Я посвятила всю Себя счастью пятерых пандавов, вручила мужьям свою душу. Для меня не существовало понятий «хочу» или «не хочу» - я исполняла все их желания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я посвятила всю Себя счастью пятерых пандавов, вручила мужьям свою душу. Для меня не существовало понятий «хочу» или «не хочу» - я исполняла все их желания.



То был первый день нашего с Пхалгуни супружества. Мы должны были соединиться много лет назад. В нашей жизни произошло столько перемен! В нее вошла Субхадра. Сколько обид и унижений пришлось вытерпеть... Но мне казалось, что Пхалгуни остался прежним. Я ждала того часа, когда же смогу войти в брачные покои вместе с ним – ждала с тем же нетерпением, какое охватило меня сразу же после сваямвары.

Майя, как всегда, переусердствовала. К чему такая пышность? Богатство, сила, роскошь – все это безнадежно ослепляет человека. Я не хотела ослепнуть. Мне бы и сотни глаз не хватило наглядеться на Пхалгуни. Для меня он был вторым Кришной. Кого же из них ждала я в тот день?

Он явился. Его стопы, похожие на голубые лотосы, покоились на покрытом ковром полу. Я поприветствовала его. Наконец-то мои мечты сбылись: лунная ночь, прохладный ветерок, беседы о поэзии, обсуждения шастр - все это могло иметь место только с Пхалгуни! Юдхиштхира всегда был серьезен и задумчив. Бхима был совершенно чужд поэзии, укорам и обидам, мечтам и фантазиям. Накула был непоседлив, как невинное дитя, - ему ли понять язык сердца? Сахадева был погружен в себя, словно молчаливый йог и никогда не начинал беседу первым, если и говорил – то непременно загадками, а правда, которой он был так привержен, подчас была горькой. Поэтому все мои стихи хранились для одного лишь Пхалгуни – с ним можно было обсуждать поэзию ночь напролет. Он был поэтичен, как Сам Кришна, ценитель искусства и музыки.

Взяв меня за руку, он сел на ложе рядом со мною, нежно и ласково сказал:

- Кришн а, я должен попросить у тебя прощения.

- За что?

- Я должен вернуться в покои Субхадры - сегодня вечером она заболела.

Пхалгуни смотрел на меня, ожидая ответа. В сердце своем я пожаловала Субхадре роль сестры. Я никогда не препятствовала ее счастью, почему же она столь нетерпима к моей радости? Теперь, считая Субхадру соперницей, я ревновала. Сколько лет ждала я этой встречи с Пхалгуни! Но Субхадра этого не потерпела… Не дождавшись ответа, Пхалгуни сказал:

- Ты сидишь здесь, ждешь меня, а я проведу ночь во дворце Субхадры. Мне придется вынести эту боль. Я тоже ждал тебя много ночей, которые ты год за годом проводила в спальнях Юдхиштхиры, Бхимы, Накулы и Сахадевы. Я немало намучился с тобой, хотя и знал, что ты принадлежишь не мне одному. Теперь у Субхадры есть на меня те же права, что и у тебя. Ей нездоровится. Могу ли я, зная об этом, оставить ее одну?

- Но этот год моего супружества – для тебя. Мы должны провести его вместе. Даже если ты пойдешь к Субхадре, я буду ждать тебя, - выдавила я.

Пхалгуни словно ждал такого ответа:

- Но причем тут Субхадра? Мы не договаривались, что один год я буду жить с тобой, следующий – с ней. Как и любая другая женщина, она хочет мужа ежедневно на протяжении года. Я буду проводить с Субхадрой больше времени, чем с тобой. С тобой я смогу быть лишь однажды в четыре года, а с ней – ежедневно, постоянно. Так смею ли я прогневить ту, с кем мне предстоит прожить большую часть жизни?

