Электромагнитное и ионизирующее излучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Электромагнитное и ионизирующее излучения



Большинство ученых считают, что как кратковременное, так и длительное воздействие всех видов излучения от экрана монитора не опасно для здоровья персонала, обслуживающего компьютеры. Однако исчерпывающих данных относительно опасности воздействия излучения от мониторов на работающих с компьютерами не существует и исследования в этом направлении продолжаются [22].

Допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений от монитора компьютера представлены в табл. 7.4.

Максимальный уровень рентгеновского излучения на рабочем месте оператора компьютера обычно не превышает 10мкбэр/ч, а интенсивность ультрафиолетового и инфракрасного излучений от экрана монитора лежит в пределах 10…100мВт/м2.


Таблица - Допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений (в соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96)

Наименование параметра Допустимые значения
Напряженность электрической составляющей электромагнитного поля на расстоянии 50см от поверхности видеомонитора 10В/м
Напряженность магнитной составляющей электромагнитного поля на расстоянии 50см от поверхности видеомонитора 0,3А/м
Напряженность электростатического поля не должна превышать: для взрослых пользователей для детей дошкольных учреждений и учащихся средних специальных и высших учебных заведений   20кВ/м   15кВ/м

 

Для снижения воздействия этих видов излучения рекомендуется применять мониторы с пониженным уровнем излучения (MPR-II, TCO-92, TCO-99), устанавливать защитные экраны, а также соблюдать регламентированные режимы труда и отдыха.

Эргономические требования к рабочему месту

Проектирование рабочих мест, снабженных видеотерминалами, относится к числу важнных проблем эргономического проектирования в области вычислительной техники.

Рабочее место и взаимное расположение всех его элементов должно соответствовать антропометрическим, физическим и психологическим требованиям. Большое значение имеет также характер работы. В частности, при организации рабочего места программиста должны быть соблюдены следующие основные условия: оптимальное размещение оборудования, входящего в состав рабочего места и достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения.

Эргономическими аспектами проектирования видеотерминальных рабочих мест, в частности, являются: высота рабочей поверхности, размеры пространства для ног, требования к расположению документов на рабочем месте (наличие и размеры подставки для документов, возможность различного размещения документов, расстояние от глаз пользователя до экрана, документа, клавиатуры и т.д.), характеристики рабочего кресла, требования к поверхности рабочего стола, регулируемость элементов рабочего места [26].

Главными элементами рабочего места программиста являются стол и кресло. Основным рабочим положением является положение сидя.

Рабочая поза сидя вызывает минимальное утомление программиста. Рациональная планировка рабочего места предусматривает четкий порядок и постоянство размещения предметов, средств труда и документации. То, что требуется для выполнения работ чаще, расположено в зоне легкой досягаемости рабочего пространства.

Моторное поле - пространство рабочего места, в котором могут осуществляться двигательные действия человека.

Максимальная зона досягаемости рук - это часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми максимально вытянутыми руками при движении их в плечевом суставе.

Оптимальная зона - часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми предплечьями при движении в локтевых суставах с опорой в точке локтя и с относительно неподвижным плечом.

 

 
 

Оптимальное размещение предметов труда и документации в зонах досягаемости:

ДИСПЛЕЙ размещается в зоне а (в центре);

СИСТЕМНЫЙ БЛОК размещается в предусмотренной нише стола;

КЛАВИАТУРА - в зоне г/д;

«МЫШЬ» - в зоне в справа;

СКАНЕР в зоне а/б (слева);

ПРИНТЕР находится в зоне а (справа);

 

 

ДОКУМЕНТАЦИЯ: необходимая при работе - в зоне легкой досягаемости ладони – в, а в выдвижных ящиках стола - литература, неиспользуемая постоянно.

 

На рис.2 показан пример размещения основных и периферийных составляющих ПК на рабочем столе программиста.

