Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учет результатов, присуждение незаконченных партииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
5.5.1. По окончании партии оба партнера отсылают старосте ее запись при очередном ответе, а если игра со старостой закончена, то не позднее 15 дней по окончании партии. В противном случае они могут быть лишены текущей информации. Запись каждой партии ведется в полукраткой нотации (1.cd4 fg5 2.dc5 b:d4 3.e:c5 и т.д.) на отдельном листе размером 70х210 мм в одну колонку, а при необходимости и на обратной стороне листа. В каждой записи должен быть указан шифр турнира, фамилии игроков, сделанные ходы, результат, подпись игравшего и дата отправления. Разрешается посылать записи на печатных бланках любого формата. 5.5.2. Не позднее 10 дней после окончания срока игры, указанного в стартовом листе, игроки должны направить судье на присуждение записи незаконченных партий, дав в них диаграмму заключительного положения после своего последнего хода, оценку позиции и анализ достижения желаемого результата. 5.5.3. Зафиксированные результаты законченных партий игроков, выбывших из турнира, могут быть по решению судьи засчитаны. В этом случае незаконченные партии могут быть признаны проигранными или подлежащими присуждению. Судья может принять решение об аннулировании результатов выбывшего. 5.5.4. При совпадении оценок позиции у обоих партнеров фиксируется результат, предложенный ими, если он резко не противоречит объективной оценке позиции. 5.5.5. Присуждение проводится с учетом анализов, полученных от партнеров, при одностороннем анализе присуждение проводится с его учетом. При отсутствии анализов, ошибочности или недостаточности аргументов решение по присуждению принимает судья. Присуждение должно быть закончено в месячный срок после получения анализов от партнеров, а его результаты сообщены судьей игроку, чья оценка позиции не совпадает с результатом присуждения. 5.5.6. Результат присуждения может быть опротестован игроком не позднее 10 дней со дня его получения. Участники, не выславшие своевременно анализы, теряют право на протест. 5.5.7. Протест рассматривается организацией, проводящей соревнование, ее решение является окончательным. 5.5.8. Если оба партнера не присылают записи партии, то в итоговой таблице им проставляются "минусы", засчитываемые как поражения при подведении итогов и в классификации.
5.5.9. Участник, не выславший запись хотя бы одной партии, может быть лишен итоговой информации. Толкование и применение правил игры
В случае возникновения сомнении при толковании или применении настоящего раздела Правил официальные разъяснения может дать только Комиссия заочных шашечных соревнований (КЗШС) Федерации шашек России.
VI. ПРАВИЛА ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ Предмет шашечной композиции
6.1.1. Определение Шашечная композиция представляет собой художественное творчество на основе правил шашечной игры. Темы (замыслы) авторы произведений композиции могут заимствовать из практической игры или исследований (анализов) позиций, из собственной фантазии или из произведений других авторов, если в разработке их автор найдёт что-то новое. Цель композиции - показать новые возможности шашечной игры в художественной форме. Каждая шашечная композиция основана на материале и правилах игры и характеризуется определенным заданием. Выполнить задание (решить композицию) - значит найти вариант (серию ходов за белых и черных) или совокупность вариантов, раскрывающих авторский замысел. Варианты решения разделяются на тематические (композиционные) и дополнительные. Кроме них, составной частью замысла автора могут быть «ложные следы» - попытки выполнить задание, встречающие опровержение. Шашечные композиции должны отвечать ряду формальных и художественных требований. Формальные требования являются обязательными, при их нарушениях композиция дефектна и не может существовать. Нарушение художественных требований влияет на оценку произведения. Формальные и художественные требования могут меняться в процессе развития композиции. 6.1.2. Классификация Шашечная композиция классифицируется по системам игры (русские и международные (стоклеточные) шашки), видам (основные и особые), группам (в зависимости от задания, количества и качества игрового материала).
