Глава IV. Вера в Последний день



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава IV. Вера в Последний день



Тема I. Признаки Судного Часа и их виды

 

Арабское слово «ашрат» (ед. ч. «шарт») означает «признаки», «предзнаменования». Существует мнение, что оно используется в значении «начало». В толковом словаре «Лисан аль-Араб» сказано, что «эти два слова близки по смыслу, потому что любая вещь начинается с предзнаменований».

Слово «саа» (букв. «час») означает «промежуток времени». Оно используется в значении «День воскресения». Всевышний сказал: «У Него – знание о Часе» (аз-Зухруф, 85). Час – одно из названий Дня воскресения, которое часто встречается в шариатских текстах и используется в разговорной речи. Судный День получил такое название, потому что он наступит внезапно и в миг застанет людей врасплох.

Признаками Судного Часа называются предзнаменования, которые предвещают его наступление. Всевышний сказал: «Неужели они ожидают чего-либо, кроме Часа, который явится к ним внезапно? Ведь уже явились его приметы» (Мухаммад, 18).

 

Виды признаков Судного часа

Все признаки и предзнаменования Судного Часа делятся на три группы.

В первую группу входят отдаленные признаки, которые уже проявились и исчезли.

Одним из таких признаков была пророческая миссия Мухаммада, , о чем упоминается в хадисе Анаса б. Малика, переданном аль-Бухари и Муслимом. В нем сообщается, что Пророк, , сказал: «Я был отправлен вместе с Судным Часом, как эти два пальца». Затем он соединил указательный и средний пальцы своей руки.[1]

Другим таким признаком было раскалывание Луны, что подтверждается писанием Аллаха: «Приблизился Час, и раскололся месяц» (аль-Камар, 1).

К ним же относится извержение из земли Хиджаза огня, который осветил шеи верблюдов в Бусре. Аль-Бухари и Муслим передали хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, , сказал: «Судный Час не наступит до тех пор, пока из земли Хиджаза не вырвется огонь, который осветит шеи верблюдов в Бусре».[1]

Извержение огня в Хиджазе действительно произошло, как это было предсказано Пророком, , в начале месяца джумадаль-ахиры 654 г.х. Произошло это к востоку от Медины, после чего целые долины были переполнены огненной лавой, а люди были в ужасе. Сияние этого огня было замечено даже жителями Шама, а жители Бусры, небольшого поселения вблизи Дамаска, благодаря этому смогли даже рассмотреть в темноте шеи верблюдов, что и было предсказано Пророком, .

Ко второй группе относятся средние признаки, которые уже проявились, но до сих пор не исчезли. Напротив, они продолжают усиливаться и учащаться, и таких признаков очень много.

К ним относятся предсказания о том, что рабыня родит свою госпожу,[1] а босые, голые и обездоленные пастухи верблюдов будут соревноваться в постройке высоких домов. Об этом сообщается в известном хадисе о Джибриле, переданном Муслимом, который мы уже цитировали в первой главе этой части. В нем сказано: «Расскажи мне о Часе», – попросил человек. Пророк, , сказал: «Спрашиваемый сведущ не более спрашивающего». «Тогда расскажи мне о его признаках», – попросил мужчина. «Рабыня родит свою госпожу, а босые, голые и обездоленные пастухи верблюдов будут соперничать в постройке высоких домов», – ответил он».[1]

К ним также относится появление тридцати лжецов, каждый из которых провозгласит себя пророком. Об этом сообщается в хадисе Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, , сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не появятся лжецы и обманщики. Их будет около тридцати, и каждый из них будет заявлять, что является посланником Аллаха».[1] Абу Давуд и ат-Тирмизи же передали хадис Саубана о том, что Пророк, , сказал: «Воистину, среди моих последователей появятся тридцать лжецов, которые провозгласят себя пророками. Однако я – последний из пророков, и после меня уже не будет пророков».[1]

Еще одним из таких признаков является спад воды в Евфрате, на месте которого появится золотая гора, и люди будут сражаться за это золото. Это предзнаменование упоминается в хадисе Абу Хурейры о том, что Пророк, , сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не спадет вода в Евфрате, а на его месте появится золотая гора. Люди будут сражаться друг с другом за это золото, и девяносто девять человек из каждых ста погибнут. При этом каждый из них будет говорить: «Возможно, именно я спасусь».[1] Следует отметить, что это предзнаменование до сих пор не сбылось.