1 – сканер, 2 – монитор, 3 – принтер, 4 – поверхность рабочего стола,

5 – клавиатура, 6 – манипулятор типа «мышь».

Для комфортной работы стол должен удовлетворять следующим условиям [26]:

- высота стола должна быть выбрана с учетом возможности сидеть свободно, в удобной позе, при необходимости опираясь на подлокотники;

- нижняя часть стола должна быть сконструирована так, чтобы программист мог удобно сидеть, не был вынужден поджимать ноги;

- поверхность стола должна обладать свойствами, исключающими появление бликов в поле зрения программиста;

- конструкция стола должна предусматривать наличие выдвижных ящиков (не менее 3 для хранения документации, листингов, канцелярских принадлежностей).

- высота рабочей поверхности рекомендуется в пределах 680-760мм. Высота поверхности, на которую устанавливается клавиатура, должна быть около 650мм.

Большое значение придается характеристикам рабочего кресла. Так, рекомендуемая высота сиденья над уровнем пола находится в пределах 420-550мм. Поверхность сиденья мягкая, передний край закругленный, а угол наклона спинки - регулируемый.

Необходимо предусматривать при проектировании возможность различного размещения документов: сбоку от видеотерминала, между монитором и клавиатурой и т.п. Кроме того, в случаях, когда видеотерминал имеет низкое качество изображения, например заметны мелькания, расстояние от глаз до экрана делают больше (около 700мм), чем расстояние от глаза до документа (300-450мм). Вообще при высоком качестве изображения на видеотерминале расстояние от глаз пользователя до экрана, документа и клавиатуры может быть равным.

Положение экрана определяется:

- расстоянием считывания (0,6…0,7м);

- углом считывания, направлением взгляда на 20° ниже горизонтали к центру экрана, причем экран перпендикулярен этому направлению.

Должна также предусматриваться возможность регулирования экрана:

- по высоте +3 см;

- по наклону от -10° до +20° относительно вертикали;

- в левом и правом направлениях.

Большое значение также придается правильной рабочей позе пользователя. При неудобной рабочей позе могут появиться боли в мышцах, суставах и сухожилиях. Требования к рабочей позе пользователя видеотерминала следующие:

- голова не должна быть наклонена более чем на 20°,

- плечи должны быть расслаблены,

- локти - под углом 80°…100°,

- предплечья и кисти рук - в горизонтальном положении.

Причина неправильной позы пользователей обусловлена следующими факторами: нет хорошей подставки для документов, клавиатура находится слишком высоко, а документы - низко, некуда положить руки и кисти, недостаточно пространство для ног.

В целях преодоления указанных недостатков даются общие рекомендации: лучше передвижная клавиатура; должны быть предусмотрены специальные приспособления для регулирования высоты стола, клавиатуры и экрана, а также подставка для рук [26].

Существенное значение для производительной и качественной работы на компьютере имеют размеры знаков, плотность их размещения, контраст и соотношение яркостей символов и фона экрана. Если расстояние от глаз оператора до экрана дисплея составляет 60…80 см, то высота знака должна быть не менее 3мм, оптимальное соотношение ширины и высоты знака составляет 3:4, а расстояние между знаками – 15…20% их высоты. Соотношение яркости фона экрана и символов - от 1:2 до 1:15 [22].

Во время пользования компьютером медики советуют устанавливать монитор на расстоянии 50-60 см от глаз. Специалисты также считают, что верхняя часть видеодисплея должна быть на уровне глаз или чуть ниже. Когда человек смотрит прямо перед собой, его глаза открываются шире, чем когда он смотрит вниз. За счет этого площадь обзора значительно увеличивается, вызывая обезвоживание глаз. К тому же если экран установлен высоко, а глаза широко открыты, нарушается функция моргания. Это значит, что глаза не закрываются полностью, не омываются слезной жидкостью, не получают достаточного увлажнения, что приводит к их быстрой утомляемости.

