Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Объем в часах, сроки и место прохождения учебно-производственной практики
Всего 24 рабочих дня по 6 часов:
практические занятия: 144 часа
в том числе по терапии 72 часа
по хирургии 72 часа
Производственная практика на 2 курсе проходит по окончании весенней экзаменационной сессии в 4 семестре (24 рабочих дня) в терапевтическом и хирургическом отделениях стационара в качестве помощника палатной или процедурной медсестры и является завершающим этапом цикла «Общий уход за больными (терапия, хирургия)»
Продолжительность рабочего дня 6 часов при 6-ти дневной рабочей неделе.
2.2. Исходный уровень знаний студентов.
I. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Перечень теоретических знаний необходимых для выполнения практических навыков в терапевтическом отделении ЛПУ:
Основные принципы практического здравоохранения. Типы лечебных учреждений. Значение ухода за больными. Обязанности медицинской сестры и младшего медперсонала. Основы мед. этики и деонтологии. Внешний вид мед персонала. Моральная и юридическая ответственность медперсонала. Устройство и оснащение приемного отделения. Прием и регистрация больных. Заполнение паспортной части истории болезни. Осмотр кожных и волосяных покровов. Обработка больного при выявлении педикулеза. Санитарная обработка больного. Виды транспортировки больных. Санитарно-эпидемический режим приемного отделения. Устройство и оборудование лечебного (терапевт.) отделения. Организация работы поста медсестры. Антропометрия. Внутренний распорядок леч. отделения. Организация посещения больных. Понятие о лечебно-охранительном режиме. Медицинская документация: тетрадь врачебных назначений, выборка назначений из истории болезни, журнал движения больных, журнал передачи дежурств, журнал учета сильнодействующих и наркотических препаратов, порядок приема и сдачи дежурств Санитарно-эпидемический режим лечебного отделения.
Устройство функциональной кровати Смена постельного и нательного белья Перекладывание больного Утренний туалет больного Подача судна Подмывание больного. Проведение туалета полости рта. Промыть глаза. Провести туалет ушей и полости носа. Полное мытье больного в постели Профилактика пролежней и застойной пневмонии.
Понятие о лечебном питании. Понятие о диетических столах.Составление и выписывание порционника. Порядок подачи пищи. Кормление тяжелых больных ослабленных больных и больных пожилого и старческого возраста находящихся в постели.
Устройство термометров их хранение и дезинфекция. Способы измерения температуры тела. Регистрация результатов измерения и заполнение температурных листов. Понятие о лихорадке. Типы лихорадки. Три периода развития лихорадки. Уход за лихорадящими больными.
Механизм действия подготовка больного и техника постановки банок горчичников согревающего и холодного компрессов подача грелки и пузыря со льдом. Техника постановки пиявок. Особенности выполнения простейших физиотерапевтических процедур больным пожилого и старческого возраста. Наблюдение за больными во время процедур и оказание первой доврачебной помощи при осложнениях.
| Хранение в отделении препаратов списка А и Б, средств для наружнего, внутреннего и парентерального введения. Энтеральный путь введения лекарств. Раздача таблеток. Растворов,капель и т. п. Прием лек. средств больными в присутствии медсестры. Применение суппозиторий (свечей). Наружные пути введения лек. средств. Применение мазей, порошков, растворов, пластырей. Парентеральный путь введения лек. средств. Устройство шпица и игл. Виды шприцев и игл, способы стерилизации шприцев и игл. Индикаторы стерильности. Способы контроля качества стерилизации. Набор лек. средств из ампулы и флакона. Правила разведения антибиотиков. Доставка шприца к постели больного. Подготовка кожи больного к иньекии. Техника подкожных и внутримышечных иньекций. Осложнения и их профилактика. Особенности введения маслянных растворов и бициллина. Техника внутривенных иньекций. Венепункция. Заполнение системы для капельного внутривенного вливания жидкости. Техника капельного внутривенного вливания жидкости. Осложнения и их профилактика. Кровопускание. Взятие крови на исследования. Понятие об аллергических реакциях, анафилактическом шоке. Первая доврачебная помощь.
