Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема обследования детей с дислалией

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год)________________________________________________

Дата обследования (число, месяц, год)_____________________________________________

Возраст (количество лет, месяцев)________________________________________________

Домашний адрес, телефон_______________________________________________________

Из какого детского образовательного учреждения прибыл (номер, район)________________________________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)________________________________________

Диагноз районной (городской) медико-психолого-педа­гогической комиссии_____________________________________________________________________

 

Сведения о родителях

Мать: Ф.И.О., профессия, образование, место работы (или не работает)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отец: Ф.И.О., профессия, образование, место работы (или не работает)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жалобы родителей (особенности поведения ребенка; не­обычные, с точки зрения родителей, поступки; нарушения в речи, в общении; трудности в обучении: в детском саду или в школе; влияние нарушений звукопроизношения на усвоение программы в детском саду или на успешность обучения в школе; трудности контакта со сверстниками и взрослыми: знакомыми и незнакомыми) ___________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наследственные заболевания (наличие нарушений речи, нервно-психических, хронических болезней у родителей и род­ственников)­__________________________ _______________________________________________________________________

 

Общий анамнез

От какой беременности ребенок____________________________________________

Характер беременности: токсикоз, хронические и инфек­ционные заболевания_____________________________________________________________

Роды: стремительные, затяжные, обезвоженные ______________________________

Особенности раннего развития: держит голову с____мес.,

сидит с______мес., к 1 году_____зубов.

Перенесенные заболевания:

до 1 года _______________________________________________________________

от 1 до 3 лет_____________________________________________________________

Инфекции_______________________________________________________________

Соматические заболевания________________________________________________

 

Данные о развитии речи

Характер звукового лепета.

В норме у ребенка в возрасте 4—5 мес. в лепете пред­ставлены гласные [А], [Э], [У], [И], согласный [Р], звуко-комплесы АТУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ; в гулении слышатся звуки [П], [Б], [М], [К], [Г], [X]; гласные с перемещенной назад артикуляцией, назализованный гласный [А]; гласные [Э], [И] назализации не подвергаются.

Согласные звуки: смычные — губно-губные [П], [Б] и полумягкие [П], [Б]; переднеязычные альвеолярные [Т], [Д'], полумягкие [Т], [Д]; заднеязычные [К], [Г]; щелевые: губно-губные — двугубный звонкий, фрикативный полумягкий, двугубный, звонкий, фрикативный [W]; соответствующие им глухие. Губно-зубные [Ф'], [В'], полумягкие [Ф], [Ф'], полу­мягкие [В], [В'].Переднеязычные альвеолярные [С], [3'], среднеязычный [Й], заднеязычный [X], заднеязычный глубо­кий [X]; гортанные [h] (ослабленный [X]), [h'] (ослабленный мягкий [X]); смычно-проходные: носовые — губно-губные [М], полумягкий [М]. Переднеязычные — альвеолярный [Н'], полумягкий [Н] и заднеязычный [Н]. Ротовые — переднеязычный, альвеолярный [Л']; вибранты — двугубный звонкий [Р], велярный [Р].

В лепете представлены свистящие звуки (альвеоляр­ные — по своей артикуляции не соответствующие звукам русского языка). Но еще отсутствуют переднеязычные зуб­ные [Т], [Т],[Д], IД'], [С], [С], [3], [3'], [Ц], [Н], [H'I, [Л], [Л'], а также переднеязычные передненебные [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

 

Характер слогового лепета. В норме у ребенка в 8—9 мес., 9 мес. отмечается истинное подражание, ребенок говорит: «Тя-тя, па-па, лллля-ля-ля, тетя, папа, па... дай тетя, а-а-а-а, ба-ба-ба, да, дя; ар-ар-ар; атя-атя, дя-дя, р-р-р, ах-ах-ах, аття, аддя». Лепетное декламирование, пение слогов в 9 мес. явля­ется показателем нормального в будущем развития речи. Ле­пет в это время выступает аккомпанементом манипулятивных движений. Например, игрушка упала, и взрослый говорит: «Упала», ребенок смотрит на игрушку и говорит: «Па».

Время появления слов. В норме у ребенка к 1 году, не­сколько раньше в 11 мес. возникают слова «не», «да» с со­ответствующими жестами: «Дай ам» — просит есть, упот­ребляя мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на проходящего мужчину и говорит: «Дя­дя», глядя на женщину — «тетя».

Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес.: «Ай-ля...баба...баба...вад...вад, тетя, дай-дай, ба-ба, амма, мам-ма, ааа, тити, тятя, атятя, дай-дай; да, да, да». В 12 мес. заканчивается подготовительный этап в развитии речи, и ребенок должен владеть 8—10 словами типа «баба», «папа», «мама», «дядя», «дай», «кис-кис», «му», «бэ», «няня», «ту­ту» и др. Он может образовывать до 25 самостоятельных слов — названий предметов; владеет способностью соотно­сить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», играет с самолетом — «тр-тр», смотрит на шарик и говорит: «Дли-ли», берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь: «ням-ням» и т.д.).

Время появления фразовой речи. В норме у ребенка в пе­риод от 1 года 10 мес. до 2 лет во фразе появляется глагол в повелительном наклонении «двей закить» (дверь закрыть), «котлету поежъ» (котлету порежь); фраза распространена: «Тетя Катя, мооко пинеси не» («Тетя Катя, не приноси молока»).

С 1 года 8 мес. возникает описательная речь. Ребенок рас­сказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услы­шанное и присочинить к происшедшему, например: «Пицки (птички) мои, вы уетеи (улетели) в тепые кая (края)... Водицки попия я, ффуй».

К 1 году 11 мес. речь детей особенно активна в играх с куклами и игрушками-животными. В 2 года ребенок умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки пе­сенок и повторяет их.

Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой струк­туры слов (замены, пропуски, искажения, добавления слогов).

Какие звуки долго произносил неправильно, прежде всего артикуляторно сложные: [С], [3], [ЦI, [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р].

Особенности понимания речи окружающих (не сразу реа­гирует на вопросы и реплики, требуется повторение прось­бы, дополнительные разъяснения речевого задания, правил игры и т.д.).

Логопедическое обследование

Состояние звукопроизношения

Определение характера нарушения согласных звуков: от­сутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях произношения:

• изолированно — по подражанию логопеду;

• в открытых, закрытых слогах со стечением;

• в словах: односложных, двухсложных и трехсложных про­стой слоговой структуры, состоящих из открытых слогов; то же самое в сложных словах: с закрытыми слогами и со стечением согласных;

• во фразах, насыщенных проверяемым звуком;

• в связной речи — потешках, стихотворениях, в текстах. Гласные звуки [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э] при дислалиях, как правило, сохранны, но их произношение по подражанию логопеду может выявить те незначительные отклонения в ораль­ном праксисе, которые обусловлены социально-психологи­ческими причинами (подражание нечеткой речи взрослых, торопливая речь ребенка, в результате которой гласные звуки артикулируются неправильно, хотя в изолированном произ­ношении и нормальном темпе произносятся нормально).

Свистящие звуки: [С], [С], [3], [3`], [Ц];

шипящие звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ];

сонорные звуки: [Л], [Л'], [Р], [Р], [М], [М'], [Н], [Н'];

йотированные звуки: [Я], [Е], [Ё], [Ю];

звонкие и глухие звуки: IБI-I П I, [В]—[Ф], [Д]-[Т], [Г]— [К], [3]-[С], [Ж]-[Ш];

твердые и мягкие согласные звуки: [TI-IТ`I, IДI-IД`I, [К]— [К'], [ГI-IГ`I, [Х]-[Х'], [Н]-[Н'], [МММ'], [П]-[П`], [Б]-[Б'], IС]-[С`I,[3]-[3'], [Л]-[Л'], [Р]-[Р], IВI-IВ'I, [Ф]-[Ф`].

Особенности динамической стороны речи

Необходимо отметить следующее:

• темп: нормальный, ускоренный, замедленный;

• ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи;

• интонация (употребление основных видов интонации): повествовательная, вопросительная, побудительная. Для этого следует предложить ребенку прочитать стихотворе­ние или повторить за логопедом фразы, сказанные с раз­ной интонацией. Например: «Саня катается на санках», «Ты хочешь конфету?», «Возьми машинку», «Ой! Мяч упал!»

Состояние пальчиковой моторики

Для выявления состояния пальчиковой моторики лого­пед предлагает следующие задания:

~ положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы («Пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе («Паль­чики помирились»). Повторить 5—6 раз;

~ поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. По­вторить 5—6 раз.

