В любом случае его принудительная правильность (порой лишь обогащаемая расчетливо вводимыми вариациями) является законом орнамента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В любом случае его принудительная правильность (порой лишь обогащаемая расчетливо вводимыми вариациями) является законом орнамента.



Ведь общий смысл его — в упорядочивании видимого мира, в эстетическом овладении законами простых зрительных связей между вещами. Орнамент — это порядок, противопоставленный хаосу. Отсюда волевое напряжение, ощущаемое порой в его четких ритмах, скрытый драматизм этого чисто декоративного, лишь украшающего, по видимости, жизнь искусства.

 

Нужно еще отделить от орнаментального искусства близкие к нему способы декоративного применения природной красоты материала, использования его нарядной текстуры, то есть видимых на поверхности следов внутреннего неоднородного строения, будь то волокна дерева или прожилки мрамора. На выглаженной, а тем более полированной поверхности они образуют узоры, имеющие свой цвет, ритм и форму, разнообразные, вовсе не регулярные, но всегда характерные и различные у каждого сорта или породы материала. Еще теснее, чем узоры, наносимые рукой человека, они связаны со своей поверхностью, наглядно выявляют ее качество, обогащают ее. И тем не менее это, конечно, не орнамент.

В орнаментах природная красота предстает претворенной и осмысленной, очищенной от всего индивидуального и случайного. На мраморе же мы видим живые следы игры стихийных геологических сил. Они только выявлены полировкой — процессом механическим, а не творческим. Каким бы непринужденным и сложным, далеким от элементарной симметрии и буквального повторения мотивов ни был сочиненный орнамент, мы всегда ощущаем в нем творяющую волю, угадываем художественный закон, управляющий кажущейся свободой построения. Между тем в камне и дереве господствуют лишь законы природы. При всей их непреклонности, они совсем иначе соотносят необходимость со случайностью. Мы видим на полированной доске природную, пока еще «сырую» форму, столь же отличную от орнамента, как живой вьюнок от построенной на его рисунке каемки платка.

Но как тот же вьюнок, так и мраморный или древесный рисунок может стать предметом дальнейшего художественного использования и переосмысления — от простой имитации натуры (которая ничего не прибавит и ничего нового не выявит в ней, а потому орнаментом тоже не станет) до таких сложных обработок, где ритм и цвет природного материала претворяется в стройную художественную систему. Впрочем, здесь границы между имитацией текстуры и настоящим орнаментом могут оказаться достаточно зыбкими.

В старинных книгах, главным образом XVIII века, встречаются очень нарядные цветные форзацы (листы бумаги, подклеиваемые изнутри к переплету) с похожим на мрамор узором цветовых прожилок и пятен. Узор этот не нарисованный, он образован затеками краски на поверхности специального жидкого состава. Художник подбирал и располагал краски, в известной мере мог направлять их завихрения и распределение по поверхности. И все-таки этот узор не вполне рукотворный, в нем используется случайность красочного затека, и при попытке повторить его прожилки и пятна обязательно лягут иначе. Элемент стихийности включен в структуру орнамента, воля и вкус художника лишь отчасти управляют формообразованием.

 

ФОРМЫ

Ценность некоторых произведений декоративного искусства заключается единственно в красоте их формы. Но форма может обойтись без украшений только тогда, когда она обладает высокими достоинствами, заключающимися либо в красоте самого материала, либо в гармонии пропорций, либо в изяществе контуров.

Гармония пропорций достигается верно, найденным соответствием между отдельными частями предмета, с одной стороны, и частями предмета и целым — с другой. Пропорции должны также соответствовать используемому материалу. Если пропорции предмета однообразны, он теряет выразительность; дабы избежать этого, художники подчеркивают вертикальные линии, чтобы добиться изящества, или горизонтальные, чтобы достичь впечатления устойчивости.

Лучшие контуры или профили удачно сочетают вертикальные и горизонтальные линии, наклонные и изогнутые. Вот почему некоторые греческие или китайские вазы прекрасно обходятся без украшений.

Декор тем лучше сочетается с фор мой предмета, чем больше он ее подчеркивает: примером тому являются ларцы, созданные в Древнем Египте, или японские цубы. Должна учитываться также и конфигурация обрамления, в котором располагается декор: она нередко вынуждает художника видоизменять мотив: он удлиняется, сужается, изгибается, к нему добавляются элементы, призванные уравновесить крупные части. Характерные примеры многочисленны в романской скульптуре Франции и бронзовых китайских изделиях периода Чжоу.

