Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Противоядие для защиты супругов от развода↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ПРОТИВОЯДИЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ СУПРУГОВ ОТ РАЗВОДА
Доктор Мухаммад ибн Насыр аль-Хумаййид
Содержание
Предисловие
Хвала и благодарность принадлежат Аллаху. Мы просим у Него помощи и прибегаем к его защите от зла нашей плоти и ошибок наших деяний. Никто не сможет ввести в заблуждение того, кого Аллах наставит на верный путь. Никто не сможет наставить на верный путь того, кого Аллах ввел в заблуждение. Я свидетельствую, что нет Бога, достойного поклонения, кроме Аллаха. У него нет сотоварищей. Я свидетельствую также, что Мухаммад – Его раб и посланник. «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!»[1] «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами»[2]. "О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот уже достиг великого успеха" [3]. Итак. Поистине, ислам позаботился о создании семьи, и о ее благородной жизни в сени учения высокочтимого шариата и руководства лучшего из созданий, нашего пророка Мухаммада ибн 'Абдуллаха, да благословит и приветствует его Аллах. Воистину, он был идеальным примером и великим образцом. "В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха" [4]. Тот, кто желает прожить счастливую супружескую жизнь, должен придерживаться этого прямого пути и верной дороги. Достойно сожаления то, что распространилось в исламских обществах в виде поспешности развода из-за причин, которые можно исправить. Я посчитал, что необходимо обратить внимание на это положение, - поскольку в нем имеется плохое воздействие на личность и общество, - а также исследовать его причины и изучить средства его исправления в сени исламского учения. И я принялся писать об этой теме в исследовании, которое я назвал: "Противоядие[5] для защиты супругов от развода", прося у Всевышнего Аллаха помощи, наставления и принятия, и надеясь, что разумные примут его и будут действовать согласно ему. Во-первых, я упомянул в нем исламский путь оберегания супружеской жизни. Затем я присоединил к нему разъяснение плодов брака. После чего я подробно описал причины развода и попытался указать на исправление каждой причины, которую можно поправить, разъясняя причины развода со стороны мужа, затем со стороны жены, а потом со стороны родственников обоих супругов или других лиц. Далее я прояснил результаты развода, а затем дал совет каждому, кто может быть причиной развода. Потом я упомянул то, что можно сделать после наступления развода, как последняя попытка для исправления перелома, объединения союза и исправления отношений между супругами. Затем я завершил тему упоминанием того, что следует после затруднения жизни между супругами, а это – разлучение, как сказал Всевышний: "Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму" [6]. Потом я упомянул предписания развода, и целью здесь является (поиск соблаговоления) Аллаха. И да будет благословение и приветствие Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам. Путь шариата в оберегании супружеской жизни Поистине, Всевышний Аллах установил для супругов положения, при помощи которых их жизнь становится правильной, а их совместное проживание становится продолжительным. Также Он сделал обязательными для каждого из супругов права, которые необходимо соблюдать по отношению друг к другу. Мы упомянем здесь совокупность священных текстов шариата, которые разъяснили эти права. И это - путь, который необходимо соблюдать супругам для того, чтобы прожить счастливую жизнь. Всевышний сказал: " Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению" [7]. Всевышний также сказал: "После чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму" [8]. Пречистый Аллах еще сказал: "Живите с ними достойно" [9]. Также Всевышний сказал: "Поселяйте их там, где вы живете сами – по вашему достатку" [10]. От Му'авии ибн Хайды аль-Кушайри, да будет доволен им Аллах, передано, что он сказал: "Я спросил: "О, посланник Аллаха, какое право имеют наши жены?" Он ответил: "Если ты ешь, то должен кормить и ее, если ты одеваешься, то должен одевать и ее. И не бей ее по лицу и не говори: "Да обезобразится твое лицо", и не отлучай ее, кроме как в своем доме (не выгоняй ее из дому)"[11]. От Умму Саламы, да будет доволен ею Аллах, передается, что она сказала: "Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Какая бы женщина ни умерла, в то время как ее муж остался доволен ею, она войдет в рай"[12]. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: "У посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, спросили: "Какая из женщин лучше?" Он ответил: "Та, которая радует (своего мужа), если он посмотрит на нее. Она повинуется его велениям, и не противоречит ему ни в себе, ни в своем имуществе тем, что ему не нравится"[13]. Также от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Если мужчина позвал свою жену к постели, и она отказалась прийти, ангелы будут проклинать ее до наступления утра"[14]. От Талька ибн 'Али, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: "Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Если мужчина позвал свою жену для своей нужды, пусть она явится к нему, даже если и будет у печи[15]".[16] От 'Амра ибн аль-Ахваса, да будет доволен им Аллах, передано, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Послушайте, поистине, вы имеете право над своими женщинами. И ваши женщины также имеют право над вами. Что касается вашего права над вашими женщинами, так это чтобы они не позволяли сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите[17]. И чтобы они не разрешали входить в ваши дома тому, кого вы не любите. Послушайте, их право над вами, чтобы вы хорошо одевали и кормили их"[18]. Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Женщине недозволенно соблюдать (добровольный) пост в присутствии своего мужа, кроме как с его разрешения, и она не должна разрешать входить в его дом (кому-либо), кроме как с его разрешения"[19]. Это лишь небольшое количество воды из большого разлива. Кто желает дополнения по этому вопросу, пусть прочтет главы о браке в книгах сунны и описания жизни Избранного, да благословит и приветствует его Аллах, с его супругами, матерями правоверных, да будет доволен всеми ими Аллах, ибо в этом содержится много блага и обилие знания. Плоды брака Поистине, ислам побудил к браку, поскольку в нем имеются огромные плоды для личности и общества. Всевышний сказал: "Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь" [20]. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак[21], то пусть женится"[22]. Также он сказал: «Этот мир – вещь (для пользования). И лучшим благом этого мира является праведная жена»[23]. Мы упомянем здесь совокупность плодов брака. Среди них: Во-первых. Успокоение и умиротворение души. Всевышний сказал: " Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих" [24]. Всевышний также сказал: "Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них" [25]. То есть, они - укрытие (покой) для вас, а вы – укрытие (покой) для них, как прокомментировали этот аят Ибн 'Аббас и группа предшественников, да будет доволен ими Аллах[26]. Во-вторых. Опускание взора и оберегание половых органов. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак, то пусть женится, потому что это поможет ему потуплять взор и оберегать половые органы (от распутства)"[27]. Ибо каждый из супругов прикрывает друг друга и защищает его от совершения распутства. В-третьих, появление достатка (богатства), которое обещал Пречистый Аллах неимущим Своими словами: "Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Знающий" [28]. В-четвертых, появление праведного потомка, благодаря которому будет продолжаться деяние человека после его смерти. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Когда человек умирает, то его дела прекращаются, кроме трех. Это – доброе дело, которое продолжается (и после его смерти); знание, которое приносит пользу людям; и праведный сын, который молится за него»[29]. В-пятых, увеличение мусульманской общины. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Женитесь на любящих и часто рожающих (женщинах и девушках), ибо я буду гордиться вами перед (другими) общинами»[30]. В-шестых, оставление потомства и продолжение человеческого рода для того, чтобы поклоняться Всевышнему Аллаху и населять Землю. Всевышний сказал: "Мы отправили к самудянам их брата Салиха. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней. Просите прощения у Него, а затем покайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь – Близкий, Отзывчивый" [31]. И хотя данный аят и является обращением к народу Салиха, мир ему, однако эти цели, указанные в аяте, являются умыслом во всех общинах[32]. В-седьмых. Взаимное знакомство и сближение между людьми, как сказал Всевышний: "О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга" [33]. В-восьмых, исполнение благочестия к родителям и поддержание родственных уз, а также достижение великой награды от Всевышнего Аллаха тем, кто совершает благочестие к родителям и поддерживает родственные узы. От пророка, да благословит и приветствует его Аллах, передается, что он сказал: "Господь доволен, когда доволен родитель, и Аллах гневается, когда гневается родитель"[34]. Всевышний также сказал: "Которые поддерживают то, что Аллах велел поддерживать, страшатся своего Господа и боятся ужасного расчета, которые проявляют терпение, стремясь к Лику своего Господа, совершают молитву, расходуют тайно и открыто из того, чем Мы их наделили, и добром отталкивают зло. Им уготована Последняя обитель – сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата. Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!" [35] Причины развода Мы упомянем здесь совокупность причин, которые иногда ведут к разводу. Затрагивая причины развода, мы обнаруживаем, что среди них есть те, для которых имеется решение, и те, для которых нет выхода, кроме развода. Мы, если на то будет воля Аллаха, скоро упомянем соответствующие решения, основываясь при этом на священных текстах шариата для каждой причины, которую можно исправить. Требование одной из жен мужчины развестись с другой. И мужу нельзя положительно отвечать на это требование, ибо это является помощью в грехе и вражде. Всевышний сказал: "Но не помогайте друг другу в грехе и вражде"[114]. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Пусть женщина не просит развода своей сестры, чтобы лишить ее того, что она имеет"[115]. В одной версии среди упоминания некоторых запретных вещей сказано: "Чтобы она ставила условие развода своей сестры"[116]. В одной версии сказано: "Недозволенно женщине просить развода своей сестры, чтобы лишить ее того, что она имеет, ибо ей достанется то, что ей предопределено"[117]. 8. Болезнь жены, которая иногда длится долгое время, либо задержка рождения детей от него. Поэтому предпочтительно для мужчины оставить ее под своим покровительством в качестве почтения и благодеяния из-за ее верности, хотя бы, даже если он женится на другой. Что касается задержки рождения детей, то иногда это бывает по его причине. А если удостоверится, что это происходит по ее причине, то ему также лучше оставить ее под своим покровительством, простить ее и относиться к ней по-доброму. Аллах говорит: "Воистину, Аллах не теряет вознаграждения творящих добро"[118]. 9. Отсутствие неприхотливости (умеренности) у жены и ее обременение мужа требованиями, в которых нет необходимости, особенно, если он находится в затрудненном материальном положении. Это относится к причинам, которые приводят к его гневу на нее и утомлению от нее. Иногда он разлучается с ней, чтобы освободиться от ее настойчивости. Поэтому женщина, для того чтобы их совместная жизнь продолжалась, должна быть нетребовательной (умеренной), довольствующейся тем, что дает ей ее муж, требовать лишь то, в чем она нуждается, и принимать во внимание его затрудненное материальное положение. Поэт[119] сказал: "Возьми дополнительное вознаграждение от меня, И продли любовь ко мне, Но не говори мне, Во время волнения, когда гневаюсь я". Она также не должна превышать границ в украшениях этого преходящего мира. Всевышний сказал: "А земная жизнь – всего лишь наслаждение обольщением"[120]. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине, спасен тот, кто вступил в ислам, кому был дан достаточный удел, и кого Аллах сделал довольным тем, что Он дал»[121]. От него, да благословит и приветствует его Аллах, также передано, что он сказал: "Поменьше входите к богатым, ибо это ближе к тому, чтобы не умалять блага Аллаха, Всемогущ Он и Велик"[122]. Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал»[123]. Последствия развода В хадисе приведено: «Из всех разрешенных деяний самым ненавистным Аллаху является развод»[157]. В одной версии сказано: "Аллах не разрешал ничего ненавистнее для Него, чем развод"[158]. Несомненно, что последствия развода чаще всего плохи для личности и общества, и мы коснемся некоторых последствий развода, чтобы оба супруга поразмыслили перед тем, как свершится это очень серьезное событие, которое ненавистно Всевышнему Аллаху. К этим последствиям относятся: 1. Лишение мужа или жены благодеяния, терпения и той радости и блага, которые следуют за ними в этой и Последней жизнях. 2. Разрушение дома, построенного мужем, и распад семьи. И дело становится "наподобие (дела) той, которая распустила свою пряжу после того, как скрепила нити"[159]. 3. Мужчина впадает в озабоченность и трудность в вопросе женитьбы на другой женщине. Иногда ему становится трудно собрать средства, которыми он осуществил бы для себя другой брак. Иногда многие люди не женят его по причине его развода с первой женой, и он остается холостым, и это известный и распространенный случай. 4. Возвращение многих женщин в дома своих отцов или их других опекунов, что приводит к их собственному стеснению и их тягости для их опекунов. Ибо состояние их проживания в доме опекунов после брака не подобно состоянию до замужества, и это известное среди женщин положение. 5. Редкое стремление мужчин к женитьбе с разведенными женщинами, и иногда они остаются без замужества после развода. Поэтому в этом имеется много вреда и душевной боли, в которой чаще всего будет жить женщина свою оставшуюся жизнь. 6. Если у разведенной женщины были дети, то мы обнаруживаем возникновение трудностей между ее детьми и их родственниками из числа детей и других. И стесненность родственников из-за ее детей ухудшает положение. 7. Иногда отец забирает своих детей у их матери силой, и может быть, она видит их лишь изредка, особенно, если отец жесток по отношению к ней. В этом случае по причине этого у нее возникает огромная печаль. 8. Отдаленность отца от своих детей либо по причине того, что они остались у матери, либо его занятостью другой женой и частым отсутствием заботы другой жены по отношению к ним. Второй случай возникает, когда дети находятся у него. Тогда отец попадает в большой грех по причине упущения (прав) детей согласно словам пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Знайте, что каждый из вас является пастырем, и каждый из вас ответственен (за свою паству). Правитель людей является пастырем, и он ответственен (за свою паству). Мужчина является пастырем своей семьи, и он ответственен (за них). Женщина является пастырем над домом мужа и его детьми, и она ответственна (за них). Раб является пастырем имущества своего хозяина, и он ответственен (за него). Так имейте же в виду, что каждый из вас является пастырем, и каждый из вас ответственен (за свою паству)»[160]. 9. (Моральная) гибель детей из-за удаленности отца и частой трудности воспитания матерью в одиночку. Это относится к тому, что приводит их к дурным товарищам и нравственному разложению, особенно в это время, когда увеличились смута и соблазны. Иногда они впадают в страсти и наркотики и становятся опасностью для общества. Этим положением для своих детей не будет доволен всякий разумный отец, и это пятно позора, вызывающее отвращение. 