Направления по совершенствованию финансового менеджмента в малом и среднем бизнесе РК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления по совершенствованию финансового менеджмента в малом и среднем бизнесе РК



 

Совершенствование финансового менеджмента на предприятиях РК

Производство - процесс сложный по технологии, по организации, по сочетанию различных видов деятельности. Финансовый менеджер не может, да и не должен брать на себя то, что гораздо лучше могут сделать другие. Менеджер должен, прежде всего, проявить предприимчивость при подборе команд, он должен окружить себя профессионалами, довериться более компетентным специалистам - по производственным вопросам, по маркетинговым исследованиям, планированию финансов и т. д. Себе же оставить лишь то, что входит непосредственно в компетенцию организатора. Организовывать - значит определить цель, знать и трезво оценивать имеющиеся ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организовывать - значит уметь формировать задачу, доводить её до непосредственного исполнителя и контролировать исполнение. Организовывать - значит уметь принимать решения, уметь распределять обязанности и ответственность. Организовывать - значит планировать, управлять, анализировать. Здесь недостаточно одной интуиции и даже таланта, нужны знания [26].

Знания, необходимые в области управления трудовыми ресурсами, финансами и в целом производством, даёт наука, называемая менеджментом. Данную глобальную систему можно разбить на три основные функционирующие подсистемы (рис.23):

 

Менеджмент
Управление производством
Управление Финансами
Маркетинг

 

 


Рисунок 3.1- Основные функционирующие подсистемы

Источник: [23]

 

При помощи анализа финансового состояния, становится очевидным, что в условиях рынка оказалось в крайне неустойчивом финансовом положении, которое осложняется ещё и тем, банк не даёт кредиты на льготных условиях, к тому же увеличивается число конкурентов. Все эти факторы встают на ту чашу весов, которая склоняется в сторону неминуемого разорения данной структуры. Чтобы выйти из подобной ситуации, руководству необходимо не только осваивать новые методы и технику управления, но и менять стратегию в целом. Для этого необходимо:

- проанализировать спрос на предоставление новых услуг, которые отвечают возможностям фирмы;

- обеспечить эффективную рекламу всех услуг предприятия;

- проводить активную коммерческую деятельность (например, сбыт товаров других фирм, сдача в аренду пустующих помещений и территорий, и т. п.);

- уменьшение производственных издержек и накладных расходов по производимым фирмой товарам и услугам.

Многие организации в Казахстане сейчас сталкиваются с рыночными трудностями. Финансовые менеджеры изо всех сил борются за выживание в рамках меняющихся потребительских отношений и скудеющих финансовых ресурсов. В поисках ответов на возникающие перед ними проблемные вопросы многие организации поневоле поворачиваются лицом к маркетингу. Маркетинг выступает основной концепцией управления в условиях рынка. При этом важно не только изучение теории маркетинга, но и улучшение умения его практически применять. Если предприятие намерено получать прибыль, нужно продавать продукцию, а для этого необходимо искать покупателя, выявлять его нужды, создавать соответствующие товары, продвигать их на рынке, договариваться о ценах [27].

Решение проблемы выживания можно осуществить различными способами. Один из них - избавление от незадействованных основных фондов, товарно-материальных запасов, сокращение численности персонала, сдача в аренду производственных помещений и т. д. Данная политика ни в коем случае не улучшит финансовое положение, она лишь позволит существовать ещё какое-то время, но вероятность потенциальной возможности экономического роста с проведением данных мероприятий будет значительно снижаться.

Принятие указанной политики выживания путем наименьшего сопротивления позволило бы судить о пассивности и нежелании финансового менеджера принимать решения и действовать в направлении развития собственного предприятия. Проведение активной политики, направленной на развитие, разумеется, связано с трудностями в плане решения огромной массы различных проблем, но ни тех задач, которые не смог бы разрешить финансовый менеджер, есть только его нежелание и неумение [28].

К сожалению, иногда настоящие рыночные идеи рождаются только вследствие бедственного положения фирмы. Думаю, что данное сложившееся положение должно подтолкнуть финансового менеджера на решительные действия для создания условий по стабилизации рыночных позиций.

