Расчет по условию сдвигоустойчивости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет по условию сдвигоустойчивости.



Недопустимые деформации сдвига в конструкции не будут накапливаться, если в грунте земляного полотна и в малосвязных (песчаных) слоях обеспечено условие (7.10)

Т≤Т пр / КпрТР,

где Т - расчетное активное напряжение сдвига (часть сдвигающего напряжения непогашенная внутренним трением) в расчетной (наиболее опасной) точке конструкции от действующей временной нагрузки; Т пр - предельная величина активного напряжения сдвига (в той же точке), превышение которой вызывает нарушения прочности на сдвиг, определяемые по [1] #M12291 1200015514пп (см. разд. 4.2); КпрТР - требуемый коэффициента прочности, определяемое с учетом заданного уровня надежности, согласно табл.7.1.

11.5.1Расчет по условию сдвигоустойчивости подстилающего грунта

 

1) Формирование двухслойной модели (рис.11.5).

 

 

 

 


 

 


Рис.11.5. Расчетная схема конструкции жесткой дорожной одежды при проверке

сдвигоустойчивости подстилающего грунта

В качестве нижнего слоя принимается грунт (супесь легкая), а в качестве верхнего – все слои дорожной одежды. Толщину верхнего слоя hв принимают равной сумме толщин слоев одежды

hв =∑ hi = 23+18+20 =61см

Модуль упругости верхнего слоя модели вычисляют как средневзвешенный по формуле (4.4):

ЕВ =(∑ Еi hi)/∑ hi = (1300∙20+400∙18+120∙20)/61=583Мпа

где Ei - модуль упругости i -го слоя; hi - толщина i -го слоя.

2) Определение активных напряжения сдвига Т. Определение Т производится в следующей последовательности:

- определяются соотношения h/D, Евн здесь h – толщина верхнего слоя двухслойной системы, h = hв = 61см; D - приведенный диаметр отпечатка колеса расчетного автомобиля (табл.10.1), D = 37см; Ен – модуль упругости нижнего слоя двухслойной системы Ен = Е6 = Егр = 43МПа; Ев - модуль упругости верхнего слоя двухслойной системы (средневзвешенный модуль верхних слоев) Ев = 583МПа. Соотношения имеют следующие значения: h/D = 61/37 = 1,65, Евн = 583/43 = 13,56.

- по номограмме на рис.4.5 определяется активное напряжения сдвига от единичной временной нагрузки p =1Мпа, при φ =12˚, = 0,012.

- определяется действующее в грунте активное напряжение сдвига Т по формуле (4.5) при p =0,6Мпа:

Т = = 0,012∙0,6 = 0,0072МПа

3) Определение предельных напряжений сдвига Тпр, по (4.6)

Tnp = СN + 0,1 gсрzопtgjСТ,

где СN - сцепление в грунте земляного полотна, принимаемое с учетом повторности нагрузки (см. разд.11.3), СN = 0,003МПа; zоп - глубина расположения поверхности слоя, проверяемого на сдвигоустойчивость, от верха конструкции, zоп = hв = 61см; jСТ - расчетная величина угла внутреннего трения материала проверяемого слоя при статическом действии нагрузки, при SNp = 1 (Приложение 2, табл. П.2.4- супесь легкая) и при Wр =0,8, jСТ = 34; gср - средневзвешенная плотность конструктивных слоев, расположенных выше проверяемого слоя, кг/см3,

gср =(∑ gihi)∙10-6/∑ hi,

здесь gi плотность материала i конструктивного слоя (прил.7),

gср = (2400∙23+1800∙18+1950∙20) ∙10-6/61= 0,002 кг/см3.

Tnp = 0,003+0,1∙0,002∙61∙ tg 34˚= 0,011МПа

5) Проверяется выполнение условия прочности (4.3) (с учетом требуемой надежности) при = 0,94;

= 0,011/0,94=0,0117МПа > Т=0,0072МПа

Условие выполняется. Конструкция обеспечивает сдвигоустойчивость в подстилающих грунтовых слоях.

 

11.5.2 Расчет по условию сдвигоустойчивости в песчаном слое основания

1) Формирование двухслойной модели (рис.11.6).

