Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из беседы об искусстве Н. Н. Ге в киевской рисовальной школе (март 1886 Г. ) ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
... Что значит писать сухо? Вопрос этот относится к процессу работы живописи, сам по себе вопрос в исключительном разрешении ограничен и узок; но этот вопрос, хотя бы и разрешенный в этом смысле, будет понятен только, когда будет выяснено другое, общее, важное в искусстве, из которого естественно вытечет и Частное решение этого вопроса и многих других однородных. Собственно, писать сухо значит писать мертвенно; писать живо значит писать живое как живое. Вы сами уже видите, что и в этом кратком сжатом ответе предполагается известным другое, что-то крупное, важное... Мастера искусства об искусстве. - М., 1970.- Т. 7. - С. 18. И. Е. РЕПИН Письма об искусстве Письмо десятое ... Салон Марсова поля. Чудесные залы железного павильона - остаток большой выставки; роскошные лестницы, соединенные куполом, широкий свет сверху. Однако я стремлюсь к живописи, переступаю порог и... ужасаюсь. Обхожу взглядом весь огромный зал неестественно набеленных картин, и мне делается все жутче от их вида и содержания. <...> Импрессионисты заметно вырождаются, устарели, уменьшились в числе. Сделав свое дело - освежив искусство от рутинного, академического направления с его тяжелым коричневым колоритом и условными композициями, - они сами впали в рутину лиловых, голубых и оранжевых рефлексов. Свежесть непосредственных впечатлений сошла у них на эксцентричность положений, на кричащие эффекты и условную радужную раскраску точками и штрихами ярких красок, сильно забеленных. В сущности, и неестественно было долго держаться импрессионизму- принципу непосредственного впечатления натуры, схватывания случайных образов видимого. Художник - по преимуществу натура творческая, одаренная фантазией, - индивидуальность, которой тягостно постоянно подчинение одной доктрине целой корпорации. В нем как в отразителе задач своего момента возникают вдруг прямо противоположные мотивы. Вместо живого реализма импрессионистов, их рабского поклонения случайностям природы он бросается в символизм, где формы природы получают условное применение, неестественно видоизменяются и комбинируются самым невероятным, фантастическим воображением больного душой художника. В символизме всегда есть много условного, головного, теоретического - все признаки старчества. Во всяком случае это нечто новое, необыкновенное, еще небывалое в искусстве.
Увы, на этих слабых холстах, акварелях и картонах я никак не мог серьезно сосредоточиться, разгадывать эти живописные иероглифы скучно; надо перевертывать всю обыкновенную логику и, главное, знать условные знаки этих мудрецов. Как видите, здесь не чистое искусство: искусство берется как средство для выражения проблем условными формами, выдуманной раскраской, невероятным освещением, неестественным соединением органических форм природы. <...>
Мастера искусства об искусстве. - М., 1970. - Т. 7.- С. 56 - 57. В. И. СУРИКОВ Из писем П. П. Чистякову. Декабрь 1883 г. Странствую я за границей вот уже три месяца. Живу теперь в Париже. Приехал я сюда посмотреть 3-годичную выставку картин французского искусства. Встретил я на ней мало вещей, которые бы меня крепко затянули. Общее первое мое впечатление было - то это удивление этой громадной массе картин, помещенных чуть ли не в дюжине больших зал. Куда, думал я, денутся эти массы бессердечных вещей? Ведь это по большей части декоративные, писанные смаху картины, без рисунка, колорита: о смысле я уже не говорю (я уже писал в Россию, что они мутно-серого цвета, глинисты). Вот что я сначала почувствовал, а потом, когда я достаточно одурел, то ничего, мне даже стали они казаться не без достоинств. Но вначале, боже мой, как я ругал все это в душе, так все это меня разочаровало... Но, оставив все это, я хочу поговорить о тех немногих вещах, имеющих истинное достоинство. Возьму картину Бастьена-Лепаже «Женщина, собирающая картофель». Лицо и нарисовано и написано как живое. Все написано на воздухе. Рефлексы, цвет, дали, все так цельно, не разбито, что чудо. Другая его вещь, «Отдых в поле», слабее. Понравились мне пейзажи и жанры Де Нитиса: кустарник, прямо освещенный солнцем, тени кое-где пятнами. Широко, колоритно, разнообразно схвачено. Его же есть какая-то площадь в Париже: тоже солнце en face (прямо). Колорит его картин теплый, пористый, мягкий (писано будто потертыми кистями), в листве тонкое разнообразие цвета. Видно, писал, все забывая на свете, кроме натуры пред ним. Оттого так и оригинально. Да, колорит - великое дело! Видевши теперь массу картин, я пришел к тому заключению, что только колорит вечное, неизменяемое наслаждение может доставлять, если он непосредственно, горячо передан с природы. В этой тайне меня особенно убеждают старые итальянские и испанские маcтера. <...>
Мастера искусства об искусстве. - М., 1970. - Т. 7.- С. 109 - 110.