 

Состояние мимической моторики

При обследовании мимической моторики ребенку пред­лагаются следующие задания:

~ поднять брови вверх — опустить; нахмурить брови — по­кой; закрыть глаза — открыть; прищуриться; надуть ще­ки — покой; отразить на лице мимические позы «радость», «печаль», «подозрительность», «удивление», «гнев»;

~по словесной инструкции логопеда показать, как чело­век ест кислый лимон, сладкую конфету, горький лук, соленый огурец.

По окончании выполнения заданий отмечается: мимика сохранна; амимичность; недостаточная подвижность отдель­ных мимических мышц (лба, глаз, щек, губ).

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Фонематический синтез

Логопед предлагает ребенку составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности: [С], [А], [Д]; [Д], [О], [М]; [Р], [У], [К], [А]; [П], [О], [Ч], [К], [А].

Далее логопед предлагает ребенку составить слова из зву­ков, данных в нарушенной последовательности: [М], [О], [С]; [О], [Л], [Б]; [У], [Ш], [А], [Б]; [А], [М], [Р], [К], [А].

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год)________________________________________________

Дата обследования (число, месяц, год)_____________________________________________

Возраст (количество лет, месяцев)________________________________________________

Домашний адрес, телефон_______________________________________________________

Из какого детского образовательного учреждения прибыл (номер, район)________________________________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)________________________________________

Диагноз районной (городской) медико-психолого-педа­гогической комиссии_____________________________________________________________________

 

Сведения о родителях

Мать: Ф.И.О., профессия, образование, место работы (или не работает)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отец: Ф.И.О., профессия, образование, место работы (или не работает)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жалобы родителей (особенности поведения ребенка; не­обычные, с точки зрения родителей, поступки; нарушения в речи, в общении; трудности в обучении: в детском саду или в школе; влияние нарушений звукопроизношения на усвоение программы в детском саду или на успешность обучения в школе; трудности контакта со сверстниками и взрослыми: знакомыми и незнакомыми) ___________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наследственные заболевания (наличие нарушений речи, нервно-психических, хронических болезней у родителей и род­ственников)­__________________________ _______________________________________________________________________

 

Общий анамнез

От какой беременности ребенок____________________________________________

Характер беременности: токсикоз, хронические и инфек­ционные заболевания_____________________________________________________________

Роды: стремительные, затяжные, обезвоженные ______________________________

Особенности раннего развития: держит голову с____мес.,

сидит с______мес., к 1 году_____зубов.

Перенесенные заболевания:

до 1 года _______________________________________________________________

от 1 до 3 лет_____________________________________________________________

Инфекции_______________________________________________________________

Соматические заболевания________________________________________________

 

Данные о развитии речи

Характер звукового лепета.

В норме у ребенка в возрасте 4—5 мес. в лепете пред­ставлены гласные [А], [Э], [У], [И], согласный [Р], звуко-комплесы АТУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ; в гулении слышатся звуки [П], [Б], [М], [К], [Г], [X]; гласные с перемещенной назад артикуляцией, назализованный гласный [А]; гласные [Э], [И] назализации не подвергаются.

Согласные звуки: смычные — губно-губные [П], [Б] и полумягкие [П], [Б]; переднеязычные альвеолярные [Т], [Д'], полумягкие [Т], [Д]; заднеязычные [К], [Г]; щелевые: губно-губные — двугубный звонкий, фрикативный полумягкий, двугубный, звонкий, фрикативный [W]; соответствующие им глухие. Губно-зубные [Ф'], [В'], полумягкие [Ф], [Ф'], полу­мягкие [В], [В'].Переднеязычные альвеолярные [С], [3'], среднеязычный [Й], заднеязычный [X], заднеязычный глубо­кий [X]; гортанные [h] (ослабленный [X]), [h'] (ослабленный мягкий [X]); смычно-проходные: носовые — губно-губные [М], полумягкий [М]. Переднеязычные — альвеолярный [Н'], полумягкий [Н] и заднеязычный [Н]. Ротовые — переднеязычный, альвеолярный [Л']; вибранты — двугубный звонкий [Р], велярный [Р].