Пхалгуни отплатил мне той же монетой: вернул мне боль, мучившую его по моей вине. Он ждал меня, пока я проводила время в чужих спальнях. Ему хотелось излить мне свою печаль. Но в чем я была виновата? Между мной и Субхадрой возник конфликт из-за Пхалгуни: в чьих покоях он будет ночевать? Осознав, в чем истинная причина моего с ним спора, я зарделась. Если Пхалгуни захочет остаться с Субхадрой, он не будет счастлив, даже если я заставлю его остаться со мной. А если он будет несчастлив, принесет ли это радость мне? Силой можно захватить царский престол, но не трон сердца. Если Пхалгуни возвел на престол своего сердца Субхадру, мне не занять ее места, даже если я буду враждовать с нею всю свою жизнь. Если Субхадре действительно нездоровится и она нуждается в близости с Пхалгуни, то удерживать его у себя – вопиющая несправедливость. Двенадцать лет я безропотно терпела боль разлуки с Пхалгуни, так неужели не смогу подождать еще пару дней? Разница была лишь в том, что тогда он монашествовал в лесу, а теперь проводит время в покоях моей соперницы Субхадры. Я спокойно сказала:

- Если Субхадре нездоровится, то тебе не следовало даже приходить сюда - достаточно было передать мне весточку с Майей. Скорее возвращайся, не трать время! Субхадра еще совсем юная, и ей своственны все возрастные слабости. Не расстраивай ее своим промедлением.

Пхалгуни сжал мои ладони:

- Ты не расстроилась? Что я могу поделать? Так всегда бывает с тем, кто пытается убить двух зайцев.

Теплые, полные расположения слова Пхалгуни растопили мое сердце; печаль растаяла и вылилась слезами, которые мне хотелось скрыть. Подобает ли мне, словно юной Субхадра, проливать слезы или болеть, если рядом нет Пхалгуни? В конце концов, я же Ягьясени – образованная женщина, царица Индрапрастхи, рожденная из огня! Я нарочито рассмеялась:

- Мне жаль Субхадру. Как неожиданно она заболела! С чего бы это? Надеюсь, не придется среди ночи вызывать к ней придворного лекаря?

Пхалгуни торжественно сказал:

- Не волнуйся за Субхадру. Это легкое недомогание. Моего присутствия вполне достаточно. Но как проведешь ночь ты?

- Ворочаясь с боку на бок и не находя покоя! – в голосе моем слышались слезы.

- Это почему же?

- Я буду переживать за Субхадру. Хотя я приняла ее как сестру, все же мне кажется, что она боится меня, видя во мне соперницу. Иначе почему бы она внезапно заболела, стоило тебе прийти ко мне сегодня? Но, как бы там ни было, не медли…

Взяв Пхалгуни за руку, я заставила его подняться и провела к двери. Повесив голову, молча, Пхалгуни побрел к покоям Субхадры. Как только он скрылся из виду, я хлопнула дверью и повалилась на ложе. Почему день выдался таким тяжелым? Казалось, Пхалгуни забрал у меня последние силы… Едва я закрыла глаза, как услышала рядом голос Майи. Растирая мне стопы, она многозначительно сказала:

- Только ты способна вынести такую несправедливость. Ты ждала Арджуну двенадцать долгих лет! На самом деле Субхадра здорова - я видела ее в гардеробной после вечернего омовения. Арджуна не может без Субхадры - вот почему он выдумал предлог, который позволил ему удалиться в ее покои. А ты так мучаешься без него, живя как подвижница.

Правда, открытая мне Майей, усугубила мои мучения, но я не хотела показывать перед нею свою слабость, и потому рассмеялась:

- Майя! Это же так естественно! Арджуна знаком с Субхадрой всего-то несколько дней – немудрено, что он не в силах оставить ее одну.

- Но вы женаты уже давно…

Взволнованно и мечтательно я сказала:

- Даже смерть не разлучит меня с Арджуной. Ты не понимаешь, Майя…

Глава 23

Смотришь на Субхадру - и весь гнев, неприязнь и ненависть растворяются, как облака в небе, а сердце становится чистым. Увидев ее, я позабыла о размолвке, которая имела место прошлой ночью, и справилась о ее благополучии.

