Банковская система. Денежно-кредитная политика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Банковская система. Денежно-кредитная политика.



 

Программное содержание

Возникновение и эволюция денег. Сущность и функции денег. Денежное обращение. Закон денежного обращения. Денежно-кредитная политика. Кредит: сущность, функции и виды. Банки и их функции. Банковская система.

 

Методические указания

При изучении данной темы необходимо выяснить причины возникновения денег, их сущность функции и роль в экономике. Показать сущность кредитной и банковской системы.

Деньги – это законченная форма всеобщего эквивалента или товар, выдвинутый другими товарами на роль всеобщего эквивалента.

Кредитная система – совокупность кредитно-финансовых учреждений которые выполняют специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств.

Основными элементами кредитной системы являются6 центральный(национальный) банк, акционерные банки, специальные кредитно-финансовые институты.

Совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики называется денежно-кредитной политикой. Она бывает двух типов: политика «дорогих» денег (кредитная рестрикция) и политика «дешевых» денег.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Какие функции выполняют деньги.

2. Как определить какое количество денег необходимо для обращения в стране.

3. На каких принципах базируется кредитование.

4. Какие виды кредита Вы знаете.

5. Охарактеризуйте виды денежно-кредитной политики.

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ

РАБОТЫ

Контрольная работа выполняется в школьной тетради или в папке на листах формата А 4. На титульном листе необходимо указать фамилию, имя и отчество учащегося; шифр, номер группы; наименование предмета; номер контрольной работы; вариант; обратный адрес.

Соответствующим образом оформленная контрольная работа должна быть выполнена в установленные учебным графиком сроки по варианту, который зависит от шифра учащегося, и написана аккуратно, грамотно, разборчиво.

 

В конце контрольной работы следует указать использованную литературу, дату выполнения контрольной работы, поставить свою подпись и оставить 1-2 свободных листа для рецензии преподавателя.

 

Рекомендуется выполнять работу поэтапно:

-- прочитать методические указания;

-- проработать материал темы;

-- ответить на контрольные вопросы.

Ответы на вопросы должны быть краткими, конкретными и в то же время охватывать сущность поставленного вопроса. В них должны содержаться элементы анализа и конкретные примеры.

Не допускается переписывание текста из учебника.

Выполненная контрольная работа высылается (сдаётся) в колледж на рецензирование в строгом соответствии с учебным графиком.

Учащиеся, получившие контрольную работу после проверки, внимательно знакомятся с рецензией и, с учетом замечаний преподавателя, дорабатывают отдельные вопросы с целью углубления знаний.

Не зачтенная контрольная работа возвращается с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков, выполняется учащимся вновь и высылается вместе с первой не зачтенной работой на проверку тому же преподавателю.

Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки и без зачета.

 

Вариант контрольной работы определяется по шифру в таблице.

Варианты к домашней контрольной работе

по дисциплине "Основы экономической теории"

 

 

  Последняя цифра шифра
                     
  - - - 9, 20, Зад.14 8, 21, Зад.12 7, 22, Зад.11 6, 23, Зад.6 5, 24, Зад.1 4, 25, Зад.2 3, 26, Зад.3 2, 27, Зад.4 1, 28, Зад.5
  10,29 Зад.19 11,30 Зад.18 12,31 Зад.17 13,32 Зад.16 14,33 Зад.15   15,34 Зад.9 16,35 Зад.13 17,36 Зад.8 18,37 Зад.7 19,38 Зад.10
  1, 39, Зад.15 2, 40, Зад. 8 3, 41, Зад.7 4, 42, Зад.6 5, 20, Зад.19 6, 21, Зад.4 7, 22, Зад.3 8, 23, Зад.2 9, 24, Зад.1 10,25, Зад.20
  11, 26 Зад.10 12, 27 Зад.11 13, 28 Зад.12 14, 29 Зад.13 15, 30 Зад.14 16,31 Зад.7 17,32 Зад.17 18,33 Зад.5 19,34 Зад.9 1, 35, Зад.18

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

 

1.Рассмотрите становление и развитие экономической мысли до ХХ века.

2.Охарактеризуйте современные направления развития экономической теории.

3. Раскройте сущность предмета экономической теории и её структуры.