Создание благоприятных условий труда и правильное эстетическое оформление рабочих мест на производстве имеет большое значение как для облегчения труда, так и для повышения его привлекательности, положительно влияющей на производительность труда.

Режим труда

Как уже было неоднократно отмечено, при работе с персональным компьютером очень важную роль играет соблюдение правильного режима труда и отдыха. В противном случае у персонала отмечаются значительное напряжение зрительного аппарата с появлением жалоб на неудовлетворенность работой, головные боли, раздражительность, нарушение сна, усталость и болезненные ощущения в глазах, в пояснице, в области шеи и руках [22].

В табл. представлены сведения о регламентированных перерывах, которые необходимо делать при работе на компьютере, в зависимости от продолжительности рабочей смены, видов и категорий трудовой деятельности с ВДТ (видеодисплейный терминал) и ПЭВМ (в соответствии с СанПиН 2.2.2 542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ»).


Таблица - Время регламентированных перерывов при работе на компьютере

Категория работы с ВДТ или ПЭВМ Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работы с ВДТ Суммарное время регламентированных перерывов, мин
Группа А, количество знаков Группа Б, количество знаков Группа В, часов При 8-часовой смене При 12-часовой смене
I до 20000 до 15000 до 2,0    
II до 40000 до 30000 до 4,0    
III до 60000 до 40000 до 6,0    

 

Примечание. Время перерывов дано при соблюдении указанных Санитарных правил и норм. При несоответствии фактических условий труда требованиям Санитарных правил и норм время регламентированных перерывов следует увеличить на 30%.

В соответствии со СанПиН 2.2.2 546-96 все виды трудовой деятельности, связанные с использованием компьютера, разделяются на три группы:

группа А: работа по считыванию информации с экрана ВДТ или ПЭВМ с предварительным запросом;

группа Б: работа по вводу информации;

группа В: творческая работа в режиме диалога с ЭВМ.

Эффективность перерывов повышается при сочетании с производственной гимнастикой или организации специального помещения для отдыха персонала с удобной мягкой мебелью, аквариумом, зеленой зоной и т.п.

Расчет освещенности

Расчет освещенности рабочего места сводится к выбору системы освещения, определению необходимого числа светильников, их типа и размещения. Исходя из этого, рассчитаем параметры искусственного освещения.

Обычно искусственное освещение выполняется посредством электрических источников света двух видов: ламп накаливания и люминесцентных ламп. Будем использовать люминесцентные лампы, которые по сравнению с лампами накаливания имеют ряд существенных преимуществ [24]:

- по спектральному составу света они близки к дневному, естественному свету;

- обладают более высоким КПД (в 1,5-2раза выше, чем КПД ламп накаливания);

- обладают повышенной светоотдачей (в 3-4 раза выше, чем у ламп накаливания);

- более длительный срок службы.

Расчет освещения производится для комнаты площадью 15м2, ширина которой 5м, высота - 3 м. Воспользуемся методом светового потока [23].

Для определения количества светильников определим световой поток, падающий на поверхность по формуле:

, где

F - рассчитываемый световой поток, Лм;

Е - нормированная минимальная освещенность, Лк (определяется по таблице). Работу программиста, в соответствии с этой таблицей, можно отнести к разряду точных работ, следовательно, минимальная освещенность будет Е = 300Лк;

S - площадь освещаемого помещения (в нашем случае S = 15м2);

Z - отношение средней освещенности к минимальной (обычно принимается равным 1,1…1,2, пусть Z = 1,1);

К - коэффициент запаса, учитывающий уменьшение светового потока лампы в результате загрязнения светильников в процессе эксплуатации (его значение зависит от типа помещения и характера проводимых в нем работ и в нашем случае К = 1,5);

n - коэффициент использования, (выражается отношением светового потока, падающего на расчетную поверхность, к суммарному потоку всех ламп и исчисляется в долях единицы; зависит от характеристик светильника, размеров помещения, окраски стен и потолка, характеризуемых коэффициентами отражения от стен (РС) и потолка (РП)), значение коэффициентов РС и РП были указаны выше: РС=40%, РП=60%. Значение n определим по таблице коэффициентов использования различных светильников. Для этого вычислим индекс помещения по формуле:

, где

S - площадь помещения, S = 15 м2;

h - расчетная высота подвеса, h = 2.92 м;

A - ширина помещения, А = 3 м;

В - длина помещения, В = 5 м.