- После приезда в Индрапрастху мое здоровье пошло на поправку. Все в порядке, - ответила она.

Я изумилась. Стало быть, Майя права? Пхалгуни наплел мне небылиц о болезни Субхадры и вернулся в ее опочивальню, чтобы провести с ней ночь. Я не стала озвучивать свои подозрения, а просто спросила:

- Как тебе спалось?

Субхадра прыснула смехом:

- Сон – мой неразлучный друг. Пхалгуни не было, так что я легла спать пораньше. Я как всегда не стала слушать рассуждения Пхалгуни о писаниях и поэзии. Видя мое отношение к этим темам, он принялся расточать похвалы в твой адрес. Какой трактат вы обсуждали минувшей ночью? В Двараке он еженощно обсуждал писания с моим братом.

И она снова звонко рассмеялась. Я была поражена: Пхалгуни был не со мной, но в покоях Субхадры его тоже не было! Где же он ночевал? Сославшись на то, что Субхадра больна, он ушел от меня. Что за всем этим кроется? Пхалгуни не хочет меня? Почему он не желает быть со мной? Чем я его обидела? С кем могла я поделиться своей печалью, стыдом, пожаловаться на такое оскорбление? Пхалгуни меня не любит – теперь, зная об этом, какой смысл мне жить? Должна ли я открыть кому-то, что Пхалгуни не любит меня? Не унизит ли это меня в глазах того, кому откроюсь? С какой насмешкой, с какой жалостью будут смотреть на меня люди! Как я это переживу? В таких думах провела я целый день.

Вечером я в одиночестве сидела в углу сада – печальная, с отсутствующим выражением лица. Похоже, что этой ночью Пхалгуни тоже не придет. Он найдет еще какой-нибудь предлог, чтобы ночевать в другом месте. Вместо того, чтобы ждать его в спальне, лучше уж спрятаться в укромном уголку сада.

Вдруг за спиной послышался голос Кришны. Вздрогнув, я оглянулась. Сакха нежно улыбался:

- Вчера ты жестоко прогнала Моего сакху, а сегодня спряталась сама. Похоже, что сегодня бедняжке снова придется вернуться ко Мне ни с чем и всю ночь жаловаться Мне на судьбу. Вчера он не спал всю ночь и не давал покоя Мне. Сакхи, почему ты так жестока с сакхой?

Я изумленно уставилась на Кришну. Поведение Пхалгуни было поистине странным. Надо же – так беззастенчиво оболгать меня перед сакхой! Зачем? Бросив меня и Субхадру, Пхалгуни коротал ночь с сакхой. Без нужды он очернил меня. К чему это все?

Я не сводила с сакхи удивленного взгляда. Он улыбнулся – Он тоже был удивлен. С напускным гневом я сказала:

- За двенадцать лет монашества Твой сакха четырежды женился и зачал троих сыновей, а едва вернувшись домой, принялся порочить меня. Зачем? Сказав мне, что Субхадра больна, он ушел, чтобы коротать ночь с Тобой. Не я прогнала его.

- Но ты же могла попытаться остановить его!

- Как я смела останавливать его, если он сказал, что Субхадра больна?

- Не остановить – так хотя бы попросить вернуться чуть позже.

- Невзирая на болезнь Субхадры?

- Пхалгуни сказал тебе, что это просто легкое недомогание.

- Он сам хотел пойти к ней. Как могла я просить его вернуться? Насильно мил не будешь.

- Но ты о нем даже не скучала! Вы так давно не были вместе, и вот – твои ожидания оказались бесплодны… Неужели тебе не в чем было его упрекнуть? Все говорит о том, что его любовь тебе не так уж и нужна.

- Неужели укорять можно только словесно? Взгляд, мимика, запинающийся голос – неужели во всем этом Пхалгуни не почувствовал мою печаль, беспомощность, упрек, неужели я обязательно должна была облечь все это в слова?