Понятие об основных симптомах при заболеваниях органов дыхания. Наблюдение за дыханием. Подсчет числа дыхательных движений. Удобное положение больного в постели. Методы оксигенотерапии. Техника безопасности при работе с кислор. баллоном. Пользование карманным ингалятором. Сбор мокроты для исследования. Дезинфекция плевательниц. Уход за больными с заболеваниями органов дыхания. Постановка банок горчичников. Наблюдение и уход за больными старческого и пожилого возраста.
Первая доврачебная помощь при удушии кровохарканьи и легочном кровотечении. Плевральная пункция.
Понятие об основных симптомах при заболеваниях органов кровообращения. Понятие об артериальной гипертензии. Сердечной и сосудистой недостаточности. Исследование артериального пульса Цифровая и графическая запись. Техника измерения АД. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов кровообращения. Создание удобного положения в постели. Особенности смены нательного и постельного белья. Профилактика пролежней. Кормление больных диета. Наблюдение за водным балансом. Наблюдение и уход за больными пожилого и старческого возраста. Оказание первой доврачебной помощи при болях в области сердца удушье подьеме АД при обмороке.
Понятие об основных патологических симптомах при заболеваниях органов пищеварения. Боли в животе. Диспептические явления. Желудочно-кишечные кровотечения. Желтуха. Оказание первой доврачебной помощи при рвоте. Сбор рвотных масс. Направление их в лабораторию. Промывание желудка. Виды зондов. Особенности промывания желудка у больных в бессознательном состоянии. Подготовка больного к рентгенологическому и эндоскопическому исследованиям. Методика дуоденального зондирования и фракционного исследования желудочного содержимого. Взятие кала для исследования. Подготовка больного к взятию кала на скрытую кровь. Кровотечение из желудка и кишечника. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечених. Техника введения газоотводной трубки. Виды клизм. Очистительная. Гипетоническая. Сифонная. Питательная. Лекарственная. Масляная. Капельная. Техника постановки клизм. Дезинфекция. Хранение системы и наконечника. Наблюдение и уход за больными пожилого и старческого возраста.
Понятие об основных патологических симптомах при заболеваниях почек и мочевыводящих путей. Боли в пояснице. Растройства мочеиспускания. Лихорадка. Отеки. Повышение АД. Наблюдение за мочеиспусканием. Его частотой и характером. Взятие мочи для исследования и направление ее в лобораторию. Правила сбора мочи для определения глюкозурии. Анализы мочи по Зимницкому по Нечипоренко. Проба Реберга. Мероприятия при острой задержке мочи. Вызов рефлекса на мочеиспускание. Катетеризация мочевого пузыря. Виды катетеров. Техника катетеризации мягким катетером. Подготовка больного к рентгенологическому исследованию почек и мочевыводящих путей. Уход за больными с заболеваниями почек и мочевыводящих путей. Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста.
Общие правила ухода за тяжелыми больными и агонирующими больными. Положение в постели. Профилактика пролежней. Уход за полостью рта и физиологическими отправлениями. Понятие о реанимации. Особенности работы мед. персонала в реанимационном отделении. Индивидуальный пост. Уход за больными находящимися в бессознательном состоянии. Констатация смерти и правила обращения с трупом. Техника первой доврачебной помощи. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких по способу «рот в рот» и «рот в нос».
|
ХИРУРГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ:
Перечень теоретических знаний необходимых для выполнения практических навыков в хирургическом отделении ЛПУ:
Понятие об уходе за больными в хирургии. Понятие о внутрибольничных инфекциях Практическая деонтология общего ухода за хирургическими больными.
