ТОП 10:

Цезаро-папизм, в рамках этой модели выделяются следующие типы отношений между церковью и государством:



· Светское государство – это государство, в котором действует режим отделения церкви от государства, т.е. церковь отделена от политики и непосредственно не принимает участие в политической жизни. В таком государстве все религии признаются равноправными, не одна из них не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, действует принцип свободы совести. Церковь отделена от школы и от армии, не одна церковь не пользуется финансовой и другой материальной поддержкой со стороны государства. Отсутствует религиозная цензура.

· Клерикальное государство –это государство, в котором одна из религий признается государственной. Представляющая эту религию церковь входит в состав государства, при этом другие религии и церкви не запрещены. Действует принцип свободы совести. Представители государственной церкви могут входить в состав государственной власти, может осуществлять некоторые функции государства: регистрация актов гражданского состояния, осуществление правосудия в определенных делах. Не отделена от школы и от армии. Пользуется материальной поддержкой со стороны государства, существует религиозная цензура.

· Атеистическое государство –государство, которое стремиться уничтожить церковь как общественный институт и религию как форуму общественного сознания. В таком государстве деятельность церкви либо жестко запрещена, либо находится под жестким контролем. Церковь не входит в состав политической системы, не пользуется материальной поддержкой государства. Преследуются священнослужители и верующие или как минимум ограничиваются в правах. Нет принципа свободы совести.

Папа-цезаризм, такие государства называют:

· Теократические –в них государственная власть принадлежит церкви. Аппарат государства и церковь полностью или частично сливаются. Религиозные нормы – основной источник права. Нет принципа свободы совести. Преследуются не верующие.

Правовое государство.

1. История развития идеи правового государства.

2. Понятие правового государства в современной российской науке.

3. Критика идеи правового государства.

 

 

История развития идеи правового государства.

 

Термин правового государства входит в широкий оборот только в начале 19 века. Основоположники: К.Т. Велькер Р. Фон Моль, Эммануил Кант.

В 20 веке широкую популярность получает термин «правление права». Основоположники: Раз, Ролз, Фуллер, Хаег. Происходит формализация понятий правового государства и правления права, т.е. идея господства справедливых законов отходит на второй план, на первый план выходят представления о таком политико-правовом режиме, при котором господствуют: принятые представительной властью законы, не имеющие обратной силы, непротиворечивые, доведенные до общего сведения, обеспечиваемы системой независимого правосудия.

Попытаться подумать над этими изменениями.

Формализация – понятие правления права.

 

Понятие правового государства в современной российской науке.

 

Правовое государство – такая форма политической организации общества, которая создает условия для наиболее полной реализации прав и свобод человека и гражданина, а так же для наиболее последовательного связывания государственной власти с помощью правового закона.

 

Признаки:

Признание и гарантирование широкого круга прав и свобод человека и гражданина. (Права человека не просто декларируются и признаются, но и создаются условия для их реализации)

Связанность государства правом. (Правовым законам)

Государство всегда действует в рамках закона, а сам законы являются правовыми, т.е. соответствуют определённым критериям. (Естественным правам человека и принципу народного суверенитета и т.д.)

Существование демократического политико-правового режима

Существование развитого гражданского общества, реализация принципа разделения властей – наличие такой сферы жизни, в которую государство не вмешивается.

Существование таких общественных объединений, которые выражают интересы граждан, которые могут противопоставить себя государству.

 

Критика идеи правового государства.

 

Сущность государства – то, что определяет все содержание явления. То, что сущности государства противоречит, существовать не может.

Сущность государства – диктатура классов, т.е. власть не связанная законам оперяющаяся непосредственно на принуждение, т.е. власть согласно марксизму будет отменять, изменять, обходить или прямо нарушать любые законы, которые входят в противоречие с основными интересами господствующего класса. (Маркс)

Кант говорил что законы являются правовыми если их признает общество!

Правовое государство по Канту, признаки:

Наличие избранной народом власти – Республика.

Власть принимает такие законы, с которыми соглашается народ.

Разделение властей. Законодательная власть отделена от исполнительной. Система независимого правосудия.

Этнос и нация.

1. Понятие этноса и нации.

2. Соотношение этноса и государства.

3. Соотношение государства и нации.

4. Формы политической организации этноса и нации.

 

Понятие этноса и нации.

Являются ли термины нация и этнос феноменами: социальными, биологическими и биосоциальными?