Поэтому для того, чтобы обеспечить производство и сбыт своей продукции, анализируемому предприятию рекомендуется пересмотреть свою ценовую политику, в надежде, что снижение цен вызовет благожелательную ответную реакцию потребителей. Финансовому менеджеру необходимо было иметь собственную методику установления оптимальной цены посредством изучения цен конкурентов.

Финансовый менеджер должен комплексно решать проблему выживания предприятия, используя все возможные резервы - как внешние, так и внутренние. Предполагаем, что использование всех приемлемых резервов для снижения себестоимости было бы весьма полезным мероприятием, направленным на компенсацию потерь в прибыли от снижения цен. Сокращение издержек необходимо для того, чтобы выстоять в условиях конкуренции на рынке и гарантировать фирме финансовый успех. Финансовому менеджеру хотелось бы рекомендовать предпринять все обоснованные действия по снижению не только переменных, но и условно-постоянных затрат [29, С.8].

Переменные затраты возрастают, либо убывают пропорционально объему производства. Они включают в себя: расходы на закупку сырья и материалов; потребление энергии для технологических целей; транспортные издержки и другие расходы. Сокращение переменных издержек возможны за счет приобретения материальных запасов и конструкций по более низким ценам, снижения транспортных расходов и т. д.

Постоянные затраты не следуют за динамикой объёма производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, оклады управленческих работников, административные расходы и т. п. Снизить данные издержки возможно за счет пересмотра политики начисления амортизации, связанной с увеличением срока службы основных средств. Реализация данного мероприятия вполне реальна, т. к. имея удовлетворительную ремонтную базу в состоянии обеспечить более длительную эксплуатацию оборудования.

Также можно временно снизить отчисления на страхование имущества предприятия, расходы по содержанию зданий и сооружений и т. п.

В отличие от переменных большую часть постоянных затрат при сужении деятельности предприятия и снижении выручки от реализации уменьшить нелегко. Каким же образом возможно, не меняя структуру издержек, и снижая цены на услуги не только стабилизировать финансовое положение, но и улучшить финансовый результат.

Показателем рыночной стабильности фирмы является её способность успешно развиваться в условиях трансформации внешней и внутренней среды. Для этого необходимо располагать гибкой структурой финансовых ресурсов и при возникновении потребности иметь возможность привлекать заемные денежные средства, т. е. быть кредитоспособным.

Кредитоспособность свидетельствует о потенциале предприятия в своевременном возврате кредитов с процентами при сохранении благоприятной для предприятия динамикой прибыли. Необходимость привлечения внешних источников финансирования не всегда связана с недостаточностью внутренних источников финансирования. Данными источниками, как известно, являются нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления [29].

Рассматриваемые источники самофинансирования стабильны, но ограничены стоимостью и сроком использования оборудования, скоростью оборота денежных средств, темпам реализации продукции, величиной текущих расходов. Поэтому свободных денег часто (если не всегда) не хватает, и дополнительное их вливание, направленное на увеличение оборачиваемости активов будет крайне полезным.

Все предприятия рано или поздно, в большей или меньшей степени испытывают дефицит свободных денежных средств. Как его преодолеть?

Одним из решений данной проблемы может стать получение предприятием кредита в Государственном или коммерческом банке. Однако обращение в банк за кредитом ещё не гарантирует его получения. Банк должен быть уверен в финансовой прочности своего клиента. Специальный отдел банка, ведающий кредитованием бизнеса, рассматривает и анализирует представляемые предприятием данные (показатели ликвидности, оборачиваемости, доходности и рентабельности) и делают заключение о возможности предоставления данному хозяйственному объекту краткосрочного кредита.

Использование краткосрочных кредитов и займов, направленных на покрытие текущих потребностей производства, представляется весьма эффективным мероприятием. Однако необходимо помнить, что нельзя увеличивать любой ценой соотношение заёмных и собственных средств, необходимо его регулировать. Если новое заимствование выгодно предприятию, то это не значит, что оно выгодно банкиру, т. к. увеличивается его риск. Свой риск банкир попытается компенсировать увеличением процентной ставки за кредит. Увеличение же коэффициента финансовой зависимости приведет к снижению ликвидности предприятия и, как следствие, ухудшению финансовой устойчивости. Сама по себе задолженность не благо и не зло. Это акселератор развития предприятия и акселератор риска. Проблема для управляющего состоит не в том, чтобы исключить все риски вообще, а в том, чтобы принять различные, рассчитанные риски [30].

