Долг оратора – говорить правду.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Долг оратора – говорить правду.



(Платон)

Если кто решил овладеть красноречием по-настоящему, он должен быть человеком справедливым и сведущим в делах справедливости.

(Платон)

Нет, ничем нельзя нанести большего вреда, чем сообщая ложь. Вот именно, если те люди, у которых государственная деятельность заключается в речах, не будут говорить правду, тогда разве можно спасительно руководить государством?

(Демосфен)

Величайшее из достоинств оратора – не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.

(Цицерон)

Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление.

(Цицерон)

Учить – обязанность оратора, доставлять удовольствие – честь, оказываемая слушателю, производить же сильное впечатление – необходимо.

(Цицерон)

Заговори, чтобы я тебя увидел.

(Сократ)

Много говорить и много сказать не есть одно и то же.

(Софокл)

Или как можно короче, или как можно приятнее.

(Плутарх)

Не знаю, как у вас, а у меня, когда обращаюсь к мыслям древних, сразу возникает много вопросов.

Кто может оспорить, что долг оратора – говорить правду?

Можно ли говорить правду, будучи человеком лживым, демагогом, сегодня утверждать одно, завтра отказываться от своих слов, объясняя, что, мол, неправильно поняли? А потом с пафосом разглагольствовать о свободе, совести, правде, искренности, обещать золотые горы, зная, что ни одно из обещаний невозможно выполнить? Быть щедрым за счет других? И говорить, говорить и говорить? Выступать, зачитывая тексты, составленные другими, проводить пресс-конференции, звучать по радио, появляться на телевидении, играя роль человека уверенного, искреннего, доброго и честного, будучи мстительным, злопамятным, обидчивым, необязательным?

Конечно, кто с этим спорит, нужно уметь не говорить то, что не нужно. Но как научиться быть сдержанным? Как уметь контролировать себя? Я не зря настаиваю, чтобы каждый, желающий научиться говорить умно, доказательно, эмоционально, вел дневник наблюдений, в котором бы записывал все, что хочется, но с таким расчетом, что если кто-то посторонний прочтет его, то ничего страшного не произойдет.

Никогда не следует говорить все. Нужно всегда соблюдать тактичность, в разговоре (в выступлении на митинге, конференции) не врать, но и не уклоняться от острых проблем, а также стараться не задеть бестактным заявлением личность другого человека.

Иногда собственную бестактность выдают за простоту общения: мол, да, я такой, что думаю, то и говорю, у меня все просто, и сам я человек простой. Но не забывайте: простота бывает хуже воровства.

Общеизвестен (о нем написал и Сергей Довлатов) диалог между заместителем министра культуры и знаменитым дирижером Кириллом Кондрашиным.

"У дирижера Кондрашина возникали порой трения с государством. Как-то раз не выпускали его за границу. Мотивировали это тем, что у Кондрашина больное сердце. Кондрашин настаивал, ходил по инстанциям. Обратился к заместителю министра.

– У вас больное сердце, – говорит замминистра.

– Ничего, – отвечает Кондрашин, – там хорошие врачи.

– А если все же что-нибудь произойдет? Знаете, во сколько это обойдется?

– Что обойдется?

– Транспортировка.

– Транспортировка чего?

– Вашего трупа..."

Нужны ли комментарии?

Итак, честность, такт, умение не говорить то, что не нужно.

Как этому научиться?

 

Этюд 33

 

Пожалуйста, проведите эксперимент, в котором вы сами будете и испытуемым, и экспериментатором.

Сколько раз за одну неделю вы слышали неправду по телевидению, радио, читали неправду в прессе?

Сколько раз вы чувствовали, что вас обманывают?

Были ли случаи, чтобы неправду говорили вы?

Почему вы так поступали, с чем это было связано?

(Только, пожалуйста, при подведении итогов сами с собой будьте честны.)

Думаю, вы придете к выводу, к которому я пришел давно: научиться говорить убедительно можно лишь в том случае, если вы сможете в значительной степени стать лучше, чем вы есть сегодня, а для этого и необходимо выполнять... (см. начало главы)

Если вы со мной согласитесь, то, надеюсь, сможете выполнить все этюды в полном объеме, тогда через не очень продолжительное время вы действительно поймете, что многому научились, овладели навыками, позволяющими вам достаточно уверенно чувствовать себя в тех ситуациях, когда необходимо отстаивать свои мысли, идеи, предложения, быть органичным и убедительным в деловом общении, быть ровным и правильно понятым в семье, среди друзей и коллег.