Ответ социальной науки: этнические и национальны качества, приобретаются в процессе социализации.

Относится ли этнос и нация к одной сфере социальной жизни или к разным?

1. Этнос и нация относятся к одной сфере общественной жизни. (Нация здесь понимается как разновидность этноса – высшая ступень развития этнической общности)

Этнос в свое развитии проходит несколько стадий:

1) Племя – этническая общность первобытного строя.

2) Народность – этническая общность рабовладельческого и феодального строя.

3) Нация – этническая общность буржуазного строя.

 

2. Этнос и нация феномены из разных сфер общественной жизни.

Этнос – это социальная общность или группа людей, характеризующаяся общей культурой и общим самосознанием. Основные признаки: культура и самосознание. Этнос есть феномен културы.

Культура этноса – социально значимый опыт деятельности, который передается в этом этносе из поколения в поколения. Этот опыт передается методом примеров, показов и языка.

 

Этнический состав государства не оказывает непосредственного влияния на нормальное функционирование государства

 

· Этнос формируется вместе с государством.

 

· Государства могут быть как моноэтническими и полиэтническими.

 

Нация - феномен не культурный, а политический.

Характеризуется общим отечеством и общим самосознанием (исключительные признаки нации)

Отечество - некий социально-исторический организм, относительно обособленный от других социально-исторических организмов и относительно единый в экономическом отношении

Основа отечества - развитые экономические взаимосвязи между разными территориями внутри этого социально-исторического организма

Нация как феномен появляется только с развитием и утверждением буржуазного способа производства

В добуржуазных обществах наций не существует, т.к. не существует отечества как общего понятия

Национальный состав государства оказывает непосредственное влияние на его нормальное функционирование государства, то есть в идеале для нормального функционирования государства, чтобы все его населения составляла одна нация (мононациональным)

Нациезация этноса - превращение этноса в нацию. Этническое самосознание дополняется национальным

Предпосылка нациезации – дискриминация или угнетение этноса

 

 

Формы политической организации этноса(нациезированного) и нации

1.национальная территориальная автономия – предоставление части территории государства компактно населенной представителями одного этноса или нации при определенной политической самостоятельности в вопросах организации их внутренней жизни. (Могут приниматься собственные нормативные акты, не опираясь на верховную власть государства и др.) НАЙТИ ПРИМЕРЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ!

2.национальное государственного образование в составе государства (федеративного)

3.государство

 

 

Понятие права.

1. Многообразие подходов к понимаю права и его причины.

2. Школа естественного права.

3. Юридический позитивизм. Общая характеристика. Нормативиская теория права.

4. Историческая школа права.

5. Социологическая школа права.

6. Марксистская теория права.

 

Многообразие подходов к понимаю права и его причины.

Основные подходы:

· Школа естественного права.

· Юридический позитивизм. (Формально-догматическая юриспруденция)

· Социологическая школа права. (В том числе Марксистская)

В России преобладает юридический позитивизм.

Причины существования различных подходов:

· Сложность феномена права.

· Формы существования права, на разных исторических этапах.

· Различные методологии, которые используются для познания права.

· Социально классовая принадлежность исследователей.

 

Школа естественного права.

Основоположники: Джон Локк, Гоцци, Жан-Жак Руссо, Томас Гоббс, Радищев, Лон Фуллер.

В конце 19, начала 20 веков в России школа естественного права была влиятельна.

Основные идеи:

· Различение права и закона. (Право и закон не тождественны)

· Закон или позитивное право, это акты, исходящие от государства.

Естественные права – присущие от рождения человеку права, мера поведения присущая человеку по самой его природе. (Право на жизнь, личную свободу, на собственность, на формально-юридическое равенство, право на сопротивление угнетению)

Все законы делятся на правовые и не правовые.

Правовые законы – соответствуют естественному праву. Создают условия для их реализации.

Не правовые законы – не соответствуют естественному праву.

Школа естественных прав выступала в качестве идеологии буржуазных революций.

 

 

Критика школы естественного права:

· Противоречивость истории.

С точки зрения науки естественное право – это та мера поведения, которая на каждом конкретном историческом этапе (обусловлена уровнем общественного развития, в конечном итоге уровнем развития экономики) и обеспечивает прогрессивное развитие общества.
Право на частную собственность это право господствующего класс, т.к. это является их естественным правом.

 

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.140.184 (0.01 с.)