Кафедра медицины катастроф и военной медицины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра медицины катастроф и военной медицины



Кафедра медицины катастроф и военной медицины

РАБОЧИЙ ЖУРНАЛ

по дисциплине

«БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА»

 

 

Студент

_______________________________

Факультет __________________________________

Курс________________________

Группа______________________

 

 

Харьков – 2014


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Рабочий журнал является методическим указанием при проведении практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда».

Предназначен для подготовки студентов к практическим занятиям под контролем преподавателя.

Поскольку основным способом овладения учебным материалом является самостоятельная работа студента в свободное от учебных занятий время, в журнале отведено место и для самостоятельной отработки тем, даны таблицы, схемы, более 100 тестовых заданий, указана литература.

Тесты и практические задания разработаны с учетом уровня подготовки студентов и отвечают программным требованиям дисциплины «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда».

 

 

Составители: С.Г. Демяник

В.П. Татарников

А.А. Сидорук

Н.В. Катрич

С.А. Лищук

 

 

Компьютерное обеспечение: С.А. Лищук


 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА»

На современном этапе развития цивилизации безопасность человека и человечества в целом рассматривается как один из главных вопросов.

Концепция образования в направлении «Безопасность жизни и деятельности человека» реализуется через изучение комплекса дисциплин: валеологии, экологии, охраны труда, эргономики и др.

Безопасность жизнедеятельности – это дисциплина, изучающая проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде в различных видах деятельности.

Задачей безопасности жизнедеятельности является выявление условий позитивного и негативного влияния на жизнедеятельность и здоровье человека внешних и внутренних факторов, обоснование оптимальных условий и принципов жизни.

Целью изучения курса является теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов с созданием безопасных условий деятельности и жизни, освоения принципов гармоничного развития личности и общества.

После изучения курса дисциплины «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда» студент

должен знать:

ü основные понятия, определения и принципы формирования безопасной жизнедеятельности человека;

ü характеристику среды обитания человека, факторы опасностей, их классификацию;

ü методику выявления вредных и опасных факторов;

ü законодательные акты и нормативные документы по вопросам обеспечения жизнедеятельности человека;

ü основные принципы коллективной безопасности;

ü принципы гармоничного развития человека.

доложен уметь:

ü анализировать и оценивать опасные ситуации;

ü принимать решения о принятии экстренных мер в случае появления (возникновения) экстремальных ситуаций;

ü разрабатывать и внедрять мероприятия, направленные на сохранение здоровья человека, его гармоническое развитие;

ü оценивать отрицательные и вредные факторы среды обитания человека, определять пути их устранения;

ü оказывать первую медицинскую и доврачебную помощь в экстремальных ситуациях себе и другим пострадавшим.


 

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Желібо Є.П., Завіруха Н.М., Зацарний В.В. Безпека життєдіяльності: Навч. посібник. – К.: Каравела; Львів: Новий світ, 2000, 2007. – 320 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильинская, А.Ф. Козьяков и др. – М.: Высш. школа, 1999. – 448 с.

3. Закон України «Про охорону праці» від 14.10.1992 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1992. – № 49. – 669 с.

4. Іванова І.В., Заплатинський В.М., Гвоздій С.П. Безпека життєдіяльності: Навч.-контр. тести. – К.: Самміт-книга, 2005. – 148 с.

5. Косарев В.В. Профессиональные заболевания медицинских работников: Монография. – Самара: ГП «Перспектива», 1998. – 200 с.

6. Васильчук М.В., Винокурова Л.Е., Тесленко М.Я. Основи охорони праці. – К.: Просвіта, 1997. – 208 с.

7. Охорона праці в медицині та фармації / В.М. Мороз, І.В. Сергета, Н.М. Фещук та ін. – Вінниця: Нова книга, 2005. – 544 с.

8. Ярошевська В.М. Безпека життєдіяльності: Підручник. – К.: ВД «Професіонал», 2004.

9. Яким Р.С. Безпека життєдіяльності людини: Навчальний посібник. – Львів: Вид-во «Бескид Біт», 2005.

10. Справочник врача скорой и неотложной помощи / Под ред. В.П. Сытника. – Х.: Высш. школа, 1974. – 544 с.


