Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема обследования детей с дислалией
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ Анкетные данные Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________ Дата рождения (число, месяц, год)________________________________________________ Дата обследования (число, месяц, год)_____________________________________________ Возраст (количество лет, месяцев)________________________________________________ Домашний адрес, телефон_______________________________________________________ Из какого детского образовательного учреждения прибыл (номер, район)________________________________________________________________________ Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)________________________________________ Диагноз районной (городской) медико-психолого-педагогической комиссии_____________________________________________________________________
Сведения о родителях Мать: Ф.И.О., профессия, образование, место работы (или не работает)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Отец: Ф.И.О., профессия, образование, место работы (или не работает)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Жалобы родителей (особенности поведения ребенка; необычные, с точки зрения родителей, поступки; нарушения в речи, в общении; трудности в обучении: в детском саду или в школе; влияние нарушений звукопроизношения на усвоение программы в детском саду или на успешность обучения в школе; трудности контакта со сверстниками и взрослыми: знакомыми и незнакомыми) ___________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Наследственные заболевания (наличие нарушений речи, нервно-психических, хронических болезней у родителей и родственников)__________________________ _______________________________________________________________________
Общий анамнез От какой беременности ребенок____________________________________________ Характер беременности: токсикоз, хронические и инфекционные заболевания_____________________________________________________________ Роды: стремительные, затяжные, обезвоженные ______________________________ Особенности раннего развития: держит голову с____мес., сидит с______мес., к 1 году_____зубов. Перенесенные заболевания: до 1 года _______________________________________________________________ от 1 до 3 лет_____________________________________________________________ Инфекции_______________________________________________________________ Соматические заболевания________________________________________________
Данные о развитии речи Характер звукового лепета. В норме у ребенка в возрасте 4—5 мес. в лепете представлены гласные [А], [Э], [У], [И], согласный [Р], звуко-комплесы АТУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ; в гулении слышатся звуки [П], [Б], [М], [К], [Г], [X]; гласные с перемещенной назад артикуляцией, назализованный гласный [А]; гласные [Э], [И] назализации не подвергаются. Согласные звуки: смычные — губно-губные [П], [Б] и полумягкие [П], [Б]; переднеязычные альвеолярные [Т], [Д'], полумягкие [Т], [Д]; заднеязычные [К], [Г]; щелевые: губно-губные — двугубный звонкий, фрикативный полумягкий, двугубный, звонкий, фрикативный [W]; соответствующие им глухие. Губно-зубные [Ф'], [В'], полумягкие [Ф], [Ф'], полумягкие [В], [В'].Переднеязычные альвеолярные [С], [3'], среднеязычный [Й], заднеязычный [X], заднеязычный глубокий [X]; гортанные [h] (ослабленный [X]), [h'] (ослабленный мягкий [X]); смычно-проходные: носовые — губно-губные [М], полумягкий [М]. Переднеязычные — альвеолярный [Н'], полумягкий [Н] и заднеязычный [Н]. Ротовые — переднеязычный, альвеолярный [Л']; вибранты — двугубный звонкий [Р], велярный [Р]. В лепете представлены свистящие звуки (альвеолярные — по своей артикуляции не соответствующие звукам русского языка). Но еще отсутствуют переднеязычные зубные [Т], [Т],[Д], IД'], [С], [С], [3], [3'], [Ц], [Н], [H'I, [Л], [Л'], а также переднеязычные передненебные [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].