 

Классификация орнаментов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРНАМЕНТОВ

На протяжении всей истории искусства мы встречаемся с бесконечным разнообразием орнамента. Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой круг орнаментики. Определяющим началом в процессе работы над орнаментом может быть не только форма декорируемого предмета, но и материал, из которого он сделан, его цвет, фактура. Кроме того, отбор декора производится самим художником и подчинен определенной декоративной системе, в которой сочетание полезного и красивого является ее неотъемлемой чертой.

Орнамент черпает свои мотивы из геометрии, фауны, флоры; они могут быть подсказаны очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Следует пояснить, что мотивом в орнаментальном творчестве называют часть орнамента, главный его элемент. Мотив может состоять из одного элемента (простой мотив) или из многих, пластически оформленных в единое орнаментальное целое. Чаще всего мастера сами создавали для своих произведений орнаментальные мотивы. Благодаря умелому использованию мотивов, разнообразию приемов варьирования формы, силуэта, композиционных комбинаций, художникам всегда удавалось создавать новые оригинальные образцы орнаментального творчества. Поэтому можно предположить, что ряд простых орнаментальных мотивов независимо друг от друга могли возникнуть в разных странах одновременно.

Орнамент бывает графическим, скульптурным, по форме – геометрическим или растительным, иногда принимает фантастические формы; в него могут быть включены изобразительные мотивы. Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля.

Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся е динство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства. В процессе складывания стиля, несущего в себе новые художественные идеалы, в прикладном искусстве появлялись новые орнаментальные мотивы, создавались новые декоративные решения.

Основными классификационными признаками орнамента служат его происхождение, назначение и содержание. С учетом всего этого орнаментальные формы можно объединить в следующие группы, или виды.

1. Технический орнамент. Возникновение форм этого орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека. Например, фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее на первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.

2. Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно-символических изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов. Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия. Появившись в Древнем Египте и других странах Древнего Востока, символический орнамент и сегодня продолжает играть важную роль.

3. Геометрический орнамент. Первоначально этот орнамент возник благодаря слиянию технического и символического орнаментов, образовав более сложные комбинации изображений, лишенные конкретного повествовательного значения. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволил акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов. Ведь любая геометрическая форма – это изначально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная. Постепенное развитие первоначальных и в то же время основных геометрических форм привело к тем художественным формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического искусства.

4. Растительный орнамент. Это самый распространенный орнамент после геометрического, для него характерны свои излюбленные мотивы, причем последние различны в разных странах, в разные времена. Растительный орнамент по сравнению с другими его видами представляет наибольшие возможности для создания разнообразных мотивов, приемов исполнения, для оригинальной трактовки формы. Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка разнообразных форм растительного мира. В руках художника-орнаменталиста первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются и соподчиняются по законам симметрии. При стилизации усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности его и удаляется или ослабляется частное или случайное. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости. К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.

5. Каллиграфический (эпиграфический) орнамент. Этот орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя наряду с собственно орнаментикой заметную роль в декорировке различных изделий декоративно-прикладного искусства.

6. Фантастический орнамент. В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египта, Ассирии, Китая и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока).

7. Астральный орнамент (от слова «астра» – звезда). Утверждает культ неба. Основными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае.

8. Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента – самые разнообразные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая.

9. Животный орнамент. Построен на изображениях птиц и зверей с различной степенью стилизации: как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.

10. Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ОРНАМЕНТОВ И ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ МОТИВОВ

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида:

1. Орнамент изобразительный, включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;

2. Орнамент неизобразительный, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;

3. О рнамент комбинированный, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

Самый сложный неизобразительный орнаментальный узор, или мотив, по существу состоит из простейших геометрических элементов правильной или неправильной формы.

 

3. Геометрические и природные мотивы.

Геометрический орнамент

Перечислим виды геометрических орнаментов, ограничиваясь главным и идя от простого к сложному. Приведенные нами примеры немногочисленны, и их легко умножить. Прежде всего назовем точку, которая мало значит сама по себе, но при повторении дает декоративный эффект, успешно использованный в искусстве Сасанидского Ирана и в китайских изделиях Танского периода. Затем идет линия или лента, широко применявшаяся для того, чтобы разграничить отдельные мотивы. Линию можно увидеть и в доисторических орнаментах и на греческих вазах (геометрический и классический стили).

Зигзаг, или ломаная линия, использовалась в Древнем Египте, где она служила знаком воды. Ее, впрочем, находят и у многих других народов в самые разные времена, от романской Франции до гончарных изделий неолитического Китая.

