Понятие, предмет, функции, методы Э 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет, функции, методы Э



Понятие, предмет, функции, методы Э

Экономика – наука о поведении людей, их взаимоотношениях по созданию и распределению жизненных благ в обществе при ограниченных ресурсах, о законах, управляющих эконом процессами. Виды Э: 1) микроэкономика, предметом которой является изучение домашнего хоз-ва; 2) мезоэкономика – изучает отдельные отрасли хоз-ва либо Э отдельных регионов; 3) макроэкономика – нац (гос) и мировая. Предмет Э – взаимоотношения людей по созданию и распределению жизненных благ в обществе в целях удовлетворения своих потребностей, и эконом законы, управляющие этими процессами. Функции: 1) познавательная (через статистические данные, анализ конкретных ситуаций, познает те или иные экономические процессы); 2) практическая (внедряет разработанные методики в экономическую практику); 3) методологическая (разрабатывает методики обработки и анализа наблюдаемых экономических явлений, формирует экономические законы); 4) соц (создает для всех граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия); 5) идеологическая (формирует научное мировоззрение объективной реальности, эконом инновационного сознание всех эконом субъектов). Методы: 1) метод научной абстракции (отвлечение в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении наиболее глубокой сущности процесса.); 2) метод анализа и синтеза (разделение эконом отношений на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно, воссоздание единой целостной картины об эконом процессе); 3) метод индукции и дедукции (обеспечение перехода от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам, перехода от наиболее общих выводов к относительно частным); 4) метод исторического и логического (эконом процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи); 5) метод единства общего и особенного (наиболее общие черты метода применимы к эконом теории всех способов производства); 6) метод единства качественного и количественного анализа (изучение эконом процессов на основе качественных и количественных изменений); 7) метод анализа общественной практики.

 

Производительные силы и производственные отношения: понятие, признаки и структура

Производительные силы – объективная основа материального производства, в котором люди взаимодействуют с техникой, другими средствами труда, по преобразованию ресурсов природы, обеспечивая возникновение технико-эконом отношений. Признаки: 1) производительные силы существуют, функционируют и развиваются всегда только в диалектической взаимосвязи с производственными отношениями; 2) производительные силы всегда образуют органическое единство взаимодействующих между собой моментов, конкретно-историческую цельность. Структура: 1) предмет труда - тот элемент природы, на который направлено воздействие человека с целью его преобразования; 2) средства труда - орудия труда, с помощью которых происходит воздействие на предмет труда (механические, физические, химические), а также производственная инфраструктура - производственные здания, сооружения, каналы, трубопроводы, дороги, энергосети, средства связи. Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства. Средства производства образуют материально-техническую базу. Производственные отношения – те связи и отношения людей, которые возникают помимо их воли в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Признаки: 1) объективность; 2) взаимоотношения между людьми по присвоению и использованию средств производства; 3) взаимодействие с производительными силами; 4) взаимосвязь с надстроечными отношениями. Структура: 1) технико-эконом (организационно-эконом) отражают организацию производительных сил, особенности определенного этапа развития факторов производства и их общественной комбинации; 2) соц-эконом отношения определяют общественную форму производства.

 

Основные этапы развития эконом науки

Древнегреческие ученые сформулировали исходные положения эконом теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов. Взгляды Аристотеля: 1) основа оценки блага – полезность; 2) соизмерение благ на основе полезности, а не труда - эквивалентность обмена; 3) физический труд не престижен; 4) разделял экономику (естественная хоз деятельность, связанная с производством продуктов) и христематику (искусство делать деньги). Меркантилизм: сущность этого учения сводится к определению источника происхождения богатства. Источником прибыли, а в конечном итоге и богатства была сфера обращения, а не производство, не труд - а торговля. Производство рассматривалось как предпосылка для создания богатства. Физиократы: (Кене, Тюрго) выразители интересов крупных землевладельцев. Основным представителем был Кене, который считал источником богатства не просто труд в земледелии, а именно превышение производственного продукта над потребленным в с/х. Классическая школа (основные представители Смит и Риккардо): 1) центр теоретического анализа перенесен из сферы обращения в сферу производства; 2) выдвинута идея о действии в хоз системе объективных экономических законов; наука призвана познавать эти законы, а хозяйствующие субъекты - следовать им своей практической деятельности; 3) идея либерализма, минимального вмешательства гос-ва в экономику; 4) рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения - «невидимая рука рынка»; 5) основы трудовой теории стоимости, возвысили роль производительного труда как создателя стоимости; труд - основной источник богатства общества. Марксизм: сформулировано учение об общественно-экономических формациях и причинах их смены; раскрыты законы развития капитализма; разработана теория воспроизводства и экономических кризисов, учение о двойстве6нном характере труда, воплощенного в товаре.