Характер слогового лепета. В норме у ребенка в 8—9 мес., 9 мес. отмечается истинное подражание, ребенок говорит: «Тя-тя, па-па, лллля-ля-ля, тетя, папа, па... дай тетя, а-а-а-а, ба-ба-ба, да, дя; ар-ар-ар; атя-атя, дя-дя, р-р-р, ах-ах-ах, аття, аддя». Лепетное декламирование, пение слогов в 9 мес. является показателем нормального в будущем развития речи. Лепет в это время выступает аккомпанементом манипулятивных движений. Например, игрушка упала, и взрослый говорит: «Упала», ребенок смотрит на игрушку и говорит: «Па». Время появления слов. В норме у ребенка к 1 году, несколько раньше в 11 мес. возникают слова «не», «да» с соответствующими жестами: «Дай ам» — просит есть, употребляя мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на проходящего мужчину и говорит: «Дядя», глядя на женщину — «тетя». Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес.: «Ай-ля...баба...баба...вад...вад, тетя, дай-дай, ба-ба, амма, мам-ма, ааа, тити, тятя, атятя, дай-дай; да, да, да». В 12 мес. заканчивается подготовительный этап в развитии речи, и ребенок должен владеть 8—10 словами типа «баба», «папа», «мама», «дядя», «дай», «кис-кис», «му», «бэ», «няня», «туту» и др. Он может образовывать до 25 самостоятельных слов — названий предметов; владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», играет с самолетом — «тр-тр», смотрит на шарик и говорит: «Дли-ли», берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь: «ням-ням» и т.д.). Время появления фразовой речи. В норме у ребенка в период от 1 года 10 мес. до 2 лет во фразе появляется глагол в повелительном наклонении «двей закить» (дверь закрыть), «котлету поежъ» (котлету порежь); фраза распространена: «Тетя Катя, мооко пинеси не» («Тетя Катя, не приноси молока»). С 1 года 8 мес. возникает описательная речь. Ребенок рассказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услышанное и присочинить к происшедшему, например: «Пицки (птички) мои, вы уетеи (улетели) в тепые кая (края)... Водицки попия я, ффуй». К 1 году 11 мес. речь детей особенно активна в играх с куклами и игрушками-животными. В 2 года ребенок умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их. Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой структуры слов (замены, пропуски, искажения, добавления слогов). Какие звуки долго произносил неправильно, прежде всего артикуляторно сложные: [С], [3], [ЦI, [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р]. Особенности понимания речи окружающих (не сразу реагирует на вопросы и реплики, требуется повторение просьбы, дополнительные разъяснения речевого задания, правил игры и т.д.). Логопедическое обследование Состояние звукопроизношения Определение характера нарушения согласных звуков: отсутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях произношения: • изолированно — по подражанию логопеду; • в открытых, закрытых слогах со стечением; • в словах: односложных, двухсложных и трехсложных простой слоговой структуры, состоящих из открытых слогов; то же самое в сложных словах: с закрытыми слогами и со стечением согласных; • во фразах, насыщенных проверяемым звуком; • в связной речи — потешках, стихотворениях, в текстах. Гласные звуки [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э] при дислалиях, как правило, сохранны, но их произношение по подражанию логопеду может выявить те незначительные отклонения в оральном праксисе, которые обусловлены социально-психологическими причинами (подражание нечеткой речи взрослых, торопливая речь ребенка, в результате которой гласные звуки артикулируются неправильно, хотя в изолированном произношении и нормальном темпе произносятся нормально). Свистящие звуки: [С], [С], [3], [3`], [Ц]; шипящие звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; сонорные звуки: [Л], [Л'], [Р], [Р], [М], [М'], [Н], [Н']; йотированные звуки: [Я], [Е], [Ё], [Ю]; звонкие и глухие звуки: IБI-I П I, [В]—[Ф], [Д]-[Т], [Г]— [К], [3]-[С], [Ж]-[Ш]; твердые и мягкие согласные звуки: [TI-IТ`I, IДI-IД`I, [К]— [К'], [ГI-IГ`I, [Х]-[Х'], [Н]-[Н'], [МММ'], [П]-[П`], [Б]-[Б'], IС]-[С`I,[3]-[3'], [Л]-[Л'], [Р]-[Р], IВI-IВ'I, [Ф]-[Ф`]. Особенности динамической стороны речи Необходимо отметить следующее: • темп: нормальный, ускоренный, замедленный; • ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи; • интонация (употребление основных видов интонации): повествовательная, вопросительная, побудительная. Для этого следует предложить ребенку прочитать стихотворение или повторить за логопедом фразы, сказанные с разной интонацией. Например: «Саня катается на санках», «Ты хочешь конфету?», «Возьми машинку», «Ой! Мяч упал!» Состояние пальчиковой моторики Для выявления состояния пальчиковой моторики логопед предлагает следующие задания: ~ положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы («Пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе («Пальчики помирились»). Повторить 5—6 раз; ~ поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5—6 раз.