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА»

№ п/п Темы занятий Лекции Практ. занятия Самост. работа
Содержательный модуль 1. Безопасность жизнедеятельности человека в современных условиях
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности    
2. Человек в системе «Человек – внешняя среда»    
3. Значение внешней среды в системе «Человек – внешняя среда»    
4. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека      
  Безопасность питания как составляющая безопасной жизнедеятельности человека    
Всего: 4 8 20
Содержательный модуль 2. Основы охраны труда медицинских работников
6. Правовые и организационные вопросы охраны труда    
7. Профессиональные вредности при выполнении обязанностей врачей, фармацевтов    
8. Опасные инфекционные заболевания в практике медицинских работников    
Всего: 2 4 14
Итоговый контроль усвоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда»    
Итого:      

 


Тема №1.

Теоретические основы

Человек в системе

«Человек – окружающая среда»

В процессе самостоятельной работы изучите информационный материал темы, дайте ответы на вопросы тестовых заданий, оформите таблицу.

 

1. Висцеральный анализатор воспринимает и передает к ЦНС сигналы:

а) о цвете предметов;

б) о вкусе пищи;

в) о состоянии внутренних органов;

г) о наличии и характере излучений;

д) о температуре воздуха.

 

2. Ощущение положения и перемещения тела человека в пространстве является сущностью:

а) зрительного анализатора;

б) слухового анализатора;

в) вестибулярного анализатора;

г) висцелярного анализатора;

д) кожного анализатора.

 

3. Человек воспринимает (слышит) звуки с частотой колебаний в диапазоне:

а) более 20000 Гц;

б) менее 10 Гц;

в) от 5 до 10 Гц;

г) от 16 до 20000 Гц;

д) от 10 до 16 Гц.

 

4. Определите фактор в наименьшей степени влияющий на здоровье человека:

а) состояние окружающей среды;

б) способ жизни;

в) уровень и состояние медицинского обслуживания;

г) наследственность.

 

5. С помощью зрительного анализатора воспринимается (укажите неверное утверждение):

а) форма предмета;

б) объем;

в) цвет предмета;

г) масса предмета;

д) размеры предмета.

 

6. Ощущение света возникает при воздействии на сетчатку глаза электромагнитных волн:

а) 380 – 780 нм;

б) 200 – 210 нм;

в) 140 – 150 нм;

г) 100 – 120 нм;

д) 220 – 260 нм.

 

7. Способность человека управлять своими действиями и поступками – это:

а) риск;

б) внимание;

в) воля;

г) память;

д) мышление.

 

8. К какой частоте звука слуховой анализатор человека наиболее чувствителен:

а) 20-100 Гц;

б) 100-800 Гц;

в) 800-4000 Гц;

г) 4000-15000 Гц;

д) 15000-20000 Гц.

 

9. Индивидуальная особенность психики человека, в основе которой лежит соответствующий тип нервной системы – это:

а) темперамент;

б) эмоции;

в) воля;

г) условный рефлекс;

д) внимание.

 

10. Одной из важнейших функций кожи является рецепторная. На 1 см2 кожи распологается в среднем:

а) 100 болевых рецепторов;

б) 200 болевых рецепторов;

в) 50 болевых рецепторов;

г) 500 болевых рецепторов;

д) 40 болевых рецепторов.

 

 

11. Все анализаторы структурно однотипны. Они имеют аппараты, воспринимающие раздражители-рецепторы. Какой из названных анализаторов имеет механорецепторы?

а) слуховой, двигательный;

б) обонятельный;

в) вкусовой;

г) кожный (тактильный);

д) зрительный.

 

12. Какой из названных анализаторов имеет терморецепторы?

а) зрительный;

б) слуховой;

в) кожный (тактильный);

г) висцеральный;

д) обонятельный.

 

13. Какой из названных анализаторов имеет фоторецепторы?

а) кожный;

б) зрительный;

в) двигательный;

г) вкусовой;

д) обонятельный.

 

14. Концентрация сознания на каком-либо объекте или деятельности с одновременным отвлечением от всего остального – это:

а) внимание;

б) воля;

в) память;

г) мышление;

д) риск.

 

15. Индивидуальная особенность психики человека, в основе которой лежит соответствующий тип нервной системы – это:

а) внимание;

б) условный рефлекс;

в) воля;

г) эмоции;

д) темперамент.

 

& Практическое занятие

Время – 2 часа

 

 

Физиологические особенности человека. Организм человека это совокупность телесных и физиологических систем, а именно: _______

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Человек получает разную информацию об окружающем мире, воспринимает все его различные стороны с помощью _________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды анализаторов:

1. ____________________________

2. ____________________________

3. ____________________________

4. ____________________________

5. ____________________________

6. ____________________________

7. ____________________________

8. ____________________________

Анализаторы – это совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, которые осуществляют восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих как в окружающей среде, так и внутри самого организма.

