ТОП 10:

Особенности взаимодействия власти и народа в традиционном обществе



 

Испокон веков способность влиять на мнение других людей в своих интересах высоко ценилось. Например, в эпосе Древней Индии «Махабхарате» можно встретить обращения одних героев к другим, к воинам. Причем цель их деятельности была всегда одна: общественное благо. Люди старались выделиться различными способами: одеждой, жестами, выражением лица. Таким образом они пытались оказать на людей информационное воздействие. Все эти методы используются и по сей день.

На стенах гробницах Древнего Египта сегодня можно увидеть огромное количество различных рисунков, надписей, которые по сути своей являются современными плакатами. Все знают, что иногда одна лишь точная фраза способна достичь больше, что длинная непонятная речь. В Древнем Египте это отлично понимали и всегда учитывали, благодаря чему именно такие яркие фразы сопровождают их рисунки.

В Древней Греции ключевым фактором успеха оратора считалось отношение к нему публики. Греческие мастера слова были уверены, что расположив к себе людей, можно повлиять на их поведение. Это стало одним из важнейших постулатов каждого успешного ПР-специалиста сегодня.

Во время заката Республики, когда Гай Юлий Цезарь еще только вел борьбу за власть, стать консулом у него получилось только благодаря поддержке народа, для увеселения которого были потрачены большие деньги. Сенат постоянно препятствовал Цезарю. И чтобы победить, Гай Юлий Цезарь готов был пойти на любое преступление, но первым делом, став консулом, он позаботился о своей популярности среди народа. Он приказал описывать на стенах зданий события в Риме, отчеты о дебатах в Сенате. Это пришлось по вкусу падкой на новости римской публике. Так, именно благодаря Цезарю появилось что-то подобное современной газете.

Именно Рим подарил миру традицию объявлений на стенах, из которых, прежде всего, узнавали о проведении самого любимого развлечения всего Рима - бои гладиаторов. Тогда информирование народа осуществляли опытные люди. Первым делом придумывали небольшой, но понятный текст, который красной краской писали на всех видных местах - у городских ворот, на стенах домов и даже на надгробиях.

Известные исследователи проблематики ПР А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров в книге «Связи с общественностью. Теория и практика», писали, что в эпоху протоПР убеждение основывалось на проповедях и молитвах, которые в свою очередь - на религиозных канонах.

Русский писатель Л. Б. Невзлин В одной из первых российских отечественных книг по связям с общественностью – «Паблик релейшенз» - кому это нужно?» указал на основную форму коммуникации в СО, основоположником которой стал древнегреческий философ Сократ. Именно он со своими учениками создали правила демократического диалога, такие как уникальность и равненство каждого субъекта взаимоотношений, их разные точки зрения; взаимообогащение участников диалога.

Важную роль в развитии протоПР сыграла античная литература и искусство, которые восхваляли царей и героев. Драматургия Софокла и Эсхила, письмена Юлия Цезаря. Однако величайшим достоянием всей цивилизации является Библия, чьи герои были прообразами современных пиарщиков. Например, аллегория идеала Бога в имидже человека или освобождение иудейского народа Моисеем с помощью Аарона, находившегося всегда «при устах его» (прообраз спичрайтера), или пророки, дающие советы правителям о том, как следует поступать в той или иной ситуации. В Библии восхваляется мудрость: «Мудрые наследуют славу, а глупые - бесславие». Именно она — это то качество, которым должны обладать советники правителей.

Изучив Библию, степень его соотнесения со светской жизнью в сфере связей с общественностью, можно сделать вывод, что ключевой заповедью является любовь к ближнему (относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе). Именно любовь прославляет Христос.

Занимателен и тот факт, что изучение самого общества, а без этого современные связи с общественностью совсем бессмыслены, тоже имеет свою долгую историю. К примеру, еще в Древнем Востоке проводились учёт населения и сбор статистических данных. В Древних инки государствах Тиуантинсуйю (современное Перу) отсутствовала письменность, однако это не мешало им вести учет всех богатств государства. Делали они это, используя кипу - особых узелков, в которых каждый узел был завязан необычно и соответствовал определенному количеству людей, животных, еде.

В Европе в средние века подобный учет казался невозможным. Однако для короля Вильгельма I это удалось после завоевания Англии, и вскоре вся земля, все животные, все люди были зарегистрированы. Это позволило Вильгельму точно понять и увидеть, сколько у него подданных. Регистрация была проведена за рекордные девять месяцев. За это время специальные люди исколесили всю страну, провели опрос и получили сведения, которые в последствие стали особой для тех времен описью с названием «Книга судного дня». В ней были такие же точные данные, какие содержались бы в приговоре в день Страшного Суда. Именно поэтому еще тогда стало понятно, какую важную роль богут сыграть социологические исследования, без которых современные связи с общественностью не могут существовать.

В средневековой Испании также высоко оценивали роль народа. Поэтому в времена инквизиции и королевского абсолютизма там активно использовался следующий афоризм: «Костры попов сжигают, королевский топор рубит, но уличные песенки убивают быстрее».

Огромное значение слову придавали и арабы. Они утверждали: «Провинившийся язык отрубают вместе с головой» и «Глупец сеет слова без толку, урожай достаётся мудрому».

Основными ПР-средствами становятся иконы. Влиятельные люди монастырей и церковей часто заказывают их у художников, а некоторые даже просят изобразить их самих в образе святых, дабы увековечить себя среди божества. Так появляется явление, называемое современными ПР-специалистами спонсорством.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.97.49 (0.007 с.)