Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Последовательность проектирования
К огда все предварительные хлопоты по оформлению строительства оставались уже позади, ГИП, курирующий данную стройку, прикидывал общий объем проектной документации, которую следовало выпустить институту, и разбивал ее на отдельные этапы: сперва разрабатывался фундамент с подвалом (нулевой цикл), потом отдельно каркас, отдельно стеновые панели и т.п. Чем активнее заказчик брался за дело, тем мельче приходилось дробить общую большую работу, чтобы не задерживать строителей, которые уже подтягивались на площадку со своими кранами и бульдозерами. Всякий этап состоял из нескольких комплектов чертежей, выпускаемых различными отделами, и для этого выпуска существовал единый срок, не позднее которого он должен был быть завершен (в противном случае заказчик жаловался своему начальству и не выплачивал премий). Путем бесконечных взаимных согласований перечень этапов и их сроки увязывались между всеми отделами и на директорской планерке приобретали силу закона. Здесь же оговаривались сроки выдачи отделами заданий друг другу: в самом деле, не получив от архитекторов планировки этажей, смежники не могли разводить по ним свои кабели, трубы и короба, а конструкторы - создавать расчетные схемы. Наконец все организационные вопросы улаживались, и проектировщики приступали к делу согласно утвержденному графику. Запевалами всегда были архитекторы. Они опрометью рисовали приблизительные планы этажей, вертикальные разрезы здания и его фасады и выдавали остальным участникам в качестве задания. Те навскидку оценивали, насколько все это было совместимо с их собственными требованиями, и (при отсутствии серьезных возражений) согласовывали, т.е. принимали задание к исполнению. В этом случае сбоку чертежа ими ставилась специальная виза. На полученном архитектурном задании смежники намечали расположение своего оборудования и, также в качестве задания, выдавали эти листы конструкторам и друг другу, а те согласовывали и принимали к исполнению. Разобравшись с заданиями, все отделы дружно приступали к выпуску рабочих чертежей. В каждом из них работа распределялась по отдельным группам, которые выполняли ее как могли. Все расчеты велись руководителем группы или каким-нибудь особенно толковым подчиненным.
Работник, закончивший свой лист, ставил в штампе подпись в графе "Разработал" (хотя обыкновенно разрабатывал вовсе не он) и нес другому сотруднику на проверку. Тот, не вникая в суть, искал мелкие ошибки, вплоть до орфографических, и подписывался в графе "Проверил" (хотя он ничего не проверил по существу). Затем чертеж приходил к руководителю группы, и эта проверка фактически была единственной настоящей; что он упускал, чаще всего так и оставалось не исправленным. Поэтому хороший руководитель не ждал завершения работы над листом, но все время бродил от работника к работнику и, так сказать, ликвидировал глупости по мере их появления. Когда группа полностью заканчивала комплект чертежей, его несли согласовывать ко всем смежникам по очереди. Смежники сравнивали полученные чертежи с собственными в поисках нестыковок, которые устранялись путем переговоров и взаимных уступок. Потом ватманы в общих чертах просматривал и подписывал главный конструктор. Несколько дней над ними пыхтел нормоконтролер (о котором речь впереди), проверяя соответствие штампов, рамочек, спецификаций и т.п.; у него всегда было много придирок, и руководители групп долго, яростно и безрезультатно собачились с ним. Наконец, с исправленными рамочками, комплект уходил к начальнику отдела, который не глядя ставил свою витиеватую подпись в самом низу штампа. Самым последним, крутя головой и поглядывая на часы, заглавный лист комплекта подписывал ГИП. К этому времени обыкновенно уже наступал срок, и приходилось торопиться. Ватманы волокли в диспетчерскую, где с них снимали кальки. Кальки доставляли в отдел, наскоро просматривали еще раз, поднимали (обводили тушью) те рисунки и надписи, которые плохо вышли, и снова несли в диспетчерскую, чтобы с них отпечатать синьки. Иногда, если время поджимало, светокопия не успевала разр е зать общий рулон синек на отдельные чертежи; тогда его доставляли в отдел, и все, кто здесь был живой, бросив свою работу, с ножами, ножницами и длинными линейками всем миром наваливались на него. Одни резали чертежи, другие рвали по линейке (особое искусство), третьи складывали каждый лист, словно газету, штампом вверх, четвертые собирали листы по порядку номеров в комплекты. Горы рваной бумаги громоздились до верха столов, и посторонним в эти часы лучше было не появляться.
