СЕРОВА О.А. ИЗМЕНЕНИЕ ОБЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ // ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. 2011. N 1. С. 12 - 16.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СЕРОВА О.А. ИЗМЕНЕНИЕ ОБЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ // ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. 2011. N 1. С. 12 - 16.



Не менее значительные изменения предусмотрены в части, регламентирующей государственную регистрацию юридических лиц. Нововведения можно сгруппировать по следующим блокам:

1. Изменение государственного органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. В соответствии с п. 1 ст. 51 ГК РФ это орган юстиции.

2. Установление принципов ведения реестра - достоверность и законность. Принцип достоверности: лицо, добросовестно полагающееся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе ссылаться на данные, не внесенные в Реестр, на их недостоверность. Исключение составляют лишь случаи возбуждения и расследования уголовных дел, связанных с внесением данных в Реестр. Юридическое лицо обязано возместить другим участникам оборота убытки, ставшие следствием непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных в Реестр. Принцип законности: установлена обязанность уполномоченного государственного органа юстиции проводить правовую экспертизу представляемых документов - проверку законности оснований государственной регистрации и достоверность данных, включаемых в Реестр, а также соответствие законодательству содержания устава. Уполномоченный государственный орган юстиции заблаговременно обязан сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава и о предстоящем включении данных в Реестр. Указанные лица имеют право представить возражения относительно предстоящей регистрации, которые уполномоченный орган обязан рассмотреть.

3. Установлены основания отказа в государственной регистрации юридических лиц (п. 5 ст. 51 ГК РФ), значительно расширяющие существующий перечень в Законе о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей <3>. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в Единый государственный реестр юридических лиц допускается в случаях:

--------------------------------

<3> ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 29 ноября 2010 г.).

 

- непредставления документов, предусмотренных законом;

- представления не соответствующих закону или недостоверных данных о юридическом лице;

- несоответствия содержания устава юридического лица закону;

- наличия в уставе положений, противоречащих основам правопорядка или нравственности;

- создания юридического лица в противоречии с законом;

- неправомерного использования юридическим лицом фирменного наименования;

- в иных случаях, установленных Законом о государственной регистрации юридических лиц.

4. Признание государственной регистрации юридического лица недействительной может осуществляться только в судебном порядке при наличии грубого нарушения закона, носящего неустранимый характер.

5. Устанавливается обязанность для юридического лица, зарегистрированного на территории иностранного государства, предоставляющего льготный режим налогообложения и (или) не требующего предоставления им раскрытия информации при проведении финансовых операций, депонировать информацию о своих учредителях (участниках) и выгодоприобретателях в уполномоченном государственном органе юстиции, если они намереваются осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Перечень указанных государств определяется уполномоченным государственным органом.

Конкретизация перечисленных положений Кодекса будет реализована в Законе о государственной регистрации юридических лиц. Однако закрепление на уровне ГК РФ основных начал, определяющих характер и содержание всего процесса государственной регистрации юридических лиц, имеет важное системообразующее значение для развития правового регулирования в этой сфере общественных отношений.

 

 

О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ В ПРОЕКТЕ ИЗМЕНЕНИЙ НОРМ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.А. КИРИЛЛОВЫХ

Сегодня можно констатировать интенсивное развитие отношений по созданию юридических лиц корпоративного типа, участию в них и связанным с таким участием обязательствам. Отметим, что корпоративные отношения - это отношения, связанные с "правом участия" в корпорации, а также соответствующие обязательственные отношения между учредителями (участниками) и корпорацией.