Студент должен знать: Правила обработки рук и гигиеническое содержание тела Требования к одежде. Правила ношения одежды персоналом. Бактерионосительство среди мед. персонала, выявление, санация. Лабораторные исследования и прививки, проводимые персоналу. Правила работы с биологическими материалами.
| : Клиническая гигиена тела хирургического больного с общим и постельным режимом на различных этапах стационарного лечения. Смена нательного и постельного белья. Контроль и санитарная обработка личных вещей больного. Организация, порядок и гигиенический контроль посещений больного. Санитарная подготовка больного к операции. Профилактика осложнений и уход за кожей, глазами, ушами, полостями носа и рта. Общие особенности ухода за оперированными больными. Виды режимов.
Организация, порядок и санитарное обеспечение питания хирургического больного с общим и постельным режимом. Контроль передач и личных продуктов больного. Кормление тяжелых больных.
Стуктура хирургического стационара. Понятие о лечебно-охранительном режиме. Размещение, планировка, функционирование подразделений. Значение этих факторов в рациональной организации труда и профилактике госпитальной инфекции.
Приемно-диагностическое отделение. Структура, оборудование, функции, принципы организации труда. Санитарная обработка помещений, мебели, медоборудования и инструментария. Прием, осмотр, регистрация, санитарная обработка больного со сменой белья и одежды. Подготовка к экстренной операции. Транспортировка из приемного отделения в хирургическое отд. И в операционный зал.
Хирургическое отделние. Подразделения, оснащение, организация труда. Санитарная обработка помещений хир. Отд. Виды, последовательность, техника уборки отдельных помещений с применением дезинфектантов. Санитарная –обработка мебели и оборудования. Вентиляция, очистка, ультрофиолетовое облучение и другие методы обработки воздуха. Гигиенический контроль состояния окружающей среды хир. отд.. Особенности санитарно-гигиенического режима в гнойном хир. отделении. Организация и проведение общего ухода за больными после плановых операций. Соблюдение лечебно-охранительного и двигательного режима. Организация ухода за телом больного. Гигиена выделений, уход за областью оперативного вмешательства, дренажами, зондами,катетерами, системами для инфузии. Организация и особенности проведения общего ухода за больными после экстренных операций. Зависимость конкретных мероприятий по уходу от характера патологии, наличии осложнений, возраста, сопутствующих заболеваний.
Операционный блок. Структура, оборудование оснащение, принципы организации труда. Система асептики в операционном блоке и меры ее поддержания. Санитарно-гигиенический режим в операционном блоке. Уборка операционной, ее виды, способы и особенности проведения. Уход за приборами и аппаратурой в операционной. Транспортировка больного в операционную и обратно.
Отделение реанимации и интенсивной терапии. Структура, оборудование оснащение, принципы организации труда. Санитарная обработка помещений, медицинского оборудования и предметов внешней среды. Особенности клинической гигиены персонала. Клиническая гигиена и уход за больными, находящимися на искусственной вентиляции легких, в бессознательном и агональном состояниях.
|
2.2. Практические занятия, их содержание, объем в часах
Таблица 4
№ занятия.
| Номер темы
| Тема и содержание занятия
| Цели занятия
часы
| практические занятия
| самостоятельная работа под руководством преподавателя
| всего
| СРС
| семесттр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организация работы лечебных учреждений:
А) устройство оснащение и режим приемного и лечебного (терапевтического) отделений больницы.
Б) санитарная обработка больного. Обработка больного при выявлении педикулеза. Транспортировка больных
В) организация работы поста медсестры
Г) санитарно-эпидемический режим ЛПУ
Личная гигиена больного
Питание больных
| ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Студент должен освоить:
Основные принципы практического здравоохранения. Типы лечебных учреждений. Значение ухода за больными. Обязанности медицинской сестры и младшего медперсонала. Основы медицинской этики и деонтологии. Внешний вид мед.персонала. Моральную и юридическую ответственность мед.персонала. Устройство и оснащение приемного отделения. Прием и регистрация больных. Заполнение паспортной части истории болезни. Осмотр кожных и волосяных покровов. Обработка больного при выявлении педикулеза. Санитарная обработка больного. Виды транспортировки больных. Санитарно-эпидемический режим приемного отделения. Устройство и оборудование лечебного (терапевтического) отделения. Организация работы поста медсестры. Антропометрия. Внутренний распорядок отделения. Организация посещения больных. Понятие о лечебно-охранительном режиме. Медицинская документация, тетрадь врачебных назначений, выборка назначений из истории болезни Журнал движения больных, журнал передачи дежурств, журнал учета сильнодействующих и наркотических препаратов Порядок приема и сдачи дежурств Санитарно-эпидемический режим лечебного отделения.