Помните: все зависит от вас. Верьте в свои силы и знайте: время, затраченное на учебу, окупится достаточно быстро. Да и учиться вам должно быть интересно, хотя вы и считаете себя взрослым человеком. Кстати, я тоже отношусь к вам не как к школьникам, которые сами для себя не уяснили полезности получения знаний, а как к взрослым людям, и рассчитываю на ваше понимание, вашу серьезность. Когда человек лично заинтересован в чем-либо, ему быстрее удается достичь результата.

 

Этюд 34

 

... Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. (А.П.Чехов)

Вам нужно взять «Евгения Онегина» А.С. Пушкина.

И каждый день выучивать по восемь строк.

В дальнейшем мы будем возвращаться к «Евгению Онегину», и я рассчитываю, что за месяц вы выучите 200-250 строк. Если выучить восемь строк будет для вас слишком сложно, можете ограничиться четырьмя. А если задание покажется вам нетрудным, я советую учить по десять строк. Все индивидуально.

Слышу голос вечного спорщика, я называю его неисправимым демагогом:

– А две строчки в день можно? У меня плохая память.

Можно и две. Но лучше восемь.

Я мог бы долго объяснять, почему, но не хочу злоупотреблять вашим вниманием и убедительно прошу поверить мне на слово.

(Кстати говоря, если вы пользуетесь авторитетом у тех, кто вас слушает, то иногда можете прибегать к этой форме: попросить поверить вам на слово, без доказательств... и вам поверят. Но не злоупотребляйте доверием ваших слушателей!)

Знаю: многие скептически воспримут мое требование учить наизусть по восемь строк ежедневно.

А зачем?

К чему?

Что это даст?

Мы же хотим научиться правильно говорить, убеждать, общаться; при чем тут «Евгений Онегин», который нам еще в школе надоел?

Все верно. Вы правы. Но прав и я!

Сознаюсь: редко позволяю втягивать себя в обсуждения. Не люблю спорить. Больше того, уверен, что в споре не рождается истина. В споре могут родиться только вражда, обида, ссора, если угодно, война. Почему? Я к этой проблеме еще вернусь.

А пока прошу вас подумать на эту тему: рождается ли истина в споре? Помните, в этюде N 29 я говорил о том, что надо заранее сосредоточиваться на определенной теме, тогда включается наше подсознание и помогает нам незаметно для нас самих готовиться к будущему выступлению?

Чтобы уметь четко и ясно, интересно и доказательно говорить публично, необходимо иметь хорошую память. Именно память поможет вам овладеть аудиторией, повысит ваш авторитет, и многие слушатели скажут про вас: «Вот это эрудиция, вот это владение словом! Столько он знает, как легко оперирует цифрами, фактами, как точно и к месту приводит цитаты, как красиво и убедительно звучит его речь!».

Я уже писал о том, как развивать свою память. Но это все было в дополнение к главному – умению удерживать в памяти все, что вам нужно, что может пригодиться. Так вот (здесь можно и покукарекать!), заучивание стихов – прекрасное средство для развития памяти.

Важно не просто запомнить стихи, важно произносить их, понимая смысл, читать выразительно, эмоционально.

Нет ничего скучнее монотонной речи бубнящего человека, нет ничего ужаснее рубленой речи, когда каждое слово выделяется, словно рубится; такая речь способна настолько утомить слушателя, что он почувствует физическую усталость, будто тяжелые вещи перетаскивал на большое расстояние.

Попробуйте прочесть пушкинские строчки так, чтобы донести до слушателя каждое слово поэта, подчеркивая главное в произведении и давая при этом свою трактовку.

Не забывайте: где запятая и точка – обязательны паузы.

Разберу первые две строчки.

Можно произнести их без паузы, не обращая внимания на знаки препинания:

«Не мысля гордый свет забавить вниманье дружбы возлюбя». Пропадет весь смысл.

Или произнести все слова с одинаковой интонацией – опять же будет трудно уловить смысл.

Нужно выделять, подчеркивать слова интонацией. Но какие слова?

Может быть, не мысля? А если гордый – да еще произнести это слово с раскатистым р, почти разделяя на два слога – гор-рр-дый?

Для кого-то важно выделить свет или забавить. Пять слов в первой строке – пять вариантов разных прочтений.

А если после не мысля выдержать небольшую паузу, а само слово подать с подтекстом: мол, бесполезно все это, не стоит и время тратить (не мысля!).