10. Многочисленность разводов в обществе иногда приводит к воздержанию мужчин и женщин от брака, в качестве избегания супружеских трудностей. Из этого вытекает большой вред для общества, и от него – стремление к желаемому не путем, указанным шариатом. Наставление После того, как мы узнали о последствиях развода и вреде, который иногда сопутствует ему для каждого из супругов, детей и общества, мы приведем здесь священные тексты из Писания и сунны и наставления в качестве напоминания каждому из супругов, их родственников и других, кто иногда бывает причиной возникновения развода. О, мой брат, вспомни состояние твоей жены и ее страдание из-за той беды, которая постигла тебя, и то, что она оставалась с тобой, даже если ты и допускал упущение по отношению к ней или притеснял ее. И она не забывала, что приходится матерью твоим детям. Иногда она относилась к тебе по-доброму и терпела во всех состояниях, даже если ты и не был таким. Так торопись же к благодеянию и терпению и запасись по отношению к себе терпением, и тогда ты достигнешь успеха с соизволения Всевышнего Аллаха. Также вспомни, что женщина слаба, и даже если она укрепится и поднимется, то слово развода обольет ее сердце кровью и разобьет ее чувства. Так остерегайся же этого слова, насколько ты можешь. Всевышний сказал: "Но если вы будете добродетельны и богобоязненны, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете"[161]. Всевышний также сказал: "Но если вы исправите положение и будете богобоязненны, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный"[162]. Пречистый также сказал: "Не забывайте о снисходительности по отношению друг к другу"[163]. Пречистый также сказал: "Ибо мирное решение – лучше"[164]. Также Пречистый Аллах сказал: "После чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму"[165]. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Лучшими из вас являются те, кто лучше всех относятся к своим женам (семьям). И я являюсь лучшим из вас по отношению к моим женам (семьям)"[166]. В хадисе 'Умара, да будет доволен им Аллах, он сказал: "Мы курайшиты обладали властью над женщинами. Когда же мы прибыли к ансарам, оказалось, что это племя, в котором женщины преобладают влиянием. И наши женщины стали приучаться к нравам женщин-ансаров. Однажды я крикнул на свою жену, и она ответила мне. Я отверг ее возражение. Она сказала: "Почему ты отвергаешь то, что я возражаю тебе? Клянусь Аллахом, поистине, супруги пророка, да благословит и приветствует его Аллах, возражают ему, и кто-либо из них не общается с ним в тот день до вечера". Тогда меня это испугало, и я сказал ей: "Поистине, тот из них, кто сделал это, потерпел неудачу"[167]. Так поразмысли же, о, мой брат, что это бывало в домах пророка, да благословит и приветствует его Аллах, и домах его сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Поэтому проявляй терпение и переноси от своей жены то, что происходит из-за нее наподобие этого. О, моя сестра, Всевышний Аллах говорит: "Не забывайте о снисходительности по отношению друг к другу"[168]. Пречистый также говорит: "Ибо мирное решение – лучше"[169]. Сестра моя, ты также подумай об этих священных текстах, приведенных в чистой сунне: "Абу Бакр однажды попросил разрешения войти к посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и услышал повышенный голос 'Аиши. Когда он вошел, то потянулся, чтобы ткнуть ее, говоря: "Что это я вижу, как ты повышаешь голос на посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах?" Тогда пророк, да благословит и приветствует его Аллах, стал препятствовать ему, и Абу Бакр вышел разгневанным. Посланник же Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Как я тебя защитил от этого человека?"[170] Также он, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Если бы я велел кому-либо пасть ниц перед кем-либо (из творений), то я непременно велел бы женщине пасть ниц перед ее мужем"[171]. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Когда бы женщина ни обидела своего мужа в этом мире, его жена из числа чернооких, большеглазых гурий говорит: "Не причиняй ему страданий, да погубит тебя Аллах. Ибо он у тебя гость, и скоро он расстанется с тобой, чтобы прийти к нам"[172]. Также он, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Аллах не посмотрит на женщину, которая не благодарит своего мужа, хотя она и не может обойтись без него"[173]. О, супруги, подумайте об участи ваших детей и о том душевном страдании, которое они будут претерпевать из-за отдаленности от своих родителей или от одного из них после развода. Они станут подобными сиротам. Так терпите же, даже хотя бы из-за них. О, родственники супругов, поистине, в счастье ваших сыновей и дочерей имеется ваше счастье и покой. В неудаче же их жизни имеется и ваша неудача. Так делайте же все возможное, чтобы осуществить их счастье и покой, и остерегайтесь того, что расстраивает их жизнь. Всевышний сказал: "Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде"[174]. Пречистый Аллах также сказал: "Побойтесь же Аллаха и урегулируйте разногласия между собой. Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику, если вы являетесь верующими"[175]. О, друзья мужа и подруги жены, остерегайтесь распространения нечестия между супругами и прививайте себе качества верующих, как сказал Пречистый Аллах: "Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают молитву, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый"[176]. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Верующий по отношению к верующему подобен строению, одни части которого укрепляют другие», а затем он скрестил свои пальцы[177]. Всевышний Аллах, повелевая Своим верующим рабам, сказал: "О те, которые уверовали! Когда вы тайно переговариваетесь, то не говорите о грехах, вражде и неповиновении посланнику, а говорите о благочестии и богобоязненности и бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны"[178]. Заключение Выше мы узнали, какое большое значение придал ислам установлению супружеской жизни, ее обереганию и удалению всего, что противоречит ее чистоте. Это было сделано указанием каждому из супругов на их обязанности, для того чтобы установились согласие и продолжительность их совместной жизни. Также мы узнали, что шайтаны стараются, чтобы произошел развод между супругами, и что Иблис очень сильно радуется этому. Также мы увидели, как ислам исправляет каждую причину, которая мутит эту чистую связь. Мы также увидели, что среди тех причин есть те, которые бывают до брака, и те, которые бывают после брака. Поэтому необходимо обращать внимание на каждую из них для ее предупреждения. Также к этим причинам относятся те, что бывают добровольными, и те, что бывают принудительными, в которых нет воли мужа или жены. Еще мы узнали, что большинство тех причин можно исправить, а тех, что исправить невозможно, кроме как разводом, мало. И те причины, которые можно избежать или исправить, необходимо исправлять или сторониться, чтобы очистить общество и оздоровить его от большого вреда, происходящего от распространения в нем развода. Также мы узнали, что ислам побуждает к разводу, когда продолжение совместной супружеской жизни невозможно, для того чтобы удалить вред от них обоих. Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он наставил всех на благо, чтобы Он облагодетельствовал супругов и объединил их во благе. И да будет благословение и мир нашем пророку Мухаммаду, его семье, и всем его сподвижникам. Хвала Аллаху, Господу миров.
Автор: Мухаммад ибн Насыр аль-Хумаййид 6/6/1420 г.х. Медина. [1] Семейство Имрана-102. [2] Женщины-1. [3] Союзники-70-71. [4] Союзники-21. [5] "Ат-тирьяк" - сложное лекарство от вреда яда. В дальнейшем это слово стало использоваться для всякого полезного физического или духовного лекарства. [6] Корова-229. [7] Корова-228. [8] Корова-229. [9] Женщины-19. [10] Развод-6. [11] "Сунан Абу Давуда", Книга брака, глава "Право жены над мужем", №2142. Это хороший хадис. См.: "Джами' аль-усуль" с выверкой 'Абдулькадыра аль-Арнаута, 6/505. [12] "Сунан ат-Тирмизи", Книга молочного вскармливания, глава о том, что было приведено о праве мужа над женой, №1161. Ат-Тирмизи сказал: "Хороший, малоизвестный хадис". "Сунан Ибн Маджи", Книга брака, глава о праве мужа над женой, №1854. (От переводчика: см.: "Аль-Вахият" 2/141 Ибн аль-Джаузи, "аз-За'ифа", №1426.) [13] "Сунан ан-Насаи", Книга брака, глава "Какая из женщин лучше", №3231, а также "Муснад Ахмада" 2/251. Его цепочка передачи хорошая. См.: "Джами' аль-усуль" с выверкой 'Абдулькадыра аль-Арнаута, 6/498. Текст Ахмада: "И она не противоречит ему тем, что ему не нравится, ни в себе, ни в его имуществе". Мулла 