- Кришн а, прошлой ночью Мой сакха натерпелся. Он сказал тебе, что Субхадра больна, лишь затем, чтобы проверить, насколько горячо ты желаешь его. Но, поспешно проявив благородство, ты отправила его к Субхадре. Если бы, вопреки вымышленному нездоровью Субхадры, ты вынудила его вернуться в твою опочивальню, он был бы счастлив наблюдать силу твоей любви. Каким бы грамотным и мудрым ни был человек, с возлюбленной он теряет рассудительность, его разум отключается. Чего не сделаешь ради любимого? А ты сурово наказала Моего сакху своим холодным благородством. Он страдал всю ночь.

Волнуясь, я искала смысл в этой драматической развязке. Чтобы испытать мою страсть, Пхалгуни просидел с сакхой всю минувшую ночь. Слушая сакху, я поверила, что Пхалгуни - мой. Улупи, Читрангада, Арья, Субхадра могут быть женами Пхалгуни, но я – его любимая, я ему дороже всех. Даже неоднократно женившись, Пхалгуни питает ко мне все те же чувства, что и прежде. Теперь я не стану горевать, даже если Пхалгуни заведет в своих внутренних покоях хоть девяносто девять жен. В своем великодушии и мужестве Арджуна подобен бескрайнему океану: даже если в нем найдут прибежище все реки и ручьи мира, для меня там всегда есть место.

Глава 24

Совместный визит в Индрапрастху великого мудреца Кришны Дваипаяны и благородного Кришны Васудевы был столь же знаменателен, сколь и почетен для всех нас. «Зачем же они пожаловали вместе?» - дивились жители Индрапрастхи. Несколькими днями ранее в Индрапрастхе прошли необычайно роскошные и зрелищные торжества в честь Абхиманью, сына Субхадры. Затем к нам пожаловали оба Кришны, благословили Абхиманью и ушли. Готовясь к отбытию, Васудева Кришна пошутил:

- Кришн а! Первенец вашей семьи - сын Субхадры, но пусть тебя это не печалит. Такова уж традиция династии Пуру: хотя Гандхари забеременела первой, Кунти, ее младшая невестка, родила раньше, и потому первенцами считаются ее сыновья. Именно на них и легла вся ответственность. Радуйся: твоим сыновьям не придется носить тяжкое бремя царской короны.

Я рассмеялась:

- Сакха! Хотя Абхиманью родился из лона Субхадры, он – сын моего мужа, Арджуны. Поэтому Абхиманью – мой первенец. Он называет мамой меня, тогда как Субхадру зовет чхоти ма – младшей матерью. Пусть родила его Субхадра, но вырос он на руках у меня. Я воспитывала его, учила петь, рисовала с ним картинки. Слушая сказания о своих предках, он засыпал на моих коленях. Субхадра – сама еще дитя. Когда Абхиманью докучает ей, она чаще всего дразнит его в ответ. Когда же он хнычет, Субхадра, вместо того, чтобы успокоить его, сама готова расплакаться. Когда ему охота поболтаться где-нибудь, Субхадра тащит его ко мне. Посуди Сам, чей он сын – мой или Субхадры?

Кришна рассмеялся:

- Что тут скажешь! Абхиманью сам во всем признался. Когда в первый день учебы учитель попросил его представиться, Абхиманью сказал: «Мой отец – Арджуна, дядя по матери – Кришна, а мать – Кришн а». О мой любимой сестрице Субхадре он и словом не обмолвился.

- Сакха, с самого рождения Абхиманью слушал родословную из моих уст. В его роду принято считать старшим того, кто выше по положению. Человека почитают не за один лишь возраст, но за разум, рассудительность и благородство. Сыновья Мадри, Накула и Сахадева, тоже горды тем, что считаются сыновьями Кунти. Хотя Кауравы и Пандавы враждуют, в глазах матерей Гандхари и Кунти сотня Кауравов и пятеро Пандавов – братья. Так что совершенно естественно для Абхиманью называть себя сыном Кришн ы.