6.1.3. Основные виды композиции К основным видам (жанрам) относятся композиции, отличающиеся по характеру игры, - проблемы, этюды, задачи и позиционные концовки. Во всех основных видах композиции задание выполняют белые, решение должно начинаться с неударного хода. В проблемах, этюдах и позиционных концовках заданием является «Выигрыш» или «Ничья», в задачах - «Запирание». ПРОБЛЕМА - композиция с преобладанием комбинационной игры и количеством белых шашек (простых, дамок) более четырех. По соотношению шашек проблемы подразделяются на группы. В русские шашки: - миниатюры (до 6 простых с каждой стороны); - концовки (до 12 простых с каждой стороны); - проблемы с дамками и простыми в начальной позиции. В международные (стоклеточные) шашки: - миниатюры (до 7 простых с каждой стороны); - средние проблемы (до 12 простых с каждой стороны); - большие проблемы (до 20 простых с каждой стороны); - практические проблемы (с простыми); - проблемы с дамками и простыми в начальной позиции. ЭТЮД - композиция с игрой, характерной для эндшпиля, и количеством шашек у белых не более четырех, у черных - не более шести. ПОЗИЦИОННАЯ КОНЦОВКА - композиция с преобладанием позиционных и этюдных приемов игры и количеством шашек с каждой стороны не более восьми. Позиционные концовки встречаются только в русских шашках. ЗАДАЧА - композиция с преобладанием комбинационной игры и заданием запереть определенное количество шашек. Задачи в русские и международные (стоклеточные) шашки подразделяются по заданию на три группы: - на запирание простых; - на запирание дамок и дамок с простыми; - задачи-миниатюры, в которых силы белых ограничены 7-ю единицам. Борьба сторон в задаче весьма своеобразна. Несмотря на большой перевес сил у белых, силы атаки и силы защиты находятся в равновесии. Белые должны не просто выиграть, но и запереть шашки противника. Черные же. защищаясь, могут не только стремиться уничтожить шашки белых, но и стремиться к поддаче своих шашек. Этот элемент игры в "поддавки" роднит ортодоксальную систему задач с задачами в поддавки, в которых белые заставляют черных запереть белые шашки.
Равновесию сторон способствует требование единственности решения. Нередко, однако, допускаются небольшие отклонения от этого правила: - перестановка ходов; - неточность хода - отход дамкой на любое из нескольких полей диагонали; - двойственность решения; - лишний ход, связанный с множественностью ходов в реализации его потери. Более серьезны нарушения правила единственности решения, которые именуются побочными решениями. Побочные решения характеризуются следующими признаками: - замена экономичного финала неэкономичным; - замена одного финала другим; - существенное изменение игры - замена одних приемов игры другими, добавление (или, наоборот, потеря) новых, нежелательных вариантов. Для констатации побочного решения достаточно одного (любого) из этих признаков. Побочное решение даже в незначительном разветвлении решения задачи уничтожает задачу и ведет к исключению ее из соревнования. Перестановка первого хода с любым другим приравнивается к побочному решению. Побочное решение в варианте называется частным, с любого хода вступления - полным. Игра в задаче должна строиться так, чтобы белые для достижения финала должны были затратить все свои силы. По конечному результату такой игры правило формулируется как требование экономичности финалов. Правило экономичности финалов в задачах должно выполняться во всех без исключения вариантах, даже, казалось бы, самых незначительных. Важнейшим элементом игры в задаче является активная защита черных, что достигается в системе вариантов. Требование вариантности - важнейшее требование в композиции шашечных задач. Черные защищаются тем, что опровергают конкретный план атаки белых и заставляют их искать новый план, осуществляя который, белые приводят игру к другому финалу. Различие финалов является важнейшим атрибутом требования вариантности. Чем большее число раз черные заставят искать новый план игры, приводящий к новым финалам, тем задача ценнее. Вариантов должно быть не менее двух, но есть задачи, в которых достигается даже 5 финалов. Многовариантные задачи составляются методом "наращивания": автор ищет возможности добавления новых вариантов. Если при этом достигается только удлинение решения, то говорят об углублении, если появляются варианты с новыми финалами, то говорят об усложнении задачи. Первоначальный вариант правил ввел обычай указывать, чью задачу усложняет новый автор. Примечание: статьи правил охватывают основные виды композиции, но с соответствующими поправками могут применяться и к особым видам. 