Подставив значения получим:

Зная индекс помещения I, по таблице 7 [23] находим n = 0,22

Подставим все значения в формулу для определения светового потока F:

 

Для освещения выбираем люминесцентные лампы типа ЛБ40-1, световой поток которых F = 4320 Лк.

Рассчитаем необходимое количество ламп по формуле:

 

N - определяемое число ламп;

F - световой поток, F = 33750 Лм;

Fл - световой поток лампы, Fл = 4320 Лм.

 

При выборе осветительных приборов используем светильники типа ОД. Каждый светильник комплектуется двумя лампами.

Расчет уровня шума

Одним из неблагоприятных факторов производственной среды в ИВЦ является высокий уровень шума, создаваемый печатными устройствами, оборудованием для кондиционирования воздуха, вентиляторами систем охлаждения в самих ЭВМ.

Для решения вопросов о необходимости и целесообразности снижения шума необходимо знать уровни шума на рабочем месте оператора.

Уровень шума, возникающий от нескольких некогерентных источников, работающих одновременно, подсчитывается на основании принципа энергетического суммирования излучений отдельных источников [25]:

где Li – уровень звукового давления i-го источника шума;

n – количество источников шума.

Полученные результаты расчета сравнивается с допустимым значением уровня шума для данного рабочего места. Если результаты расчета выше допустимого значения уровня шума, то необходимы специальные меры по снижению шума. К ним относятся: облицовка стен и потолка зала звукопоглощающими материалами, снижение шума в источнике, правильная планировка оборудования и рациональная организация рабочего места оператора.

Уровни звукового давления источников шума, действующих на оператора на его рабочем месте представлены в табл.

 

Таблица - Уровни звукового давления различных источников.

Источник шума Уровень шума, дБ
Жесткий диск  
Вентилятор  
Монитор  
Клавиатура  
Принтер  
Сканер  

 

Обычно рабочее место оператора оснащено следующим оборудованием: винчестер в системном блоке, вентилятор(ы) систем охлаждения ПК, монитор, клавиатура, принтер и сканер.

Подставив значения уровня звукового давления для каждого вида оборудования в формулу, получим:

L=10·lg(104+104,5+101,7+101+104,5+104,2)=49,5 дБ

Полученное значение не превышает допустимый уровень шума для рабочего места оператора, равный 65 дБ (ГОСТ 12.1.003-83). И если учесть, что вряд ли такие периферийные устройства как сканер и принтер будут использоваться одновременно, то эта цифра будет еще ниже. Кроме того при работе принтера непосредственное присутствие оператора необязательно, т.к. принтер снабжен механизмом автоподачи листов.

 

Выводы к разделу

В четвертом разделе дипломного проекта проводился выбор модели жизненного цикла информационной системы. И по результатам, наиболее подходящей моделью жизненного цикла информационной системы для данного небольшого проекта является модель RAD. Составлена структура пооперационного перечня работ и на её основе построен график выполнения работ, также определены ресурсы и распределены на каждую задачу, приведена диаграмма Гантта. Проведена оценка размера программного продукта и возможность повторного использования. Выбраны методы тестирования программного продукта. Проведен анализ экономической эффективности проекта.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Целью дипломного проекта являлась разработка информационной системы для отдела учета и регистрации граждан в отделении судебных приставов Акмолинской области.

Первым этапом дипломного проекта являлась определение цели и задач дипломного проекта. Был проведен анализ существующих систем.