Однако нормы действующего ГК РФ в части регламентации вопросов организации деятельности юридических лиц пока слабо реагируют на вызовы обновляемой экономики. Прежде всего, существующая практика во многом вышла за рамки нормативных предписаний, которые призваны ее регулировать. Достаточно сказать, что регистрация юридических лиц, корпоративные решения, вопросы управления в организациях акционерного типа долгое время оставались без внимания и выпадали из общей модели предмета гражданского права. Сегодня расширение предметной области гражданских правоотношений во многом позволит определить стандарты поведения корпоративных субъектов, приблизить их деятельность к требованиям цивилизованных западных образцов. К слову сказать, слабое положение российских коммерческих компаний на международном уровне, а также низкий интерес иностранных инвесторов во многом объясняются достаточно посредственным уровнем правового регулирования их деятельности, неразработанностью целого ряда корпоративных процедур, отсутствием прозрачности в действиях учредителей начиная с регистрации и заканчивая прекращением юридического лица.

Важные новеллы предусмотрены в порядке легализации юридических лиц. В проекте воспроизведен принцип достоверности данных государственного реестра юридических лиц. Предусмотрена обязанность возмещения юридическим лицом убытков, причиненных другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в Единый государственный реестр юридических лиц.

Стратегические направления развития системы юридических лиц в Концепции представлялись с точки зрения их деления на юридические лица - корпорации (построенные на началах членства) и некорпоративные юридические лица.

Что касается новелл относительно конкретных правовых конструкций и отражения их в гражданском законодательстве, то их следует в большей степени соотносить с унификацией организационно-правовых форм. Сообразно корпоративному взгляду на юридическую сущность хозяйственных обществ, товариществ, а также кооперативов права их участников Концепция предлагала охарактеризовать в качестве корпоративных прав. Под корпоративными правами понимаются как собственно "права участия" в юридическом лице, так и соответствующие обязательственные права.

В связи с этим проект изменений вводит новые понятия, разделяющие юридические лица на корпоративные и унитарные.

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства), являются корпоративными организациями (корпорациями). Среди корпоративных организаций (корпораций) сообразно целям деятельности выделяются корпоративные коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив) и корпоративные некоммерческие организации (потребительский кооператив, общественные организации граждан, ассоциации и союзы).

Попутно можно отметить, что статус общественных организаций граждан (ст. 117 - 117.3), включающих политические партии, профессиональные союзы, научные и иные общества граждан по интересам в отдельных сферах нематериальной деятельности, их клубы и др., и религиозных организаций (ст. 121 - 123) впервые достаточно подробно регламентирован в гражданском законодательстве. Подобным же образом получили развитие положения ГК РФ об ассоциациях и союзах (ст. 117.4 - 117.7) и фондах (ст. 118 - 118.2, 119).

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, а также религиозные организации.

Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Причем в новой системе юридических лиц законодатель не оставляет места обществам с дополнительной ответственностью. Как разновидность хозяйственного общества, не получившая широкую практику использования в хозяйственном обороте, форма ОДО подлежит упразднению.

Впрочем, данное предложение вполне логично на фоне отсутствия деления акционерных обществ на ОАО и ЗАО. Классификация акционерных компаний на открытые и закрытые с современных позиций представляется излишним правовым нагромождением и не несет какой-либо практической ценности. По меньшей мере в новых условиях выделение типов акционерных компаний выглядит искусственным, основанным лишь на объеме сферы оборачиваемости (круге лиц) выпускаемых (эмитируемых) ими ценных бумаг. По указанным причинам в рамках обозначенной классификации понятия "преобладающее общество" и "зависимое общество" также утрачивают свое значение.

В то же время гражданский закон предлагает введение в обиход такого вида акционерной компании, как "публичное акционерное общество". Публичным акционерным обществом признается акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) и публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

При формулировании предложений о дальнейших направлениях развития системы юридических лиц законодатель опирался на зарубежный опыт. А публичные акционерные общества известны немецкому, английскому и американскому корпоративному законодательству. Отметим, что акционерные общества без публичного статуса не должны прекращать свою деятельность и соблюдение ими правил распространения ценных бумаг среди определенного круга участников выходит за логику корпоративной практики.