В третью группу входят большие признаки, сразу после проявления которых наступит Судный час. Таких признаков – десять, и ни один из них еще не проявился. В «ас-Сахихе» Муслима приводится следующий хадис Хузейфы б. Усейда: «Однажды, когда мы беседовали, нас увидел Пророк, . Он спросил: «Что вы обсуждаете?». Люди сказали: «Мы говорим о Судном часе». Тогда он сказал: «Воистину, он не наступит до тех пор, пока вы не увидите десять его признаков». В их числе он назвал появление дыма, пришествие Лжемессии, появление животного из земли, восход солнца на западе, сошествие Исы б. Марьям, пришествие Йаджуджа и Маджуджа, а также три провала: на Востоке, на Западе и на Аравийском полуострове. В конце он упомянул огонь, который вырвется наружу в Йемене и сгонит людей на место сбора.[1] В некоторых других хадисах, которые мы рассмотрим ниже, упоминается также появление Мехди, разрушение Каабы и вознесение Корана с земли на небо.

Большинство исследователей считает, что к десяти большим признакам Судного часа относятся эти три признака, а также признаки, перечисленные в хадисе Хузейфы, за исключением трех провалов. И хотя они тоже относятся к предзнаменованиям Судного часа, что не вызывает никаких сомнений и подтверждается текстом хадиса, они произойдут до проявления десяти больших признаков, будучи их предвестниками. В пользу этого мнения свидетельствует другая версия хадиса Хузейфы б. Усейда, переданная Муслимом. В ней подчеркивается, что провалы будут предшествовать остальным признакам, поскольку Пророк, , сказал: «Воистину, Судный час не наступит до тех пор, пока не проявятся десять признаков: провал на Востоке, провал на Западе, провал на Аравийском полуострове, появление дыма, пришествие Лжемессии…».[1] В продолжении хадиса перечисляются остальные признаки. Аль-Куртуби сказал: «Согласно этой версии, первыми из признаков являются три провала. Один из них уже произошел при жизни Пророка, . Об этом сообщил Ибн Вахб». Далее мы более подробно обсудим эти десять признаков вместе с их доказательствами.

Первый признак– появление Мехди. Это – мужчина из числа потомков внука Пророка, , аль-Хасана б. Али. Он появится, когда на земле будет господствовать тирания и несправедливость, и принесет на землю справедливость и беспристрастие. Его имя и отчество совпадают с именем и отчеством Пророка, . Об этом сообщается в хадисе Абдуллаха б. Масуда, переданном Абу Давудом и ат-Тирмизи, о том, что Пророк, , сказал: «Конец света не наступит до тех пор, пока над арабами не воцарится мужчина из числа членов моей семьи, имя и отчество которого будут совпадать с моим именем и отчеством. Он заполнит землю справедливостью и беспристрастием, хотя до него она будет полна тирании и несправедливости».[1]

Второй признак– пришествие Лжемессии. Это – мужчина из рода человеческого, который появится перед наступлением Конца света и станет искушением для многих людей. Аллах позволит ему совершать сверхъестественные дела, и он провозгласит себя Господом, однако его ложь будет очевидной для верующих. Он сможет войти в любые города, кроме Мекки и Медины. У него будут огонь и сад, но в действительности его огонь окажется садом, а его сад – огнем. О его пришествии свидетельствуют достоверные предания, одним из которых является хадис Абдуллаха б. Амра б. аль-Аса, переданный Муслимом в «ас-Сахихе». В нем сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: «Лжемессия появится среди моих последователей и пробудет среди них сорок… Я не знаю, это будет сорок дней, сорок месяцев или сорок лет. Затем Аллах отправит Ису б. Марьям; внешне он очень похож на Урву б. Масуда. Он будет искать его и убьет его…».[1]