В первом разделе выполнено бизнес моделирование бизнес-моделирование процессов организации. Построена диаграмма бизнес-вариантов использования отдела учета и регистрации граждан и построена диаграмма вариантов использования информационной системы.

Проведен анализ требований, предъявляемых пользователями к информационной системе. Результаты моделирования требований представлены в виде диаграмм прецедентов. Осуществлён процесс специфицирования требований. Итогом данного этапа стало выполнение аттестации требований посредством прототипирования.

Во втором разделе дипломного проекта выполнено проектирование информационной системы. На данном этапе были построены модели логического и физического представления системы.

Логическое представление системы включает в себя динамическую и статическую модели системы. Здесь значительное внимание было уделено проектированию изолированных классов системы, их иерархий и композиций. При построении объектной модели информационной системы был разработан объектный шаблон приложения, который послужил основой для проектирования и реализации системы отдела учета и регистрации граждан. Классы были разделены на две группы: классы контролеры и классы взаимодействия с базой данных.

Физическое представление системы заключалось в построении диаграммы компонентов системы и диаграммы развертывания. Программа была спроектирована как трехзвенное приложение состоящее из: модулей Systems.Windows.Forms, сервера и сервера базы данных MS SQL Server 2005.

В ходе осуществления процесса проектирования выполнено моделирование структуры данных (логическая и физическая модели). Программное средство используемое для создания CASE-средства использовался программный продукт Rational Rose 2000 Enterprise Edition. Был рассмотрен использованный программный инструментарий. В качестве среды разработки программного обеспечения была использована Microsoft Visual Studio 2005 и язык программирования C#. Для управления контроля версиями программного продукта использовалось стандартное средство из свойств проекта Publish Version.

В третьем разделе дипломного проекта рассмотрена реализация программного продукта и вопросы связанные с реализацией. Реализованы функции и классы взаимодействия с базой данных. Приведены методы и свойства классов. Продемонстрирован фрагментарно исходный код. Так же рассмотрена и продемонстрирована методика взаимодействия приложения с СУБД MS SQL Server 2005. Проведено тестирование программного кода с использованием стандартных средств предоставляемых Microsoft Visual Studio 2005.

В процессе дипломного проектирования осуществлялась деятельность по управления проектом разработки информационной системы. Часть вопросов менеджмента информационного проекта были рассмотрены в четвертом разделе.

В четвертом разделе дипломного проекта определялась цель и область действия программного продукта. Осуществлен выбор модели жизненного цикла процесса разработки по результатам, представленным в таблице 4.1 – «Определение оптимальной модели жизненного цикла в баллах». Составлена структура пооперационного перечня работ с использованием пакета управления проектами Microsoft Project 2003, на её основе построен график выполнения работ, приведена диаграмма Гантта.

Описаны необходимые ресурсы и затраты проекта, планирование на этапах тестирования и развертывания приложения.

Разработанная информационная система внедрена в отделе учета и регистрации граждан миграционой полиции Акмолиснкой области. Справка об использовании программного продукта приведена в приложении.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Боггс У., Боггс М. UML и Rational Rose. 2002. / Боггс У., Боггс М. – М.: ЛОРИ. - 2002. - 582 с.

2. Вендров, А.М. CASE технологии Современные методы и средства проектирования информационных систем. / А.М. Вендров.- М.: Финансы и статистика, 1998. – 193 с.

3. Вигерс, К. Разработка требований к программному обеспечению.: Пер. с англ. / К. Вигерс.:– М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004

4. Фатрелл, Т. Управление программными проектами: достижение оптимального качества при минимуме затрат.: Пер. с англ. / Р.Т. Фатрелл, Д.Ф. Шафер, Л.И. Шафер. – М.: Издательский дом "Вильямс", 2003.

5. Вигерс, К. Разработка требований к программному обеспечению.: Пер. с англ. / К. Вигерс.:– М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.

6. Мацяшек, Л.А. Анализ требований и проектирование систем. Разработка информационных систем с использованием UML../ Л. А. Мацяшек. Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс». – 2002.

