П-логия как наука, ее предмет, задачи и роль в общ-ной жизни. П-логия и др. Науки об обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П-логия как наука, ее предмет, задачи и роль в общ-ной жизни. П-логия и др. Науки об обществе.



П-логия как наука, ее предмет, задачи и роль в общ-ной жизни. П-логия и др.науки об обществе.

П-логия (полит.порядок/знание)– отрасль знания о п-ке, законах структуры, функц-рования и развития полит. жизни гос-ва и общества, отражающих процесс включения личности в деят-ть по выражению п-ких интересов и полит. власти.

В самом общем виде п-логия - это наука о политике, об особой сфере жизнедеят-ти людей, связанной с властными отн-ями, с гос. полит. орг-циями общества, п-кими институтами, нормами, действие кот. призвано обеспечить функц-рование общества, взаимодействие между людьми, обществом и государством.

П-логия всегда развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования - жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. У них много общего, много и различий.

В отличие от других наук пол-логия имеет цель проникнуть в сущность такого феномена, как политика, выявить связь эл-тов, опред-ные основания, закономерности, действующие в разных общественно полит. системах, а также наметить реал. рез-таты. Существует давняя связь пол-логии с:

1. Экономикой - без знания эко сегодня невозможно понять суть п-ких отн-ний в обществе. Она дает соответ-щее обоснование реализации эко интересов со стороны различных соц.групп; распределение власти в обществе зависит от способа пр-дства и отн-ний собств-ти, господствующих в обществе. В то же время п-ка может оказ-ть воздействие на развитие эко, содействовать ей или тормозить.

2. Исторической наукой - дает ключ к пониманию изменений полит. институтов и норм в процессе эволюции общества. П-логия однако не смотрит на историю как на спектакль, а воспринимает ее как действие («творить историю»). В этой связи очень важна аналитическая работа.

3. Юридической наукой – т.к. правовые и полит. отношения тесно переплетены друг с другом. Полит.власть не может функц-ровать без правового оформления.

4. Соц-ой психологией -?? изучаемые соц. психологией занимают большое место в изучении полит. явлений, ибо связаны с исслед-ями конкретных действий участников полит. процесса, изучением мотивации полит. поведения и настроения.

5. Философией - которая изучает ценностные аспекты властных отношений и дает мировоззренческое обоснование направленности полит. явлений и процессов.

6. Полит.социологией - изучающей систему взаимодействия политики с соц. средой, и уделяющей! внимание изучению соц. структуры общества.

Таким образом в системе гуманитарных знаний п-логия объединяет и синтезирует выводы других наук, и на базе их выстраивает исследования и обеспечивает объект-ые знания о политических системах.

Предметом п-логии является полит.жизнь в целом. О бъект п-логии (т.е. то, что она изучает) принципы функционирования политической системы общества, роль и соотн-ние ее осн-ных компонентов: гос-а, полит.партий, общ.орг-ий, способы проведения гос. политики и т.д.

2.Становление и эволюция п-логии как уч. дисциплины. П-кое образование в РБ

Политическая наука столь же стара, сколь и современна. Уже в Др.Греции Аристотель дал определение полит. режимов, введя такие понятия, как «монархия», «олигархия», «демократия», «аристократия». С тех пор политика становится непременным атрибутом духовной жизни всех обществ. Процесс формирования и выделения п-логии из общей системы наук был довольно длительным. Привязывать же ее рождение к какой-либо конкретной дате в той или иной стране можно только условно.

Попытки осмысления полит.жизни делались мыслителями ещё в древности, тогда это было частью филос-го осмысления общ-ва. Ближе к сер. 19в. политика выделяется как предмет самостоят-го исследов-я В Евр. И США возникли политол. исследов центры, кафедры полит. наук в универах. В 1903г. начала работать Америк-я ассоциация полит. наук. В 1948г. ЮНЕСКО рекомен-ет курс полит-гии во все высш уч.завед-я в своих странах и нач-ет функ-ть Междунар. Ассоц-я политнаук. В 1988-89гг. пол-гия нач-ет преподаваться в вузах СССР. Пол-гия явл-ся соц-гум дисциплиной и связана с фил., социолог., эко. теорией и психол-ей. В посл. время шир распростр-е получила приклад-я пол-гия (исслед-ет текущ процессы, обоснов-ет, даёт рекомендации.) Современ. полоит-ия является интегриров-ой наукой о пол-ке во всех её проявлен-ях, закономерностях развития полит. сферы общ-ва. Она интгрир-ет отрасли научн. знания, которые изуч-т разл. Аспекты полит. деят-ти: пол. филос-я, пол. социолог-я, пол. история, пол. психол-я, история полит. учений, пол. этика, пол. географ, геопол-ка, полит. антропология

Полит-я предстаёт в 2-ух кач-вах: как наука и как уч. дисцип-на. полит-я как наука исслед-ет явления, процессы и отношения в полит. сфере и их диалектич. взаимосвязи и взаимообусловленности.

 

Функции и методы политологии.

Функции:

1. Познавательная, кот. позволяет выяснить те или иные траблы и служит решением различных??.