Шевроны — ломаная лента с ритмическим чередованием узора встречается и в романском искусстве, и у берберов, и в Китае периода Тан.

Вязь характерна для искусства ислама, однако мы находим ее также в орнаментах самых разных стран. Напомним, что мотив плетенки встречается уже в древневосточной и греческом искусстве, в средние века вязь является излюбленным мотивом в книжной миниатюре, на ирландских резных крестах, в некоторых романских орнаментах, например в орнаменте колонн в церкви Сувиньи. Вязь можно найти и в эпоху Возрождения на книжных переплетах, на фаянсовых изделиях Сен-Поршера и даже такие великие мастера, как Леонардо да Винчи и Дюрер, оставили образцы этого мотива, ставшие прославленными.

Меандр изломанная под прямым углом лента — использовался и на греческих вазах геометрического стиля, и в искусстве Древней Мексики, и на японских тканях.

Квадрат прежде всего ограничивает поверхности, заполненные мотивами, как мы это видим, например, на кессонированных потолках эпохи Возрождения.

Ромб можно увидеть на множестве доисторической гончарной посуды и на бронзовых китайских изделиях периода Тан, он также служит для ограничения декорируемых поверхностей. То же можно сказать и о шашечном орнаменте, который широко используется в узорах тканей со времен Древнего Египта вплоть до современного искусства.

Треугольник служит орнаментальным мотивом для мозаичных полов и для тканей.

Шестиугольник, восьмиугольник и их сочетания широко воспроизводились в декоративном искусстве стран ислама.

Кроме перечисленных выше имеются еще два прямолинейных мотива, получивших широкое распространение с доисторических времен, но преимущественно в качестве религиозных символов - крест на Западе и свастика в странах Центральной и Юго-Восточной Азии. Крест встречается не только в древних или современных христианских цивилизациях, крестообразные мотивы мы видим и в античном искусстве, и в орнаменте берберских украшений.

Среди кривых линий назовем в первую очередь синусоиду, волнообразную ленту, которая встречается как обрамление и в романском и в китайском искусстве.

Спираль снискала большой успех и огромное распространение, она характерна для эгейской, а затем и для микенской культур.

Витой шнур—линия, спирально закрученная вокруг собственной оси, — встречается очень часто.

Так же часто и в самых разных странах применяется мотив круга, использовавшийся как собственно орнаментальный элемент, например на кипрских гончарных изделиях, так и для ограничения поверхности заключающей в себе другие мотивы, как например на японских гербах.

Полукруг нашел гораздо более узкое применение, хотя и служил в архитектуре как рельефный орнамент в форме переплетенных арочек, тогда как эллипс чаще употреблялся в орнаменте эпохи Возрождения.

Сложные мотивы объединяют в себе разнообразные элементы. Так мотив рыбьей кости, встречающийся в полинезийских орнаментах, сочетает прямую и ломаные линии, шевроны, оканчивающиеся точками, использованы средневековой живописью; растительным завиток имеется и в архитектурном декоре Древнего Египта и в эпоху Людовика XIV.

К геометрическим мотивам следует добавить элементы архитектурного декора, используемые только для украшения зданий и иногда мебели, они представляют собой в первую очередь лепной и резной орнамент – шнур, пистоль, выкружка, валик, скоция, двойной зубчатый орнамент и т д.

 

Природный орнамент

Главным мотивом орнамента является прежде всего живая природа, морские волны, более или менее стилизованные, широко распространенные от вазописи архаической Греции до японского искусства, сталактиты, украшающие Альгамбру в Гранаде, вулкан Фудзияма в японском искусстве, ореол пламени, окружающий некоторые изображения Будды, небесные светила, и в том числе солнце, использовавшееся во множестве орнаментов от времени Древнего Египта до эпохи Людовика XIV, луна, часто в виде серпа, которую мы находим и в искусстве ислама и во времена Дианы де Пуатье. Звезды, где число лучей меняется в зависимости от страны и от эпохи и, наконец, молния, стилизованная порой до неузнаваемости

Флора может быть и упрощенно стилизована и натуралистична или же воспроизведена в реалистической и сильно усложненной манере.

Деревья часто изображаются на тканях, листья предстают иногда как масса листвы, иногда по отдельности — например лист папируса в Египте, лавровый и акантовый лист в Греции, или же листья бывают деформированы и стилизованы до полной утраты сходства с живым листом и превращаются в игру изогнутых линий, что мы можем видеть в лепных орнаментах некоторых мусульманских построек.