Студент должен освоить:
-устройство функциональной кровати. Смена постельного и нательного белья. Перекладывание больного. Утренний туалет больного. Подача судна. Подмывание больного. Проведение туалета полости рта. Промыть глаза. Провести туалет ушей и полости носа. Полное мытье больного в постели. Профилактика пролежней и застойной пневмонии.
Студент должен освоить:
Понятие о лечебном питании. Понятие о диетических столах. Составление и выписывание порционника. Порядок подачи пищи. Кормление тяжелых больных ослабленных больных и больных пожилого и старческого возраста, находящихся в постели.
|
Студент должен знать и уметь выполнять:
-приготовить рабочие хлор.дезинфицирующие растворы,
-определить рост и массу тела, окружность грудной клетки пациента,
-транспортировать больного, сменить постельное и нательное белье тяжелобольному,
-подать судно, подмыть
Студент должен знать и уметь выполнять:
-смена постельного и нательного белья, -перекладывание больного,
-утренний туалет больного. Подача судна. Подмывание больного, проведение туалета полости рта, промыть глаза, провести туалет ушей и полости носа, полное мытье больного в постели, профилактика пролежней и застойной пневмонии.
Студент должен знать и уметь выполнять:
-составлять и выписывать порционники,
-лечебные столы,
-кормление тяжелых больных, находящихся на постельном режиме.
|
|
0,5
0,5
|
|
|
| Лекарственные средства и пути их введения:
А) энтеральные и наружные способы введения лекарственных средств.
Б) техника подкожных и внутримышечных инъекций.
| Студент должен освоить:
-хранение в отделении препаратов списка А и Б, средств для наружного, внутреннего и парентерального введения.
-энтеральный путь введения лекарств, раздача таблеток, растворов, капель и т.п.
-прием лек. средств больными в присутствии медсестры, применение суппозиторий (свечей),
-наружные пути введения лек. средств, применение мазей, порошков, растворов, пластырей,
-парентеральный путь введения лек. средств, устройство шприца и игл, виды шприцев и игл, способы стерилизации шприцев и игл, индикаторы стерильности, способы контроля качества стерилизации,
-набор лек. средств из ампулы и флакона,
-правила разведения антибиотиков, доставка шприца к постели больного. Подготовка кожи больного к инъекции. Техника подкожных и внутримышечных инъекций. Осложнения и их профилактика. Особенности введения маслянных растворов и бициллина.
| Студент должен уметь выполнять:
-закапать капли в глаза нос уши, заложить глазную мазь на нижнее веко из тюбика и глазной лопаточкой,
-провести втирание, растирание, смазывание кожи лек. средством.
-набор лек. средства из ампулы и флакона, разведение антибиотиков,
-внутрикожная, подкожная, внутримышечная инъекции
|
|
|
|
|
| Лекарственные средства и пути их введения:
В) техника внутривенных инъекций и капельных внутривенных вливаний.
| Студент должен освоить:
-технику внутривенных инъекций,
-венепункцию, заполнение системы для капельного внутривенного вливания жидкости,
-технику капельного внутривенного вливания жидкости. Осложнения и их профилактика,
-кровопускание, взятие крови на исследования, понятие об аллергических реакциях, анафилактическом шоке. Первая доврачебная помощь.
| Студент должен уметь выполнять:
-внутривенную инъекцию, наложение жгута на плечо,
-заполнение системы для капельного внутривенного вливания жидкости,
-проведение капельного внутривенного вливания жидкости.