'Али аль-Кари объяснил версию: "Ни в своем имуществе", что здесь имеется в виду имущество ее мужа, которое находится в ее руках, подобно словам Всевышнего: "Не отдавайте неразумным людям вашего имущества" (Женщины-5). См.: "Миркат аль-Мафатих", 3/471. [14] "Сахих аль-Бухари", Книга брака, глава "Если женщина проведет ночь, удалившись от постели мужа", №5193. "Сахих Муслима", Книга брака, глава о запрете отказываться от постели мужа, №1436. (От переводчика: Ибн Абу Джамра сказал, что под приглашением в постель имеется в виду супружеская близость, как сказано в другом хадисе: «Ребенок – относится к постели». Явный смысл хадиса указывает, что имеется в виду приглашение ночью. Однако это не означает, что жена может отказываться от приглашения мужа днем, ибо ночь указана потому, что чаще это происходит ночью. Ибн Хаджар сказал, что это подтверждается тем, что в одной из версий хадиса Муслима от Абу Хурайры сказано: «Тот, Кто на небе, будет разгневанным на нее, пока (ее муж) не будет доволен ею». Общий смысл этого хадиса указывает на то, что имеется в виду не только ночь, но и день. Имеются также другие достоверные хадисы с общим смыслом. См.: "Фатх аль-Бари".) [15] У которой она печет хлеб. См.: "Ан-Нихая" ибн аль-Асира, 1/199. [16] "Сунан ат-Тирмизи", Книга молочного вскармливания, глава о том, что приведено о праве мужа над своей женой, №1160. Ат-Тирмизи сказал: "Хороший, малоизвестный хадис". [17] То есть, чтобы они не позволяли посторонним мужчинам, (не являющимся родственниками, с которыми нельзя вступать в брак), входить к ним, (сидеть) и беседовать с ними. Ранее это было обычаем арабов, и они не считали это сомнительным действием, и не видели в этом ничего плохого. Когда же был ниспослан аят занавеса, им было запрещено это. "Ан-Нихая фий гариб аль-хадис валь-асар" Ибн аль-Асира, 5/201. [18] "Сунан ат-Тирмизи", Книга вскармливания, глава о праве жены над мужем, №1163. Ат-Тирмизи сказал: "Хороший, достоверный хадис". "Сунан Ибн Маджи", Книга брака, глава "Право женщины над мужем", №1851. [19] "Сахих аль-Бухари", Книга брака, глава "Женщина не позволяет входить в дом своего мужа никому, кроме как с разрешения своего мужа", №5195. "Сахих Муслима", Книга закята, глава "То, что расходовал раб из имущества своего хозяина", №1026. (От переводчика: Навави сказал в своем комментарии, что здесь так же, как и с милостыней: можно пускать в дом кого-либо, если заранее известно о разрешении мужа на это.) [20] Свет-32. [21] "Аль-баах", то есть, брак. Он был назван "баах", ибо тот, кто женится на женщине, помещает ее в месте жительства. Было также сказано, что это (названо так), потому что мужчина утверждается (или владеет) своей женой, также как он утверждается (владеет) своим местом жительства. "Лисан аль-'араб", 1/36, "ан-Нихая фий гариб аль-хадис валь-асар", 1/160, "Гариб аль-хадис" Ибна аль-Джаузи, 1/89. [22] "Сахих аль-Бухари". Книга брака, глава "Кто не может вступить в брак, пусть постится", №5066. "Сахих Муслима", Книга брака, глава "Предпочтительность брака того, чья душа желает этого", №1400. [23] "Сахих Муслима", Книга вскармливания, глава "Лучшее благо этого мира – праведная жена", №1467. [24] Румы-21. [25] Корова-187. [26] См.: "Тафсир Ибн Касира", 1/192. [27] Выше, на предыдущей странице была приведена выверка этого хадиса. [28] Свет-32. [29] "Сахих Муслима", Книга завещания, глава "Какая награда достигает человека после его смерти", №1631. (От переводчика: Навави сказал в комментарии к этому хадису: "Праведный сын является приобретением родителей, а продолжающееся доброе дело – это вакуфное имущество, (польза от которого используется в качестве милостыни)".) [30] "Сунан Абу Давуда", Книга брака, глава "Запрет женитьбы на не рожающих женщинах", №2050. "Сунан ан-Насаи", Книга брака, глава "Нежелательность женитьбы на бесплодных (женщинах)", №3227. Это сообщение Ибн Хиббан назвал достоверным, как сказано в книге "Маварид аз-зомъан фий заваид ибн Хиббан", №228. [31] Худ-32. (От переводчика: Вернее, это Худ-61.) [32] См.: "Аль-Бурхан фий 'улюм аль-Куръан" аз-Заркаши, 2/218, и "аль-Каваид аль-Хассан" Ибн