7. Атре, Ш. Структурный подход к организации баз данных / Ш. Атре.: Пер. с англ. А.А. Александрова и В.Ш. Будзко; под ред В.И. Будзко. – М.: Финансы и статистика. 1983. – 468 с.

8. Алехина, Г.В. Информационные технологии в экономике и управлении. / Г.В. Алехина.– М.:МЭСИ, 2002. – 635 с.

9. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование. / Буч Г.: Пер. с англ. – М: «Издательство Бином», 1999.

10. Буч Г., Рамбо Д., Джекобсон А. UML – руководство пользователя. / Буч Г., Рамбо Д., Джекобсон А.: Пер с англ. – М: «ДМК», 2001

11. Избачков, Ю.С. Информационные системы. Учебник для вузов / Ю.С. Избачков, В.Н. Петров. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 739 с.

12. Microsoft Corporation Проектирование и реализация баз данных Microsoft SQL Server 2000. Учебный курс MCAD/MCSE, MCDBA/Пер. с англ. — 2-е изд., испр. — М.: Издательско-торговый дом Русская Редакция,

13. 2003. - 512стр.

14. Конноли Т., Бегг К. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. / Конноли Т., Бегг К.: Пер. с англ. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2001. – 1120 с.

15. Дейт, К. Дж. Введение в системы баз данных. / К. Дж. Дейт.: Пер. с англ. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2002. – 1072с.

16. Диго, С.М. Проектирование и использование баз данных. / С.М. Диго. - М.: Финансы и статистика. 1995. – 216с.

17. Когаловский, М.Р. Энциклопедия технологий баз данных / М.Р. Когаловский. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 800с.

18. Грофф, Дж. Р. Энциклопедия SQL. / Дж. Р. Грофф, П. Н. Вайнберг.: Пер. с англ. – СПб: «Питер», 2003. – 896 с.

19. Страуструп Б. Язык программирования С++, 3-е изд./Пер. с англ. – М.: «Издательство Бином», СПб: «Невский диалект», 1999. – 991 с.

20. Лабор В.В., Си Шарп: Создание приложений для Windows/ В. В. Лабор.— Мн.: Харвест, 2003. -384 с.

21. Джесс Либерти. Microsoft Visual C# Создание Net приложений: Пер. с англ. – К.: ВЕК+, М.: ЭНТРОП, 2002. – 704 с.

22. Visual Studio Documentation. MSDN Library –2005.

23. А. Горев, С. Макашарипов, Р. Ахаян. Эффективная работа с СУБД - 2004

24. Сеппа Д. Microsoft ADO.NET/Пер. с англ. — М.: Издательско-торговый домРусская Редакция, 2003- — 640 стр.

25. Троелсен. Э. С# и платформа.NET. Библиотека программиста. — СПб.: Питер, 2004. —796 с.:

26. Трельсен Э. Модель COM и применение ATL 3.0. / Пер. с англ. – СПб: BHV. 2000. – 926 с.

27. Армстронг Т. ActiveX: создание Web-приложений. / Пер. с англ. – К.: BHV. 1998. – 592 с.

28. Справочник по Microsoft OLE DB 1.1. / Пер. с англ. – М.: Издательский отдел «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd». 1997. – 624 с.

29. Ван Тассел Д. Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ. – М.: Мир. – 1981

30. Коллинз Г. Структурные методы разработки систем: от стратегического планирования до тестирования. / Коллинз Г., Блей Дж. Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1986. 264 с.

31. Богдатских, В.А. Экономика, разработка и использование программного обеспечения ЭВМ: Учебник. / В.А. Богдатских. - М.: Финансы и статистика, 1995. – 288 с.

32. Корнеев, И.К. Информационные технологии в управлении / И.К Корнеев, В.А. Машурцев. – М.:ИНФРА – М, 2001. – 651 с.