|
|
|
|
|
| Простейшие физиотерапевтические процедуры
Температура тела и ее измерение, уход за лихорадящими больными.
| Студент должен знать:
-механизм действия, подготовку больного и технику постановки банок, горчичников, согревающего и холодного компрессов, подача грелки и пузыря со льдом,
-технику постановки пиявок,
-особенности выполнения простейших физиотерапевтических процедур больным пожилого и старческого возраста, наблюдение за больными во время процедур и оказание первой доврачебной помощи при осложнениях.
Студент должен освоить:
-устройство термометров их хранение и дезинфекция,
-способы измерения температуры тела, регистрация результатов измерения и заполнение температурных листов,
-понятие о лихорадке, типы лихорадки, три периода развития лихорадки, уход за лихорадящими больными.
| Студент должен знать и уметь выполнять:
-поставить горчичники, банки, пиявки, местный согревающий компресс, холодный компресс,
-приготовить и подать грелку и пузырь со льдом больному.
Студент должен знать и уметь выполнять:
-способы измерения температуры тела,
-регистрация результатов измерения,
-заполнение температурных листов.
|
| 0,5
|
|
|
| Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания.
Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов кровообращения. Измерение АД. Определение свойств артериального пульса.
| Студент должен освоить:
-понятие об основных симптомах при заболеваниях органов дыхания,
-наблюдение за дыханием, подсчет числа дыхательных движений, удобное положение больного в постели,
-методы оксигенотерапии,
-техника безопасности при работе с кислородным баллоном, пользование карманным ингалятором,
-сбор мокроты для исследования,
-дезинфекция плевательниц,
-уход за больными с заболеваниями органов дыхания,
-постановка банок горчичников,
-наблюдение и уход за больными старческого и пожилого возраста, первая доврачебная помощь при удушье, кровохаркании и легочном кровотечении,
-плевральная пункция.
Студент должен освоить:
-понятие об основных симптомах при заболеваниях органов кровообращения,
-понятие об артериальной гипертензии, сердечной и сосудистой недостаточности,
-исследование артериального пульса, цифровая и графическая запись,
-техника измерения АД, наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов кровообращения,
-создание удобного положения в постели, особенности смены нательного и постельного белья, профилактика пролежней, кормление больных, диета;
-наблюдение за водным балансом,
-наблюдение и уход за больными пожилого и старческого возраста,
-оказание первой доврачебной помощи при болях в области сердца, удушье, подъеме АД, при обмороке.
| Студент должен знать и уметь выполнять:
-подсчет числа дыхательных движений,
-постановка банок горчичников,
-сбор мокроты для лабораторного исследования,
-первая доврачебная помощь при удушье кровохаркании и легочном кровотечении,
-оксигенотерапия,
-пользование карманным ингалятором.
Студент должен знать и уметь выполнять:
-определить основные характеристики артериального пульса на лучевой артерии,
-измерить артериальное давление,
-регистрация результатов исследования артериального пульса и артериального давления,
-оказание первой доврачебной помощи при болях в области сердца, удушье, подъеме АД, при обмороке.
|
|
|
|
|
| Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения.
А) Наблюдение и уход за больными. Промывание желудка. Сбор рвотных масс для исследования.
Б) Знакомство с методикой исследования секреторной функции желудка.
В) Знакомство с методикой дуоденального зондирования.
Наблюдение и уход за больными с заболеваниями почек и мочевыводящих путей.
| Студент должен освоить:
-понятие об основных патологических симптомах при заболеваниях органов пищеварения,
-боли в животе, диспепсические явления, желудочно-кишечные кровотечения, желтуха.