Чрезвычайно распространены цветы, например лилия в эгейском искусстве, роза в готическом, гиацинт в росписях турецкого фаянса. Талантливые мастера умело подчиняют мотив цветка форме украшаемого предмета в Египте на предметах треугольных или удлиненных изображали голубой лотос, на округлых и широких поверхностях — белую водяную лилию. Плоды редко изображаются без листьев, гораздо чаще с веткой, как, например, грозди и листья винограда в искусстве христианских народов. Для растительных мотивов и на Востоке и на Западе характерно преобладание изогнутых линий растительные побеги и завитки, которые раскручиваются и закручиваются спиралью, подвешенные за концы фестоны и гирлянды, столь частые а римском искусстве и искусстве периода классицизма, венки, встречающиеся в те же эпохи. Есть также и розетки, вписанные в круг, которые представляют собой или раскрытый цветок, изображенный сверху (лотос в Индии, хризантема в Японии), или же цветок с шестью лепестками, полученный из пересечения дуг с помощью циркуля (распространенный мотив в народном искусстве).

Еще один цветочный декоративный мотив — пальметта — имел огромное распространение в бесчисленных разновидностях. Обычно пальметта расположена вертикально, но она встречается и в перевернутом виде и также в горизонтальном и диагональном.

Анималистические мотивы также часто служили декоративным цепям. Определенным представителям животного мира оказывалось предпочтение в силу значения и качеств, которые им приписывались - изображение льва служило в декоративных мотивах от искусства Древнего Египта до европейской геральдики («Мардзокко» Донателло), бык в искусстве Древнего Востока, слон в буддийских странах, баран в орнаментах античного Рима и эпохи Возрождения, змеи в кхмерском искусстве. Из морской фауны использовались рыбы, а также дельфин в древнегреческом и древнеримском искусстве, в эпоху Возрождения в Италии и Франции, карп в китайском искусстве, спрут получил большое распространение в критских и микенских декорах. Различные раковины, и особенно морской гребешок, часто встречаются в декоративном искусстве эпохи Людовика XV и Людовика XVI. Мастера декоративного искусства широко использовали изображения насекомых - скарабей в Древнем Египте, бабочка во всех видах искусства Китая и Японии, пчела во французском ампире, стрекоза в японских изделиях и в европейском искусстве 1900-х гг. Однако наибольшее применение во всех странах и почти во всех видах декоративного искусства нашли изображения птиц в силу символического смысла, который им придавался - сокол в Египте, орел в Риме, Византии и в Германской империи, павлин в христианском искусстве, журавль и мандариновая уточка в Китае и Японии. Но нередко мотив птицы использовался лишь в декоративных цепях - коринфские вазы, некоторые мусульманские блюда, средневековые испанские ткани, ткани эпохи Людовика XVI и гончарная посуда индейцев зуни.

Кроме реальных животных, изображенных целиком, в качестве декоративных мотивов использовались части тела животных: бычьи головы, известные уже из первобытного искусства, львиные лапы в египетской мебели, протомы в искусстве греков, а также сказочные существа, такие, как египетские сфинксы или грифоны и химеры греческой и римской античности, Византии и эпохи Возрождения, драконы, феникс и маски тао-тё в китайском искусстве. К этим чудовищам следует отнести также и фантастических зверей с двумя туловищами и одной головой — мотив, более распространенный, чем принято считать, и даже одноглавые существа с тремя туловищами.

Человек, естественно, очень часто использовался как сюжет орнамента, - иногда в виде схематического изображения, иногда стилизованно, иногда реалистически. В декоративном искусстве всех стран мы встречаем изображения мужчины и женщины поодиночке или в группах, в позах спокойных и величественных или, наоборот, в динамичном движении и даже в необузданном танце. Фигуры могут быть обнаженными или в одеждах, закрывающих почти все тело. Есть и карикатурные изображения (греческие терракоты, резные украшения готических откидных скамеечек).

Человеческое лицо тоже служило мотивом декора, и на его основе родился маскарон. Использовались и некоторые отдельные части человеческого тела: глаз, сердце, нога, рука, которая могла иметь четыре, а то и три пальца (мусульманское искусство).

Формы человеческого тела использовались также и для создания фантастических существ: кентавры и сирены античности, ангелы христианского мира, амуры (итальянские путти), полуфигуры и особенно ренессансные гротески с телами, вырастающими из растений.