 

 

Таблица 1

Характеристика анализаторов

Анализаторы Характеристика
Зрительный ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Слуховой ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Кожный ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Висцеральный ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Вкусовой ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Обонятельный ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Двигательный ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Вестибулярный ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

 

Психологические свойства человека – это индивидуально-психологические особенности, дающие возможность различать людей, знать их поступки и мотивы деятельности. К ним относятся: темперамент, характер, способности и пр.

Темперамент – это атрибут, определяющий индивидуальность человека.

Таблица 2

Типы темперамента

Тип темперамента Характер (особенности) типов темперамента
Сангвиник ______________________________________________________________________________________ ___________________________________________  
Холерик _________________________________________________________________________________________________________________________________  
Флегматик _________________________________________________________________________________________________________________________________  
Меланхолик _________________________________________________________________________________________________________________________________  

 

В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность жизнедеятельности значительно усиливается, так как ранее усвоенные формы поведения стают неэффективными и требуется дополнительная мобилизация организма для того, чтобы справиться с теми или иными сильными раздражителями.


 

Тема №3.

Значение окружающей среды в системе

«Человек – окружающая среда»

В процессе самостоятельной работы изучите информационный материал, дайте ответы на вопросы тестовых заданий.

Тестовые задания

1. Объектом изучения БЖД является (укажите неверное утверждение):

а) человек и человеческое общество;

б) среда, которая их окружает;

в) процесс взаимодействия человека с окружающей средой;

г) опасности, возникающие в процессе взаимодействия человека с окружающей средой;

д) изучение фаз развития биосферы.

 

2. Какой из названных факторов в наибольшей степени влияет на здоровье человека?

а) состояние окружающей среды;

б) наследственность;

в) способ жизни;

г) состояние и уровень медицинского обслуживания.

 

3. На состояние атмосферного озонового слоя в наибольшей степени влияет:

а) производство фреонов;

б) увеличение средней температуры атмосферы;

в) сжигание топлива в атмосфере;

г) увеличение концентрации СО2 в атмосфере;

д) работа атомных электростанций.

 

4. Ультразвук – это частота колебаний:

а) больше 20 Гц;

б) больше 1000 Гц;

в) больше 3000 Гц;

г) больше 8000 Гц;

д) больше 20000 Гц.

 

 

5. Химические вещества в качестве средств массового поражения впервые были использованы в:

а) 1942 г.;

б) 1941 г.;

в) 1915 г.;

г) 1905 г.;

д) 1939 г.

 

6. Женевский «Протокол о запрещении применения в военных целях удушающих, отравляющих или подобных им газов и бактериальных средств» был подписан в:

а) 1925 г.;

б) 1915 г.;

в) 1920 г.;

г) 1946 г.;

д) 1961 г.

 

7. Повреждение и разрушение зданий, сооружений начинается при землетрясениях (за шкалой Рихтера):

а) 6 – 7 баллов;

б) 2 – 3 балла;

в) 4 – 5 баллов;

г) 8 баллов;

д) 9 баллов.

 

8. Скорость распространения звуковых волн в атмосфере при температуре 20оС:

а) 320 м/с;

б) 300 м/с;

в) 360 м/с;

г) 344 м/с;

д) 375 м/с.

 

9. К группе веществ, приводящих к мутациям, изменяющих наследственную информацию человека, относятся:

а) аммиак;

б) свинец;

в) хлор;

г) асбест;

д) кобальт.

 

10. Негативные факторы природной среды (укажите неверное утверждение):

а) землетресение;

б) цунами;

в) смерчи;

г) извержения вулканов;

д) вредные выбросы автотранспорта.

 

11. Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни на:

а) 8 – 12 лет;

б) 1 – 2 года;

в) 3 – 4 года;

г) 5 лет;

д) 6 лет.

 

& Практическое занятие

Время – 2 часа

 

Таблица 4

На организм человека

Факторы Влияние на организм человека
Шум ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Вибрации ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Электромагнитные поля ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Ионизирующее излучение ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Химические факторы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Биологические факторы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

 

 

Таблица 2

На организм человека

Факторы Последствия влияния на организм человека и окружающую среду
Наводнения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Сели ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Землетрясения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Цунами ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Пожары ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

 

В последние годы ХХ столетия мировая историческая обстановка коренным образом изменилась. Человечество вступило в ядерно-космическую эру. Ныне в мире накоплено около 60 тысяч ядерных боеголовок, чего достаточно для уничтожения мировой цивилизации несколько раз. Такая же обстановка с химическим и бактериологическим оружием.