-оказание первой доврачебной помощи при рвоте. Сбор рвотных масс, направление их в лабораторию,
-промывание желудка. Виды зондов (толстый, тонкий, дуоденальный), техника промывания желудка, подготовка больного, необходимые принадлежности,
-особенности промывания желудка у больных в бессознательном состоянии;
-подготовка больного к рентгенологическому и эндоскопическому исследованиям желудка и кишечника,
-методика дуоденального зондирования и фракционного исследования желудочного содержимого.
-взятие кала для исследования, подготовка больного к взятию кала на скрытую кровь,
-кровотечение из желудка и кишечника, оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях.
-техника введения газоотводной трубки.
-виды клизм (очистительная, гипертоническая, сифонная, питательная, лекарственная, масляная, капельная), техника постановки клизм, дезинфекция, хранение системы и наконечников.
-наблюдение и уход за больными пожилого и старческого возраста.
Студент должен знать:
-понятие об основных патологических симптомах при заболеваниях почек и мочевыводящих путей: боли в пояснице, расстройства мочеиспускания, лихорадка, отеки, повышение АД.
-наблюдение за мочеиспусканием, его частотой и характером.
-взятие мочи для исследования и направление ее в лабораторию.
-правила сбора мочи для определения глюкозурии.
-анализы мочи по Зимницкому, по Нечипоренко. Проба Реберга.
-мероприятия при острой задержке мочи, вызов рефлекса на мочеиспускание.
-катетеризация мочевого пузыря, виды катетеров, техника катетеризации мягким катетером.
-подготовка больного к рентгенологическому исследованию почек и мочевыводящих путей.
-уход за больными с заболеваниями почек и мочевыводящих путей. Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста.
| Студент должен уметь выполнять:
-оказать первую доврачебную помощь при рвоте. -провести осмотр полости рта.
-взять мазок из зева и носа для бактериологического исследования.
-проведение промывания желудка толстым зондом.
-зондирование желудка тонким зондом.
-проведение дуоденального зондирования и фракционного исследования желудочного содержимого.
-введение газоотводной трубки.
-постановка очистительной, гипертонической, сифонной, питательной, лекарственной, масляной клизм.
Студент должен уметь выполнять:
-определение водного баланса,
-сбор мочи для лабораторного исследования,
-проведение пробы по Зимницкому, по Нечипоренко, проба Реберга.
-катетеризация мочевого пузыря мягким катетером.
|
|
|
|
|
| Уход за тяжелыми и агонирующими больными.
Терминальные состояния. Техника сердечно-легочной реанимации.
| Студент должен знать:
-общие правила ухода за тяжелыми и агонирующими больными. Положение в постели. Профилактика пролежней. Уход за полостью рта и физиологическими отправлениями. Понятие о реанимации. Особенности работы медицинского персонала в реанимационном отделении. Индивидуальный пост. Уход за больными находящимися в бессознательном состоянии.
Студент должен освоить:
-понятие о терминальных состояниях
-нарушение организма при терминальных состояниях,
-клиническая смерть
-правила сердечно-легочной реанимации (непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция легких по способу «рот в рот», «рот в нос»),
-реанимационная помощь при остановке дыхания и кровообращения,
-биологическая смерть: констатация смерти и правила обращения с трупом.
| Студент должен уметь выполнять:
- уход за тяжелыми и агонирующими больными,
-профилактика пролежней, уход за полостью рта и физиологическими отправлениями,
-уход за больными находящимися в бессознательном состоянии.
Студент должен уметь выполнять:
-проведение непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких
|
|
|
|
|
| Зачет
| Контроль практических навыков и теоретических знаний.
|
|
|
|
| ХИРУРГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
|
|
| Общий уход за хирургическими больными.
| Студент должен освоить:
-понятие об уходе за больными в хирургии.
-понятие о внутрибольничных инфекциях,
-практическая деонтология общего ухода за хирургическими больными.
| Студент должен уметь выполнять:
-общие принципы клинического обследования хирургического больного,
-произвести санитарную обработку больного при поступлении в стационар,
-выявлять источники и пути распространения хирургической инфекции.
|
|
|
|
|
| Клиническая гигиена медицинского персонала
| Студент должен освоить:
-правила обработки рук и гигиеническое содержание тела,
-требования к одежде, правила ношения одежды персоналом.