Но нет ли здесь другого подтекста: произношу не мысля, а на самом деле хочу сказать, что собираюсь гордый свет забавить, удивить, поразить, заинтриговать?

Не прибегнуть ли к небольшой паузе после слов "Не мысля гордый свет (пауза) забавить ", да и само слово забавить произнести чуть медленнее, чем предыдущие, сделав ударение на втором а чуть нарочитым, немного растянуть эту букву (заба-а-а-вить).

Проанализируйте с таких позиций эти две строчки:

Не мысля гордый свет забавить, Вниманье дружбы возлюбя...

Сколько вариантов для произнесения! Теперь попробуйте обосновать выбранный вами вариант.

Что главное для вас в этих строчках? Слово дружбы или возлюбя? Допускаю, что для некоторых важным окажется слово вниманье. Все зависит от вашего душевного настроя, от того, как лично вы воспринимаете эти строки.

Если вы научитесь произносить каждое слово, каждое предложение эмоционально, со смыслом, ваша речь обретет индивидуальную окраску, слушатели с интересом начнут вас слушать. А следовательно, вы сумеете воздействовать (не это ли цель любого выступления?!) на тех, к кому обращена ваша речь.

Смотрите, как много полезного дает чтение наизусть для развития навыков устной речи, публичного выступления. Неужели я вас не убедил? Не ленитесь, выучивайте текст. Но, перед тем как начать учить, уясните для себя, какие слова вы хотите подчеркнуть, где пауза больше, где меньше, как учесть знаки препинания, как избежать торопливости при чтении. Чтобы слушатели вас поняли, надо в первую очередь самому четко понимать, что произносишь. Подумайте о жестах. Какие они могут быть: взмахнуть рукой, вскинуть голову, откинуть голову, сделать шаг вперед, отступить назад... А глаза? Шире открыть, сузить?

Советы великого К.С. Станиславского, думаю, помогут вам понять, как нужно читать:

"Точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и прочие имеют свои, им присущие, обязательно голосовые фигуры, характерные для каждого из них. Без этих интонаций они не выполнят своего назначения. В самом деле, отнимите от точки ее финальное, завершающее голосовое понижение, и слушающий не поймет, что фраза окончена и продолжения не будет. Отнимите от вопросительного знака характерное для него особое звуковое «кваканье», и слушающий не поймет, что ему задают вопрос, на который ждут ответа.

В этих интонациях есть какое-то воздействие на слушающих, обязывающее их к чему-то: вопросительная фонетическая фигура – к ответу, восклицательная – к сочувствию и одобрению или протесту, две точки – к внимательному восприятию дальнейшей речи и т.д.

...Но перед ней (запятой. – В.Ш.) на последнем слоге последнего слова вам захочется загнуть звук кверху (не ставя ударения, если оно не является логически необходимым). После того оставьте на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе.

При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую...

Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно поднятая рука, заставляет слушателей терпеливо ждать недоконченной фразы.

Передавайте словами видения, а не текст".

 

Этюд 35

 

Наговорите пересказ прочитанного текста о советах К.С. Станиславского на магнитофон. Для того чтобы ваш пересказ получился полнее, сначала законспектируйте то, что вы решили поведать. Прослушайте сделанную запись. Еще раз запишите себя на магнитофон, исправляя все недостатки, которые вы заметили. Снова перескажите текст и запишите его на магнитофон, ибо я думаю, что вы что-то существенное при первой записи упустили (пересказывать текст надо, заглядывая только в конспект).

После этого расскажите текст двум-трем вашим знакомым, при этом попытайтесь объяснить им все новое, что вы сами узнали. По времени ваша речь не должна занимать более восьми минут.

И не забывайте продолжать анализировать, как говорят ваши знакомые, начальники, подчиненные, коллеги. Какие ошибки вы замечаете в их речи? Используйте хорошие примеры, но не забывайте учиться и на ошибках других.

И, пожалуйста, начинайте учить наизусть стихи.

Интересно: сколько раз вам придется прочесть первые восемь строк, чтобы их запомнить? Лучше всего заучивать, не заучивая, то есть просто читать текст вслух... Читать один раз, второй, третий, десятый, пятидесятый, а может быть, сотый.

Вы знаете, как учат роли артисты? Они садятся за стол, открывают свои тетрадки (роли для актеров переписывают в специальные тетради, там целиком роли и реплики партнеров) и начинают читать пьесу. Один раз читают, заглядывая, второй, третий, четвертый... Потом репетируют, держа в руках тетрадки. Они должны помнить реплики других... Последние слова партнеров, после которых им нужно произносить свои слова. Текст выучивается, как правило, автоматически. Слышится реплика – и тут же всплывают в памяти слова действующего лица, которые требуется произнести. Возникают собственные узелки памяти...