 

Ядерное оружие – это __________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Химическое оружие – это _______________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Таблица 3

Влияние на человека

Тема №4.

Обеспечение безопасности

Жизнедеятельности человека

В процессе самостоятельной работы изучите информационный материал данной темы, дайте ответы на вопросы тестовых заданий.

 

1. Средняя продолжительность жизни человека после начала регулярного приема наркотиков, составляет:

а) 0,5 года;

б) 16 лет;

в) 7 – 8 лет;

г) 5 лет;

д) 12 лет.

 

2. Во сколько раз курение усиливает действие спиртного?

а) полтора – два раза;

б) три раза;

в) четыре раза;

г) 0,5 раза;

д) пять раз.

 

3. Какой из приведенных в перечне наркотик в небольших количествах стимулирует работу сердца и деятельность нервной системы:

а) кодеин;

б) кофеин;

в) героин;

г) морфин;

д) барбитал.

 

4. Первым растением с психоактивными свойствами, о котором упоминает история, был:

а) наперстянка;

б) листья кока;

в) дурман обыкновенный;

г) мак;

д) конопля.

 

5. Сок опийного мака содержит более 20 алколоидов. Основным из них является:

а) кофеин;

б) папаверин;

в) кодеин;

г) морфин;

д) кокаин.

 

6. Основными социальными последствиями курильщика является (укажите неверное утверждение);

а) преждевременная смерть;

б) рождение ослабленного потомства;

в) склонность к антиобщественным поступкам;

г) значительное увеличение риска заболевания внутренних органов;

д) нарушение (ухудшение) взаимоотношений в коллективе.

 

7. Особенности возрастного становления организма, его взаимоотношение с факторами внешней среды в различные возрастные периоды, изучает:

а) медицинская валеология;

б) педагогическая валеология;

в) экологическая валеология;

г) возрастная валеология;

д) возрастная валеология.

 

8. Из-за вредной привычки – курения преждевременно умирает около:

а) 25% регулярных курильщиков;

б) 10% регулярных курильщиков;

в) 15% регулярных курильщиков;

г) 7% регулярных курильщиков;

д) 5% регулярных курильщиков.

 

9. Здоровый образ жизни – это (найдите наиболее полный (оптимальный) вариант определения):

а) плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха;

б) искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим;

в) рациональное питание, чистый воздух;

г) оптимальное соотношение труда и отдыха;

д) плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены, рациональное питание.

 

 

10. Алкоголь поражает в первую очередь:

а) сердце;

б) клетки головного мозга;

в) мочевой пузырь;

г) желудок;

д) репродуктивные органы.

 

11. Оксид углерода, присутствующий в больших концентрациях в сигаретном дыме, способен соединятся с гемоглобином крови выше, чем кислород в:

а) 200 раз;

б) 100 раз;

в) 50 раз;

г) 40 раз;

д) 20 раз.

 

12. Статистические данные свидетельствуют о том, что по сравнению с некурящими, курильщики болеют язвой желудка больше в:

а) 2 раза;

б) 4 раза;

в) 6 раз;

г) 8 раз;

д) 10 раз.

 

& Практическое занятие

Время – 2 часа

 

Факторы, снижающие жизнедеятельность человека (наркотики, курение, алкоголь)

Наркотики

Наркотиком следует считать любое вещество (имеющее или не имеющее законное применение в медицине), которое является предметом злоупотребления в других, не медицинских целях.

 

Наркомания = это _____________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Наркотики, в зависимости от их действия, делятся на:

ü седативные яды (опиум и его алкалоиды), успокаивающие психику и изменяющие мозговые функции;

ü галлюциногенные (конопля, гашиш);

ü вещества, получаемые путем химического синтеза, вызывающие церебральные возбуждения, а затем депрессию (алкоголь, эфир);

ü снотворные яды (хлорал и др.);

ü растительные (в растениях, содержащих кофеин, табак), возбуждающие мозговую деятельность без немедленного влияния на психику.

Таблица 1

Характеристика наркотиков

Наименование Характеристика
Морфин  
 
 
 
 
Кодеин  
 
 
 
 
Кокаин  
 
 
 
 
Кофеин  
 
 
 
 

 

Табакокурение

Статистические данные свидетельствуют о том, что длительнокурящие люди в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка. Каждый седьмой долгокурящий болеет облитерирующим эндартериитом.