В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима также приводится хадис Абдуллаха б. Умара: «Однажды посланник Аллаха, , встал посреди людей, восславил Аллаха достойными словами и начал рассказывать про Лжемессию. Он сказал: «Я предостерегаю вас от него, и нет такого пророка, который бы не предостерег от него свой народ. Даже Нух предостерег от него своих соплеменников. Но я скажу вам о нем то, чего не говорил своим соплеменникам ни один другой пророк. Знайте же, что у Лжемессии кривой глаз, тогда как Аллах – не кривой».[1]

Третий признак– сошествие Исы б. Марьям. Он сойдет с небес на землю и станет справедливым правителем. Он будет ломать кресты, убивать свиней и покончит с Лжемессией, что подтверждается текстами из Корана и Сунны. В Коране по этому поводу говорится: «Воистину, он (Иса, или Ко­ран, или Мухаммад) является признаком Часа» (аз-Зухруф, 61). Многие комментаторы считают, что этот аят указывает на сошествие Исы, что подтверждается высказыванием Ибн Аббаса. В «аль-Муснаде» Ахмада приводится следующий комментарий Ибн Аббаса к этому аяту: «Речь идет о пришествии Исы б. Марьям перед наступлением Дня воскресения».[1] Кроме того, сошествие Исы подтверждается достоверными хадисами. В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, , сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани находится моя душа! Скоро уже сын Марьям сойдет к вам, чтобы править по справедливости. Он будет ломать кресты, убивать свиней и отменит джизью, и богатства будет так много, что никто не станет принимать подаяние, а один земной поклон будет лучше, чем земной мир со всем, что есть в нем».[1]

Четвертый признак – нашествие племен Йаджудж и Маджудж. Это – многочисленные народы, сражаться с которыми будет не под силу никому другому. Существует мнение, что они являются потомками одного из сынов Нуха, Йафета. Об их нашествии также свидетельствует Коран и Сунна. Всевышний сказал: «…когда Йаджудж и Маджудж будут выпущены и устремятся вниз с каждой возвышенности.Приблизится истинное обещание, и тогда закатятся взоры неверующих» (аль-Анбийа, 96-97). Аль-Бухари и Муслим передали хадис Зейнаб б. Джахш о том, что однажды посланник Аллаха, , вошел к ней испуганный и сказал: «Нет божества, кроме Аллаха! Горе арабам, зло уже приблизилось к ним! В завале Йаджуджа и Маджуджа появилось вот такое отверстие». Затем он соединил в кольцо большой и указательный пальцы руки.[1]

Пятый признак– разрушение Каабы и разграбление ее украшений. В Сунне содержатся достоверные свидетельства того, что Каабу разрушит эфиоп с короткими ногами. Аль-Бухари и Муслим передали хадис Абу Хурейры о том, что Пророк, , сказал: «Каабу разрушит коротконогий эфиоп».[1] Имам Ахмад же передал в «аль-Муснаде» хадис Абдуллаха б. Амра б. аль-Аса о том, что посланник Аллаха, , сказал: «Каабу разрушит коротконогий эфиоп. Он разграбит ее украшения и обнажит ее стены. Я словно смотрю на него: лысый, кривоногий. Он будет ломать ее лопатой и киркой».[1]

Шестой признак– появление дыма. Коран и Сунна свидетельствуют о том, что перед наступлением Конца света с неба сойдет густой дым, который окутает всех людей. Всевышний сказал: «Подожди же того дня, когда небо принесет ясный дым,который окутает людей. Это будут мучительные страдания!» (ад-Духан, 10-11). К доказательствам из Сунны относится уже упомянутый нами ранее хадис Хузейфы б. Усейда о том, что Пророк, , сказал: «Воистину, он не наступит до тех пор, пока вы не увидите десять его признаков». В их числе он назвал появление дыма, пришествие Лжемессии, появление животного из земли и прочее.[1]