Не осталась без внимания законодателя необходимость корректировки правовой сущности организационно-правовой формы таких юридических лиц, как "госкорпорация" и "госкомпания", которая регулирует их деятельность. Такие организации выпадают из нормальной системы хозяйственных связей и не вписываются ни в один из известных гражданскому праву правовой режим юридического лица. Статус этих организаций, по сути, как в порядке их создания, функционирования, так и в порядке прекращения в большей степени напоминает правовое положение органа публичной власти, назначением которого являются управленческие функции в установленных сферах деятельности. Причем не всегда принципы их работы отвечают требованиям, установленным для публично-правовых субъектов, даже когда те выступают на равных началах с иными участниками гражданских правоотношений (ст. 125 ГК РФ).

Проблему ответственности юридических лиц по принятым гражданско-правовым обязательствам следует считать одной из принципиальных с точки зрения дальнейшего развития гражданского оборота. В связи с этим Концепцией на первый план выдвинуты меры солидарной ответственности лиц, составляющих орган юридического лица. Тем самым появляется возможность снять "корпоративный покров", "корпоративную вуаль" и персонифицировать возложение ответственности за деятельность юридического лица (ст. 56 ГК РФ). В Концепции также предусматривался аналогичный механизм ответственности юридического лица за несвоевременную и ненадлежащую актуализацию данных в едином реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

Общие тенденции корпоративного регулирования, закрепленные в Концепции, сведены к ужесточению требований к регистрации юридических лиц, к видам и размеру вкладов в уставный капитал.

 

4. Гражданское право в интернете (2012 г.):

 

После долгих блужданий в интернете, я обнаружила, что наиболее обсуждаемыми темами среди пользователей являются государственная регистрация юридических лиц и их ликвидация. Именно данные два вопроса вызывают оживленные дискуссии у пользователей интернета.

Зачастую люди не знают, что является юридическим лицом, а что нет. Из чего вытекает очень распространенный в форумах вопрос о том, является ли ИП юридическим лицом. По данному вопросу можно услышать совершенно разные ответы. Большинство считают, что индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом, а является физическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, однако существуют и те, которые считают наоборот. В третью группу объединяются те, которые считают, что ИП, это нечто промежуточное между юр.лицом и физ.лицом”. При этом, люди, которые входят в третью группу не дают вообще никакого пояснения своим словам. Я придерживаюсь мнения, что ИП не является юридическим лицом и меня слегка удивило, что существует столько вопросов по данному вопросу. Один из источников (http://forums.drom.ru/law/t1151576213.html)

Очень большое количество людей пишут в различные форумы вопросы, чтобы узнать порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц. На такие вопросы, пользователи обычно дают полные развернутые ответы с выдержками из статей, поэтому с этим проблем не возникает.

Согласно ст. 12 ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 27.10.2008 (в ред. От 28.07.2012)

Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме, экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

(п. "в" в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Однако на практике зачастую регистрирующий орган требует предоставления иных документов, которые не предусмотрены действующим законодательством, что также противоречит п. 4 ст. 9 вышеуказанного Закона о регистрации, где указано, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, а именно ст. 12 данного закона. Данный вопрос является очень актуальным и часто обсуждаемым. Некоторые интернет пользователи писали, что при первичной регистрации регистрирующий орган у них потребовалгарантийное письмо от собственника и копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение, либо копию свидетельства и копию договора аренды. Так же, у некоторых пользователей требовали данные документы и при регистрации изменений о смене адреса места нахождения юридического лица, что вызвало волну негодований среди людей.

(Один из источников – ( http://www.megaintell.ru/faq/index.php&forum_faq=1&s_num=2773)

По вопросу о ликвидации юридических лиц, люди в основном интересуются ликвидационными комиссиями и газетой, в которой публикуется информация о ликвидации юр. лиц. (http://www.glavbyh.ru/showthread.php?t=48563)

 

Дайджест подготовили:

Заева Александра

Тогобицкая Анастасия

Майорова Лилия

Мандрикова Валерия

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.111 (0.014 с.)