Таблицы 2

Безопасность питания

Жизнедеятельности человека

В процессе самостоятельной работы изучите информационный материал данной темы, дайте ответы на вопросы тестовых заданий.

 

1. Отсутствие в рационе витамина А (ретинол), может привести к заболеванию:

а) анемия (малокровие);

б) паралич (бери-бери);

в) куриная слепота;

г) цинга;

д) рахит.

 

2. Больным гипертонической болезнью норма поваренной соли в день не должна превышать:

а) 1,5 г;

б) 2,0 г;

в) 3,0 г;

г) 4,0 г;

д) 5,0 г.

 

3. Какя пища нормализует водно-солевой обмен, улучшает пищеварение, прекрасно сочетается с рыбой, мясом, яйцами?

а) животные жиры, дыня;

б) кислые фрукты;

в) молоко;

г) петрушка, укроп, салаты;

д) сливки, твердые сыры.

 

4. Из продуктов, реализуемых нашей торговой сетью, больше всего ГМО выявлено в:

а) чае, кофе, какао;

б) колбасных изделиях;

в) лимонах, апельсинах;

г) минеральных водах;

д) спиртных напитках.

 

5. Пищевые продукты при маркировке имеют буквенный код «Е». Это свидетельствует о том, что:

а) это продукция, содержащая ГМО;

б) это продукция, предназначенная для детского питания;

в) это система кодирования разработана в Европе;

г) данные продукты содержат нитраты;

д) данные продукты содержат нитриты.

 

6. В Европе узаконена и действует норма содержания ГМО в продуктах питания не более:

а) 0,9%;

б) 2,0%;

в) 3,0%;

г) 4,0%;

д) 5,0%.

 

7. При отравлении грибами необходимо должна (укажите неверное утверждение):

а) промыть желудок;

б) вызвать рвоту;

в) дать активированный уголь;

г) поставить очистительную клизму;

д) накпоить молоком.

 

8. По данным ВОЗ количество вредных компонентов, попадающих в организм человека с продуктами питания, составляет:

а) 40%;

б) 70%;

в) 30%;

г) 50%;

д) 20%.

 

9. Отсутствие в рационе питания какого витамина может привести к нарушению состава крови, вызвать анемию (малокровие):

а) В12 (цианкобаламин);

б) В1 (тиамин);

в) Д (кальциферол);

г) С (аскорбиновая кислота);

д) А (ретинол).

 

10. При загрязнении куринных яиц радионуклидами, основная их часть накапливается:

а) в белке;

б) в желтке;

в) в скорлупе;

г) равномерно распределяется в белке и желтке;

д) равномерно распределяется в желтке и скорлупе.

 

& Практическое занятие

Время – 2 часа

 

В таблицах 1 и 2 укажите пищевые продукты, которые содержат перечисленные макро- и микроэелементы.

Таблица 1

Тема №6.

Правовые и организационные вопросы

Тема №7.

Профессиональные вредности при выполнении функциональных обязанностей врача

В процессе самостоятельной работы изучите информационный материал темы, дайте ответы на вопросы тестовых заданий.

 

1. Для профилактики радиационного поражения щитовидной железы радиоактивным йодом используется:

а) уголь активированный;

б) калий йодистый;

в) цистамин;

г) атропин;

д) тарен.

 

2. При отравлении через желудочно-кишечный тракт потерпевшему дают активированный уголь:

а) до промывания желудка;

б) через 3 часа после промывания желудка;

в) сразу после промывания желудка;

г) не рекомендуется;

д) на следующий день.

 

3. Что такое ионизирующее излучение?

а) акустическое излучение;

б) электромагнитное излучение;

в) электрический ток;

г) световое излучение;

д) любое излучение, взаимодействие которого со средой приводит к образованию электрических зарядов различных знаков.

 

4. Причинами быстрого наростания внутрибольничной инфекции является (укажите неверное утверждение):

а) нарушение правил антисептики и санитарно-противоэпидемического режима;

б) увеличение количества госпитализированных людей преклонного возраста;

в) уменьшение иммунной защиты населения;

г) стойкость микрофлоры к дезинфектантам и антисептикам.

 

5. Озноб, высокая температура, сильная головная боль, боль в мышцах может свидетельствовать о заболевании:

а) гриппом;

б) гепатитом В;

в) туберкулезом;

г) аллергией;

д) язвой желудка.