Са'ди, правило №45, с. 144-146. [33] Комнаты-13. [34] "Сунан ат-Тирмизи", Книга благочестия и поддержания родственных уз, глава о том, что приведено о достоинстве довольства родителей, №1899, "аль-Мустадрак", 4/152, аль-Хаким назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. [35] Гром-21-24. [36] "Тафсир Ибн Касира", 1/237. [37] Корова-228. [38] Это намек на нищету, и это повествование, имеющее смысл мольбы, однако при этом не имеется истинный смысл. "Фатх аль-Бари", 9/38-39. [39] "Сахих аль-Бухари", Книга брака, глава "Равенство в религии", №5090, "Сахих Муслима", Книга молочного вскармливания, глава "Предпочтительность женитьбы на набожной женщине", №1466. [40] Та ха-132. [41] Пчелы-125. [42] "Сахих Муслима", Книга молитвы путешественников и ее сокращения, глава "Предпочтительность добровольной молитвы в своем доме и дозволенность ее совершения в мечети", №780. [43] Гром-28. [44] "Муснад имама Ахмада", 1/387, "аль-Мустадрак", 1/33. Аль-Хаким назвал это сообщение достоверным, и аз-Захаби согласился с ним. Этот хадис является сообщением с собственных слов Ибн Мас'уда. См.: слова обоих авторов выверки "Муснада", 6/189-191. [45] Семейство Имрана-196-197. [46] Ограды-182-183. [47] "Сахих аль-Бухари", Книга толкования Корана, глава «Такова была Хватка твоего Господа, когда Он схватил селения, жители которых были несправедливы. Воистину, Хватка Его мучительна, сурова», №4686. "Сахих Муслима", Книга благочестия, поддержания родственных уз и этикета, глава "Запрет притеснения", №2583. [48] Ночной перенос-18. [49] "Сахих аль-Бухари", Книга брака, глава "Завещание относительно женщин", №5186, "Сахих Муслима", Книга молочного вскармливания, глава "Завещание относительно женщин", №1468. [50] "Сахих Муслима", Книга молочного вскармливания, глава "Завещание относительно женщин", №1468. [51] "Тафсир аль-Багави", 4/364. [52] "Сахих аль-Бухари", Книга этикета, глава "Предостережение от гнева", №6114, "Сахих Муслима", Книга благочестия и поддержания родственных уз, глава "Достоинство того, кто сдерживает себя во время гнева", №2609. [53] "Сахих аль-Бухари", Книга этикета, глава "Предостережение от гнева", №6116. [54] "Муснад имама Ахмада", 1/283, 365, и это хороший с другими сообщениями хадис. См.: слова обоих авторов выверки "Муснада", 4/39. Аль-Хайсами сказал: "Его рассказчики заслуживают доверия", "Маджма' аз-заваид", 8/70. [55] "Сахих аль-Бухари", Книга этикета, глава "Предостережение от гнева", №6115, "Сахих Муслима", Книга благочестия и поддержания родственных уз, глава "Достоинство того, кто владеет собой при гневе", №2610. [56] "Муснад имама Ахмада", 5/152. Аль-Хайсами сказал: "Его рассказчики являются рассказчиками достоверных сборников", "Маджма' аз-заваид", 8/70. (От переводчика: См.: "Аз-За'ифа", №6664.) [57] "Муснад имама Ахмада", 4/226, "Сунан Абу Давуда", Книга этикета, глава о том, что говорится при гневе, №4784. Хороший хадис, см.: "Джами' аль-усуль" с выверкой аль-Арнаута, 8/439. (От переводчика: См.: "аз-За'ифа", №582.) [58] "Сахих аль-Бухари", Книга молитвы, глава "Сон мужчины в мечети", №441. "Сахих Муслима", Книга "Достоинства сподвижников", глава "Достоинства 'Али ибн Абу Талиба", №2409. [59] "Ан-Нихая" Ибна аль-Асира, 3/314. [60] "Сунан ат-Тирмизи", Книга молочного вскармливания, глава о том, что приведено о праве женщины над мужем", №1163. Ат-Тирмизи сказал: "Хороший, достоверный хадис". [61] То есть, осмелились совершить непокорность по отношению к своим мужьям. См.: "Ан-Нихая", Ибна аль-Асира, 2/151. Я говорю (автор): Отсюда проясняется положительное действие битья в воспитании, если при этом не превышать узаконенных границ. [62] "Сунан Абу Давуда", Книга брака, глава о битье женщин, №2146. Ибн Хаджар назвал его цепочку передачи достоверной. См.: "Аль-Исаба", 1/101. В том, является ли рассказчик этого хадиса Ийас ибн 'Абдуллах ибн Абу Зийаб (Зубаб, Зуаб) сподвижником, имеется разногласие. См.: "Ат-Такриб", с.117, №590. [63] "Сахих аль-Бухари", Книга брака, глава "Какое битье женщин нежелательно", №5204. [64] "Сахих аль-Буха
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.39.176 (0.012 с.) |