Состояние мимической моторики При обследовании мимической моторики ребенку предлагаются следующие задания: ~ поднять брови вверх — опустить; нахмурить брови — покой; закрыть глаза — открыть; прищуриться; надуть щеки — покой; отразить на лице мимические позы «радость», «печаль», «подозрительность», «удивление», «гнев»; ~по словесной инструкции логопеда показать, как человек ест кислый лимон, сладкую конфету, горький лук, соленый огурец. По окончании выполнения заданий отмечается: мимика сохранна; амимичность; недостаточная подвижность отдельных мимических мышц (лба, глаз, щек, губ). Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений Фонематический синтез Логопед предлагает ребенку составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности: [С], [А], [Д]; [Д], [О], [М]; [Р], [У], [К], [А]; [П], [О], [Ч], [К], [А]. Далее логопед предлагает ребенку составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности: [М], [О], [С]; [О], [Л], [Б]; [У], [Ш], [А], [Б]; [А], [М], [Р], [К], [А]. СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ Анкетные данные Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________ Дата рождения (число, месяц, год)________________________________________________ Дата обследования (число, месяц, год)_____________________________________________ Возраст (количество лет, месяцев)________________________________________________ Домашний адрес, телефон_______________________________________________________ Из какого детского образовательного учреждения прибыл (номер, район)________________________________________________________________________ Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)________________________________________ Диагноз районной (городской) медико-психолого-педагогической комиссии_____________________________________________________________________
Сведения о родителях Мать: Ф.И.О., профессия, образование, место работы (или не работает)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Отец: Ф.И.О., профессия, образование, место работы (или не работает)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Жалобы родителей (особенности поведения ребенка; необычные, с точки зрения родителей, поступки; нарушения в речи, в общении; трудности в обучении: в детском саду или в школе; влияние нарушений звукопроизношения на усвоение программы в детском саду или на успешность обучения в школе; трудности контакта со сверстниками и взрослыми: знакомыми и незнакомыми) ___________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Наследственные заболевания (наличие нарушений речи, нервно-психических, хронических болезней у родителей и родственников)__________________________ _______________________________________________________________________
Общий анамнез От какой беременности ребенок____________________________________________ Характер беременности: токсикоз, хронические и инфекционные заболевания_____________________________________________________________ Роды: стремительные, затяжные, обезвоженные ______________________________ Особенности раннего развития: держит голову с____мес., сидит с______мес., к 1 году_____зубов. Перенесенные заболевания: до 1 года _______________________________________________________________ от 1 до 3 лет_____________________________________________________________ Инфекции_______________________________________________________________ Соматические заболевания________________________________________________
Данные о развитии речи Характер звукового лепета. В норме у ребенка в возрасте 4—5 мес. в лепете представлены гласные [А], [Э], [У], [И], согласный [Р], звуко-комплесы АТУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ; в гулении слышатся звуки [П], [Б], [М], [К], [Г], [X]; гласные с перемещенной назад артикуляцией, назализованный гласный [А]; гласные [Э], [И] назализации не подвергаются. Согласные звуки: смычные — губно-губные [П], [Б] и полумягкие [П], [Б]; переднеязычные альвеолярные [Т], [Д'], полумягкие [Т], [Д]; заднеязычные [К], [Г]; щелевые: губно-губные — двугубный звонкий, фрикативный полумягкий, двугубный, звонкий, фрикативный [W]; соответствующие им глухие. Губно-зубные [Ф'], [В'], полумягкие [Ф], [Ф'], полумягкие [В], [В'].Переднеязычные альвеолярные [С], [3'], среднеязычный [Й], заднеязычный [X], заднеязычный глубокий [X]; гортанные [h] (ослабленный [X]), [h'] (ослабленный мягкий [X]); смычно-проходные: носовые — губно-губные [М], полумягкий [М]. Переднеязычные — альвеолярный [Н'], полумягкий [Н] и заднеязычный [Н]. Ротовые — переднеязычный, альвеолярный [Л']; вибранты — двугубный звонкий [Р], велярный [Р]. В лепете представлены свистящие звуки (альвеолярные — по своей артикуляции не соответствующие звукам русского языка). Но еще отсутствуют переднеязычные зубные [Т], [Т],[Д], IД'], [С], [С], [3], [3'], [Ц], [Н], [H'I, [Л], [Л'], а также переднеязычные передненебные [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].