Итак, пожалуйста, начните учить восемь строк.

Не мысля гордый свет забавить, Вниманье дружбы возлюбя, Хотел бы я тебе представить Залог достойнее тебя, Достойнее души прекрасной, Святой исполненной мечты, Поэзии живой и ясной, Высоких дум и простоты...

Каждому, занимающемуся в нашей заочной школе, необходимо понять разницу между речью письменной и устной, публичной. Даже когда вы составляете текст доклада, выступления, планируете выступить с репликой, заявлением, вы должны обязательно учитывать специфику устного выступления. К такому тексту должен быть другой подход.

Раньше существовало правило: стенограмму публичного выступления всегда давали для исправлений и добавлений выступавшему. И не только для того, чтобы он мог исправить ошибки стенографисток; следовало внести небольшие исправления чисто стилистического характера, ибо одно дело речь звучащая, когда жест, пауза, интонация может многое дать для понимания текста, и другое дело, когда текст опубликован; если не сделать некоторых добавлений, то читатель просто ничего не поймет.

Например, произносится фраза: «Иванов – замечательный человек» – и при этом делается жест рукой сверху вниз; все сразу поймут: хуже Иванова нет никого на белом свете. А можно в речи использовать другую форму, сказать: «Иванов – замечательный человек в кавычках». И все поймут: плохой человек Иванов.

Заучивание стихов не только разовьет вашу память, оно улучшит вашу речь, вы быстрее поймете разницу между речью письменной (прочитанной по бумажке) и устной, как бы рождающейся на глазах ваших слушателей.

 

Этюд 36

 

А может быть, я начал бы иначе. Помните, я подчеркивал, что хорошее начало – залог успешного выступления, что к началу (и к концу) речи, выступления, доклада, реплики, замечания, вопроса нужно готовиться особенно тщательно?

Даже в обычном вопросе есть своя драматургия. Какими бы словами вы предварили свой вопрос?

– Я хочу вас спросить...

– Я прошу вас ответить на мой вопрос...

– Позвольте задать вам вопрос...

– Возможно, мой вопрос окажется для вас неожиданным...

– Надеюсь, что вы сможете ответить на мой вопрос...

– На свой вопрос хочу получить исчерпывающий, искренний ответ...

Пожалуйста, продолжите этот список. Сначала произнесите вслух сто вариантов (со ста разными интонациями) вопросов. А потом запишите их. Для прилежных учеников выполнение этюда не составит труда, они смогут дать и двести редакций. Замечательно.

Кому-то выполнение этюда покажется сложным, не наберется и двадцати-тридцати вариантов. Запишите столько, сколько придумается.

Постарайтесь все-таки заставить себя подумать: едете на работу, моете посуду, убираете квартиру – думайте.

Задание это не такое простое, как вам может показаться. Если вы его правильно выполните (а я на это надеюсь), то сможете натренировать свой мозг на одновременность придумывания и запоминания. Важно не только придумать начало вопроса, но и запомнить его. Можно, конечно, поступить иначе: придумали – и тут же записали. Можно и не стараться запоминать очередной вариант, а переходить к придумыванию следующего.

Кстати говоря, вы можете себя проверить, если ответите на несколько моих вопросов:

– Как вам легче: думать при ходьбе или же необходимо присесть, взять ручку и бумагу, сосредоточиться и дать себе приказ – думай?

– Обязательно ли вам нужно записывать придуманное или вы способны удерживать в памяти до двадцати-тридцати придуманных вопросов?

– Представьте себе, что мы с вами встретились. Я выступаю перед вами и в конце спрашиваю, есть ли у вас ко мне вопросы по нашему курсу; если есть, задавайте, пожалуйста, я постараюсь на них ответить. Какие бы вопросы вы задали?

Составьте их список. Но постарайтесь, чтобы вопрос действительно вас интересовал. Часто на тех или иных собраниях присутствующие задают вопрос не потому, что они хотят получить на него ответ, а с целью привлечь внимание к собственной персоне, зафиксировать свое присутствие, «отметиться», продемонстрировать, как им кажется, свои знания, собственную информированность. (Вам приходилось встречаться с подобным типом людей?)

Но вернемся к главной теме нашего разговора. Продолжим обсуждать проблему отличия речи устной от письменной.