Затем кальки сдавали в архив, а синьки через экспедицию отправляли на стройку. Туда приходило несколько экземпляров сразу, они делились между ОКСом (Отделом капитального строительства) заказчика и ПТО (Производственно-техническим отделом) подрядной организации, которая и вела стройку. Строители работали, а ОКС контролировал их по мелочам. Если же возникала крупная проблема, в командировку выезжали проектировщики и разбирались на месте. Время от времени заказчики сами наведывались в институт. Тогда главный конструктор и руководители групп бросали свои дела и вели осторожную дипломатию, стараясь не обозлить заказчика до такой степени, чтобы он зажал премию. Наконец построенный объект торжественно вводился в эксплуатацию. Подрядчик и заказчик подписывали акт, и с этого момента в течение десяти лет проектировщики головой отвечали за все случавшиеся там обрушения. Комплекты чертежей К ак мы видели из предыдущей главы, проектирование любого мало-мальски крупного объекта разбивалось на отдельные этапы, выполнявшиеся институтом в таком порядке, чтобы заказчик мог приступать к осуществлению первого этапа, пока инженеры корпели над следующими. А так как всякое здание растет снизу вверх, то сперва шли фундаменты и лишь затем надземная часть. Если в проекте разрабатывалось несколько корпусов или единое здание было разбито осадочными швами на ряд независимых частей (хотя прохожим с улицы этого не видно), каждый корпус и каждая часть не смешивались с соседними. Однако "внутри" любого этапа требовались чертежи самых разных специалистов: архитекторов с их фасадами и планировками, инженеров с несущими конструкциями, различных смежников, разводящих там свои коммуникации, и, конечно, сметчиков, которые подводили всему этапу денежный итог. Каждый отдел вносил в выполнение этапа свою лепту одним или несколькими комплектами чертежей. Внутри отдела каждый комплект безраздельно поручался какой-нибудь одной группе, которая разрабатывала его от начала до конца. Среди бесчисленных советских стандартов существовал один такой, в котором каждому комплекту чертежей, выпущенному теми или иными специалистами - архитекторами, конструкторами, электриками и т.п. - присваивалось собственое буквенное обозначение (марка). Чертежи разных марок запрещалось смешивать между собой в один комплект. Так, стандартное обозначение архитектурного комплекта, включавшее много цифр и особенно нулей, разделенных точками, непременно оканчивалось буквами " АР ". Правда, в очень мелких сараях под сходной маркой " АС " разрешалось выпускать все чертежи вообще. У инженеров были марки " КЖ " (конструкции железобетонные) и " КМ " (металлические). Кирпичные стены и перегородки всегда входили в "АР", хотя их расчет выполнялся инженерами. Электрики выпускали чертежи марки " Э ", мастера по водопроводу и канализации - чертежи марки " ВК ", вентиляционщики и отопленцы - чертежи марки " ОВ ", и так далее.
Все комплекты (кроме марки "КМ") имели одинаковую структуру. Чертежи, входящие в их состав, делились на две принципиальные категории: основной комплект и прилагаемые документы. Основной комплект чертежей всегда открывался скучным листом "Общие данные". В нем было несколько строго оговоренных таблиц - перечень листов этого комплекта, перечень относящихся к нему прилагаемых документов, список ссылочных документов (тех типовых серий, откуда были заимствованы какие-нибудь изделия), колонка Общих указаний, изложенных невыносимо канцелярским языком; клятвенные заверения в том, что данный объект непожароопасен, и пр. Следом шли общие планы этажей и большие схемы расположения сборных элементов. Сбоку на каждом листе возле них оставалось свободное место, куда врисовывали относящиеся к ним фрагменты и узлы, а также спецификации - таблицы с перечнем всех показанных на схеме сборных плит, колонн, балок и т.п. Если узлов и спецификаций было много, их выносили на отдельные листы в конец основного комплекта. Сами же эти плиты, колонны, балки и прочие сборные элементы, если только не брались готовыми из типовых серий, вычерчивались на отдельных мелких форм а тках (маленьких чертежах) и считались прилагаемыми документами. Такое разделение было вполне оправдано: в то время, как основной комплект использовался рабочими на стройплощадке, прилагаемые документы уходили на заводы, где изготавливались соответствующие изделия. Часто случалось так, что форматка с какой-нибудь балкой или панелью тянула за собой другую - с ее арматурным каркасом, та - еще третью с отдельными мелкими каркасиками, из которых состоял большой общий, четвертую - с какой-нибудь закладной деталью, и постепенно этих форматок вырастал целый куст. При отсылке комплекта на стройку впереди укладывались основные чертежи по порядку номеров, а следом за ними неряшливой стопкой шли прилагаемые форматки. Все они имели ту же марку, что и основной комплект, с добавлением буквы "И" (Изделия). Так, чертежи балок и плит, прилагавшиеся к комплекту "КЖ", подписывались "КЖИ", эскизы лестничных перил и вентиляционных решеток под потолком в туалетах и кухнях - "АРИ", и так далее. Шествие прилагаемых документов завершали длинные и занудные "Ведомости расхода материалов", которые обыкновенно поручали составлять самому глупому, но усидчивому работнику. Он перетряхивал весь комплект, выискивая все употребленные в нем арматуринки, винтики и гвоздики, и сводил их в таблицу.
Что касается чертежей стальных конструкций (марки " КМ "), тут была совершенно особая песня. Эти конструкции проектировались в два захода. Я уже упоминал об их капризности и коварстве. Для металлиста был важен каждый миллиметр, а все уголки и швеллеры подходили друг к другу под разными углами (вспомним хотя бы решетчатые опоры высоковольтных электропередач), так что размеры этих уголков и швеллеров никогда не получались круглыми. Чтобы избежать здесь огрехов, инженеры сперва рассчитывали конструкцию в целом и рисовали ее предельно схематично (каждую балку - одной линией), только чтобы можно было понять. Затем этот полуфабрикат пересылали в специализированную организацию, где совсем другие люди вникали в эти схемки и принимались подробно расчерчивать каждый указанный там элемент. Это уже были чертежи марки " КМД " (деталировка). По ним заводские рабочие обрабатывали все детали, во избежание путаницы подписывали их и везли на стройку. Прораб разбирал поступившую кучу согласно описи, и затем из нее, вооружась исходными чертежами "КМ", свинчивали всю конструкцию. Когда руководителю группы поручалась разработка нового здания, он первым делом смотрел, нет ли там компактной группы металлоконструкций - каких-нибудь металлических площадок, балок и тех же пожарных лестниц, - и если находил таковые, немедленно выделял в особый комплект "КМ".
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.011 с.) |