.

Экзаменационный билет № 26

1. Принципы права. Правовые презумпции и правовые аксиомы.

2. Понятие правового регулирования, его предмет.

Экзаменационный билет № 27

1. Понятие нормы права. Признаки нормы права.

2. Способы, типы и методы правового регулирования.

Экзаменационный билет № 28

1. Структура правовых норм.

2. Стадии правового регулирования. Механизм правового регулирования и его элементы.

Экзаменационный билет № 29

1. Виды правовых норм.

2. Понятие и значение законности. Принципы законности.

 

Экзаменационный билет № 30

1. Понятие и виды источников (форм) права.

2. Гарантии законности (общие и специальные юридические). Способы обеспечения законности в современном обществе.

Экзаменационный билет № 31

1. Понятие правотворчества и его виды.

2. Законность и право. Законность и демократия. Законность и целесообразность

Экзаменационный билет № 32

1. Понятие и виды нормативных правовых актов.

2. Правопорядок и общественный порядок.

 

 

Экзаменационный билет № 1

Место теории государства и права в системе юридических наук. Взаимосвязь между юридическими науками и теорией государства и права

Сложность государства и права приводит к тому, что они изучаются многими юридическими науками. Весь комплекс юридических наук, по достаточно устоявшейся в науке схеме, делится на три большие группы:

1. фундаментальные, к ним относятся теория государства и права, история политических и правовых учений, история государства и права;

2. отраслевые, к ним относятся науки государствоведческого (конституционного, административного и др. права), цивилистического (гражданского, семейного и др. права), криминалистического (уголовного, уголовно-исполнительного права), процессуального и других циклов.

3. специально-прикладные, включают в себя криминалистику, судебную статистику, судебную медицину, юридическую психологию, правовую информатику и другие науки.

Отраслевые и специальные юридические науки занимаются исследованием, как правило, какой-либо одной области, направления или сферы государственной или правовой жизни. В отличие от них теория государства и права занимается общими закономерностями развития государства и права.

Изучая право и государство в целом, государственно-правовая теория не ограничивается анализом опыта какой-либо страны или отдельного региона, а на основе изучения права и государства различных исторических эпох, всех областей и направлений государственно-правовой действительности определяет общие и специфические закономерности их развития, основные признаки и существенные характерные черты.

Вместе с тем, если отраслевые науки делают упор на современную государственную практику, на действующее право, то наука теория государства и права отнюдь не ограничена в пространстве и во времени в своих исследованиях. Поэтому объединение всех юридических наук приводит к их взаимному обогащению. В конечно счете решение многочисленных проблем юридической практики, реформирование общественных отношений, обеспечение законности действий разнообразных субъектов права, совершенствование работы механизма правового регулирования - а видимо, в этом и состоит задача любой науки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.186 с.)