Старайтесь, после того как вы закончили свое отступление, сколь бы затяжным или коротким оно ни было, от основной мысли, темы, предмета разговора, напомнить о них. Как бы дать отбивку. В газете, журнале, в книге для этого используют пробелы, абзацы, главки, подглавки, отмечают переходы цифрами, звездочками, выделяют первую букву «фонарем» (есть такой термин: первую заглавную букву пишут так, как я начну абзац в следующем этюде).

 

Этюд 37

 

В чем вы видите отличие письменной речи от устной? Сформулируйте ответ в письменной форме и в устной, то есть запишите стенограмму своего выступления на эту тему.

 

Каков вопрос – таков ответ.

 

Чтобы говорить перед аудиторией, нужно обладать умением публично мыслить. (Ираклий Андроников)

Если бы наши занятия проходили очно, то, возможно, я начал бы очередную встречу так:

– Продолжаем обсуждение темы отличия устной речи от письменной. Перечитайте, пожалуйста, начальные тексты перед этюдами N 35 и N 36.

А может быть, начал бы иначе:

– Коллеги! (Да-да, я обратился бы именно так, ибо считаю всех занимающихся своими коллегами – мы же вместе учимся.) Если бы я всех, читающих эту книгу, мог убедить в полезности занятий ораторским искусством и пробудить – для начала только пробудить – у них желание выполнять все задания полностью, я был бы счастлив.

Даже если хотя бы один из вас, моих читателей, занимается, буду рад. Кто знает, может быть, он станет великим оратором и к его словам прислушаются миллионы? Выступающего по телевидению сегодня порой видят и слышат миллионы людей одновременно. Кто из древних мог бы мечтать о такой аудитории?

Я считаю, что популярные телевизионные ток-шоу, встречи в студии с известными ведущими, выступления политиков – это лучший учебник из всех знакомых мне учебников по ораторскому искусству, когда-либо изданных, а я просмотрел более 300 монографий, книг, пособий и лекций по этой теме.

Как увлечь зал? Как овладеть вниманием аудитории? Как сделать, чтобы тебя хотели слушать?

(Эти фразы могут прозвучать именно так, но если бы я их писал, а не давал расшифровку магнитофонной записи, то, конечно, отредактировал бы.)

Как отстаивать свою точку зрения?

И, наконец, получить право выступить с трибуны?

Надеюсь, что многие из вас смотрят телевизионные дебаты и анализируют манеру ораторов, учатся на их ошибках. Анализируйте, запоминайте. Но главное (тут я бы сделал эффектную паузу и, возможно, подчеркнул бы значимость жестом руки), всегда оставайтесь самими собой. Не вздумайте подражать (произнес «не вздумайте» и тут же засомневался: а почему так резко и категорично, не лучше ли было сказать мягче, например, так: я не советую вам, я предостерегаю вас от...) манере других, пусть и близких для вас по духу людей. Знайте: притягательная сила великих ораторов в том, что они неповторимы. Каждый из нас уникален.

Все мы чем-то похожи друг на друга, и все мы отличаемся друг от друга. Даже близнецы: казалось бы, невозможно их различить, а на самом деле каждый из них ин-ди-ви-ду-а-лен! (Я произнес слово по слогам, поэтому, расшифровывая запись, и дал его, разбив на слоги.)

У всех разные голоса, разные характеры, разные привычки, своя, присущая только этому индивидууму манера говорить.

Но так сложилось, что с детства и родители, и школа, и общество в целом стараются вытравить из нас индивидуальное и сделать все для того, чтобы каждый стал таким, как все. Та же мода, призывающая всех причесываться и одеваться одинаково, та же музыка – все начинают вдруг любить одну и ту же песню, та же литература – все поголовно принимаются читать одну и ту же книгу...

Будь таким, как все!

Не высовывайся!

Не выделяйся!

Почему ты хочешь отличаться от всех?

Так не принято себя вести!

Будь как все!

Так постепенно и вытравляется индивидуальность. А полагалось бы, наоборот, в каждом человеке развивать индивидуальное начало...

В устной речи наиболее значимые слова надо время от времени выделять повторением. Этот прием использовал режиссер фильма «Обыкновенный фашизм» Михаил Ромм: за кадром, в своем авторском комментарии, он произносил слово, фразу, а через секунду-другую повторял их.

Этот прием часто использовал Ф.М. Достоевский в прямой речи своих героев, благодаря чему мы не читаем, а как бы слышим их слова.