В качестве нижнего слоя принимается дополнительный слой основания – среднезернистый песок и подстилающий грунт, а в качестве верхнего – все слои дорожной одежды расположенные выше песчаного слоя. Толщину верхнего слоя hв принимают равной сумме толщин слоев одежды

hв =∑ hi =23+18=41см

Модуль упругости верхнего слоя модели вычисляют как средневзвешенный по формуле (4.4):

ЕВ =(∑ Еi hi)/∑ hi = (1300∙23+400∙18)/41=905Мпа

где Ei - модуль упругости i -го слоя; hi - толщина i -го слоя.

2) Определение активных напряжения сдвига Т. Определение Т производится в следующей последовательности:

- определяются соотношения h/D, Евн здесь h – толщина верхнего слоя двухслойной системы, h = hв = 41см; D - приведенный диаметр отпечатка колеса расчетного автомобиля (табл.10.1), D = 37см; Ен – модуль упругости нижнего слоя двухслойной системы Ен = ЕЭП = 55МПа; Ев - модуль упругости верхнего слоя двухслойной системы (средневзвешенный модуль верхних слоев) Ев = 905МПа. Соотношения имеют следующие значения: h/D = 41/37 = 1,27, Евн = 905/55 = 16,45.

 

 


Рис.11.6. Расчетная схема конструкции жесткой дорожной одежды при проверке

сдвигоустойчивости песчаного слоя основания

 

- по номограмме на рис.4.5 определяется активное напряжения сдвига от единичной временной нагрузки p =1Мпа, при φ =22˚, = 0,018.

- определяется действующее в грунте активное напряжение сдвига Т по формуле (4.5) при p =0,6Мпа:

Т = = 0,018∙0,6 = 0,0108МПа

3) Определение предельных напряжений сдвига Тпр, по (4.6)

Tnp = kд∙СN + 0,1 gсрzопtgjСТ,

где сN - сцепление в песчаном слое, принимаемое с учетом повторности нагрузки (см.разд.10.3), СN = 0,002МПа; kд - коэффициент, учитывающий особенности работы конструкции на границе песчаного слоя с нижним слоем несущего основания (учитывается при проверке песчаных слоев основания), для среднезернистого песка kд = 4; zоп - глубина расположения поверхности слоя, проверяемого на сдвигоустойчивость, от верха конструкции, zоп = hв = 47см; jСТ - расчетная величина угла внутреннего трения материала проверяемого слоя при статическом действии нагрузки, при SNp =1(Приложение 2, табл. П.2.6- песок средней крупности), jСТ = 32; gср - средневзвешенная плотность конструктивных слоев, расположенных выше проверяемого слоя, кг/см3,

gср =(∑ gihi)∙10-6/∑ hi,

здесь gi плотность материала i конструктивного слоя (прил.7),

gср = (2400∙23+1800∙18) ∙10-6/41= 0,0021 кг/см3.

Tnp =4∙ 0,002+0,1∙0,0021∙41∙ tg 32˚= 0,013МПа

5) Проверяется выполнение условия прочности (4.3) (с учетом требуемой надежности) при = 0,94;

= 0,013/0,94=0,014МПа > Т=0,0108МПа

Условие выполняется. Сдвигоустойчивость конструкции в песчаном слое обеспечена.

11.6 Расчет параметров конструкций и элементов

деформационных швов

Определение расстояния между поперечными швами сжатия lсж выполняется по формуле (9.1)

lсж = 2∙ ln [ M+(M 2-1)0.5]/ n.

Величины M, n и Δt вычисляются по формулам (9.2), (9.3) и (9.3*)

M = [1- Btb /(4∙ Eб∙α∙Δt)]-1, n = 100∙(kc / Eбh)0.5,

Δt = Тмакс – Тмин‌‌‌‌

При α = 0,00001 °С -1; kc = 0,8 Н/см3; h = 23 см; Eб = 26500МПа; Btb = 4МПА; Тмакс = 37˚С; Тмин‌‌‌‌ = - 42˚С получим Δt = 37 – (-42) = 77˚С; M = [1- 4∙(4∙26500∙0,00001∙77)]-1 = 1.05; n = 100∙(0,8/26500∙23)0,5 = 0,115м -1;

lсж = 2∙ ln [1,05+(1,052-1)0.5]/0,107 = 5,6м.

Полученное значение lсж меньше минимально допустимой длины l сж мин = 25∙23 = 5.75м (см. разд.6.1). Окончательно принимаем lсж = 5,6м.