6.1.4. Особые виды композиции: - с передачей первого хода черным (например, ход черных - белые выигрывают); - с изменением очереди хода и сохранением задания (например, выигрыш белых независимо от очереди хода); -с изменением очереди хода и задания (например, ход белых-выигрыш, ход черных - ничья); - с двумя заданиями (одно из которых, например, выполняется при повороте доски на 180 градусов); - с двумя или более разными художественными решениями (двойная проблема, двойной этюд и т.д.); - с обратным заданием (поддавки); - изобразительные (дамографические), воспроизводящие при помощи шашек на доске буквы, цифры, рисунки, а также символические, в которых процесс решения отображает какое-либо событие; - на ретроградный анализ (восстановление предшествующих ходов для доказательства легальности заданной позиции); - задумки (например, задания с добавлением или снятием шашек с доски в начальной позиции). 6.2. Формальные требования
6.2.1. Основные принципы Общими необходимыми требованиями к основным видам композиции являются легальность начальной позиции, решаемость, экономичность конструкции и финала, наличие тематических вариантов, единственность решения, а также условие соответствия виду. К проблемам и задачам предъявляются дополнительные формальные требования, учитывающие специфику жанра. 6.2.2. Легальность Начальная позиция должна быть легальной, т.е. соответствовать правилам игры. В сомнительных случаях автор обязан указать возможный последний ход черных и белых. 6.2.3. Решаемость Задание должно выполняться во всех вариантах решения. Если хотя бы в одном из них задание выполнить нельзя, то композиции не существует.
6.2.4. Экономичность конструкции и финала Общий принцип экономичности формы композиции состоит в выполнении авторского замысла минимальными средствами. Экономичность формы выражается в экономичности начальной позиции (конструкции), игры и финальной позиции. Экономичность конструкции и финала имеет для шашечной композиции столь важное значение, что отнесена к формальному требованию. В начальной позиции необходимо стремиться к равновесию сил сторон. Экономичность конструкции заключается в обязательном участии всех шашек в решении. Недопустимые статисты - шашки, которые можно снять с доски без нарушения авторского замысла и формальных требований. Создание экономичных финалов или "ложных следов" при помощи статистов также не оправдано. Экономичность финала требует, чтобы в нем у белых не оставалось шашек, ненужных для выполнения задания. 6.2.5. Тематический вариант Замысел выражается в тематическом (композиционном) варианте или в совокупности тематических вариантов. Это продолжение с художественным решением – точным порядком единственных ходов, приводящих к экономичному финалу. Большинство проблем из-за форсированного характера игры представляют собой композиции с одним тематическим вариантом. В задачах требуется не менее двух вариантов, причем каждый должен быть тематическим. В этюдах и позиционных концовках тематическую окраску могут иметь не все варианты или их ответвления. Применительно к этим жанрам чаще употребляется термин "композиционное разветвление". Этюды и позиционные концовки должны иметь не менее двух композиционных разветвлений. Примечание: Формальные и художественные требования к этюдам и позиционным концовкам тождественны, поэтому в дальнейших статьях Правил требования рассматриваются только к этюдам.
6.2.6. Единственность решения Единственность решения требует, чтобы в тематических вариантах задание выполнялось без побочных решений только одним, задуманным автором, путем. Побочные решения принято различать на полные и частные. Полным побочным считается решение всей композиции способом, не предусмотренным автором. Любая неточность первого хода или последующих ходов до начала разветвления на тематические варианты приравнивается к полному побочному решению.