Сакха расхохотался:

- Сакхи, мое сердце не в Двараке. Я постоянно ищу предлог посетить Индрапрастху. Твои пятеро сыновей – Пративиндхья, Шрутасома, Шрутакарма, Шатаника и Шрутакирти не должны приступить к учебе одновременно - тогда у Меня будет возможность приезжать на торжества по случаю начала образования каждого из них и не придется искать предлоги для того, чтобы отпроситься сюда у брата Баларамы.

Кто бы не рассмеялся, слушая сакху? Я сказала:

- Тебе так трудно найти предлог, чтобы приехать в Индрапрастху? Пандавы ищут у Тебя поддержки всю свою жизнь. Без Тебя они как без рук.

Кришна уехал, пообещал вернуться. Но никто и представить себе не мог, что это произойдет так скоро. Перед Юдхиштхирой встала задача, решить которую он собирался, испросив совета у обоих – Кришны и Кришны Дваипаяны.

Юдхиштхире приснился отец, Панду, и велел ему как старшему сыну исполнить его желание. Первейшая обязанность сына – исполнять желания предков. Но желание Панду было особым: он хотел, чтобы Юдхиштхира совершил раджасуя-ягью и стал императором – исполнил то, что не успел сделать при жизни сам Панду. Завоевав множество царств, он доказал свою доблесть и могущество. Он собирался совершить жертвоприношение раджасуя, но смерть по проклятию отшельника помешала этому. Желание осталось неисполненным, душа Панду не нашла покоя до сих пор. Сон встревожил Юдхиштхиру. Божественный мудрец Нарада тоже видел Панду у райских врат, и выглядел тот печальным. Если Юдхиштхира совершит раджасуя-ягью, его душа успокоится. Такие новости принес Нарада.

Сон Юдхиштхиры и послание Нарады вселили в умы Пандавов желание совершить раджасуя-ягью. В чем же сомневался Юдхиштхира?

Знал ли об этом кто-то другой или нет, но мне было известно, что, исполни Юдхишхира волю отца – и раджасуя принесет ему печаль. Больше всего на свете ему был дорог покой, он всегда уклонялся от сражений. Кровопролитие, жестокость, смерть, нищета, горе, печаль, причитания – все это было противно его миролюбивой натуре. Война не пугала его – скорее, он питал к ней отвращение. Но пренебречь раджасуей противоречило дхарме кшатрия. Смысл раджасуи не в том, чтобы завоевать другие царства и стать деспотом; скорее, она открывает путь к содружеству, дхарме и единству. И все же, прежде чем принять решение, Юдхиштхира хотел учесть точку зрения обоих великих душ – Кришны и Кришны Дваипаяны. Вот почему он пригласил их.

Кришна Дваипаяна и Кришна Васудева восседали в центре, пятеро Пандавов – вокруг них. Они обсуждали, стоит ли затевать раджасую. На собрании присутствовали также я и Ма Кунти. В семействе Пандавов было заведено перед принятием любого решения спрашивать мнения хозяйки. Мой свекр Панду уважал точку зрения Кунти. Старший брат свекра, Дхритараштра, тоже считался со мнением Ма Гандхари. Слово бабушки Сатьявати много значило для рода Пуру – с нею всегда считались. Поэтому Ма Кунти тоже была здесь. Сам Кришна не дерзнул бы пренебречь ее мудростью. Но Кауравы женщин не жаловали: для них они были всего лишь игрушками, обстановкой их внутренних покоев. Они считали женскую чистоту объектом наслаждений. Они всячески мучили женщин, что уж говорить о том, чтобы считаться с их мнением. Разве жена Дурьодханы, Бханумати, была темной, глупой, недостойной уродиной? Нет, она была благороднейшей из благородных. Если бы Дурьдхана во всем прислушивался к царице Бханумати, грех, адхарма, ненависть и другие пороки никогда не коснулись бы его. Это благодаря целомудрию Бханумати, ее преданности мужу и дхарме безнравственные Кауравы все еще оставались в живых. Днем и ночью угнетаемая пренебрежением и похотью мужа, она серьезно заболела. Если она безвременно скончается, Кауравы несомненно потерпят крах.