-бактерионосительство среди медицинского персонала, выявление, санация,
-лабораторные исследования и прививки, проводимые персоналу,
-правила работы с биологическими материалами.
| Студент должен уметь выполнять:
-обработать руки дезинфицирующими растворами,
-пользоваться хирургической маской,
-одеть и сменить стерильные перчатки, одеть стерильный халат самостоятельно и с помощью операционной медсестры.
|
|
|
|
|
| Клиническая гигиена больного в хирургии.
| Студент должен знать:
-клиническая гигиена тела хирургического больного с общим и постельным режимом на различных этапах стационарного лечения,
-смена нательного и постельного белья.
-контроль и санитарная обработка личных вещей больного.
-организация, порядок и гигиенический контроль посещений больного.
-санитарная подготовка больного к операции.
-профилактика осложнений и уход за кожей, глазами, ушами, полостями носа и рта.
-общие особенности ухода за оперированными больными, виды режимов.
| Студент должен уметь выполнять:
-предоперационную подготовку операционного поля;
-гигиеническую обработку тела оперированного больного;
-смену нательного и постельного белья,
-гигиеническое подмывание больных; газоотведение из толстой кишки; катетеризацию мочевого пузыря, зондирование и промывание желудка,
-выполнять очистительную, сифонную, послабляющую и лекарственную клизмы.
|
|
|
|
|
| Кормление хирургического больного
| Студент должен освоить:
-организация, порядок и санитарное обеспечение питания хирургического больного с общим и постельным режимом,
-контроль передач и личных продуктов больного,
-кормление тяжелых больных.
| Студент должен уметь выполнять:
-кормить больных в кровати, через зонд и гастростому,
-составлять и выписывать порционники,
-лечебные столы,
-кормление тяжелых больных, находящихся на постельном режиме,
-обработать пролежни, пользоваться функциональной кроватью.
|
|
|
|
|
| Клиническая гигиена окружающей среды в хирургии:
А) Приемно-диагностическое отделение
| Студент должен знать:
-структуру хирургического стационара.
-понятие о лечебно-охранительном режиме.
-размещение, планировка, функционирование подразделений. Значение этих факторов в рациональной организации труда и профилактике госпитальной инфекции.
Приемно-диагностическое отделение: структура, оборудование, функции, принципы организации труда. Санитарная обработка помещений, мебели, медоборудования и инструментария. Прием, осмотр, регистрация, санитарная обработка больного со сменой белья и одежды. Подготовка к экстренной операции. Транспортировка из приемного отделения в хирургическое отделение и операционный зал.
| Студент должен уметь выполнять:
-произвести: санитарную обработку больного при поступлении в стационар,
-дезинфекцию мед. инструментария и средств ухода за больными;
-обработку и дезинфекцию подкладных суден, мочеприемников;
-подкожные и внутримышечные инъекции, венепункцию, взятие проб, крови из вены и внутривенные инъекции.
-дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения,
-подготовить больного к проведению инструментальных методов обследования; заполнить инфузионную систему.
|
|
|
|
|
| Клиническая гигиена окружающей среды в хирургии:
В) Хирургическое отделение
| Студент должен знать:
- хирургическое отделение: подразделения, оснащение, организация труда.
-санитарная обработка помещений хирургических отделений,
-виды, последовательность, техника уборки отдельных помещений с применением дезинфектантов.
-санитарная обработка мебели и оборудования, вентиляция, очистка, ультрафиолетовое облучение и другие методы обработки воздуха,
-гигиенический контроль состояния окружающей среды хир. отд.
-особенности санитарно-гигиенического режима в гнойном хир. отделении. Организация и проведение общего ухода за больными после плановых операций. Соблюдение лечебно-охранительного и двигательного режима. Организация ухода за телом больного.