4. Охарактеризуйте функции и задачи экономической теории.

5. Рассмотрите методы экономической теории.

6. Раскройте понятие экономической системы общества и её структуру.

7.Охарактеризуйте производительные силы и производственные отношения, и их структуру.

8. Рассмотрите типы экономических систем.

9.Охарактеризуйте модели хозяйствования в рамках экономических систем.

10.Раскройте сущность собственности в экономической системе, её место и роль.

11. Рассмотрите типы и формы собственности.

12.Охарактеризуйте разгосударствление и приватизация собственности в РБ.

13.Раскройте понятие рынка, причины его возникновения и закономерности развития.

14.Охарактеризуйте функции рынка, объекты и субъекты.

15.Приведите классификацию рынков.

16.Рассмотрите инфраструктура рыночной экономики и её элементы.

17.Охарактеризуйте роль рынка в экономике.

18.Раскройте сущность конкуренции, её виды и роль в развитии экономики.

19.Рассмотрите методы и способы ведения конкурентной борьбы. Антимонопольное законодательство.

20.Охарактеризуйте рыночный спрос и факторы на него влияющие. Закон спроса.

21. Рассмотрите рыночное предложение и факторы на него влияющие. Закон предложения.

22. Охарактеризуйте эластичность спроса.

23.Охарактеризуйте эластичность предложения.

24.Рассмотрите рыночное равновесие и равновесную цену.

25.Раскройте понятие потребности и полезности. Закон предельной полезности.

26.Охарактеризуйте потребительский выбор. Правило максимизации полезности.

27.Рассмотрите Кривую безразличия и принципы её построения. Норма замещения.

28.Охарактеризуйте Бюджетную линию и её экономический смысл.

29.Охарактеризуйте понятие производства и его факторы.

30.Охарактеризуйте кругооборот и оборот фондов предприятий.

31.Рассмотрите основные и оборотные фонды. Износ и амортизация основных фондов.

32.Раскройте понятие воспроизводства, его типы, формы и виды.

33.Рассмотрите эффективность производства и её показатели.

34.Охарактеризуйте издержки, их сущность и виды.

35.Рассмотрите доход предприятия и его виды.

36. Охарактеризуйте прибыль предприятия, её функции, Виды и показатели.

37. Рассмотрите рынок труда, его компоненты и особенности функционирования.

38.Охарактеризуйте заработную плату, её формы и системы.

39.Рассмотрите рынок капитала.

40.Охарактеризуйте рынок ценных бумаг: первичный и вторичный.

41.Рассмотрите ценные бумаги и их виды.

42.Охарактеризуйте рынок природных ресурсов и земельную ренту.

43.Раскройте сущность национальной экономики, структуру и цели развития.

44. Охарактеризуйте национальный продукт и его показатели.

45.Рассмотрите методы измерения национального продукта.

46.Раскрой сущность национального богатства, структуру, измерение и пути увеличения.

47.Охарактеризуйте сущность инфляции, ее причины и последствия. Антиинфляционная политика.

48. Рассмотрите типы и формы инфляции. Показатели измерения инфляции.

49.Охарактеризуйте занятость и безработицу. Виды безработицы и ее измерение.

50. Охарактеризуйте понятие финансовой системы, её структуру и принципы построения.

51.Рассмотрите сущность и принципы налогообложения.

52.Раскройте сущность налогов, и их виды.

53.Охарактеризуйте государственный бюджет и его структуру.

54.Рассмотрите бюджетный дефицит и государственный долг.

55.Раскройте сущность и задачи фискальной политики.

56.Рассмотрите возникновение и сущность денег.

57.Охарактеризуйте функции денег. Закон денежного обращения.

58.Раскройте сущность кредитной системы государства и её структуру.

59.Рассмотрите сущность кредита, функции и виды.

60. Охарактеризуйте денежно-кредитную политику государства, её цели и типы.

 

 

 

 

ЗАДАЧИ

К домашней контрольной работе по дисциплине

«Основы экономической теории»

Задача 1.

Объем выпускаемой продукции составляет 600 долларов; масса живого труда -- 10 человеко-дней. Стоимость применяемых средств труда 1200 долларов, материальные затраты 300 долларов.

