Реформирование отношений собственности при переходе к рыночной экономике (разгосударствление и приватизация). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформирование отношений собственности при переходе к рыночной экономике (разгосударствление и приватизация).



Разгосударствление – это снижение роли государства в экономике развития частного предпринимательства. Осуществляется с помощью приватизации.

Приватизация – это приобретение физическим и негосударственными юридическими лицами право собственности на объекты принадлежащие государству (происходит смена формы собственности).

Цели приватизации:

· Сокращение вмешательства государства в экономику

· Формирование слоя частных предпринимателей

· Создание конкуренции

· Повышение эффективности деятельности предприятия в результате смены собственника

· Привлечение инвестиций

Объекты приватизации:

Государственно жилищный фонд, государственные предприятия и учреждения, доли государства, в имуществе других предприятий.

Субъекты приватизации:

· Граждане РБ

· Негосударственные юридические лица РБ

· Лица без гражданства

· Иностранные инвесторы

Способы приватизации:

· Преобразование государственного предприятия в открытое акционерное общество;

· Продажа объектов государственной собственности на аукционе (с условиями и без условий);

· Покупка по конкурсу;

· Аренда предприятия с последующим выкупом имущества коллективом предприятия.

Потребности и их классификация

Производство является главным источникомполучения благ для удовлетворения нужд и потребностей человека.

Нужда – это чувство нехватки чего-либо, она проявляется через потребности.

Потребности – это осознанные запросы в чём-либо.

Виды потребностей:

1. Материальная связаны с удовлетворением физических потребностей человека (еда, одежда, жильё);

2. Духовные – это стремление к вере, культуре, образованию, творчеству;

3. Социальные – это стремление реализовать свои способности, достичь определенного положения в обществе;

4. Потребности общества (охрана, безопасность, окружающая среда);

5. Потребности отдельных социальных групп (мужчины, женщины);

6. Личные потребности – потребности отдельного человека;

7. Первичные – это насущные потребности человека, без удовлетворения которых он не может существовать, они не замещаемы;

8. Вторичные – удовлетворяются после первичных и являются замещаемыми.

Блага и их классификация

Благо – это продукт, который удовлетворяет потребности человека.

Виды благ:

1.1 Неэкономические – создаются природой, предоставляются человеку в количестве превышающем потребность в них (воздух, вода, солнечное тепло);

1.2 Экономические являются результатом деятельности человека, их количество ограничено по сравнению с потребностью.

2.1 Материальные имеют натурально вещественную форму (здания, сооружения, сырьё);

2.2 Нематериальные:

1) Внутренние блага – заключены в самом человеке (черты характера, внешность);

2) Внешние блага – репутация, деловые связи.

3.1 Предметы первой необходимости (еда, лекарства, одежда)

3.2 Предметы массового производства (бытовая техника, машины)

3.3. Предметы роскоши (яхты, драгоценные металлы)

4.1 Долговременные – потребляются постепенно в течении длительного использования (недвижимость, техника, инструменты)

4.2 Недолговременные – удовлетворяют потребность один раз (еда, сырьё, топливо)

5.1 Взаимозаменяемые – заменяют друг друга в удовлетворении одной и той же потребности (хозяйственное мыло и порошок, мыло и гель для душа, масло и маргарин)

5.2 Взаимодополняемые – удовлетворяют потребность, если используются совместно (зубная паста и щётка, топливо и автомобиль и т.д.)

Благом так же считается услуга – это изменение качества вещей.

Экономические ресурсы и их виды.

Ресурсы представляют собой взаимодействие природного, материального, духовного потенциалов в процессе производства.

Виды ресурсов:

1. Природные (полезные ископаемые, земельные угодья, вода и т.д.)

2. Материальные – созданы руками человека (инструменты, оборудование)

3. Финансовые – это совокупность денежных средств, которые могут быть выделены на производство

4. Трудовые – это экономически активное, трудоспособное население, имеющее физические и умственные способности к труду

Ресурсы ограниченны, а потребности человека безграничны, поэтому при производстве необходимо выбрать несколько потребностей подлежащих удовлетворению, т.к. увеличение производства одного блага ведет к уменьшению производства другого.

Факторы производства и их классификация.

Факторы производства – это ресурсы, реально вовлеченные в процесс производства.

Основные факторы производства:

1. Труд – это осознанная целесообразная деятельность человека, требующая умственных и физических усилий.

2. Земля (природные ресурсы участвующие в процессе производства)

3. Капитал – это всё то, что способно приносить доход: денежный и физический (оборудование, инструменты, здания, машины и т.д.)

В настоящее время к факторам производства относят:

1. Предпринимательство – это способность особым образом комбинировать факторы производства, извлекать доход, брать риск на себя.

2. Информация – это сведения, которые позволяют принять правильное решение.

3. Время – это ограниченный не возобновляемый ресурс, поэтому любое производство стремится к его экономии.

Форма общественного производства. Натуральное и товарное производство. Товар и его свойства

Форма общественного хозяйства – определённый способ организации хозяйственной деятельности людей.

Выделяют 2 формы:

1.Натуральная - это такое хозяйство, при котором продукты производятся для собственного потребления внутри замкнутых обособленных единиц.

2.Товарная –продукты создаются для продажи, связь между производителем и потребителем осуществляется через рынок.

Натуральная Товарная
Черты:
1.Общественная собственность. 2.Отсутствие разделения труда. 3.Низкая производительность труда и отсутствие обмена. 1.Общественное разделение труда 2.Экономическое обособление хозяйствующих субъектов 3.Обмен товарами 4.Эквивалентность обмена
Виды:
1.Присваивающие: использование благ природы (собирательство), использование природных примитивных орудий труда, случайное негарантированное потребление. 2.Воспроизводящее: появление орудий созданных трудом, появление производящего натурального хозяйства, определённые гарантии минимума потребления. 1.Крупное – основано на наёмном труде 2.Простое – основано на труде предпринимателя или ремесленника.

Товар – продукт человеческого труда, предназначенный для обмена путём купли-продажи.

Свойства товаров:

1. Потребительная стоимость (полезность) – свойство товара, удовлетворять потребности людей.

2. Меновая стоимость – способность товара меняться на другие вещи (деньги или другие товары) в определённой пропорции.

Обмен товарами осуществляется как обмен эквивалентами. Равнозначность обмена определяется стоимостью. Денежным выражением стоимости является - цена.

Теории стоимости:

1. Теория факторов производства

2. Теория спроса и предложения

3. Теория придельной полезности – полезность в каждой последующей единицы блага, поступающей в потребление.

Условия возникновения рынка, его понятие и функции.

Причины:

· Разделение труда – это закрепление отдельных видов деятельности за определёнными производителями.

· Экономическая обособленности производителей – независимая от других ведение производства на свой страх и риск. Возникло одновременно с частной собственностью.

· Экономическая и правовая свобода хозяйствующих субъектов

· Ограниченность ресурсов – предопределяет ограниченность благ.

· Конкуренция – соперничество за более выгодные условия;

Рынок - это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров и услуг с помощью денег.

Функции рынка:

1. Информационная (рынок информирует о состоянии самого рынка и экономики)

2. Регулирующая (рынок определяет что, как и для кого производить)

3. Стимулирующая (рынок стимулирует производителя выпускать товары выпускать товары с наименьшими затратами)

4. Конкурентно-образующая (рынок побуждает производителей к деловой активности)

5. Санирующая (освобождение рынка от экономически слабых элементов)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.009 с.)