Пейзаж с человеческими фигурами или без них используется довольно редко или же сводится к дому с одним или двумя деревьями.

Неодушевленные предметы составляют немаловажную часть декора Достаточно вспомнить готические свитки и ленты XVIII столетия доспехи и трофеи, вазы и рог изобилия эпохи Людовика XIV и садовые орудия времен Людовика XVI, также как и греческие корабли, голландские ветряные мельницы японские мосты и веера французские монгольфьеры. Количество и разнообразие предметов используемых в декоративном искусстве исключает всякую возможность классификации. Можно сказать, что все, когда бы то ни было вышедшее из рук человека, впоследствии послужило орнаментальным мотивом.

 

Комплексные мотивы

К этой категории мы можем отнести мотивы с двойным назначением - утилитарным и декоративным. Здесь мы прежде всего рассмотрим надписи, широко применявшиеся в качестве украшения в искусстве только высокоцивилизованных народов имеющих к тому же богатую литературу. Иногда сами знаки носят характер орнамента как, например, египетские иероглифы, китайская или арабская скоропись. Иногда письмо превращалось в орнамент путем некоторых изменении формы знаков прямолинейное написание китайских иероглифов, куфическое арабское письмо, римские прописные буквы. Надпись имеет смысловую нагрузку и одновременно является украшением. Чаще всего ее помещают на бордюрах. Древнегреческие и средневековые готические буквы гораздо меньше использовались в декоративном искусстве, чем арабский шрифт, который подчас настолько растворяется в сплетении линий, украшающих фон, что сам становится орнаментом. Декоративность арабской вязи побуждала иной раз христиан использовать ее просто в качестве украшения (Комментарии Св. Беата к «Апокалипсису» XI в. с надписью «Нет бога кроме Аллаха»), на мусульманских тканях встречаются буквы, перевернутые вертикальным штрихом вниз ради достижения большего декоративного эффекта. Надписи помещались и на камне и на керамике, на простых и на драгоценных металлах и на тканях

Далее следуют символические мотивы. Они многочисленны и во многом повторяют мотивы, о которых говорилось выше. Так треугольник символизирует горы на керамике неолитического Китая и додинастического Египта, круг, спираль и близкие им мотивы в Древнем Китае имеют космологический смысл, они изображают небо движение светил облака и гром круг разделенный надвое спиралью — знак «ян-инь» обозначает нераздельность мужского и женского начал. Среди растительных мотивов символического характера общеизвестны древо жизни в Месопотамии и Иране, роза, как королевский символ средневековой Англии, лилия во Франции, следует также упомянуть цветок лотоса в буддийском искусстве.

Христианское искусство и на Востоке и на Западе использовало целый ряд символических мотивов — от рыбы раннехристианского символа до эпиграфических — IHS и хризмы. Сюда же относятся ягненок, павлин и феникс, пальма, якорь, дельфин, обвивающий трезубец и, разумеется, на первом месте крест, существующий во многих вариантах, каждый из которых очень декоративен. В некоторых случаях мы видим сочетание нескольких символов, так, например, на саркофагах из Латеранского музея над крестом изображена хризма.

Вслед за символическими мотивами упомянем также и геральдические. Можно увидеть гербы в форме круга в мусульманском искусстве, в частности, использованные для украшения лампад в мечетях. Японские фамильные гербы также имеют форму круга. Иногда они составляют единственный узор предмета и изображаются золотом на фоне черного лака или на керамике, они же образуют декор цубы или служат узором роскошных тканей. Во всех случаях достигается очень удачный декоративный эффект.

В Европе мотив герба встречается главным образом в средневековом искусстве. Поскольку сама цель герба состоит в том, чтобы подчеркнуть престиж, гербы имели не только семьи, но и государства, города, цеховые корпорации и всякие иные общественные группы. Форма гербового щита меняется в зависимости от эпохи - в готической Франции она более декоративна, чем в последующие века. Гербы имеют различные формы в разных странах и итальянские или немецкие гербовые щиты нельзя спутать с французскими. Позднее к щиту стали добавлять различные элементы которые его усложняют и далеко не всегда удачны в декоративном отношении - такими добавлениями были шлем или корона, помещенные над щитом, львы или другие животные, которые его поддерживают, а под ним лента с девизом. Некоторые гербы германских стран настолько перегружены деталями, что в большой степени утрачивают художественную ценность. В геральдическом искусстве ценится прежде всего лаконизм с декоративной точки зрения - наилучшими являются самые простые гербы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.039 с.)