Определите: 1. Производительность труда

2. фондовооруженность

3. фондоотдачу

4. фондоемкость

5. материалоемкость

Для решения этой задачи необходимо изучить в теме «Производство» параграф «Эффективность производства и ее показатели».

 

Задача 2.

Студент еженедельно получает 20 долларов на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите линию бюджетных возможностей студента для каждой ситуации, обозначая продукты питания F на вертикальной оси, а развлечения Н – на горизонтальной:

1. Цена продуктов питания PF = 0,5 $ за единицу, а развлечений PH = 0,5 $ за единицу;

2. PF = 1 $, PH = 0,5 $

3. PF = 0,5 $, PH = 1 $

4. PF = 0,4 $, PH = 0,4 $

5. PF = 0,5 $, PH = 0,5 $, но доходы студента увеличились до 25 $.

Для решения этой задачи необходимо изучить в теме «Теория потребления» параграф «Бюджетные ограничения».

 

 

Задача 3.

ВНП составляет 50 000 ден.ед. Потребительские расходы – 3 200 ден.ед. Государственные расходы – 9 000 ден.ед. Чистый экспорт – 800 ден.ед. Экспорт – 3 500 ден.ед. Сумма амортизации – 1 500 ден.ед.

Определите:

1. Величину валовых частных инвестиций;

2. Объем импорта;

3. Чистый национальный продукт.

Для решения задачи необходимо изучить тему «Национальный продукт»

Задача 4.

На основании данных о рынке консервированной фасоли:

 

QD P QS

70 8 10

60 16 30

50 24 50

40 32 70

30 40 90

 

1.Постройте графики кривых спроса и предложения.

2. Определите равновесную цену и равновесный объем.

3. Что будет наблюдаться на рынке (дефицит или избыток) и в каком объеме, если цена установится на уровне: а) 8 ден.ед.

Б) 32 ден.ед.

Для решения этой задачи необходимо изучить тему «Теория спроса и предложения» параграф «Рыночное равновесие. Равновесная цена».

 

 

Задача 5.

Фирма несет постоянные издержки в размере 45 долларов, кроме того:

Объем производства /Q/ AVC

1 17

2 15

3 14

4 15

5 19

6 29

Определите:

1.Средние постоянные издержки

2.Средние общие издержки

3.Предельные издержки

 

Для решения этой задачи необходимо изучить тему «Издержки производства».

 

Задача 6.

ВНП в условиях полной занятости составляет 20 млрд.руб. Фактический объем ВНП равен 16 млрд.руб. Сумма налогов составляет 10% от величины ВНП. Государственные расходы на товары и услуги равны 1,8 млрд.руб.

Определите, сводится ли государственный бюджет с дефицитом или профицитом. Каковы их размеры.

Для решения этой задачи необходимо изучить тему «Финансовая система и фискальная политика» параграф «Бюджетный дефицит и государственный долг».

 

Задача 7.

Сумма цен реализованных товаров и услуг составляет 200 млрд.руб. Платежи по которым наступил срок уплаты 40 млрд.руб Товары проданные в кредит 60 млрд.руб. Взаимопогашающиеся платежи 20 млрд.руб. Рубль совершает 8 оборотов в год.

Определите: 1. Количество денег, необходимое для обращения;

2. Как изменится это количество, если:

А) сумма продаж возрастет в 1,5 раза;

Б) рубль будет совершать 10 оборотов в год;

В) число оборотов рубля сократится до 5 в год.

Для решения этой задачи необходимо изучить тему «Формы общественного хозяйства» параграф «Деньги -- элемент развитого товарного хозяйства».

 

 

Задача 8.

На основании следующих данных:

Год Произведено компьютеров Цена за единицу Произведено автомобилей Цена за единицу
  200 000 10 000 1 000 000 6 000
  1 500 000 2 000 1 500 000 10 000

Рассчитайте:

1.Номинальный ВНП в 1980 и 2000 годах;

2.Реальный ВНП в 1980 и 2000 годах при базовом 2000г.

3.Реальный ВНП в 1980 и 2000 годах при базовом 1980г.

4.Дефлятор ВНП в 2000 году при базовом 1980 г.

Для решения этой задачи необходимо изучить тему «Национальный продукт».

