Миксанатик, шанс, машинка, кобель, скрепка, сигарета, ночь, телефон, скрипка, манеж.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Миксанатик, шанс, машинка, кобель, скрепка, сигарета, ночь, телефон, скрипка, манеж.



Десять слов. Придумайте рассказ с этими словами, не меняя их последовательности. Слова эти должны быть опорными в тексте.

Не ограничивайтесь одним-двумя вариантами – сделайте пять – десять редакций.

Задание простое, но отнеситесь к нему серьезно, тогда вы в значительной степени разовьете свою фантазию.

Один студент на факультете журналистики МГУ придумал сто вариантов. Он был особым студентом. Хорошо писал, много читал, обладал большими знаниями. Но выдавить из него слово было проблемой. В любой компании он предпочитал отмалчиваться. И сам же от этого страдал.

Когда студент прошел весь курс «Учимся говорить публично», то стал раскованным в общении. Вскоре начал работать на телевидении. Сегодня он ведущий одной весьма популярной передачи. Но, напомню, именно этот студент выполнял с особым прилежанием все задания.

 

Этюд 28

 

Составьте, пожалуйста, список из десяти слов. Придумайте рассказ по принципу: чем абсурднее, тем интереснее.

Чтобы подбор слов оказался случайным, выбирайте их, как говорится, методом тыка.

Откройте девятую страницу книги. Пусть каждое первое слово десяти абзацев и будет вашим опорным словом для рассказа. Пропускайте союзы и предлоги.

Если вы заботитесь о развитии своей памяти и фантазии, то помните: необходимо высыпаться. Ничто так не ослабляет память, как вечное перенапряжение, хроническое недосыпание.

Не пренебрегайте витаминами. Их недостаток тоже ухудшает память. Укроп, лук, морковь, натуральные соки, яблоки, мед, молочнокислые продукты, гречневая каша, салаты из капусты и свеклы – все это по возможности должно быть в вашем рационе. (Написал фразу – и поймал себя на мысли, что заговорил языком медсанпросвета!) Меньше соли, меньше сахара. Считалось: чем слаще чай, тем лучше память. Конечно, сахар спасет при полном отсутствии в пище полезных веществ и витаминов.

Впрочем, на эту тему – о вреде сахара и соли – столько написано в последние десятилетия, что вряд ли стоит говорить об этом в рамках нашего курса. Я верю крупнейшим диетологам, кардиологам, урологам, терапевтам, пришедшим на основании многочисленных экспериментов к заключению об отрицательном влиянии на организм человека соли и сахара, поэтому несколько лет назад решил свести к минимуму потребление сахара и соли. Вскоре я отметил улучшение общего самочувствия и памяти.

Если вы курите, то память улучшить совсем просто: надо только бросить курить.

Невольно вспоминается анекдот.

Доктор больному: – Курите? – Нет. – Жаль. Если бы курили, я рекомендовал бы вам немедленно бросить, вам сразу стало бы легче.

Что еще может развить память и фантазию? Перед сном постарайтесь как можно подробнее вспомнить, как вы провели день. Детально фиксируйте полученные положительные эмоции. Положительные эмоции способствуют хорошему самочувствию. Давно замечено, что у людей доброжелательных, спокойных, уравновешенных, с положительным эмоциональным настроем память лучше.

Холодные обливания по утрам и небольшая теплая ванна перед сном оказывают благоприятное влияние на организм в целом и на память в частности. Впрочем, это настолько банально, что вряд ли стоит напоминать общеизвестное.

Но... Смотрите: все знают, что зубы нужно чистить два раза в день – перед сном и утром. Однако, по данным медиков, более 70% людей чистят зубы только утром. А ведь самое главное – чтобы на ночь во рту не оставалось остатков пищи, которые и разрушают зубную эмаль.

Все знают, что зубы нужно чистить по вертикали, сверху вниз и снизу вверх, не забывая об их внутренней стороне, и тратить на чистку зубов следует как минимум 2-3 минуты. Но, опять же по данным медиков, 90% людей чистят зубы не более 40 секунд и водят щеткой слева направо, стирая эмаль.

Все знают, что зубная щетка должна быть твердой и менять ее полагается один раз в два-три месяца. Но человек меняет зубную щетку один раз в полгода.

Все знают, но...

Ах, эти вечные но. Они мешают нам не только при чистке зубов... Все знают, что врать скверно, но врут. Все знают, что нужно проявлять максимум вежливости, внимания, если угодно, учтивости, общаясь с другим человеком, но хамства в нашей жизни не становится меньше, наоборот, мы настолько привыкли к хамству, что и не замечаем его.

Поэтому я и решил, рассказывая о развитии памяти, повторить общеизвестные истины. Если вы поверите мне, постараетесь выполнить рекомендации, то заметите, что память ваша через три-четыре месяца улучшится, а следовательно, и говорить вам станет легче. Вы с легкостью начнете вставлять в свою речь шутки, сможете, не заглядывая в спасительную шпаргалку, оперировать цифрами, данными, цитатами, подкрепляющими вашу мысль.

О самом важном упражнении по развитию памяти (какой предлог лучше использовать: для развития памяти или по развитию памяти?), которое я рекомендую делать ежедневно, рассказ еще впереди.

 

Этюд 29

 

Хотелось бы в конце нашего курса провести два конкурса.

Первый – на лучшее выступление о пользе вегетарианства (а может быть, лучшей будет речь о вреде вегетарианства), о влиянии на здоровье человека сахара и соли.