Частное побочное решение - выполнение задания в одном или нескольких вариантах способом, отличным от авторского. Частное побочное решение в проблемах с одним тематическим вариантом, а также в любом варианте задачи, недопустимо. Требование единственности решения не распространяется на игру с одной белой шашкой в финальных позициях этюдов. 6.2.7. Дополнительные формальные требования к проблемам 6.2.7.1. В начальной позиции не разрешается перевес сил у черных более чем на одну шашку. Со стороны белых такой перевес допустим. 6.2.7.2. Финалом проблемы считается позиция, возникшая после завершения комбинационного замысла белых. В ней право совершить неударный ход принадлежит черным. Допустимы финалы с одной белой шашкой (без черных). 6.2.7.3. В тематическом варианте проблем в международные (стоклеточные) шашки запрещаются перестановки и другие неточности ходов, кроме альтернативного хода и удара. Альтернативный ход-это двухтактное (в два хода) передвижение белой шашки на одно и то же поле через разные клетки доски. Альтернативный удар - бой белых на одно и то же поле, возможный в разных направлениях. К частному побочному решению приравнивается заключительный удар дамкой на разные поля одной диагонали. 6.2.7.4. В проблемах с дамками и простыми дамки должны выполнять свои функции в процессе игры. 6.2.7.5. В практических проблемах начальная позиция должна быть естественной, т.е. похожей на положение из практической партии. Примечание: для практических проблем допустимы отклонения от требований, изложенных в пунктах 6.2.4., 6.2.5. и 6.2.7.3. 6.2.8. Дополнительные формальные требования к задачам
6.2.8.1. Все финалы задачи должны быть экономичными. 6.2.8.2. Задание должно выполняться точно, т.е. запирается только такое количество и качество шашек, которое указано в условии задачи. 6.2.8.3. Не допускаются к соревнованию задачи с ударным первым ходом (черные шашки под ударом в начальном положении) или отсутствием первого хода. Серьезным дефектом считается наличие белых шашек под ударом в начальном положении. В таком случае задача должна быть проверена на легальность. Если нельзя вывести такое положение из другого "спокойного", то оценка задачи должна быть значительно (примерно, на два балла) снижена.
6.3. Художественные требования
6.3.1. Основные принципы Художественные требования к композиции определяются единством формы и содержания, соответствием идейного замысла и средств для его воплощения. К общим художественным требованиям относятся оригинальность замысла, вариантность игры, экономичность внешней формы и игры, чистота решения, красота решения. Ко всем основным жанрам композиции предъявляются также дополнительные художественные требования. 6.3.2. Оригинальность замысла Оригинальность замысла заключается не только в идейной или тематической новизне. Новое, красивое, более удачное оформление известных идей, тем и финалов в той или иной степени тоже относится к оригинальности. 6.3.3. Вариантность игры Количество и качество тематических вариантов, "ложных следов" характеризуют основное содержание композиции. Чем больше выбор продолжений у черных и чем чаще задание выполняется художественным способом, тем богаче, как правило, произведение. Заманчивые, но неудачные попытки белых ("ложные следы") позволяют лучше подчеркнуть авторский замысел. К достоинству одновариантной проблемы могут быть отнесены и дополнительные комбинационные варианты (с неэкономичными финалами, неточностями в игре), если они достаточно интересны по содержанию. В некоторых проблемах возможен синтез разных по характеру игры вариантов (например, комбинационных и позиционных). В таких случаях авторам следует помнить, что комбинационная игра должна быть наиболее зрелищной частью решения. 6.3.4. Экономичность внешней формы и игры Экономичность внешней формы - это восприятие рисунка начальной позиции. Легкая и естественная расстановка шашек делает композицию более привлекательной, а ее решение - более доступным для всех любителей шашечной игры. Поэтому миниатюра при прочих равных условиях лучше громоздкой позиции. Экономичность игры предусматривает активное участие всех шашек в решении, отсутствие вступительных ходов, не несущих идейной нагрузки. Надставка в начале решения (размен для передачи хода черным) снижает впечатление от композиции и должна быть оправдана обогащением содержания. Следует избегать, по мере возможности, пассивных шашек (даже тогда, когда они кажутся необходимыми для соблюдения формальных требований).