-гигиена выделений, уход за областью оперативного вмешательства, дренажами, зондами, катетерами, системами для инфузии.
-организация и особенности проведения общего ухода за больными после экстренных операций. Зависимость конкретных мероприятий по уходу от характера патологии, наличия осложнений, возраста, сопутствующих заболеваний
| Студент должен уметь выполнять:
-перемещать больного с кровати на каталку и обратно, с каталки на операционный стол и обратно, с системой внутривенной инфузии и дренажами,
предстерилизационную подготовку медицинского и хирургического инструментария.
-инструментальную перевязку ран,
-уложить в биксы перевязочный материал, операционную одежду, маски, перчатки.
-оценить стерильность материала в биксе.
-оказать: первую медицинскую помощь при отравлениях средствами дезинфекции, помощь больному при рвоте
|
|
|
|
|
| Клиническая гигиена окружающей среды в хирургии:
С) Операционный блок
Д) Отделение реанимации и интенсивной терапии
| Студент должен знать:
- операционный блок: структура, оборудование оснащение, принципы организации труда,
-система асептики в операционном блоке и меры ее поддержания,
-санитарно-гигиенический режим в операционном блоке,
-уборка операционной, ее виды, способы и особенности проведения. Уход за приборами и аппаратурой в операционной. Транспортировка больного в операционную и обратно.
Отделение реанимации и интенсивной терапии: структура, оборудование оснащение, принципы организации труда. Санитарная обработка помещений, медицинского оборудования и предметов внешней среды. Особенности клинической гигиены персонала. Клиническая гигиена и уход за больными, находящимися на искусственной вентиляции легких, в бессознательном и агональном состояниях.
| Студент должен уметь выполнять:
-обработать руки дезинфицирующими растворами,
-заполнять операционный журнал,
-обработать операционное поле,
-одеть и сменить стерильные перчатки,
-одеть стерильный халат самостоятельно и с помощью операционной сестры,
-осуществлять уход за больными, находящимися на искусственной вентиляции легких, в бессознательном и агональном состояниях.
|
|
|
|
|
| Зачет
| Контроль практических навыков и теоретических знаний.
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | |
2.3. Дневник практических занятий
В плане проведения практических занятий по общему уходу за больными предусмотрена работа с индивидуальными дневниками практических занятий с каждодневной регистрацией выполняемой работы в виде описания практических навыков и указания их количества. Оформление дневников воспитывает в студентах культуру ведения документации, дневник служит методическим пособием на последующих этапах обучения т.к. описание практических навыков производится в виде алгоритма действий с закреплением всех особенностей их выполнения в конкретных условиях. Дневниковые записи являются критерием усвоения студентами техники практических навыков и являются предметом разбора ошибок преподавателем.
2.4. Медицинская карта стационарного больного
В ходе клинических занятий студенты работают с историями болезни в объеме оформления температурного листа: регистрация температурной кривой, показателей уровня артериального давления, суточного диуреза и количества выпитой жидкости, антропометрических данных -рост и вес пациента.
2.5. Курсовая работа
Выполнение курсовой работы планируется в начале учебного года. Характер ее дифференцируется с точки зрения подготовленности, способности студентов к данной дисциплине. Используются различные формы курсовой работы: написание рефератов, оформление альбомов, учебных стендов, создание наглядных пособий в виде схем, рисунков, таблиц и т.д. Основная тематика курсовых работ определяется темами предстоящей после завершения занятий по общему уходу за больными научно-практической конференции по проблемам биомедицинской этики и первой доврачебной помощи.
2.6. Научно-практическая конференция
По завершении фантомных и клинических разделов обучения проводится научно-практическая конференция "Студенческие чтения по биомедицинской этике и деонтологии", на которой будут представлены и доложены наиболее значительные доклады и рефераты, выполненные студентами в течение осеннего и весеннего семестров.
2.6. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.
Самостоятельная работа студентов проходит под контролем преподавателей в рамках аудиторной работы и занимает около 30 % планируемого учебного времени.
|