 

Задача 9.

Предположим, существует два рынка товара А. Функции спроса и предложения на первом: D1 = 25 – P, S1 = -11 + 2P. На втором: D2 = 60 – 2P,

S2 = -20 + 2P.

Как изменится равновесная цена и объем продаж, если эти рынки объединятся.

Для решения этой задачи необходимо изучить тему «Теория спроса и предложения» параграф «Рыночное равновесие и равновесная цена».

 

 

Задача 10.

Рыночная цена товара составляет 8 долларов. Функция общих издержек фирмы представлена в следующем виде:

Q            
TC            

 

Определите, какой объем выпуска продукции выберет фирма и какую прибыль она при этом получит.

Для решения этой задачи необходимо изучить тему «Доход и прибыль фирмы».

 

 

Задача 11.

Потребительская корзина состоит из шести товаров:

Товар Потребление/шт/ Цена за шт в 1 году Цена за шт во 2 году
А      
Б      
В      
Г      
Д      
Е      

 

Рассчитайте индекс потребительских цен для 2-го года.

Определите темп инфляции, если индекс цен на потребительские товары в 2000 году составил 135,6, а в 2002 – 178,4.

Для решения этой задачи необходимо изучить тему «Макроэкономическая нестабильность» параграф «Инфляция и ее измерение».

 

Задача 12.

Фирма, реализовав произведенную продукцию, получила валовой доход равный 20 млн.рублей. При этом ее затраты на приобретение сырья составили 2 мнл.руб., на оплату электроэнергии – 1,5 млн.руб. Стоимость оборудования принадлежащего фирме составляет 8 млн.руб. Норма амортизации – 15%. Рабочим выплачена заработная плата в сумме 3 млн.руб., а управленческому аппарату – 2,5 млн.руб. За заемные средства фирма должна выплатить процент в размере 600 тыс.руб.

Рассчитайте: 1. Постоянные издержки;

2. Переменные издержки;

3. Прибыль фирмы.

Для решения этой задачи необходимо изучить тему «Издержки фирмы».

 

 

Задача 13.

В стране А потребляется только три вида товаров. Используя данные, приведенные в таблице, рассчитайте индекс потребительских цен в 2006 году для страны А.

Вид товара Потребление в 2005 году Цена за ед. в 2005 году Потребление в 2006 году Цена за ед. в 2006 году
Ткани        
Мясо        
Картофель        

 

Для решения этой задачи необходимо изучить тему «Макроэкономическая нестабильность» параграф «Инфляция и ее измерение».

 

 

Задача 14

Численность занятых составляет 90 млн.чел. Численность безработных 10 млн.чел. Рассчитайте уровень безработицы.

Месяц спустя из 90 млн.чел., имевших работу, были уволены 0,5 млн.чел. 1 млн.чел. из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы.

Определите: 1. Численность занятых;

2. Количество безработных;

3. Уровень безработицы.

Для решения этой задачи необходимо изучить тему «Макроэкономическая нестабильность» параграф «Занятость и безработица».

Задача 15.

На основании данных о спросе и предложении на рынке помидоров:

Величина спроса Цена за 1 кг (руб.) Величина предложения
     
     
     
     
     
     

 

 

1. Начертите кривые спроса и предложения для помидоров и найдите равновесную цену и равновесное количество.

2. Что будет наблюдаться на рынке (дефицит или излишек) и в каком объеме, если цена на помидоры будет равна: А) 1200 руб.

Б) 2000 руб.

Покажите эти ситуации на графике.

3. Покажите на графике, как изменится равновесная цена и равновесный объем, если Министерство здравоохранения предупредит, что от употребления помидоров краснеют белки глаз и на коже выступает сыпь.

 

Для решения этой задачи необходимо изучить тему «Теория спроса и предложения» параграф «Рыночное равновесие».

 

 

Задача 16.

Естественный уровень безработицы составляет 7%, а фактический уровень 11%. Пользуясь законом Оукена, определите величину разрыва в ВВП в процентном выражении.

Какой объем продукции был потерян из-за безработицы, если номинальный ВВП составляет 700 млрд.рублей.

 

Для решения этой задачи необходимо изучить тему «Макроэкономическая нестабильность» параграф «Занятость и безработица».

