Действие нормативных актов во времени, пространстве и кругу лиц. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие нормативных актов во времени, пространстве и кругу лиц.



Действие нормативных актов во времени. Нормативные акты вступают в силу: 1) С момента принятия; 2) С момента опубликования; 3) По истечении определенного срока с момента опубликования; 4) По мере получения адресатом; 5) По мере наступления отлагательного условия.

Действие нормативного акта распространяется на общественные отношения, возникающие после вступления его в действие (запрет обратной силы закона). Обратная сила придается закону: 1) Когда им смягчается или устраняется ответственность; 2) Когда об этом указано в самом законе.

Нормативные акты утрачивают силу: - истечение срока, - прямой отмены, - фактической отмены, - вступления отменительного условия.

Действие нормативного акта в пространстве. Норм.-правов. акт действует в границе территорий полномочий (юриспруденции) правотворческого органа. Принципы: - территориальный (общий), - экс-территориальный (при попадании на территорию другой страны).

Действие норм.-правов. акта по кругу лиц. Это означает распространение регулятивных возможностей на всех лиц проживающих в границах полномочий правотворческого органа.

(Воп 40)

Тема: Правотворчество. Понятие, виды, принципы.

Правотворчество – это осуществляемое в особом порядке государ.-властная управленческая деятельность компетенции органов направленных на разработку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов.

Признаки правотворчества: - управление деятельностью, направленное на упорядочение стабилизации общественных процессов; - государ.-властная деятельность, составл. монополию государства, одного из проявления его суверенитета; - интеллектуальная волевая деятельность связанная с изменением правового регулирования; - деятельность четко регламентированная законом, который определяет перечень субъектов правотворчества, их полномочия, содержание и последовательность правотворческих действий.

Функции правотворчества: 1) Обновление нормативного материала; 2) Восполнение пробелов в праве; 3) Систематизация.

Принципы правотворчества: 1) Демократизм; 2) Научность. При разработки и издании нормативных актов должна изучаться социально-экономическая ситуация, потребности общества, опыт других стран, научные доктрины. 3) Законность. Правовые акты должны приниматься в компетенции и при строго соблюдении. 4) Принцип федерализма. 5) Связь правотворчества с правоприменительной практикой. 6) Национальное равноправие.

Виды правотворчества: 1) Правотворчество непосредств. народа на референдуме. 2) Правотворчество государ. органов. 3) Правотворчество не государ. организаций.

(Воп 41)

Законотворческий процесс в РФ.

Конституция РФ установила следующие основные стадии законотворчества: 1) Законодательная инициатива (Президент, Правительство, депутаты ГД, совет федерации, субъекты); 2) Обсуждение законопроекта в ГД в 3 чтения; 3) Принятие закона (ФЗ – 50%+1, ФКЗ – 2/3); 4) Одобрение законопроекта в СФ (ФКЗ – 3/4); 5) Подписание закона Президентом или использование им отлагательного вето (на ФКЗ у Президента права вето нет!); 6) Опубликование закона.

(Воп 42)

2) Систематизация норм.-правов. актов (законодательства).

Систематизация нормативных актов – деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых актов при ведении их в единую систему. Формы: 1) Кодификация; 2) Инкорпорация; 3) Консолидация.

Кодификация – это деятельность правотворческих органов по созданию нового внутреннего согласованного юридически цельного акта (кодекса) путем глубокой всесторонней переработки действующего законодательства.

Инкорпорация – внешняя обработка и объединение в сборнике нормативных актов в хронологическом или тематическом порядке без изменений их содержания. Она может быть официальной, так и не официальной.

Консолидация – объединение нескольких нормативных актов действующих в одной и той же области общественных отношений в единый сводный акт без изменения содержания. Она используется, как прием юридической техники в качестве промежуточного этапа перед кодификацией. В качестве официального самостоятельного вида используется при систематизации ведомственных актов.

(Воп 43)

Тема: Система права и система законодательства.

Понятие и структура системы права. Отрасль права. Институт права.

Система права – внутреннее строение права представляющее собой совокупность норм права, институтов и отраслей права. Систему права следует отличать от правовой системы, которая представляет собой совокупность всех существующих в обществе юридических явлений, средств.

Черты системы права: 1) Объективность. Система права складывается объективно, как отражение реально-существующих общественных отношений и потребностей в их регулировании. 2) Единство и согласованность входящих в систему права норм. 3) Способность к делению на отрасли и институты в следствии многообразия общественных отношений. 4) Способность к развитию в результате постоянного изменения общественных отношений.

Институт права – обособленный комплекс правовых норм, их первичная общность регулирует определенный вид родственных отношений.

Признаки института права: 1) Однородность фактического содержания, т.е. регулирует типичные родственные отношения. 2) Юридическое единство норм. 3) Нормативная обособленность. Институты права закреплены в нормативно-правовых актах в виде отдельных глав или разделов.

Виды институтов: 1) Простые (группа правовых норм, регулирующая отношения в рамках одной отрасли права. Пример, институт необходимой обороны в уголовном праве); 2) Сложные (межотраслевые – группа норм, которая регулирует отношения в нескольких отраслях, например, институт штрафов).

Из институтов права складывают подотрасли и отрасли.

Отрасль права – это самостоятельное подразделение системы права, состоящая из правовых норм регулирующая определенную сферу общественных отношений с помощью соответствующего режима, т.е. наборов методов его регулирования.

Административное право – регулирует общие отношения по поводу реализации государ. управления (исполнит.-распорядит. деятельность).

Конституционное право – отрасль, которая регулирует общественные отношения по поводу защиты прав и свобод граждан и организаций государ. власти.

Уголовное право – регулирует отношения в сфере борьбы с преступностью.

Гражданское право – регулирующее имущественные и тесно связанные с ними личные, не имущественные отношения.

Трудовое право – регулирует отношения между работником и работодателем по поводу выполнения трудовых функций.

Семейное право – отрасль, регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми имущественные и тесно связанные с ними личные отношения.

Экологическое право – регулирует отношения по поводу использования, охраны окружающей среды.

(Воп 44)

Предмет и метод правового регулирования, как основание деления права на отрасль.

Предмет правового регулирования – это совокупность общественных отношений, которые выступают объектом правового воздействия. Для этого общественные отношения должны отвечать требованиям: 1) Быть устойчивыми и характеризоваться повторяемостью событий и действий; 2) Обладать способностью воспринимать правовые требования; 3) Допускать возможность правового контроля за ними; 4) В их правовом регулировании должно быть заинтересовано государство.

Методы регулирования – совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует общественные отношения. Существует 2 универсальных метода регулирования: - императивный, - диспозитивный.

Императивный – метод властного приказа предусматривающий категорический порядок реализации поведения.

Диспозитивный – предполагает возможность выбора субъектами варианта поведения.

Выбор метода зависит от: 1) Взаимоположения субъектов (равноправные или подвластные); 2) Источник возникновения прав и обязанностей (закон, судебный акт, договор); 3) Степень определения прав; 4) Способы обеспечения прав и обязанностей.

(Воп 45)

Частное и публично право.

Суть деления права на частное и публичное заключается в том, что в любой правовой системе есть комплекс норм призванные преимущественно обеспечивать либо публичный интерес (конституц., уголовн., администр., финансов., экологич.), либо интересы частных лиц.

В публичном праве регулируется порядок деятельности органов государ. власти, т.е. в публичном правоотношении 1-й из сторон всегда выступает государство, его органы и должностные лица.

Частное право - регулирует частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от публичного права, которое регулирует и охраняет общие интересы.

(Воп 46)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.146.154.243 (0.388 с.)