33. Хубаев, Г.Н. Экономическая оценка потребительского качества программных средств: Текст лекций / Г.Н. Хубаев. - РГЭА.: Ростов-на-Дону, 1997. – 94 с.

34. Хубаев, Г.Н. Экономика проектирования и применения банков данных / Г.Н. Хубаев. - Ростов-на-Дону: Изд-во РИСХМ, 1989. – 69 с

35. RAD материал из Википедия – свободная энциклопедия [Электронный документ] (http://ru.wikipedia.org/) Проверено 07.06.2007

36. Дубовцев В.А. Безопасность жизнедеятельности. / Учеб. пособие для дипломников. - Киров: изд. КирПИ, 1992.

37. Мотузко Ф.Я. Охрана труда. – М.: Высшая школа, 1989. – 336с.

38. Безопасность жизнедеятельности. /Под ред. Н.А. Белова - М.: Знание, 2000 - 364с.

39. Самгин Э.Б. Освещение рабочих мест. – М.: МИРЭА, 1989. – 186с.

40. Справочна я книга для проектирования электрического освещения. / Под ред. Г.Б. Кнорринга. – Л.: Энергия, 1976.

41. Борьба с шумом на производстве: Справочник / Е.Я. Юдин, Л.А. Борисов; Под общ. ред. Е.Я. Юдина – М.: Машиностроение, 1985. – 400с., ил.

42. Зинченко В.П. Основы эргономики. – М.: МГУ, 1979. – 179с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение А - Спецификация требований к программному обеспечению

 

Введение

Назначение

Cпецификация требований к ПО описывает функциональные и нефункциональные требования к информационной системе отдела учета и регистрации граждан. Этот документ предназначен для команды, которая будет реализовывать и проверять корректность работы системы.

Объем проекта и функции продукта

Продукт позволит осуществить:

¾ Отказаться от бумажного процесса постановки на первоначальный учет:

¾ Структурировать хранящиеся данные;

¾ Уменьшить площадь хранимой информации за счет использования информационных технологий;

Программа будет использоваться для доступа к базе данных, хранящей информацию о:

- Создание новой записи о гражданине.

- Загрузки данных из базы данных фамилия, имя, отчество;
- Загрузки данных из базы данных гражданство (подданство);
- Загрузки данных из базы данных дата и место рождения;
- Загрузки данных из базы данных пол;
- Загрузки данных из базы данных вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
- Загрузки данных из базы данных вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Республике Казахстан;
- Загрузки данных из базы данных цель въезда;
- Загрузки данных из базы данных профессия;
- Загрузки данных из базы данных дата въезда в Республику Казахстан;
- Загрузки данных из базы данных серия и номер миграционной карты;
- Загрузки данных из базы данных заявленные сроки пребывания;
- Загрузки данных из базы данных адрес места пребывания;
- Загрузки данных из базы данных о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны:
фамилия, имя, отчество;
вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;
адрес места жительства.
В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии кроме этих сведений указываются следующие сведения:

- Загрузки данных из базы данных:
а) фамилия, имя, отчество ответственного лица организации;
б) вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации;
в) адрес места жительства ответственного лица организации;
г) наименование организации;
д) фактический адрес организации;
е) идентификационный налоговый номер организации.

 

Общее описание

Общий взгляд на продукт

Информационная система позволит отказаться от бумажного процесса постановки на первоначальный гражданский миграционный учет и перейти к электронной версии постановки на учет. Продукт позволит:

¾ Минимизировать сроки создания индивидуальной карточки гражданина;

¾ Формировать необходимых отчетов по заданным критериям;

¾ Получать необходимые сведения по конкретному лицу;

¾ Ускорить поиск данных;

¾ Вести реестр категорий граждан;

¾ Получать сведения о лицах снятых с учета по достижении 50 лет или сменивших место жительства;

¾ Получать сведения о лицах проходящих действительную воинскую службу;

¾ Получать сведения о лицах находящихся в запасе, с указанием их звания и профессии.