П. П. ЧИСТЯКОВ Из писем Чистяков - Савинскому (1884 г., 8 мая, Петербург) ...Вы писали свой этюд, вероятно, подходя к самой натуре, и от этого мазали много и густо. Ничего, нужно и это испытать. Теперь Вы возьмите и напишите волосы несколько кудрявые, и посмотрите на них и быстро и потом рассматривайте тихо, особенно рыжеватые. Вы увидите, что блики, т. е. света, при быстром взгляде покажутся Вам синеватыми. Положите их синими - мертво. Рассматривайте свет этот подробно и долго, внимательно вглядываясь. Вы увидите, что полутоны света этого синеватые, а самый свет желтоватый, следовательно, два оттенка; от этого, что Вы смотрели быстро и не увидели этих подробностей, у Вас не вышло и игры цветов натуральной. Так и в теле, смотрите, какие полутоны окружают блик, и увидите кое-что новое и необходимо нужное. Сделайте этюдик с рассматриванием и напишите мне, так ли Вы увидели натуру. Потом я Вам после еще напишу следующее о колорите, а теперь не время. <...> Чистяков - Савинскому (1885 г., Петербург) Получил письмо Ваше. Вся нынешняя школа натуральная не есть высокая школа. Искусства она не разрешает и стоит в одном уровне с толпой. Гоняться за эффектом, за тем, что не есть суть, а наносное, - не высоко. Колорит не есть тот поверхностный блеск красок, неразлучный со светотенью. Сущность колорита состоит в умении угадать краски, из которых состоит данный цвет. Рафаэль, по-моему, колорист (если принять в соображение сюжеты его). Следует долго искать краски, из которых состоит предмет, и, нашедши их, писать, не мазать, рисовать и лепить. Во время лессировок нужно работать во всю мочь, но начинать тихо, осмотрительно. <...> Чистяков - Савинскому (1885 г., октябрь, Петербург) ...Теперь о деле. В красках Вы успели, но рисунок, который Вы здесь разучили, во сто раз выше всех колористов Ваших тамошних. Вы рисовали головы и сознательно ловили жизнь. Так и колорит: ловить один вид, полутоны, не сознавая сути дела, и опасно и не совсем правильно. У меня есть ученики на стороне и ученицы, которые и тихо, а цвет составляют, и очень верно. Теперь Вы знаете, что цвет должен быть и прозрачен и силен, как в натуре, и знаете, что, бросая краски шибко и забывая о рисунке, Вы. цвет найдете... ну и довольно. Ходите по галереям, смотрите вблизи Тициана, Веронезе (особенно Веронезе «Иоанна Предтечу» в галерее Боргезе). Посмотрите, как он писал. Смотрите на дальний план. Он приготовлял все в два тона, смотрите на головы и драпировки на правой стороне - он лепил смело, но не комками, смотрите ногу Иоанна от колена - берцы. Он лессировал жидко на масле, и выходило живое тело. Плюньте в картины нынешние, смотрите на натуру просто, и уж если присматриваться, то глядите старые авторитеты. Сюжет Ваш («Христос и грешница». - Сост.) требует живописи тонкой, строгой, здравой, а главное - требует экспрессии и рисунка. И я, многогрешный, решил теперь корчить из себя мастера, решил подмалевывать в два цвета тоже, не нежно, а порезче, а потом быстро и не густо, прибегая ко всяким средствам, писать. Для картины так и удобнее. Учиться - другое дело. Не найдете ли Вы у себя времени для того, чтобы к нынешней выставке написать какую-либо, хотя бы поясную фигуру в средневековом костюме и в эффекте, да нарисуйте в два тона сперва, да так, как здесь учились, т. е. рассуждая, а потом быстро с маслом напишите. Ну, бандуриста какого-нибудь. На скалку намотайте, да по почте ко мне. Впрочем, это я только мечтаю. Делайте, что лучше по-вашему. А опыт оный был бы хорош и для Вас там, да и для наших здесь, покажите, как Вы можете рисовать и светотень как видите, да и продаться может вещица. В углу посадите обстановку поядовитее, в полутень части некоторые, вроде Рембрандта, пустить, а главное - рисунок лица. Не забывайте, что в картине полутон этот всегда делится на всю картину, т. е. если в этюде фигуры Христа много серых полутонов, то в картине эти полутона серые и проч. стушевываются общим преобладающим тоном тела. Следовательно, глядеть нужно шире, и именно настолько шире, насколько размер картины более размера этюда; более тельного цвета, чем наносного воздуха. Это живопись историческая - не этюдная. Одна фигура - другое дело; там чем певучее живопись, тем лучше, особенно если светотень играет большую роль. Я уверен, если бы Вы написали фигуру, хотя бы поясную, да в хорошем шелку и атласе или бархате, то было бы ладно. Живопись комками есть самая неприятная. Гладкая, смелая, разнообразная с примесью масла, есть самая настоящая. Не забудьте, что рисунок, особенно в лице и в руках, иногда и подчеркнуть следует. Посмотрите у курносых итальянцев формы-то лучше наших, а вылепка энергичнее, поэтому и лучше. <...>
П. П. Чистяков и В. Е. Савинский. Переписка (1883- 1888). Воспоминания.- Л.; М., 1939. - С. 91, 113- 114, 127 - 129.
А. М. ВАСНЕЦОВ
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.008 с.) |