Задача 17.

Эластичность спроса по цене на сигареты составляет 0,4. На сколько правительство должно повысить цену пачки сигарет, чтобы сократить их потребление на 20%. Цена пачки сигарет 1500 рублей.

 

Для решения этой задачи необходимо изучить тему «Теория спроса и предложения» параграф «Эластичность спроса».

 

Задача 18.

Индекс розничных цен в прошлом году составил 110%, а в текущем 121%. Каковы темпы инфляции в текущем году.

Используя правило «величины 70» определите, сколько времени потребуется для того, чтобы цены увеличились в два раза, если уровень инфляции составит:

А) 2% в год

Б) 5% в год

В) 10% в год.

Для решения этой задачи необходимо изучить тему «Макроэкономическая нестабильность» параграф «Инфляция и ее измерение».

 

Задача 19.

Доход потребителя составляет 380 ден.ед. Цена товара А 20 ден.ед., товара В 10 ден.ед. Постройте линию бюджетных возможностей потребителя и определите какая из следующих комбинаций находится на этой линии:

1. 10 А и 20 В;

2. 10 А и 10 В;

3. 10 А и 22 В;

4. 6 А и 20 В.

Для решения этой задачи необходимо изучить тему «Теория потребления» параграф «Бюджетные ограничения потребителя».

 

Задача 20.

Произведены три продукта: картофель, свекла и морковь в количестве 100 т, 75 т и 50 т соответственно и проданы по цене 60, 80 и 50 ден.ед. за кг. В прошлом году цены соответственно составляли 50, 60 и 70 ден.ед.

Рассчитайте дефлятор ВНП.

Для решения этой задачи необходимо изучить тему «Национальный продукт и его измерение».

ВОПРОСЫ К ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

1. Предмет, функции и структура экономической теории.

2. Методы экономической теории.

3. Экономическая система общества, ее сущность и структура.

4. Собственность, сущность, типы и формы.

5. Разгосударствление и приватизация собственности в РБ.

6. Возникновение и сущность рынка.

7. Функции и структура (виды) рынка.

8. Инфраструктура рынка и ее элементы.

9. Конкуренция, сущность, формы и методы.

10. Рыночный спрос и закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

11. Рыночное предложение и закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

12. Эластичность спроса и предложения.

13. Рыночное равновесие.

14. Понятие производства и его факторы. Воспроизводство.

15. Кругооборот и оборот фондов. Основные и оборотные фонды. Износ и амортизация.

16. Эффективность производства и ее показатели.

17. Издержки фирмы, их сущность и виды.

18. Доход и прибыль фирмы.

19. Рынок труда. Заработная плата.

20. Рынок ценных бумаг и их виды.

21. Рынок природных ресурсов и земельная рента.

22. Национальная экономика: сущность, цели и структура.

23. Национальный продукт, его показатели и измерение.

24. Национальное богатство.

25. Инфляция: сущность, причины возникновения, виды и последствия. Измерение инфляции.

26. Безработица: ее причины, формы и последствия.

27. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг.

28. Налогообложение и налоги. Виды налогов.

29. Сущность и функции денег. Закон денежного обращения.

30. Кредитная и банковская система.

31. Кредит: сущность, функции и формы.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальперин М. Микроэкономика. СПб., 2000.

2. Доллан Э., Ландсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 2000.

3. Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебное пособие. М., 2000.

4. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., 2002.

5. Лемешевский И.М. Экономическая теория (в трех частях). Мн., 2008.

6. Макконелл К., Брю С. Экономикс, в 2-х томах. М., 2000.

7. Теория национальной экономики.

Под редакцией Лемешевского И.М. Мн., 2005.

8. Экономика и бизнес.

Под редакцией Камаева В.Д. М., 2000.

9. Экономическая теория.

Под редакцией Базылева Н.И., Гурко С.П. Мн., 2009.

10. Экономическая теория.

Под редакцией Тарсевича Л.С. СПб., 1997.

11. Экономическая теория.

Под редакцией Давыденко Л.Н. Мн., 2007.

12. Экономическая теория: системный курс.

Учебное пособие под редакцией Лобковича Э.И. Мн., 2006.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.155.163 (0.145 с.)