 

Развитие эконом теории в России

Развитие эконом теории начинается с образования всероссийского рынка в 17в и трактовок известного экономиста и гос деятеля Ордын-Нащокина. Его взгляды – проявление русского меркантилизма в централизованном гос-ве. В последующем эконом воззрения представлены такими учеными, как ИТ Посошков, МВ Ломоносов, ММ Сперанский, трудами АН Радищева, АИ Герцена, СЮ Витте, ПА Столыпина, ГВ Плеханова. Они обосновывали необходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе проведения финансовых, аграрных и промышленных реформ. С 20 до 90 годов 20в господствовало марксистское направление. Особую ценность представляют идеи НД Кондратьева, разработавшего теорию эконом циклов («длинных волн»), АВ Чаянова, обосновавшего организационно-производственные направления в Э и семейно-крестьянском хоз-ве. В современный период перестройки Э в России ученые интегрируют взгляды и достижения отдельных эконом школ применительно к Э переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые обосновывают необходимость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в Э на основе использования монетаризма и разумного гос регулирования.

 

Рыночное равновесие и причины его нарушения. Равновесная рыночная цена

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению. Равновесная цена - цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения. Состояние равновесия на рынке неустойчиво. Причиной изменения рыночного равновесия является изменения рыночного спроса и рыночного предложения. Если реальная рыночная цена выше равновесной цены, то объем спроса будет меньше объема предложения, т.е. возникает избыток товара. Если реальная рыночная цена оказывается ниже цены равновесной, то объем спроса превышает объем предложения, возникает дефицит товара.

 

Гос регулирование экономики

Гос регулирование Э – совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых гос-во и созданные при его участии органы осуществляют управленческое воздействие на эконом жизнь общества. Признаки: 1) избирательность; 2) дополняющий процесс рыночного механизма; 3) объектом гос регулирования Э является Э в целом и условия деятельности; 4) гос регулирование имеет сложную структуру; 5) результат гос регулирования не всегда определяется количественным показателем. Содержание: 1) субъект (органы гос власти всех 3 ветвей); 2) объект (Э в целом, ее сферы, отрасли); 3) формы гос регулирования (гос прогнозирование и программирование Э; бюджетное регулирование; гос потребление и гос заказ; финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий; денежно-кредитное регулирование; приватизация и национализация собственности); 4) методы (административные; эконом; методы прямого воздействия; методы косвенного воздействия). Важное направление – регулирование внешних факторов – эффекты производства или потребления блага, воздействие которого на третьих лиц (не являющихся продавцами и покупателями), не отражается в цене того блага.

 

Эконом политика гос-ва

Эконом политика гос-ва – совокупность научных положений, целей, задач, средств и практических мер, с помощью которых правительство воздействует на эконом жизнь общества. Принципы эконом политики: научность; реалистичность; принцип сценарного подхода; принцип увязки текущих, среднесрочных и долгосрочных целей; принцип системности преобразований. Виды: гос промышленная; политика стабилизации; соц политика (соц защита и гарантии). Задача: систематизация добытых теорией законов, закономерностей и наблюдений в целях их практического регулирования различных проявлений экономической и социальной жизни общества и государства.

 

Система национальных счетов

ВВП - средняя сумма произ-х в общ-ве за год конечных товаров и услуг. ВНВ - cред. сумма конечных товаров и услуг, созд. за год нац. произ-ми, как на территории страны, так и за рубежом. Метода расчета ВВП и ВНП (ВНП) — совокупная стоимость объёма конечных товаров и услуг, произ-х на тер-и данной страны и за её пределами с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране

 

понятие, предмет, функции, методы Э

Экономика – наука о поведении людей, их взаимоотношениях по созданию и распределению жизненных благ в обществе при ограниченных ресурсах, о законах, управляющих эконом процессами. Виды Э: 1) микроэкономика, предметом которой является изучение домашнего хоз-ва; 2) мезоэкономика – изучает отдельные отрасли хоз-ва либо Э отдельных регионов; 3) макроэкономика – нац (гос) и мировая. Предмет Э – взаимоотношения людей по созданию и распределению жизненных благ в обществе в целях удовлетворения своих потребностей, и эконом законы, управляющие этими процессами. Функции: 1) познавательная (через статистические данные, анализ конкретных ситуаций, познает те или иные экономические процессы); 2) практическая (внедряет разработанные методики в экономическую практику); 3) методологическая (разрабатывает методики обработки и анализа наблюдаемых экономических явлений, формирует экономические законы); 4) соц (создает для всех граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия); 5) идеологическая (формирует научное мировоззрение объективной реальности, эконом инновационного сознание всех эконом субъектов). Методы: 1) метод научной абстракции (отвлечение в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении наиболее глубокой сущности процесса.); 2) метод анализа и синтеза (разделение эконом отношений на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно, воссоздание единой целостной картины об эконом процессе); 3) метод индукции и дедукции (обеспечение перехода от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам, перехода от наиболее общих выводов к относительно частным); 4) метод исторического и логического (эконом процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи); 5) метод единства общего и особенного (наиболее общие черты метода применимы к эконом теории всех способов производства); 6) метод единства качественного и количественного анализа (изучение эконом процессов на основе качественных и количественных изменений); 7) метод анализа общественной практики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.053 с.)