Седьмой признак – исчезновение Корана на земле и вознесение его на небо. Коран будет вознесен на небо, после чего ни один коранический аят не останется ни на бумаге, ни в сердцах людей, что подтверждается свидетельствами из Сунны. Ибн Маджа и аль-Хаким передали хадис Хузейфы о том, что Пророк, , сказал: «Ислам исчезнет, как стирается вышивка на одежде, и люди ничего не будут знать о посте, намазе и жертвоприношениях. В одну из ночей писание Великого и Могучего Аллаха тоже будет поднято, и на земле от него не останется ни одного аята…».[1]

Восьмой признак – восход солнца на западе. Это знамение также подтверждается текстами из Корана и Сунны. Всевышний сказал: «В тот день, когда явятся некоторые зна­мения твоего Господа, вера не принесет пользы душе, если та не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро» (аль-Анам, 158). Целая группа комментаторов считала, что под знамением Господа здесь подразумевается именно восход солнца на западе. Ат-Табари после упоминания мнений комментаторов по поводу этого аята сказал: «Наиболее правильное мнение по этому вопросу, подтверждаемое высказываниями посланника Аллаха, , состоит в том, что это произойдет после восхода солнца на западе».[1] Аль-Бухари и Муслим передали хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, , сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока солнце не взойдет на западе. Когда же оно взойдет оттуда, и люди увидят это, они уверуют все вместе. Однако тогда вера уже не принесет пользу душе, если та не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро».[1]

Девятый признак– появление животного из земли. Это будет огромное животное. Говорят, что его длина составит шестьдесят локтей. У него будут конечности, и будет оно покрыто шерстью. Существует мнение, что отдельные части его тела будут походить на части тела различных животных. Появление такого животного незадолго до наступления Судного часа подтверждается текстами из Корана и Сунны.

Всевышний сказал: «Когда же свершится над ними Слово, Мы выведем к ним из земли животное, которое скажет им, что люди не были убеждены в Наших знамениях» (ан-Намль, 82). Муслим передал хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, , сказал: «Восход солнца на западе, пришествие Лжемессии и появление животного из земли. Когда проявятся эти три признака, вера уже не принесет пользу душе, если та не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро».[1] Имам Ахмад же передал со слов Абу Умамы, что Пророк, , сказал: «Когда выйдет животное, оно заклеймит носы людей. Затем пройдет много времени, и они рассеются среди вас настолько, что мужчина купит верблюда, а когда его спросят: «У кого ты купил его?», он скажет: «У одного из тех, чей нос заклеймен».[1] Цепочка рассказчиков хадиса признана достоверной аль-Хейсами и другими хадисоведами.

Десятый признак– извержение огромного огня. Он вырвется наружу в Адене и станет сгонять людей к месту сбора, и это будет последним из больших предвестий Конца света. Этот признак нашел свое подтверждение в Сунне, в частности, в упомянутом ранее хадисе Хузейфы б. Усейда, переданном Муслимом. В нем сказано: «Последним из них будет огонь, который вырвется наружу в Йемене и сгонит людей на место сбора».[1] Другая же версия этого хадиса гласит: «…огонь, который вырвется наружу из ямы в Йемене и заставит людей выселиться оттуда…».

Эти признаки являются самыми важными предзнаменованиями Судного часа. Они проявятся незадолго до наступления Конца света, и по воле Аллаха сразу вслед за ними наступит Судный час. Из преданий известно, что эти признаки поочередно будут следовать один за другим, подобно бусинам в ожерелье, и сразу после проявления одного из них за ним последуют все остальные. Ат-Табарани в «аль-Аусате» передал со слов Абу Хурейры, что Пророк, , сказал: «Знамения последуют друг за другом, подобно тому, как следуют друг за другом бусины в ожерелье».[1]

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.253.192 (0.01 с.)