 

 

Этюд 38

 

Вернитесь к первым десяти этюдам. Перечитайте еще раз все задания.

Уверен: многие выполнили их не полностью. Разве не так?

Повторяю: чаще при публичном выступлении пользуйтесь вопросительными предложениями – вопрос побуждает к обдумыванию, помогает сконцентрировать внимание зала.

Вот и я задал вопрос: разве не так? Каждый должен вспомнить, что выполнено, а что нет и почему. И тут же подготовьте свой ответ, объясните, почему этюд не выполнен или выполнен не полностью.

Для обдумывания необходимо время, надо сосредоточиться. Возникнут микропаузы. Главное – их не передержать (следует научиться их ощущать, чувствовать, недодержать можно, но вот передержать – опасно; именно эффект «чуть-чуть» делает искусство настоящим искусством), тогда внимание слушающих вам обеспечено. (Не правда ли, сложная для восприятия фраза? Попробуйте сделать ее проще, точнее.) Задали вопрос – пауза («чуть-чуть») – и продолжайте дальше.

Как же достигнуть этого умения? (Опять вопрос?!) Попробуйте, с кем бы вы ни говорили, отвечать на вопросы или вступать в разговор, соблюдая максимально возможную паузу.

Интересуется, скажем, кто-то вашим мнением о той или иной телепередаче, фильме или спрашивает, какой сегодня день недели, а вы про себя считайте: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь... При этом смотрите внимательно на собеседника, отмечайте его реакцию: в какой момент он начинает недоумевать, почему вы не сразу отвечаете, через сколько секунд его интерес к вам начнет снижаться (вы это обязательно почувствуете)? Вот тут и дайте ответ. Но обязательно с вопросом. Что спрашивать? Да что в голову придет. У вас интересуются: который час? – а вы: куда это ты торопишься? К вам обращаются: пойдете ли вы обедать? – а вы в ответ: не знаешь ли, когда начальник в отпуск уходит? Постарайтесь так задать вопрос, чтобы после ответа последовал опять же вопрос.

Сначала этюд пойдет сложно, но потом вы сами научитесь так вести беседу, что ваш ответ обязательно вызовет у собеседника вопрос.

А вы с ответом потяните (где поставить ударение – потянИ те или потЯ ните, от него зависит смысл). Отвечайте только в тот момент, когда поймете, судя по реакции (вскинутся брови, человек чуть-чуть приблизится к вам, кашлянет от нетерпения, переменит позу и т.д.): больше тянуть нельзя. Если вы выполните этюд 20-30 раз, а лучше 50, то научитесь чувствовать слушателя, научитесь, как говорят в театре, держать паузу.

 

Этюд 39

 

Назовем его «О чем говорить?».

Вам наверняка приходилось наблюдать (или даже быть участником ситуации): сидят два знакомых человека, а говорить им не о чем, и повисает между ними неловкое молчание.

Как заговорить, о чем спросить, что обсуждать, как вести беседу?

На самом деле вопросов для обсуждений невероятно много.

Что волнует (интересует, беспокоит) любого человека?

Почему мы плохо живем?

Как преодолеть трудности жизни?

Как сделать, чтобы тебя понимали другие люди?

Что самое важное в жизни?

Секс и любовь – отношение к этой проблеме?

Правильно ли выбрано призвание в жизни?

Почему так получается, что интересует одно, а всю жизнь занимаешься не тем, что больше всего влечет?

Как избежать конфликтов?

Как мы тратим свое время?

Как добиться развития компьютерной грамотности?

Почему ссорятся родственники?

Бояться ли смерти?

Справедлива ли жизнь?

Почему мы не соблюдаем законов?

Люди знают, что курить вредно, а курят; почему?

Таких вопросов можно набрать на несколько страниц. Вот и обсуждайте их с теми, с кем сведет вас судьба. Составьте список вопросов, которые вас лично волнуют.

Скажем, вас привлекает тема бизнеса. Почему так нецивилизованно он развивается в нашей стране? Попробуйте узнать по этому поводу мнение всех, с кем вам придется встречаться.

Или больше всего вас интересуют проблемы воспитания детей. С кем бы вы ни говорили, постарайтесь обсудить именно эту проблему. Как начать разговор? Очень просто.

Попробуем смоделировать ситуацию.

Вы в приемной ожидаете начальника. Рядом с вами сидит другой человек и тоже ждет этого начальника. А может быть, в приемной никакого нет, кроме секретарши.