Все мы, собравшиеся, высказали свое мнение. Даже Кунти, всегда питавшая отвращение к войнам и кровопролитию, высказалась в поддержку раджасуи, и все же Юдхиштхира колебался. Он оставил окончательное решение за Кришной Дваипаяной и Кришной Васудевой. И правда, к чему спрашивать совета у кого бы то ни было еще, если рядом Васудева Кришна?

Кришна Васудева сказал:

- Махарадж Юдхиштхира! Ты достоин совершить раджасуя-ягью. Если такую ягью проводит праведный царь, это устанавливает в обществе дхарму и вытесняет из него адхарму.

Юдхиштхира все еще тревожился:

- Но допустимо ли разжигать войну и проливать кровь, объявляя раджасую, лишь затем чтобы потешить мое императорское самолюбие?

Кришна Васудева спокойно ответил:

- Смысл раджасуи не в том, чтобы расширить царство или учредить деспотичную власть императора. Ее назначение – доказать превосходство дхармы. В царстве Юдхиштхиры нет места адхарме, и доказать это можно лишь с помощью раджасуя-ягьи. Раджасуя никогда не противоречит ненасилию, миру или дружбе; скорее, она приносит царю, защитнику справедливости, признание, славу, поднимает над землей знамя дхармы. А посему, царь Юдхиштхира, немедля начни готовиться к раджасуе. Однако прежде следует убить царя Магадхи, Джарасандху. До тех пор, пока такой неправедный царь уродует собою лицо земли, на земле невозможно установить дхарму. Царь Чеди, Шишупала – главнокомандующий Джарасандхи. Он неплохой вояка. Поэтому для начала нужно развернуть кампанию против Магадхи, а затем можно готовиться к раджасуе.

С помощью Кришны Бхима и Арджуна убили грешного Джарасандху, царя Магадхи. Теперь раджасуе ничто не мешало. В Индрапрастхе были сделаны все необходимые приготовления. На каждого легла большая ответственность. Арджуна, Бхима, Накула, Сахадева – все чертверо вернулись, покорив все четыре стороны света. Доблесть братьев и праведность Юдхиштхиры покорила всю Арьяварту. Где бы ни присутствовал благороднейший из героев Арьяварты, Кришна, там всегда победа, особенно если действовать под Его руководством.

Вняв смиренной просьбе Юдхиштхиры, Бхишма, Дрона, Дхритараштра, Дурьодхана и другие прибыли в Индрапрастху из Хастинапура. Приглашения разослали всем царям. Всех ошеломила обходительность и сердечное гостеприимство императора Юдхиштхиры, а также процветание и богатство его столицы – Индрапрастхи, ведь в кратчайшие сроки непроходимая Кхандавапрастха превратилась во настоящий дворец Индры! Это чудо было у всех на устах. Время от времени своими шутками Бхима подливал масла в огонь чужой зависти.

Юдхиштхира распределил между братьями обязанности. Ашваттхама оказывал гостеприимство мудрецам и брахманам. Санджая встречал царей и заботился об их нуждах. На Крипачарью легла ответственность за казну. Духшасане поручили расселять вновь прибывших. Дурьодхана принимал ценные дары. Бхишма и Дрона наблюдали за общим ходом подготовки к ягье и следили, чтобы все было по правилам.

Кришна смеялся:

- Царь-батюшка, вели и Мне делать что-нибудь!

Юдхиштхира смиренно ответил:

- Все это затевается ради Тебя. Кто я такой, чтобы приказывать Тебе? По правде говоря, Кришна, императором должен быть Ты. С Тобой и невозможное возможно.

Кришна сказал:

- Как Мне повезло! Одним делом меньше, Юдхиштхира! Не каждому суждено стать императором.

Голос Юдхишхиры выдавал его сомнения и нерешительность:

- В этом мире рождаются и такие великие души, кто, вопреки тому, что достойны высочайших почестей, находят радость в том, чтобы отдавать заслуги другим.

Духшасана не выдержал:

- Сейчас ты начнешь льстить всем и каждому, а мы будем сидеть, сложа руки, теряя время!