Второй – о пользе правильного отношения к чистке зубов. Специально придумал такое казенное название для темы. Вы придумайте свое – лучше короткое и запоминающееся.

Почему я говорю об этом сегодня, когда пройдена только треть нашего курса?

А если человек заранее знает, что ему предстоит выступить на ту или иную тему, то он невольно начинает готовиться. Он нацеливается, зачастую подсознательно, на отбор информации, пригодной для будущего выступления. То или иное сообщение по радио, та или иная статья в газете, услышанный случайно разговор на улице могут оказаться полезными и нужными. В таких ситуациях не ленитесь, не надейтесь на свою память – обязательно записывайте все, что, на ваш взгляд, может вам пригодиться.

Когда станут известны день и час предстоящего выступления, выяснится, что у вас собралось много полезного материала. Останется только его оформить, подумать о композиции, отобрать наиболее значительное, дополнить новыми данными – и можете выступать.

Советую завести папку или тетрадь для ваших будущих выступлений: все, что привлекло вас, заинтересовало, что может, по вашему мнению, рано или поздно пригодиться, записывайте, обрабатывайте, будь то анекдот, услышанный случай, родившаяся мысль. Не надейтесь на память, повторяю: записывайте!

 

Этюд 30

 

Выполните, пожалуйста, задание.

Как правильно сказать: ты мне позвО нишь или позвонИ шь? Где поставить ударение?

Какие слова надо употреблять: стери или сотри, ляжь или ляг, хочут или хотят, текет или течет?

Как верно произнести: подскользнулись или поскользнулись?

Где нужно ставить ударение в словах: договор, некролог, каталог?

Прислушайтесь, как говорят ваши знакомые, начальники, подчиненные, коллеги. Какие ошибки вы заметили в их речи?

 

Этюд 31

 

Наша маленькая дочка говорила: – Поеду с тетей Женей в Москву. Зайду в Мавзолей. И увижу наконец живого Ленина! *** Министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева беседовала со Святославом Теофиловичем Рихтером. Стала жаловаться ему на Мстислава Ростроповича: – Почему у Ростроповича живет этот кошмарный Солженицын?! Безобразие! Действительно, – поддакнул Рихтер, – безобразие! У них же тесно. Пускай Солженицын живет у меня... (Сергей Довлатов. «Записные книжки»)

Проверьте правильность выполнения предыдущего этюда.

Правильно говорить позвонИ шь – ударение на и.

Правильно – поскользнулись, а не подскользнулись.

Правильное ударение: договО р, некролО г, каталО г.

А теперь переходим к выяснению наших отношений.

Слышу голос скептика: «Вот вы учите, учите, и я честно стараюсь выполнить задания, упражнения, всякие этюды, но ведь я хочу научиться хорошо говорить, а не заниматься там всякими ударениями, двухдневными молчаниями».

Мне нужно, чтобы я пришла к нему и сказала, что мне надо, и чтобы он мне поверил. Научите меня так говорить, научите?

(Из письма Людмилы К. из города Балаково)

Или другое требование – я его тоже в письме прочел.

Мне всякие там ваши рассуждения не нужны. Мне точно скажите правила, что я должен делать, чтоб, выйдя на трибуны (так и написал: трибуны) и высказав речь, точно знал: когда начнется голосование, то все сделают так и то, что я хочу, проголосуют за мое предложение, за мою личность! Понятно?! А разбираться там в интонациях, эпитетах – это пусть сын в школе проходит. А я свое отучился. Я дам вам тему, а вы мне речь напишите. Я хорошо заплачу. Только чтобы много мне не учить. И о словах-паразитах. Я пытался, но не получается освободиться от слов «ну», «значит», «вот!». Так сказал мой друг, который всегда внимательно меня слушает и все записывает. Но ведь это же хорошие слова.

(Так написал один из депутатов Государственной Думы, который, оказывается, регулярно заходил на сервер 1001.vdv.ru, где публиковались все занятия, которые он пытался выполнять.)

Откровенно говоря, я ему не верю. Если бы он действительно выполнил этюд по искоренению слов-паразитов, то очистил бы свою речь.

Точно так же если каждый человек, прежде чем высказать ту или иную мысль, сосчитает до трех, то он обязательно начнет точнее формулировать свои мысли.

К тому же я предупреждал, что процесс обучения долгий, а подчас и нудный. Вспомните (я обращаюсь ко всем, а не только к депутатам Государственной Думы), как вы осваивали в первом классе письмо. Палочки, кружочки, линеечки. Только потом буквы. После этого слова. И уж затем предложения. Сколько времени у вас уходило на то, чтобы в первом-втором классах переписать десять фраз без ошибок?

Правильно используя свои возможности владения устной речью, можно значительно быстрее добиться цели, которую вы ставите перед собой. (А есть ли у вас цель жизни, своя программа, понятен ли вам смысл вашей жизни, представляете ли вы, чем собираетесь заниматься завтра, через месяц, год, пять, десять лет? Каждый день для вас – это еще один шаг вперед по вашей же программе или вы живете по инерции?) Я надеюсь, что цель у вас есть. Вам остается только стать интересным человеком. Этому можно научиться. Только нужно хотеть заниматься: не просто читать задания, а обязательно выполнять этюды.

Прочтите высказывания известных мыслителей об ораторском искусстве. Попробуйте ответить на вопросы: чем они вас привлекли, с чем вы согласны, а что вызывает возражения, что мешает вам следовать напутствиям великих, почему вы, как вам кажется, не сможете использовать советы мыслителей прошлого?

 

Этюд 32

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.239.91 (0.011 с.)