Форма территориального устройства: понятие, общая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма территориального устройства: понятие, общая характеристика.



 

Формой гос. устройства называют политико-территориальное устройство гос-ва, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Гос-во, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, кот. имеют свои органы власти. В завис. от формы гос. устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) гос-вами называют единые и централизованные гос-ва, кот. состоят из адм.-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают полит. самостоятельностью, но в эконом., соц., культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Франция, Норвегия Признаки унитарного государства:

1) единство и суверенитет;

2) адм. единицы не имеют полити. самостоятельности;

3) единый, централизованный гос. аппарат;

4) единая законодат. система;

5) единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) гос-ва:

1.централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);

2.децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

3.смешанные;

4.региональные, которые состоят из полит. автономий со своими представительными органами и администрацией.

Сложными гос-вами называют такие, кот. состоят из гос. образований, обладающих различной степенью гос. суверенитета. М. выделить след. виды сложных гос-в:

1) федерация;

2) конфедерация;

3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных гос-в в одно гос-во. Признаки федерации:

1.наличие самостоятельности у субъектов государства;

2.союзное государство;

3.функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4.двухканальная система выплаты налогов.

В завис. от принципа формирования субъектов существуют след. виды федераций:

1.национально-гос.; 2.адм.-территор.; 3.смешанная.

В зависимости от юр. основы различают федерации:.договорные;. конституционные.

Конфедерация – это межгос. объединения или временные юр. союзы суверенных гос-в, кот. создаются для решения полит., соц., эконом. задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1.отсутствие суверенитета, единого зак-ва, единой денежной системы, единого гражданства;

2.совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3.добровольный выход из гос-ва и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (кот. носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя – это такое гос-во, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

 

Унитарное государство: понятие, признаки, виды.

 

Унитарное государство это форма гос. устройства, характеризуется следующими признаками:

1.адм.-территориальные единицы не имеют политической самостоятельности. 2.единое гражданство 3.единая структура гос. аппарата 4. единая система законодательства 5.единая система налогов и сборов.

В унитарном гос-ве все внешние межгос. отношения осущ-ют центральные органы, представляющие страну. Монопольным правом налогообложения обладает гос-во, а не территория.

Палаты унитарных гос-в, как правило однопалатны. Унитарный хар-р гос-ва не исключает наличия автономных образований (Италия, Испания). В завис. от наличия автономий различают простые и сложные унитарные гос-ва. Простые состоят только из адм.-территориальных единиц (Польша, Тайланд). Сложные унитарные гос-ва имеют в своем составе те или иные формы автономии (Никарагуа).

По степени централизации унитарные гос-ва делятся на: децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных унитарных гос-вах во всех звеньях адм.-территориального деления имеются только избираемые органы и нет назначаемых сверху чиновников общей компетенции (Великобритания, Япония)

В относительно децентрализованных унитарных гос-вах самоуправляются не все, а часть территориальных единиц. Напр. в Болгарии, самоуправляются низовые единицы – общины, а области носят адм. характер.

В централизованных унитарных гос-вах сверху донизу существует система назначенных «сверху» органов управления. (Норвегия, Румыния)

 

Федеративное государство: понятие, признаки, виды.

В федеративном гос-ве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные НПА учредительного хар-ра (напр., конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса гос-ва, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не м. б. субъектом междунар. отношений не выйдя из состава федерации (сецессии). Субъекты федерации м. иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

-Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов:

-В федеративном гос-ве верховная законодательная, исп. и суд. власть принадлежит федеральным гос. органам законодат., исп. и суд. властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

-В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исп. и судебные органы.

-В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации - федеральных единиц

-Основную общегос. внешнеполит. деят-ть в федерациях осущ. федеральные гос. органы. Они официально представляют федерат. гос-во в межгос. отношениях США, РФ, ФРГ, Бразилия, Индия, Италия, Испания, Япония

-Обязательным признаком федеративности гос-ва считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата явл. органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного гос-ва выделяют: Симметричные(субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом США), Aсимметричные (конституционно-правовой статус субъектов различен Республика Индия,

По особенностям формирования федерации выделяют: территор-е, национальные, смешанные (комбинированные)

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак Соединённые Штаты Америки, Германия, в национальных - по национал. признаку Чехословакия, Югославия. В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам РФ. Способы формирования федерации в значительной мере определяют хар-р, содержание, структуру гос. устройства.

По способу образования федерации делятся на: договорные, конституционные

Конституц. федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного гос-ва (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территор. целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава гос-ва Германия, Бразилия, Россия.

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых гос-в в одно, для чего подписывается договор об объединении. В США

По степень централизации: централизованные (Ар

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.011 с.)