Классы и характеристики пользователей

Операционная среда

Операционная среда-1. Минимальные требования к операционной системе - Windows XP.

Ограничения дизайна и реализации

Ограничения дизайна и реализации-1. Приложение должно быть написано на высокоуровневом языке C#.

Ограничения дизайна и реализации-2. База данных должна быть спроектирована в MS SQL Server 2005

Ограничения дизайна и реализации-3. Приложение должно быть реализовано как клиент-серверная система, в которой модули, управляющие внешними устройствами, являются серверами автоматизации.

Документация для пользователей

Документация для пользователей-1. Разрабатывается руководство пользователя.

Требования к внешнему интерфейсу

Интерфейсы пользователя

Интерфейсы пользователя-1. Экраны вывода должны соответствовать общепринятым стандартам.

Интерфейсы пользователя-2. Система должна обеспечивать ссылку на справку на каждой форме, объясняющую, как пользоваться этой формой.

Интерфейсы пользователя-3. Формы должны предоставлять полную возможность навигации и выбор при помощи клавиатуры и мыши.

Программные интерфейсы

Интерфейсы передачи информации

Интерфейсы передачи информации-1. В базе данных ИС должна сохраняться информация о гражданах, их родителях, ближайших родственниках, паспортные данные гражданина, его текущий статус, категория годности, звание если таковое есть.

Требования к производительности

Требования к производительности-1. Загрузка данных из БД не должна превышать более чем 5 сек

Требования к охране труда

Требования к охране труда не определены.

Требования к безопасности

Требования к безопасности не определены.

Атрибуты качества ПО

Доступность-1. Система должна быть доступна в рабочее время с 08.00 до 17.00 для инженера разработчика и во время проведения испытаний

Надежность-1. Система не должна нарушать целостность данных.


Приложение В. Атрибуты управляющих таблиц проектируемой ИС

Приложение Г - Выбор модели жизненного цикла

(обязательное)

 

Таблица Г.1 – Выбор модели ЖЦ на основе характеристик требований

Требования Каскадная V-образная Прототипирование Спиральная RAD Инкрементная
Являются ли требования легко определимыми и/или хорошо известными Да Да Нет Нет Да Нет
Могут ли требования заранее определятся в цикле Да Да Нет Нет Да Да
Часто ли изменяются требования в цикле Нет Нет Да Да Нет Нет
Нужно ли демонстрировать требования с целью определения Нет Нет Да Да Да Нет
Требуется ли демонстрация возможностей проверка концепции Нет Нет Да Да Да Нет
Будут ли требования отражать сложность системы Нет Нет Да Да Нет Да
Обладает ли требование функциональными свойствами на раннем этапе Нет Нет Да Да Да Да

 

Таблица Г.2 – Выбор модели ЖЦ на основе характеристик команды разработчиков

Команда разработчиков проекта Каскадная V-образная Прототипирование Спиральная RAD Инкрементная
Являются ли проблемы предметной области проекта новыми для большинства разработчиков Нет Нет Да Да Нет Нет
Является ли технология предметной области проекта новой для большинства разработчиков Да Да Нет Да Да Да
Являются ли инструменты, используемые проектом, новыми для большинства разработчиков Да Да Нет Да Нет Нет
Изменяются ли роли участников проекта во время ЖЦ Нет Нет Да Да Нет Да
Могут ли разработчики проекта пройти обучение Нет Да Нет Нет Да Да
Является ли структура более значимой для разработчиков, чем гибкость Да Да Нет Нет Да Да
Будет ли менеджер проекта строго отслеживать прогресс проекта Да Да Нет Да Да Да
Важна легкость распределения ресурсов Да Да Нет Нет Да Да
Приемлет ли команда равноправные обзоры инспекций Да Да Да Да Да Да

 

Таблица Г.3 – Выбор модели ЖЦ на основе характеристик типа проектов и рисков



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.166 с.)