Действия менеджера с персоналом предприятия в основном касаются двух аспектов. Первый — сохранение необходимых ква­лифицированных кадров, второй — освобождение от балласта неквалифицированных. Здесь очень важно обеспечение заинтересованности работников в осуществлении программы выхода из кризиса путем повышения их собственной значимости в программе и осознания необходимости пережить временные трудности.

Работа с поставщиками требует филигранной техники. Основная задача проста: получить сырье и, по возможности, дешевое, с как можно большей отсрочкой платежа. Иногда бывает необходимым оказание квалифицированной помощи поставщику с целью снижения его издержек.

Одним из вариантов убеждения будет доказать поставщику, что ему для сбыта нужен постоянный покупатель. А если он поможет вам сейчас, то в будущем получит стабильный сбыт. Главнейшим направлением для выживаемости предприятия является работа с потребителем продукции. В данном вопросе характерен целый класс мероприятий, связанных с маркетингом, рекламой и т. д. Покупателя надо убедить в его интересе сотрудничества с вами[31].

Решение перечисленных выше проблем позволит несколько улучшить нынешнее состояние предприятия. Поэтому необходимо установить тщательный контроль за этапами становления фирмы, чтобы своевременно определить точки возможного роста, рычаги, способные ускорить движение вперед, а также препятствия. Только после проведения подобной работы прогресс предприятия может приобрести некоторую стабильность. В этот период доверие контрагентов уже начинает ощущаться. Поэтому следующим этапом работы менеджера является изучение новых потенциальных возможностей, например, развертывание нового производства. Здесь уже возможны переговоры с банками о кредите и с производителями оборудования об аренде. Реально высвобождение площадей с целью сдачи в аренду. Иными словами, следующий этап означает переход от пожарных мероприятий к рутинным. После этого целесообразно перейти к более серьезным разработкам и принятию стратегических решений [30].

Современный финансовый менеджмент — это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений, в том числе в финансовой области. Это ни в коем случае не догматическое, а очень динамичное многоплановое явление, проявление которого постоянно корректируется в соответствии с конкретными условиями. Как только финансовый менеджмент отстает от реальных потребностей рыночной обстановки, он перестает отвечать предъявляемым требованиям[31].

Управленческие решения, разработанные одним предприятием и хорошо себя у него зарекомендовавшие, могут оказаться не только бесполезными, но даже очень опасными для другого. Многовариантность решений и ходов менеджмента, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, уникальный характер каждого управленческого решения в конкретной специфической ситуации составляют основу управления. Поэтому в деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценить хозяйственную ситуацию и найти тот единственно возможный в данном положении подход, который и является в конкретных условиях оптимальным.

Для современного финансового менеджмента характерны [31]:

- стабильное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом;

- широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования на рынке предприятия в целом или его подразделений;

- постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;

- ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности организации;

- использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;

- изменение функции планирования от текущего — к перспективному;

- выход финансового менеджмента на передний план во всей системе управления предприятия;

- упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;

- оценка управления в целом только на основе реально достигнутых конечных результатов;

- максимальное применение математических методов и дости­жений информатики на базе ЭВМ;

- привлечение всех сотрудников фирмы к управлению ею;

- осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений;

- опора на инновации в каждом сегменте работы организации, нестандартные решения;

- проведение глубокого экономического анализа каждого управ­ленческого решения;

- способность разумно рисковать и управлять риском;

- возрастание роли маркетинга в бизнесе до ключевой.

Хозяйственные условия в Казахстане сегодня настолько отличаются от государств с развитой рыночной экономикой, что использование приемов и методов современного менеджмента в нашей стране не может не носить творческий, пионерский, новаторский характер при максимальном учете особенностей, традиций, специфики всей страны в целом, каждого региона, трудового коллектива.

Ныне менеджмент выступает как система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования, прогнозирования научных разработок, организации производства, реализации продукции и услуг на основе постоянных нововведений с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.

Финансовым менеджерам важно знать, какие нужны корректировки в существующей системе отчетности и какие дополнительные показатели необходимо рассчитывать, чтобы применять методы финансового менеджмента, широко используемые в странах развитой рыночной экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.103.76 (0.107 с.)