Бхима расхохотался:

- В мире есть люди, кто не достойны ничьего уважения и кто настолько неудачливы, что не любят чистить уши, слушая, как славят других.

Кришна переменил тему разговора:

- Я чувствую Себя лишним – Юдхиштхира не дает Мне никаких поручений…

Великий мудрец Кришна Дваипаяна рассмеялся:

- Это было ясно с самого Твоего рождения. Теперь же это жертвоприношение докажет, что и Ты кое на что годен. Неужели в этом мире нечего делать? Можешь делать что угодно, и никто Тебя не остановит.

Обряды, предваряющие жертвоприношение, были исполнены. Дед Бхишма вызвал Юдхиштхиру:

- Долг хозяина – поприветствовать почетных гостей. Наставники, жрецы, родственники, ученые, цари и любимцы публики – эти шесть категорий гостей имеют право на особые почести. По обычаю каждому из них предлагают аргхью. Конечно же, согласно правилам жертвоприношения, в первую очередь аргхью предлагают самому достойному. Такой личности – достойнейшей из достойных – аргхью предлагают дважды.

Кто же заслуживал такой почести? Кто был самым достойным? Собравшиеся перешептывались. Получить аргхью – великая честь, поэтому каждый надеялся, что аргхьи удостоится его любимец. Послали за Кришной - нам нужен был Его совет. Но где же Он? Поблизости дворца собраний Его не оказалось. Бхима пошутил:

- В конце концов, Ему ведь ничего не поручили. Должно быть, веселится где-нибудь.

Духшасана превратил невинную шутку в едкий сарказм:

- Какое отношение к раджасуе имеет этот Ядав?

Мы с Майей присоединились к поискам Кришны. Мы нашли Его у ворот, через которые входили брахманы. Став свидетельницей происходящему, я опешила: чтобы поприветствовать прибывших издалека брахманов, Васудева падал ниц. Затем с нежной заботой Он омывал их запыленные ноги и вытирал их Своей желтой накидкой, расплываясь в ослепительной улыбке. От напряжения на Его лбу и щеках выступили капельки пота; они казались снежинками, падающими на синие горы.

- Майя! Как странно видеть сакху за такой работой! Кто же вменил Васудеве в обязанность работу прислуги? Это оскорбляет не только Самого с акху, но весь народ Индрапрастхи, бросает тень на царя Юдхиштхиру. Всех нас сочтут оскорбителями.

Всезнающая Майя нежно улыбалась:

- Но-но, полегче, сакхи! Терпение, друг мой! Васудева не ограничится этим. Смотри в оба!

- Зачем Он делает все это? – смущенно спросила я.

С уст Майи не сходила улыбка:

- Он обиделся. Юдхиштхира не дал Ему ни одного поручения, и Он Сам принялся искать Себе работу. Видя, что желающих нести это служение нет, Он взялся за него Сам. И это хорошо: кто во время торжества согласился бы исполнять такую низкую работу?

Взволнованная, пораженная, я не знала, что и предпринять. Тут я заметила, что сакха направляется к брахманам, которые только что приняли освежительные напитки. Поняв Его намерения, я бросилась наперерез:

- Майя! Мы же здесь, как мы можем позволить сакхе сделать это?

Казалось, Майя колеблется. Выпустив ее руку из своей, я выбежала вперед, но Кришна, опередив меня, уже принялся собирать грязную листяную посуду. Забыв всю свою гордость и царственность, не различая, что хорошо и что плохо, на глазах у всех я сложила ладони и взмолилась:

- Сакха, в пику Юдхиштхире Ты позоришь меня! Юдхиштхира – слуга жителей Индрапрастхи; стало быть, я – их служанка. Не пристало Тебе заниматься такой черной работой.

Васудева рассмеялся:

- Не бывает черной работы. Даже малейшая услуга может принести величайшие плоды. Вот увидишь, за работу, которую ты называешь черной, Я сегодня же удостоюсь особой награды.