6.3.5. Чистота решения Чистота решения подразумевает отсутствие допустимых неточностей игры в тематических вариантах и их финальных позициях. Наиболее типичной неточностью игры является перестановка ходов. Перестановка отдаленных от начала решения и смежных ходов (например, 5-го и 6-го) считается меньшим недостатком, чем перестановка ближних и несмежных ходов (например, 3-го и 5-го). Однако в любом случае автор должен стараться устранить этот изъян. В проблемах и этюдах большое значение придается чистоте игры в финалах. 6.3.6. Красота решения Красота решения достигается неочевидным вступлением, скрытыми, трудно находимыми жертвами или ходами (маневрами), эффектными заключительными ударами и финалами. В этюдах тонкие маневры впечатляют гораздо больше, чем форсированная игра. Желательно, чтобы исход борьбы сторон в большинстве вариантов не был ясен до самого конца, а решение сопровождалось "ложными следами". В проблемах на стоклеточной доске важным элементом красоты решения являются экономичные жертвы на правило большинства. Дополнительные, второстепенные варианты не должны затемнять тематическую игру в проблемах и этюдах. Если начало решения в них приводит к появлению продолжений с невыразительной и затяжной игрой, с неэкономичными и громоздкими финалами, то такое вступление не оправдано. 6.3.7. Дополнительные художественные требования к проблемам. 6.3.7.1. Степень оригинальности замысла в проблеме, определяемая: - новизной комбинационной темы, идеи или их сочетания; - новизной оформления темы, идеи или их сочетания; - новизной контригры черных и ее опровержения; - новым или редким финалом (финальным мотивом). 6.3.7.2. Естественность расстановки, логичность последнего хода черных, равенство сил. Наличие в исходной позиции белой простой gl при черной простой h2 (и соответственно белой 50 или черной 45). 6.3.7.3. Активность всех шашек в комбинации. 6.3.7.4. Оптимальное (лучшее для выражения авторского замысла) расположение шашек - на строго определенных местах. 6.3.7.5. В проблемах на 64-клеточной доске - отсутствие перестановок ходов, четкость заключительного удара, в проблемах на 100-клеточной доске - отсутствие альтернативных ходов и ударов, частного побочного решений в финале.
6.3.7.5. В проблемах в международные (стоклеточные) шашки желательно избегать неэкономичных жертв. Жертва двух или более белых шашек одним ходом в одном направлении считается неэкономичной и грубой (исключение - жертва двух единиц, после которой черная шашка, пройдя через да-мочное поле, остается простой). При жертве белых шашек на правило большинства черные имеют иллюзорный выбор удара в двух или нескольких направлениях. Если в каком-то направлении отдается на одну шашку меньше, чем для обязательного удара, то жертва признается экономичной (примеры - 1:2. 1:3:4, 2:2:4:5). Отклонения от этого условия (например, 1:3 или 1:2:4) являются случаями неэкономичных жертв и снижают оценку проблемы. Идеальной жертвой считается такая, которая создает иллюзорный выбор боя типа 1:2, 1:1:2, 2:3:4 и т.п. 6.3.8. Дополнительные художественные требования к этюдам 6.3.8.1. Степень оригинальности замысла в этюде определяется: - новизной схем, финалов, мотивов и их сочетаний; - новизной игровых приемов и их сочетаний; - новым сочетанием композиционных разветвлений; - тематическими повторениями (эхо-финалы, эхо-мотивы и т.д.) и наличием "ложных следов". 6.3.8.2. Надставка и готовый удар (нападение черных в начальной позиции) - серьезные недостатки этюдов. 6.3.8.3. Роль "ложных следов" в этюдах зависит от их качества. Они могут влиять на вариантность игры, если отвечают требованиям, предъявляемым к композиционному разветвлению решения. Тематический (т.е. подчеркивающий основной замысел) "ложный след" приравнивается к композиционному варианту решения. 6.3.8.4. Финалом композиционного разветвления считается: - финальная позиция с одной единицей у белых; - финальный мотив (прием), в котором участвуют все белые шашки. 6.3.8.5. В композиционном разветвлении допустима одна неточность, не приводящая к частному побочному решению: - перестановка ходов; - движение простой в дамки через соседние поля доски; - ход или удар дамкой на разные поля одной диагонали; - удлинения решения на один ход без повторения позиции; - затяжка решения с повторением позиции. 6.3.9. Дополнительные художественные требования к задачам 6.3.9.1. Степень оригинальности замысла в задаче определяется: - новыми или редкими финалами; - новизной сочетания финалов; - новизной игровых приемов и их сочетания.