2. Прикладная – помогает реализовать результаты исследования в полит. практике.

3. Методологическая – заключается в выработке способов и приемов анализа.

4. Теоретическая – закл-ся в объяснении процессов, создании теорий, накоплении значений.

5. Описательная – накопление, описание фактов политической жизни.

6. Объяснительная – поиск ответов.

7. Прогностическая - основана на уже полученных знаниях о п-тике, кот. позволяют осущ-лять предсказания, строить прогнозы возможных буд.полит-ких событий, а также рассчитывать потери альтернативных вариантов.

8. Идеологическая - определяет стратегию пол-кого поведения, служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов пол-кой деят-ти.

9. Воспитательная (регулятивная) – в ходе её реализации складываются нужные в обществе предпосылки и навыки участия граждан в пол-ком процессе. Именно она создает теоретическую базу, обобщает опыт, помогая полит. социализации и формированию политической культуры.

Методы:

1.Общелогические (а-з, синтез, индукц / дедукц., др)

Научные м-ды

а) м-ды построения эмпирического знания (набл-е, эксперемент, описание);

б) м-ды построения теор. знания (формализация, от абстрактного к конкретному).

3. Специальные мет-ды: познания в политологии:

а) институциональный – для познания полит институтов, их стр-ры и взаимод-я;

б) исторический – для познания полит отношений, институтов и процессов в контексте прошл, наст, буд-го;

в) социологический – совокупность приемов конкретных соц. исслед-ий, направленных на сбор фактов и практических материалов, путем анкет, опросов и т.п. Используется для выявления состояния общественного мнения, создания представлений об ориентациях участников политического процесса.

г) психологический – для позн-я псих. механизмов полит поведения людей;

д) сравнительный – для познания одлнотипных полит систем, партий, режимов… с целью выявления их общих черт и специфики. (кросснациональные - сопоставление гос-тв др. с другом и кросскультурные - сопоставление и сравнение нац. культур, институтов)

е) а нтропологический м-д – исходит из природы человека. Исследует влияние нац-ого характера на политическое развитие.

Формы территориально-гос-ого устройства.

Под формой гос. устройства понимается совокупность способов устройства гос.власти применительно к тер-рии, внутреннее деление гос. на части и взаимоотношения между этими частями.

По струк-ре различ. простые — унитарные и сложные — федеративные и конфедеративные гос. Форма гос. устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется сущ-ющими традициями, истор. особенностями возникновения и развития государства.

В одних и тех же формах правления могут быть различные формы гос.устройства. Например, монархические государства могут быть унитарными и федеративными, правда, последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).

Бюрократия, Бюрократизм.

Бюрократия в букв. переводе - господство канцелярии, власть аппарата управления. Само по себе это слово не несет никакой негатив.нагрузки.

Исходя из букв. значения слова “б.”, его часто употребляют как синоним админ-ого управления. Кроме того, им нередко обозначается рац. орг-зованная система управления, в кот. работают компетентные служащие на должном проф. уровне. В широком же, и наиболее часто употребл. смысле, а также в полит. лексике термин “б.” и все производные от него употребляются в ярко выраженном негативном смысле. Причиной тому раздутость и запутанность аппарата управления, подмена законов подзаконными актами, волокита, консерватизм, недоступность, протекционизм и др.

Б. существует уже очень и очень давно. Зародилась она ещё в Др.Египте, затем существовала в Др.Китае. С развитием капитализма и приходом к гос. власти буржуазии бюрокр. режим утверждается в сфере политической жизни.

Впервые научное понимание природы и существа Б. Дал Маркс, считавший что сущность б.заключается прежде всего в потере орг-цией содержательной цели своей деят-ти Основы немарксистских соц-ких концепций Б. были заложены в работах немецкого социолога Вебера, кот. рассматривал Б. как "естественную" и "необходимую" форму всякой соц. организации. Сам термин "Б." приобрёл у Вебера позитивный характер и относился к организации вообще.

Политическое участие.

Полит.участие - действия, посредством кот. рядовые члены любой полит.системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деят-ти. В этом смысле участие в политике понимается в качестве одного из средств, используемых человеком для достижения своих собственных, индии осознанных целей. Причем данная форма реализации личных потребностей формируется в процессе взаимодействия индивида с правит-вом, органами власти, другими полит.институтами и силами.

Полит.участие охватывает 2 формы полит.деят-ти:

1 Пассивн. полит.участие: участие в голосовании на всех выборах и референдумах; право быть избранным во все общественные выборные органы.

2 Активное полит.участие: участие в формулировании правит-ной политики и последующем ее осущ-нии, замещение должности и выполнение всех гос.обязанностей на всех уровнях управления; принятие участия в деят-ти неправит-ных орг-ций и ассоциаций, связанных с общественной и полит.жизнью страны.

Типами полит.участия выступают: ортодоксальное (законное, стабильность полит. системы), неортодоксальное (несанкционированное и направленное против полит. системы) и политические преступления (деят-ть с использованием нелегитимного насилия).