Характер слогового лепета. В норме у ребенка в 8—9 мес., 9 мес. отмечается истинное подражание, ребенок говорит: «Тя-тя, па-па, лллля-ля-ля, тетя, папа, па... дай тетя, а-а-а-а, ба-ба-ба, да, дя; ар-ар-ар; атя-атя, дя-дя, р-р-р, ах-ах-ах, аття, аддя». Лепетное декламирование, пение слогов в 9 мес. является показателем нормального в будущем развития речи. Лепет в это время выступает аккомпанементом манипулятивных движений. Например, игрушка упала, и взрослый говорит: «Упала», ребенок смотрит на игрушку и говорит: «Па». Время появления слов. В норме у ребенка к 1 году, несколько раньше в 11 мес. возникают слова «не», «да» с соответствующими жестами: «Дай ам» — просит есть, употребляя мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на проходящего мужчину и говорит: «Дядя», глядя на женщину — «тетя». Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес.: «Ай-ля...баба...баба...вад...вад, тетя, дай-дай, ба-ба, амма, мам-ма, ааа, тити, тятя, атятя, дай-дай; да, да, да». В 12 мес. заканчивается подготовительный этап в развитии речи, и ребенок должен владеть 8—10 словами типа «баба», «папа», «мама», «дядя», «дай», «кис-кис», «му», «бэ», «няня», «туту» и др. Он может образовывать до 25 самостоятельных слов — названий предметов; владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», играет с самолетом — «тр-тр», смотрит на шарик и говорит: «Дли-ли», берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь: «ням-ням» и т.д.). Время появления фразовой речи. В норме у ребенка в период от 1 года 10 мес. до 2 лет во фразе появляется глагол в повелительном наклонении «двей закить» (дверь закрыть), «котлету поежъ» (котлету порежь); фраза распространена: «Тетя Катя, мооко пинеси не» («Тетя Катя, не приноси молока»). С 1 года 8 мес. возникает описательная речь. Ребенок рассказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услышанное и присочинить к происшедшему, например: «Пицки (птички) мои, вы уетеи (улетели) в тепые кая (края)... Водицки попия я, ффуй». К 1 году 11 мес. речь детей особенно активна в играх с куклами и игрушками-животными. В 2 года ребенок умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их. Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой структуры слов (замены, пропуски, искажения, добавления слогов). Какие звуки долго произносил неправильно, прежде всего артикуляторно сложные: [С], [3], [ЦI, [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р]. Особенности понимания речи окружающих (не сразу реагирует на вопросы и реплики, требуется повторение просьбы, дополнительные разъяснения речевого задания, правил игры и т.д.). Логопедическое обследование Состояние звукопроизношения Определение характера нарушения согласных звуков: отсутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях произношения: • изолированно — по подражанию логопеду; • в открытых, закрытых слогах со стечением; • в словах: односложных, двухсложных и трехсложных простой слоговой структуры, состоящих из открытых слогов; то же самое в сложных словах: с закрытыми слогами и со стечением согласных; • во фразах, насыщенных проверяемым звуком; • в связной речи — потешках, стихотворениях, в текстах. Гласные звуки [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э] при дислалиях, как правило, сохранны, но их произношение по подражанию логопеду может выявить те незначительные отклонения в оральном праксисе, которые обусловлены социально-психологическими причинами (подражание нечеткой речи взрослых, торопливая речь ребенка, в результате которой гласные звуки артикулируются неправильно, хотя в изолированном произношении и нормальном темпе произносятся нормально). Свистящие звуки: [С], [С], [3], [3`], [Ц]; шипящие звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; сонорные звуки: [Л], [Л'], [Р], [Р], [М], [М'], [Н], [Н']; йотированные звуки: [Я], [Е], [Ё], [Ю]; звонкие и глухие звуки: IБI-I П I, [В]—[Ф], [Д]-[Т], [Г]— [К], [3]-[С], [Ж]-[Ш]; твердые и мягкие согласные звуки: [TI-IТ`I, IДI-IД`I, [К]— [К'], [ГI-IГ`I, [Х]-[Х'], [Н]-[Н'], [МММ'], [П]-[П`], [Б]-[Б'], IС]-[С`I,[3]-[3'], [Л]-[Л'], [Р]-[Р], IВI-IВ'I, [Ф]-[Ф`].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.006 с.) |