Понятие и виды целей организации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды целей организации



Выбор цели является одним из наиболее важных моментов в процессе выработки стратегии организации и принятии управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия и тактика развития организации, разрабатываются прогнозы и планы действий, обрабатываются результаты принятых решений и действий.

Цели – это параметры деятельности фирмы, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которых направлена ее хозяйственная деятельность. Цели должны вытекать из ответов на вопросы:

− что собой представляет предприятие;

− каким оно будет;

− каким ему следует быть.

Цели, в отличие от миссии, выражают отдельное, конкретное направление деятельности организации.

Цель – это выраженное количественно будущее состояние объектов управления, достижение которого обусловлено решением проблем.

При определении целей надо избегать формулировок «максимальная прибыль», «сокращение издержек», «повышение эффективности», которые не определяют ни количественных, ни временных границ. Поэтому, чтобы цели имели управляющую ценность, они должны быть определены в количественных и измеримых показателях и создавать предварительное значение, которого надо добиться.

В зависимости от периода времени, требуемого для достижения целей, они делятся на долгосрочные и краткосрочные. С учетом требований, предъявляемых к целям организаций, цели стратегического менеджмента делятся на:

1. Глобальные – общие цели организации, фундамент, миссия организации и ее глобальная стратегия. Это долговременные цели, подчиненные миссии фирмы, ключевые для подсистемы управления компанией (производство, маркетинг, финансы, технология, оборудование, НИОКР, персонал). Они определяют действия предприятия как единого целого и формируются достаточно обобщенно (в течение 5 лет стать лидером на местном рынке и повысить уровень качества изделий).

2. Локальные – совокупность взаимодополняющих друг друга целей, реализация которых направлена на достижение глобальных целей.

Разница между целями стратегического и оперативного уровня

 

Цели стратегического уровня Цели оперативного уровня
Имеют отношение ко всей организации в целом Имеют отношение к деятельности одного из структурных подразделений организации
Являются общими без детализации Являются детально проработанными
Определяют политику организации Следуют политике организации
Связаны с главными целями организации Реализуются в соответствии с главными целями организации

Требования к целям

Накопленный опыт по установлению целей позволяет выделить требования, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели:

1. Они должны быть достижимыми, реалистичными, не выходящими за пределы допустимых возможностей исполнителей, так как нереальная цель приводит к демотивации работников, потере ими ориентиров, что негативно сказывается на деятельности организации.

2. Они должны быть гибкими, и их следует устанавливать таким образом, чтобы была возможность корректировки в соответствии с изменениями в окружении, которые могут произойти.

3. Они должны быть измеримыми, т.е. сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить или оценить.

4. Они должны быть конкретными, обладающими необходимыми характеристиками, чтобы их можно было однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться движение организации.

5. Они должны быть комплексными, т.е. охватывать все аспекты деятельности организации.

6. Они должны быть согласованными, т.е. не должны противоречить друг другу.

7. Они должны быть приемлемыми для основных субъектов организации и определять деятельность организации.

8. Они должны быть совместимыми: долгосрочные цели соответствуют миссиям, а краткосрочные – долгосрочным.

 

 

Направления установления целей

В зависимости от специфики отрасли, особенности состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации, так и по количественной оценке этих параметров.

Общее направление установленных целей:

1. Производство (ассортимент, объем реализованной продукции, развитие производственных мощностей и технологии, производительность труда, качество продукции и др.).

2. Маркетинг (объем продаж, доля рынка, уровень конкуренции, цена и др.).

3. Финансы (структура капитала, активы, движение денег в организации, величина оборотного капитала, выпуск акций, выплата дивидендов и др.).

4. Организационная структура (переход на новую структуру управления, открытие новых филиалов и др.).

5. Кадры (повышение профессионального уровня, сокращение текучести кадров и др.).

6. Социальные условия (обслуживание, оздоровление, условия труда и отдыха и др.).

7. Развитие фирмы, выраженное в темпах роста бизнеса.

В стратегическом менеджменте цели развития наиболее важны, так как определяют направление и темпы роста фирмы. Они отражают соотношение темпов изменения объема продаж и прибыли фирмы и аналогичные показатели по отрасли в целом. В зависимости от этого соотношения рост фирмы может быть быстрым (интенсивным) или может наблюдаться спад. Соответственно этим типа роста могут устанавливаться следующие цели:

1. Цель интенсивного роста требует определенных предпосылок для своей реализации: наличие внешних условий и внутреннего потенциала. Это глубокое знание рынка, умение внедриться на нем, умение эффективно использовать ресурсы, склонность к риску.

2. Цель стабильного роста основана на сложившейся динамике развития в предшествующем плановом периоде. Темпы развития приблизительно соответствуют темпам роста отрасли в целом.

3. Цель снижения роста ставится высшим руководством, когда оно вынуждено сворачивать свою деятельность или разворачиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом.

 

Формы принятия решений по установлению целей

Формы принятия решений по установлению целей могут быть условно разделены на две группы:

1. Базируются на индивидуальной ответственности за принятое решение; к формам индивидуальной ответственности относятся:

− авторитарная – установление цели предполагает, что решение принимается индивидуально руководящим на основе имеющейся у него информации. К подготовке информации привлекаются специалисты, которые готовят варианты решений

− коллегиальная – обсуждение вопроса о целях на заседании коллегии, которая обычно состоит из ответственных лиц организации. Однако конечное решение принимается индивидуально руководителем.

2. Основаны на коллективном решении и коллективной ответственности. В этом случае сотрудники определяют, к каким целям будет идти организация, и они же берут на себя ответственность за принятое решение по целям.

 

Основные составляющие среды

Стратегический менеджмент рассматривает окружение как совокупность трех сред (макроокружение, непосредственное окружении и внутренняя среда).

Анализ внешней среды (макроокружение) служит инструментом, с помощью которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся новые возможности.

Анализ внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно проведет работу, и какие осложнения могут ее ожидать вследствие негативных ситуаций, которые могут принести ей окружение. Этот анализ предполагает изучение факторов экономики, политики, правительственного регулирования, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.д.

Непосредственное окружение (микроокружение) анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, имидж фирмы.

Анализ внутренней среды раскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, более четко сформулировать миссию и цель организации.

Внутренняя среда организуется по следующим направлениям: производство, маркетинг, финансы, персонал, организация управления и др.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 2895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.49.108 (0.006 с.)