Полит.участие обусловлено множеством факторов: интересами, степенью соц.-эко равенства, мотивами участников полит. деят-ти.

В противоположность полит.участию выступает абсентеизм, кот.означает полную утрату интереса к деят-ти полит.системы и полное устранение от участия в полит.жизни.

 

П-логия как наука, ее предмет, задачи и роль в общ-ной жизни. П-логия и др.науки об обществе.

П-логия (полит.порядок/знание)– отрасль знания о п-ке, законах структуры, функц-рования и развития полит. жизни гос-ва и общества, отражающих процесс включения личности в деят-ть по выражению п-ких интересов и полит. власти.

В самом общем виде п-логия - это наука о политике, об особой сфере жизнедеят-ти людей, связанной с властными отн-ями, с гос. полит. орг-циями общества, п-кими институтами, нормами, действие кот. призвано обеспечить функц-рование общества, взаимодействие между людьми, обществом и государством.

П-логия всегда развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования - жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. У них много общего, много и различий.

В отличие от других наук пол-логия имеет цель проникнуть в сущность такого феномена, как политика, выявить связь эл-тов, опред-ные основания, закономерности, действующие в разных общественно полит. системах, а также наметить реал. рез-таты. Существует давняя связь пол-логии с:

1. Экономикой - без знания эко сегодня невозможно понять суть п-ких отн-ний в обществе. Она дает соответ-щее обоснование реализации эко интересов со стороны различных соц.групп; распределение власти в обществе зависит от способа пр-дства и отн-ний собств-ти, господствующих в обществе. В то же время п-ка может оказ-ть воздействие на развитие эко, содействовать ей или тормозить.

2. Исторической наукой - дает ключ к пониманию изменений полит. институтов и норм в процессе эволюции общества. П-логия однако не смотрит на историю как на спектакль, а воспринимает ее как действие («творить историю»). В этой связи очень важна аналитическая работа.

3. Юридической наукой – т.к. правовые и полит. отношения тесно переплетены друг с другом. Полит.власть не может функц-ровать без правового оформления.

4. Соц-ой психологией -?? изучаемые соц. психологией занимают большое место в изучении полит. явлений, ибо связаны с исслед-ями конкретных действий участников полит. процесса, изучением мотивации полит. поведения и настроения.

5. Философией - которая изучает ценностные аспекты властных отношений и дает мировоззренческое обоснование направленности полит. явлений и процессов.

6. Полит.социологией - изучающей систему взаимодействия политики с соц. средой, и уделяющей! внимание изучению соц. структуры общества.

Таким образом в системе гуманитарных знаний п-логия объединяет и синтезирует выводы других наук, и на базе их выстраивает исследования и обеспечивает объект-ые знания о политических системах.

Предметом п-логии является полит.жизнь в целом. О бъект п-логии (т.е. то, что она изучает) принципы функционирования политической системы общества, роль и соотн-ние ее осн-ных компонентов: гос-а, полит.партий, общ.орг-ий, способы проведения гос. политики и т.д.

2.Становление и эволюция п-логии как уч. дисциплины. П-кое образование в РБ

Политическая наука столь же стара, сколь и современна. Уже в Др.Греции Аристотель дал определение полит. режимов, введя такие понятия, как «монархия», «олигархия», «демократия», «аристократия». С тех пор политика становится непременным атрибутом духовной жизни всех обществ. Процесс формирования и выделения п-логии из общей системы наук был довольно длительным. Привязывать же ее рождение к какой-либо конкретной дате в той или иной стране можно только условно.

Попытки осмысления полит.жизни делались мыслителями ещё в древности, тогда это было частью филос-го осмысления общ-ва. Ближе к сер. 19в. политика выделяется как предмет самостоят-го исследов-я В Евр. И США возникли политол. исследов центры, кафедры полит. наук в универах. В 1903г. начала работать Америк-я ассоциация полит. наук. В 1948г. ЮНЕСКО рекомен-ет курс полит-гии во все высш уч.завед-я в своих странах и нач-ет функ-ть Междунар. Ассоц-я политнаук. В 1988-89гг. пол-гия нач-ет преподаваться в вузах СССР. Пол-гия явл-ся соц-гум дисциплиной и связана с фил., социолог., эко. теорией и психол-ей. В посл. время шир распростр-е получила приклад-я пол-гия (исслед-ет текущ процессы, обоснов-ет, даёт рекомендации.) Современ. полоит-ия является интегриров-ой наукой о пол-ке во всех её проявлен-ях, закономерностях развития полит. сферы общ-ва. Она интгрир-ет отрасли научн. знания, которые изуч-т разл. Аспекты полит. деят-ти: пол. филос-я, пол. социолог-я, пол. история, пол. психол-я, история полит. учений, пол. этика, пол. географ, геопол-ка, полит. антропология

Полит-я предстаёт в 2-ух кач-вах: как наука и как уч. дисцип-на. полит-я как наука исслед-ет явления, процессы и отношения в полит. сфере и их диалектич. взаимосвязи и взаимообусловленности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.038 с.)