Власть, как общесоциологическая категория. Государственная (политич.) власть. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власть, как общесоциологическая категория. Государственная (политич.) власть.



Сущность гос-ва – это такое его свойство, которое отражает его социальное назначение, его социальную востребованность, цели и т.д.

Основным признаком и одновременно сущностью государства выступает государ. Власть. Государственная власть содержит общие признаки власти, как общесоциологические категории.

Признаки: власть – это необходимый инструмент функционирования любой социальной общности, обеспечивая организованность и порядок, любая власть базируется на силе и подчинении; власть представляет собой 2-х сторонние отношения по типу «государство-подчинение»; всякая власть предполагает силу; мотивами подчинения являются страх, привычка подчиняться, заинтересованность, доверие, авторитет. От мотива зависит сила власти, ее продолжительность, и система средств властвования. Наиболее эффективна власть основана на авторитете, в убеждении подвластных в подчинении.

Виды власти в обществе: религиозная, политическая, семейная, государственная.

Государ. власть имеет специфику: 1) Публичность; 2) Универсальность; 3) Верховенство; 4) Законодательная прерогатива (только власть издает юридич. законы); 5) Легальное применение силы; 6) Легитимность (разделение большинством населения).

 

2) Понятие и сущность государства. (Воп 5)

Государ. власть является сущностью государства. Государство – это особая организация власти, как совокупности полномочий переданных населением для управления обществом.

Государ. власть наделяется правом принятия общеобязательных управленческих решений и применением средств для реализации этих решений.

Средствами и методами осуществления государ. власти выступает убеждение (руководство) и принуждение (насилие). Характер власти зависит от удельного веса этих методов.

Т.о. сущность всякого государства заключается в организации политической власти по управлению обществом, только в одних исторических условиях эта власть сосредотачивается в руках небольшой группы лиц, использующих ее преимущества, в своих классовых интересах опираясь на принуждение. В других условиях власть сосредотачивается в руках представительного органа населения, использующего ее преимущества для удовлетворения общесоциальных потребностей, опираясь на согласование интересов субъектов общественной жизни.

 

Признаки государства: 1) Организация политической власти, которая обеспечивает внешнее представительство и внутреннее управление населением на основе согласовании интересов; 2) Механизм состоящий из государственных органов и служащих; 3) Территориальная организация власти, обеспечивающая юридич. и политическое единство населения; 4) Суверенитет; 5) Монопольное право на правотворчество и легальное применение силы; 6) Государство обладает собственностью (предприятия, учреждения, имущественные права, распоряжение национальными ресурсами, взимание налогов и сборов).

 

3) Типы государства. (Воп 6)

Тип государства – это система признаков государства выражающая его сущность.

Существуют 2 основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный (Вебер, Сорокин, Тойнби).

Согласно формационному подходу, тип государства отражает экономическую основу государства, классовую сущность и социальное назначение государства. Пять типов: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Недостатки: игнорирование цикличности в развитии государства; умаление значения в духовно-культурной жизни общества; однолинейность трактовки государства.

В рамках цивилизационного подхода основой развития государства считается духовно-культурная жизнь общества. Используемые принципы: хронологический, пространственный, информационный, научно-технический, ….

Формационный и цивилизационный подходы лишь в своей совокупности дополняют друг друга раскрывая объективную картину развития государства.

 

Тема: Формы государства.

1) Понятие и элементы формы государства. (Воп 7)

Форма государства – это совокупность способов, организации, устройства и осуществления государственной власти. Форма государства зависит от его сущности и типа.

Серьезное влияние на форму государства оказывает состояние экономики, культурный уровень населения, его исторические традиции и национальные особенности.

Основные элементы формы государства: 1) Форма правления (отражает порядок организации верховной или высшей власти и ее взаимодействие с населением); 2) Форма государственного устройства (отражает территориальную организацию государства, т.е. из каких частей состоит и как они взаимосвязаны между собой и с центром); 3) Государственно-правовой режим (способы и методы осуществления политической власти).

 

2) Формы государственного правления. (Воп 8)

По форме правления государства делятся на: монархию и республику.

Монархия – вся полнота государ. власти сосредоточена в руках одного человека (монарха), который выполняет функции главы государства, главы законодательной, как часто исполнительной власти, контролирует правосудие и местное самоуправление.

Признаки монархии: монарх наследует власть по принципу крови и осуществляет ее пожизненно; монарх персонифицирует собой государство; монарх не несет ни политической, ни юридической ответственности.

Виды монархии: абсолютная; ограниченная представительным органом на основе конституции.

Республика – государственная власть делегируется народом представительному органу.

Признаки республики: 1) Выборность и сменяемость представительной власти; 2) Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную (система сдержек и противовесов); 3) Власть несет политическую и юридическую ответственность.

Виды республики: президентская, парламентская и смешанная. Они различаются в зависимости от того, кем формируется и перед кем несет ответственность правительство.

 

3) Формы государственного устройства. (Воп 9)

По форме государственного устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федеративные).

Унитарные – единые, централизованные государства, состоящие из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками суверенитета.

Федерации – добровольные объединения в союз нескольких государств или государственных образований сохраняющих не только хозяйственную, но и политическую самостоятельность. В таком государстве 2 уровня власти: федеральная и региональная; 2 языка; организ. законодательной власти; 2 гражданства.

 

4) Государственно-правовой режим. (Воп 10)

Подразделяется на 2 вида: авторитарный и демократический.

Авторитарный: народ отстраняется от формирования контроля за государ. властью; устраняется оппозиция; опора власти на полицейский аппарат; личность лишена демократических прав и их гарантий.

Крайней формой авторитаризма является тоталитарный режим (наличие официальной идеологии, сращивание государственного аппарата с правящей партией во главе с вождем (культ личности), милитаризация общественной жизни; контроль государства над всеми сферами общественной жизни (включая над личностью)).

Демократический: народ является источником власти; участвует в контроле за ней; разделение властей; реализация самоуправления; плюрализм; реализация личностью прав и свобод.

 

Тема: Государство в политической системе российского общества.

1) Понятие и структура политической системы общества. (Воп 11)

Политическая система – совокупность государственных и не государственных организаций связанных нормами и отношениями политико-правового характера позволяющего участвовать в формировании осуществления государственной власти.

Структура: 1) Политические организации (государство, политические партии, общественные организации); 2) Политическое сознание (идеи, ценности, теории), в соответствии с которыми осуществляется политическая деятельность; 3) Политические отношения между субъектами по поводу государственной власти; 4) Политико-правовые нормы регулирующие наиболее важные отношения в процессе формирования и осуществления политической власти.

Функции политической системы: 1) Политические целепологание; 2) Властно-политическая интеграция общества; 3) Упорядочение политических процессов; 4) Обеспечение управления воздействия на социально-значимые отношения.

Неспособность политич. системы выполнять ее функции ведет к ее кризису.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.96.191 (0.007 с.)