Вы начинаете:

– Слышали, в 13 лет один мальчик поступил в МГУ и, говорят, лучше всех сдал вступительные экзамены?

– Сегодня по телевизору говорили: детская преступность возросла. Три девчонки избили одного мальчишку просто за то, что он не дал им жвачку; неужели этому не будет конца?

– Лето, а дети в городе моют машины, стоят целый день на перекрестках и протирают стекла, продают втридорога газеты, бананы и даже водку – и никому нет до этого дела. Сын моей приятельницы связался с такой компанией, начал курить, наркотики попробовал, она в ужасе, а парню только 13 лет. Как быть?

Попробуйте продолжить список первых фраз, которые помогут вам вовлечь в беседу другого человека.

Составьте и перечень вопросов, интересных для вас. А потом проведите эксперимент: с кем бы вы ни говорили, задавайте вопросы, ответы проанализируйте – удалось ли вам разговорить человека? Вас выслушали и формально поддакнули: да, мол, всякое бывает, такое время – или же стали развивать начатую вами тему? Ваша задача: собеседник должен не просто поддержать разговор, а продолжить его, чтобы в результате общения собеседники узнали что-то новое, полезное, интересное.

 

Этюд 40

 

Ты и вы!

 

Самообслуживание оптимизмом – могучий закон детской жизни. (Корней Чуковский)

Как и в прошлой главе, я хочу начать, если вы позволите, наш разговор как устное выступление. Знаете ли вы...

 

Сам этюд

 

Пожалуйста (нравится мне произносить «пожалуйста», «будьте добры», «если вам не трудно», «буду признателен»), перечитайте первые строчки этой главы. Если бы я именно такими словами открыл свое устное выступление, какую бы оценку вы поставили мне за подобное начало?

Совершенно верно – двойку, а еще лучше – единицу.

Почему?

Да потому, что во фразе нет ни информации, ни оригинальности, ни образности, ни эффектного, пусть и странного, начала – словом, она пуста.

С первых предложений слушателю понятно: выступает пустой человек, которому нечего сказать. Но, увы, подобная фраза типична для многих выступающих.

Не стоит произносить «я хочу начать». Хотите – и говорите! (Помните, я об этом уже писал?)

Если вы что-то произносите – вы уже начали говорить. Некоторые ораторы, вроде бы демонстрируя свою воспитанность, прежде чем что-либо сказать, спрашивают: «Если вы позволите...», – а потом продолжают без паузы свое выступление. И всем слушателям очевидно: оратору безразлично, позволят или нет.

Когда слышу «если вы позволите, я приведу такой факт», мне всегда хочется крикнуть на весь зал: «Не позволю!» – и посмотреть, как выступающий отреагирует на реплику.

А выражение «знаете ли вы...»! Что нужно знать? Конечно, никто из сидящих в зале пока об этом не имеет представления.

Когда вы будете слушать тех или иных выступающих – на совещаниях, собраниях, съездах, заседаниях, симпозиумах, «круглых столах» или на дискуссиях, – пожалуйста, проанализируйте их выступления: верно ли они начали свою речь (правильно ли с психологической точки зрения, смогли ли они завладеть вниманием зала?), сколько раз они произносили «я хочу сказать», «я должен заметить», «мне необходимо вам сказать», «я хочу остановить ваше внимание»?

Постарайтесь подобных ошибок не делать.

Научитесь слышать сначала других (слышать и слушать), а потом и себя. Научитесь контролировать свою речь – быстрее избавитесь от недостатков.

 

 

Этюд 41

 

Никогда и ни у кого не получается все и сразу. Но если вы привыкнете внимательно слушать себя и анализировать чужую речь (заучивание стихов, произнесение их вслух по методике, которую я предлагал раньше, прекрасное в этом отношении упражнение!), то это 25 процентов успеха.

Четверть, представляете? (Четверть и 25 процентов – это одно и то же, тем не менее я повторил. Повтор нередко помогает лучше усвоить услышанное. Не бойтесь повторить то или иное положение, которое вы считаете для себя главным, дважды, а то и трижды. Расставляйте в своей речи акценты, делая это интонационно. Скажем, слово четверть я бы произнес с восклицательным знаком, а затем выдержал паузу в 2-3 секунды и лишь после этого продолжил.)

Но и злоупотреблять повторами нельзя. Они хороши в педагогических целях. Повтор – закрепление материала при подведении итогов вашего выступления, при подчеркивании главной мысли. Но в обыденной жизни механических повторов лучше избегать.