Для рассматриваемой конструкции швы расширения следует устраивать в двух случаях - на участках бетонирование которых выполняется при температуре воздуха менее 10 ˚С и перед мостами и путепроводами. В этом случае необходимость устройства швов расширения определяется исходя из допустимых температурных напряжений сжатия σtдоп (9.4),

σtдоп = 0,031∙(Eбγh)0,5 = 0,031∙(26500∙2,4∙ 23)0,5 = 3,75МПа.

Из условия сохранения прочности бетона в зоне швов не должно превышать 2∙ Btb = 2∙4 = 8МПа, условие выполняется.

Из условия прочности швы расширения устраивают, если допустимые напряжения σtдоп будут меньше фактических (МПа), определяемых по формуле (9.5)

σtф = α∙ Eб ∙(Тмакс – Тисх) =0,00001∙26500∙(37-7,5) = 7,82МПа;

где - Тисх - исходная температура бетона в середине по толщине плиты, принимаем Тисх=7,5°С, средняя температура в период бетонирования при температуре воздуха от 5˚С до 10 ˚С.

Для определения диаметра штырей в швах следует определить часть расчетной нагрузки на колесо, воспринимаемой штыревым соединением (9.10) в швах сжатия Ршт сж и расширения Ршт расш

Ршт сж = 0,9∙ Qдн (1 ωшт сж / ωпл) = 0,9∙65(1-1,5/3)=29,25кН,

Ршт расш = 0,9∙ Qдн (1 ωшт расш / ωпл) = 0,9∙65(1-2/3)= 19,5кН,

Диаметр dшт (см) штырей в швах вычисляют по формуле(9.9)

dшт сж = [10∙ Ршт сж /(Аdсж ∙Rи∙nшт сж∙Кd)]0,5 = [10∙29,25/(3∙32∙2∙0,75)]0,5 =1,42см

dшт расш =[10∙ Ршт расш /(Аd расш∙Rи∙nшт расш∙Кd)]0,5=

=[10∙19,15/(1,5∙32∙2∙0,75)]0,5 =1,65см

где ωшт - податливость штырей при нагружении, мм; для швов сжатия ωшт сж =1,5 мм, для швов расширения ωшт расш =2 мм; ωпл - расчетный прогиб края плиты от действия нагрузки, мм; для песчаного и щебеночного основания ωпл =5 мм, для цементогрунтового основания - ωпл =3 мм; Аd - коэффициент длины зоны обжатия бетона в месте входа в него штыря; для швов сжатия Аdсж =3, для швов расширения Аdрасш =1,5; Rи - средняя прочность бетона на сжатие, МПа: допускается принимать Rи ≈8∙ Bt b = 32МПа; nшт - количество штырей на полосе наката nшт сж = 2 (см.рис.6.2); Кd - коэффициент запаса, равный 0,75.

Длина штырей составляет

lшт сж = (20∙ dшт сж + 5)= 20∙1,42+5= 33,84≈34см

lшт расш = (20∙ dшт расш + 10+ Впр) = 20∙1,65+10+3=46см.

Диаметр штырей в продольных швах определяется из требуемой площади поперечного сечения Fa (9.11…9.12) арматуры:

Fa = 0,2∙ В∙h∙γ∙(f+i)/Rs = 0,2∙350∙23∙2,4(1,5+0,05)/6000= 1 см /м или с

учетом установки штырей через 1.5 м (см. рис.6.2) Fa1.5 = 1,5см2 и

dшт прод = 2∙(Fa1.5 / π)0,5 = 2∙(1.5/3,14)0,5= 1,38см ≈ 14мм

где В – полуширина плиты, В = 350см f - коэффициент трения-сцепления плиты с основанием; принимается f =1,5; i - поперечный уклон, доли единицы; i =0,05; Rs - расчетное сопротивление арматуры по [17] #M12291 871001190[[, #S,..,, Rs =(600 МПа.) 6000кгс/см ; h –толщина плиты, h = 23см; γ - плотность материала плиты, γ =2,4 т/м .

Для стержней периодического профиля при диаметре шпилек для крепления штырей 8-10 мм и при надежной приварке их к штырям длина штырей в продольных швах составит (9.15)

lшт прод = 22 dшт +5 = 22∙1,4+5 =35,8 ≈ 36см.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.025 с.)