 

6. Какой орган человека подвержен наибольшему влиянию ионизирующего излучения:

а) красный костный мозг;

б) почки;

в) печень;

г) мочевой пузырь;

д) кожа.

 

7. Уничтожение болезнетворных микробов и их токсинов на объектах внешней среды – это:

а) дезинсекция;

б) санитарная обработка;

в) дезинфекция;

г) дератизация;

д) дезактивация.

8. Укажите смысловое значение знака ?

а) Осторожно! Ядовитые вещества;

б) Осторожно! Электрическое напряжение;

в) Осторожно! Опасность взрыва;

г) Радиационная опасность;

д) Осторожно! Прочие опасности.

 

9. Наиболее неблагоприятным фактором производственной среды анестезиологов и фармацевтических работников является:

а) нервно-эмоциональное напряжение;

б) вынужденная рабочая поза;

в) воздух рабочих помещений;

г) шум;

д) вибрация.

 

 

10. Наиболее частым проявлением отрицательного влияния химических веществ и лекарственных препаратов на фармацевтических работников является:

а) гипертоническая болезнь;

б) плоскостопие;

в) аллергия;

г) варикозное расширение вен;

д) глухота.

 

11. Наиболее эффективным средством защиты врача после прямого контакта с пациентом или грязным материалом является:

а) замена халата;

б) проветривание помещения;

в) замена защитных очков;

г) мытье рук;

д) замена защитной марлевой маски.

 

12. Инкубационный период при заболеваемости гриппом составляет:

а) 9 – 11 дней;

б) 1 – 2 дня;

в) 7 – 8 дней;

г) 11 – 12 дней;

д) 5 – 6 дней.

 

13. После выписки пациента из лечебного учреждения матрацы, подушки, одеяла подлежат:

а) проветриванию;

б) вытряхиванию;

в) дезинфекции в дезинфекционной камере;

г) облучению солнечным светом;

д) облучению ультрафиолетовыми лучами.

 

14. Первая помощь в случае ожога кожи концентрированной кислотой заключается в промывании обожженного участка:

а) сильной струей воды;

б) 1% раствором уксусной кислоты;

в) 0,9% раствором NaCl;

г) 3% раствором перекиси водорода;

д) раствором калия перманганата 1: 10000.

 

& Практическое занятие

Время – 2 часа

Условия и характер труда различных категорий медицинских работников усложняются действиями различных вредных и опасных факторов «производственной» среды. Это физические, химические, биологические и психологические производственные факторы. Эти факторы могут воздействовать на организм, вызывая определенные изменения в состоянии здоровья, приводя к тем или иным заболеваниям, которые называются профессиональными.

Таблица 1

Время – 2 часа

Туберкулез

Туберкулез – болезнь, известная человечеству с давних времен. Еще Гиппократ описал его как опасное заболевание легких. В ХVIII веке от туберкулеза умирал каждый седьмой житель Европы.

В 1882 году немецкий ученый бактериолог Роберт Кох открыл возбудитель туберкулеза – микроб, который под микроскопом имеет вид короткой слегка согнутой палочки длиной 2-5 микрона, шириной 0,2-0,5 микрона.

В Украине эпидемия туберкулеза зарегистрирована с _________ года. Она прогрессирует. В нашей стране, по данным Министерства здравоохранения, количество больных туберкулезом составляет ____________ человек. Ежегодно количество больных увеличивается на _________ тысячи. Ежедневно регистрируется ____________ новых больных туберкулезом, а ___________ из тех, которые заболели ранее, умирает.

По данным ВОЗ, в организме каждого третьего жителя нашей планеты уже имеется туберкулезная палочка, т.е. они тубинфицированные.

Наиболее высокие показатели заболеваемости туберкулезом в Украине отмечены в областях __________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

Какие категории людей наиболее склонны к заболеванию туберкулезом? ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

О заболевании туберкулезом могут свидетельствовать: __________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши советы в отношении профилактики туберкулеза: __________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)

СПИД называют «чумой ХХ века». Его распространение достигло уровня эпидемии. По современным данным, в настоящее время в мире насчитывается около 40 млн. больных, умерло от СПИДа более 25 млн. Самые большие потери несут страны Африки и Юго-Восточной Азии.

Симптоматика:

СПИД можно распознать по следующим признакам: ____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пути передачи инфекции:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.19.251 (0.34 с.)