В лепете представлены свистящие звуки (альвеоляр­ные — по своей артикуляции не соответствующие звукам русского языка). Но еще отсутствуют переднеязычные зуб­ные [Т], [Т],[Д], IД'], [С], [С], [3], [3'], [Ц], [Н], [H'I, [Л], [Л'], а также переднеязычные передненебные [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

 

Характер слогового лепета. В норме у ребенка в 8—9 мес., 9 мес. отмечается истинное подражание, ребенок говорит: «Тя-тя, па-па, лллля-ля-ля, тетя, папа, па... дай тетя, а-а-а-а, ба-ба-ба, да, дя; ар-ар-ар; атя-атя, дя-дя, р-р-р, ах-ах-ах, аття, аддя». Лепетное декламирование, пение слогов в 9 мес. явля­ется показателем нормального в будущем развития речи. Ле­пет в это время выступает аккомпанементом манипулятивных движений. Например, игрушка упала, и взрослый говорит: «Упала», ребенок смотрит на игрушку и говорит: «Па».

Время появления слов. В норме у ребенка к 1 году, не­сколько раньше в 11 мес. возникают слова «не», «да» с со­ответствующими жестами: «Дай ам» — просит есть, упот­ребляя мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на проходящего мужчину и говорит: «Дя­дя», глядя на женщину — «тетя».

Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес.: «Ай-ля...баба...баба...вад...вад, тетя, дай-дай, ба-ба, амма, мам-ма, ааа, тити, тятя, атятя, дай-дай; да, да, да». В 12 мес. заканчивается подготовительный этап в развитии речи, и ребенок должен владеть 8—10 словами типа «баба», «папа», «мама», «дядя», «дай», «кис-кис», «му», «бэ», «няня», «ту­ту» и др. Он может образовывать до 25 самостоятельных слов — названий предметов; владеет способностью соотно­сить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», играет с самолетом — «тр-тр», смотрит на шарик и говорит: «Дли-ли», берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь: «ням-ням» и т.д.).

Время появления фразовой речи. В норме у ребенка в пе­риод от 1 года 10 мес. до 2 лет во фразе появляется глагол в повелительном наклонении «двей закить» (дверь закрыть), «котлету поежъ» (котлету порежь); фраза распространена: «Тетя Катя, мооко пинеси не» («Тетя Катя, не приноси молока»).

С 1 года 8 мес. возникает описательная речь. Ребенок рас­сказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услы­шанное и присочинить к происшедшему, например: «Пицки (птички) мои, вы уетеи (улетели) в тепые кая (края)... Водицки попия я, ффуй».

К 1 году 11 мес. речь детей особенно активна в играх с куклами и игрушками-животными. В 2 года ребенок умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки пе­сенок и повторяет их.

Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой струк­туры слов (замены, пропуски, искажения, добавления слогов).

Какие звуки долго произносил неправильно, прежде всего артикуляторно сложные: [С], [3], [ЦI, [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р].

Особенности понимания речи окружающих (не сразу реа­гирует на вопросы и реплики, требуется повторение прось­бы, дополнительные разъяснения речевого задания, правил игры и т.д.).

Логопедическое обследование

Состояние звукопроизношения

Определение характера нарушения согласных звуков: от­сутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях произношения:

• изолированно — по подражанию логопеду;

• в открытых, закрытых слогах со стечением;

• в словах: односложных, двухсложных и трехсложных про­стой слоговой структуры, состоящих из открытых слогов; то же самое в сложных словах: с закрытыми слогами и со стечением согласных;

• во фразах, насыщенных проверяемым звуком;

• в связной речи — потешках, стихотворениях, в текстах. Гласные звуки [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э] при дислалиях, как правило, сохранны, но их произношение по подражанию логопеду может выявить те незначительные отклонения в ораль­ном праксисе, которые обусловлены социально-психологи­ческими причинами (подражание нечеткой речи взрослых, торопливая речь ребенка, в результате которой гласные звуки артикулируются неправильно, хотя в изолированном произ­ношении и нормальном темпе произносятся нормально).

Свистящие звуки: [С], [С], [3], [3`], [Ц];

шипящие звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ];

сонорные звуки: [Л], [Л'], [Р], [Р], [М], [М'], [Н], [Н'];

йотированные звуки: [Я], [Е], [Ё], [Ю];

звонкие и глухие звуки: IБI-I П I, [В]—[Ф], [Д]-[Т], [Г]— [К], [3]-[С], [Ж]-[Ш];

твердые и мягкие согласные звуки: [TI-IТ`I, IДI-IД`I, [К]— [К'], [ГI-IГ`I, [Х]-[Х'], [Н]-[Н'], [МММ'], [П]-[П`], [Б]-[Б'], IС]-[С`I,[3]-[3'], [Л]-[Л'], [Р]-[Р], IВI-IВ'I, [Ф]-[Ф`].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.006 с.)