Вам, видимо, приходилось встречать людей, повторяющих все по два-три раза.

Скажем, фразу «Главный редактор просил этот материал поставить в номер без сокращений» один мой знакомый сотрудник редакции еженедельника «Собеседник» произнес бы так: «Главный редактор, понимаешь, первое лицо в нашей редакции, он главный, и он действительно главный, просил, чтобы этот материал, материал, который я тебе передаю, обязательно без сокращений ты поставил бы в ближайший номер, в ближайший, и без каких-либо сокращений; да, так сказал главный: и чтобы в номер, и без сокращений поставить этот материал – значит, я тебе сказал, чтобы этот материал, по распоряжению главного, был поставлен в номер!». (Вы отметили: ни одной точки, все – одна фраза?!)

В чем истоки механических, бездумных, доходящих до автоматизма повторений?

Прав великий Зигмунд Фрейд: в детстве. Как родители говорят с детьми?

– Саша, принеси газету из почтового ящика! – обращается отец к сыну. – (Пауза). – Саша, я к кому обращаюсь, мне нужна газета, принеси ее. – (Пауза. Сын привстает.) – Сколько раз можно просить? Мне легче самому спуститься вниз. Ты пойдешь и принесешь мне газету или мне все-таки спуститься? Я могу. Или ты все же сам сходишь и принесешь газету? – (Сын приподнимается и медленно идет к двери.) – Нет, честное слово, нет терпения, я же сказал: «Саша, принеси газету». Сколько можно повторять? Сходи и быстро принеси газету, не испытывай мое терпение. Ты слышал? Принеси газету!

Сын наконец спускается вниз за газетой. Проходит несколько минут. Саша возвращается, но, прежде чем пойти к отцу, он решил попить воды. Открывается кран на кухне.

– Сколько раз можно просить, сколько раз можно говорить, принеси отцу газету, а ты... а ты... делаешь из этого проблему. Саша, я жду газету! – уже кричит отец.

Замените просьбу о газете просьбой вынести мусор, сходить в магазин, погулять с собакой, записывать телефонные звонки, мыть руки перед едой – все приходится повторять по шесть-семь раз. Ребенок настолько привыкает к подобному стилю общения, что, став взрослым, он тоже все свои просьбы, указания, советы проговаривает по несколько раз.

Проанализируйте речь окружающих вас людей: нет ли среди них «повторялок»? Обязательно запишите свои впечатления в дневник. Проконтролируйте себя: нет ли повторений у вас, нельзя ли их избежать?

Возьмите себе за правило: все говорить коллегам, родственникам, друзьям только один раз.

Попытайтесь, общаясь с людьми, не заставлять их напоминать вам что-либо дважды.

Если вы серьезно отнесетесь к выполнению этого этюда, то в значительной степени улучшите свой характер, приобретете привычку все выполнять с первой просьбы, не обещать того, чего вы не сможете выполнить. Вы научитесь правильно рассчитывать свои силы, а в своем окружении прослывете человеком обязательным, точным, аккуратным, воспитанным.

 

Этюд 42

 

Старая тема. Заезженная, общеизвестная, набившая оскомину, животрепещущая, как считают одни, не стоящая и ломаного гроша, как утверждают другие. (Какое слово оставить? Пожалуйста, сократите эту фразу до трех-четырех слов.)

Ваш начальник обращается к вам на ты, а вы в силу субординации обращаетесь к нему на вы. Правильно это или нет? Стоит ли с этим бороться? Нет ли здесь унижения вашего достоинства?

Я, например, всех студентов всегда называю не только на вы, но и по имени и отчеству, считая, что общение должно быть на равных. Многие мои коллеги в университете, кто в открытую, кто за спиной, высмеивают меня, иронизируют по этому поводу. Я проделал эксперимент: попросил одну группу студентов попытаться отучить моего коллегу обращаться к ним на ты и по фамилии. Четыре месяца продолжался эксперимент, и студенты добились своего.

Но проходил эксперимент трудно. Студен делали вид, что они просто не слышат, когда к ним обращались на ты и по фамилии; как бы невзначай переходили с преподавателем тоже на ты или называли его только по фамилии, а друг к другу на занятиях подчеркнуто обращались по имени и отчеству и сверхучтиво по интонации.

Правда, на экзамене многие получили заниженную оценку, а некоторым пришлось пересдавать предмет два– три, а то и пять раз.

Пожалуйста, составьте список тех, кто обращается к вам на ты, а вы, в св<



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.016 с.)