Крепко сжав руки сакхи, в которых Он держал грязную листяную посуду из листьев, я взирала на Него с изумлением. О какой награде Он говорит? Васудева опустил взгляд на мои руки в инкрустированных драгоценными каменьями браслетах:

- Благодаря этому Моему занятию досточтимая Ягьясени по собственному почину стоит так долго на глазах у всех, сжав обе Мои руки! Какая награда может быть более желанной для любого из мужчин Арьяварты?

Какой стыд! Я разжала руки, а сакха взялся за прежнее. Мне хотелось схватить Его за стопы, помешать Ему, но в эту самую минуту перед нами выросли Дед Бхишма и Кришна Дваипаяна. Смутившись, я спешно удалилась. Я думала: «Как благороден Васудева Кришна! Он не делает различий между людьми. В Его глазах хозяин, слуга, царь, подданный – все равны. А всеми нами правит ложная гордость. Но сегодня Он открыл нам глаза».

Бхишма и Кришна Дваипаяна пригласили Васудеву к жертвенному алтарю. Перед всеми собравшимися Бхишма объявил Кришну Васудеву благороднейшим человеком Арьяварты – самоотверженным, мудрым, отважным. Он не только силен, могуч и мудр, - Он достоин во всех отношениях, Он самый лучший и дорог каждому. Он посвятил Свою жизнь восстановлению дхармы на Земле. Все Его поступки – с детства и по сей день – приносят благо всему миру. Главная миссия Его жизни – уничтожать негодяев и защищать праведников. Поэтому именно Он достоин того, чтобы Его почитали первым. Ему и надлежит поднести первую аргхью.

Шишупала, хотя и приходился Кришне двоюродным братом, ненавидел Его, поскольку был оскорблен на свадьбе Рукмини: Кришна похитил царевну из-под носа у Шишупалы и женился на ней. Естественно, Рукмини сама этого хотела. Шишупала возразил против того, чтобы Кришне оказали почести первому, и Кауравы, сгоравшие от зависти, его поддержали: они ненавидели советчика Пандавов, Кришну. Шишупала принялся грубо поносить Кришну и Пандавов. Слыша эти оскорбления, Сахадева вспылил: «Я попираю ногами головы тех, кому нестерпимо слышать славословия в адрес Кришны, который дорог всем!»

Затем случилось ужасное. Шишупала и его слепые последователи пришли в ярость. По приказу Юдхиштхиры Сахадева, не обращая на них внимания, предложил Кришне первую аргхью. Мог ли грешник Шишупала вытерпеть это прекрасное зрелище? Низкие люди одинаково склонны к правонарушениям и богоборчеству.

Приглашенные цари, мудрецы, ученые, - все пришли в смятение. Можно ли называть императором царя, пусть даже столь благочестивого, как Юдхиштхира, если беспорядки возникают уже на раджасуе?

В эту минуту, рассеивая все сомнения, в воздухе появился диск Сударшана. В мгновение ока он обезглавил Шишупалу и вернулся к своему хозяину. Собравшиеся потеряли дар речи, а когда пришли в себя – предались Кришне.

Смерть Шишупалы стала благоприятным началом, той лептой, которую внесли в раджасую злые, низкие люди. Теперь всем казалось, что в царстве Юдхиштхиры, где правит дхарма, нет места негодяям, ведь уничтожать злодеев - миссия его жизни. И к осуществлению этой миссии Юдхиштхиру и его братьев Пандавов вел Сам Кришна. Все склонили головы перед императором Юдхиштхирой и присягнули в верности, обещая в меру сил и способностей содействовать утверждению дхармы в его царстве.

Глава 25

То был особый период между полнолунием и новолунием. Но никто не знает, сколько суждено длиться радости и когда придет беда. Я была на вершине счастья и считала, что в целой Арьяварте нет мне равной среди женщин. Я была владычицей земли; какое другое счастье могло сравниться с этим? Казалось, Пандавам море по колено. Пожелай я, и они достали бы с неба луну, солнце и звезды бросили бы к моим ногам. Что останется недоступным для императрицы?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.242.165.255 (0.093 с.)