6.3.9.2. Отсутствие готовых ударов и финалов в начальной позиции. 6.3.9.3. Отсутствие "мертвых" (неподвижных, но косвенно играющих) и пассивных шашек. 6.3.9.4. Устранение в отдельных вариантах перестановок ходов и двойственности игры (возможности выполнить задание разными способами, хотя и близкими к авторскому). 6.3.9.5. Различие финалов (запирание шашек на разных полях доски). Публикация и приоритет
6.4.1. Публикация и участие в соревновании Композиция начинает существовать со дня первой публикации в печатном органе (тиражом не менее 50 экземпляров) или со дня истечения последнего срока присылки на соревнование. При публикации принято давать сопутствующую информацию к диаграмме (или позиции в нотации) в таком порядке: имя и фамилия автора (соавторов), место жительства автора, диаграмма, задание. Примечание: неопубликованные композиции, получившие высокие отличия на соревнованиях (призы, оценки), имеют привилегию на публикацию при подведении итогов соревнования. 6.4.2. Приоритет Приоритет автора на композицию устанавливается датой ее первой публикации или датой истечения последнего срока присылки на то соревнование, в котором композиция участвовала впервые. Рекомендуется еще одна форма установления авторского приоритета -регистрация новых композиций в централизованном порядке государственной организацией. При последующих перепечатках композиции в любых изданиях должны быть указаны имя и фамилия автора, время первой публикации и источник заимствования. Преднамеренная публикация (или посылка на соревнование) чужой композиции под своей фамилией является плагиатом и влечет за собой ответственность по закону об охране авторских прав. 6.4.3. Предшественники и переработка Предшественник - ранее опубликованное или ранее участвовавшее в соревновании произведение, содержание и оформление которого в той или иной степени совпадает с новой композицией. При этом не имеет значения, знал автор новой композиции старую или не знал. Различают полного и частичного предшественников. В первом случае совпадают и форма, и содержание, во втором - только содержание. Примером полного предшественника является вариация ранее известного произведения - видоизменение конструкции при незначительной разнице в содержании. К вариациям относятся сдвиг позиции по доске, зеркальное отображение позиции, перестановка шашек, замена или добавление второстепенных ответвлений решения. Композиция, имеющая полного предшественника, теряет право на существование. При частичном предшественнике композиция публикуется с указанием старого автора "А" и нового - "Б". Если старая композиция улучшена несущественно (например, устранен дефект), то новая приводится под фамилией "А", ниже которой указывается "Переработка "Б". Подобные переработки не имеют права участвовать в соревнованиях. При существенном улучшении старой композиции новая публикуется под фамилией "Б", а ниже указывается "По "А". Такие переработки могут участвовать в соревнованиях, но автор обязан упоминать источник заимствования. Композиция, имеющая дефект, может быть исправлена автором и вновь опубликована в любом издании или повторно принять участие в соревнованиях как оригинальное произведение, только один раз. Автор имеет привилегию в течение пяти лет на исправление, улучшение или объединение своих композиций (опубликованных, участвовавших в соревнованиях). Если за это время автор не исправил и не улучшил композицию, то право на ее переработку получает любой другой композитор. По согласованию с автором старой композиции другой составитель может ее исправить или переработать и опубликовать новое произведение как совместное ("А" и "Б").
Композиция, забракованная на соревнованиях по любой причине, после исправления или реабилитации может принять участие в новых соревнованиях.
Автор имеет право на любые вариации своего произведения, но к участию в соревнованиях допускается только одна из вариаций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.91.223 (0.013 с.) |