О чем нужно говорить на экзамене. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О чем нужно говорить на экзамене.



О ЧЕМ НУЖНО ГОВОРИТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ?

Краткое пояснение к вопросам экзамена

по дисциплине «Основы теории журналистики»

 

Понятие журналистики. Структура журналистской деятельности.

Определение журналистики как особого вида деятельности. Структура журналистской деятельности: основные элементы (действительность, регулирующие органы, учредитель, журналисты, тексты, СМИ, массовая аудитория, социальные институты) и отношения между ними (по схеме Е.П. Прохорова). Различные значения понятия «журналистика» («журналистика как…»).

Понятие «массовая информация» в журналистике. Текст как носитель журналистской информации.

Понятие «массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Значения понятия «информация» в журналистике (в узком и широком смысле). Значения понятия «массовая» применительно к журналистской информации. Признаки массового характера журналистской информации. Определение текста. Журналистский текст как носитель информации: потенциальная, принятая и реальная информация. Понятия «информационная насыщенность» и «информативность» журналистского текста, «информированность» аудитории.

Прагматическая адекватность журналистского текста.

Понятие «адекватность журналистского текста». Семиотический подход к адекватности текста: сущность семантического, синтактического и прагматического аспектов адекватности. Подробная характеристика прагматической адекватности журналистского текста: ее условия (небанальность, декодируемость, релевантность текста).

Семантическая и синтактическая адекватность журналистского текста.

Понятие «адекватность журналистского текста». Семиотический подход к адекватности текста: сущность семантического, синтактического и прагматического аспектов адекватности. Подробная характеристика семантической и синтактической адекватности журналистского текста: виды информации в тексте с семантической точки зрения (дескриптивная, валюативная, нормативная, прескриптивная) и их соотношение.

Журналистская информация как фактор социального управления.

Понятие управления. Компоненты журналистской информации, позволяющие ей оказывать управляющее воздействие на общество. Степень жесткости этого воздействия. Характер управляющего воздействия журналисткой информации на общество: три основных варианта (консервативный, реакционный, прогрессивный). Понятия «информационная конкуренция (борьба)» и «информационная война», «дезинформация», «информационная безопасность».

Идеологические функции журналистики по Е.П. Прохорову.

Общая характеристика подхода Е.П. Прохорова к классификации функций журналистики, система функций по Прохорову. Роль идеологических функций в системе функций журналистики. Понятие идеологии. Идеологические процессы в обществе. Понятие массового сознания, характеристика его компонентов. Общественное мнение как компонент массового сознания, его свойства. Взаимодействие журналистики с массовым сознанием через общественное мнение.

Система функций журналистики по Е.П. Прохорову (идеологические не характеризовать).

Общая характеристика подхода Е.П. Прохорова к классификации функций журналистики, система функций по Прохорову. Коммуникативные функции: роль в системе функций журналистики, контрагенты, различие понятий «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации». Непосредственно-организаторские функции: роль в системе функций журналистики, контрагенты, основные направления реализации, характер воздействия журналистики на социальные институты, понятия «компетенция» и «компетентность» применительно к СМИ и журналистам. Культуроформирующие функции: роль в системе функций журналистики, понятие культуры и смежные понятия, основные направления реализации данных функций, взаимодействие журналистики с элитарной и массовой культурой. Рекламно-справочные функции: сущность и роль в системе функций журналистики. Рекреативные функции: сущность и роль в системе функций журналистики, влияние на аудиторию, понятие «эскапизм».

Социально-психологические и общепсихологические функции журналистики по Н.Н. Богомоловой.

Общая характеристика подхода Н.Н. Богомоловой к классификации функций журналистики, система психологических функций по Богомоловой. Социально-психологические функции: уровни отношений индивида с обществом и характеристика функций на каждом из уровней – функции социальной ориентации и участия в формировании общественного мнения (роль СМИ в социализации индивида), социальной идентификации (референтные группы и лидеры мнений), межличностного контакта, самоутверждения (самопознания и самореализации). Общепсихологические функции (утилитарная и релаксации), их характеристика.

Функции журналистики, субъектом которых является общество в целом (концепция С.Г. Корконосенко).

Общая характеристика субъектного подхода С.Г. Корконосенко к классификации функций журналистики, система функций по Корконосенко. Общество как генеральный субъект функций журналистики, его основные потребности и соответствующие им функции журналистики: характеристика функций интеграции (понятия «общественное согласие», «баланс интересов», «объединяющие ценности») и самопознания общества (особенности информирования общества журналистикой).

Функции журналистики, субъектами которых являются социальные институты и группы (концепция С.Г. Корконосенко).

Социальные институты и группы как субъект функций журналистики, их основные потребности и соответствующие им функции журналистики: характеристика функций пропаганды и агитации (разграничение понятий по объекту, характеру и средствам воздействия на массовое сознание), организации. Проблема белой и черной пропаганды.

Функции журналистики, субъектами которых являются личность, журналистское сообщество (концепция С.Г. Корконосенко).

Общая характеристика субъектного подхода С.Г. Корконосенко к классификации функций журналистики, система функций по Корконосенко. Личность как субъект функций журналистики, сложность жесткой классификации функций для данного субъекта: характеристика функций социальной ориентации, связи с обществом и другими людьми, снятия напряжения (включая гедонистический аспект и психогигиену общества). Профессиональное сообщество журналистов как субъект функций журналистики, его основные потребности и соответствующие им функции журналистики: характеристика служебно-профессиональной и творческой функций.

Журналистика как социальный институт. Социальные типы СМИ.

Понятие социального института, открытый характер журналистики как социального института. Положение журналистики как социального института в авторитарном и демократическом обществе. Социальные типы СМИ и их характеристика: государственные, частные и общественные СМИ. Плюрализм и толерантность как основные правила функционирования СМИ в демократическом обществе.

Журналистика как «четвертая власть».

Понятие «власть». Виды и формы власти – формальные и неформальные. Государственная власть, три ее ветви. Демократия как власть народа, непосредственная и представительная демократия, журналистика как форма непосредственной демократии. Журналистика как «четвертая власть», отношение с другими ветвями власти. Обязанности (полномочия) журналистики как «четвертой власти».

Общие положения закона РФ «О СМИ»: свобода массовой информации, цензура, злоупотребления свободой массовой информации, понятие СМИ.

Юридическое содержание понятия «свобода массовой информации» в нашей стране (по ст. 1). Цензура, недопустимость цензуры; исключения, подпадающие под определение цензуры, но цензурой не являющиеся (по ст. 3). Основные варианты злоупотребления свободой массовой информации (по ст. 4). Правовое определение средства массовой информации (по ст. 2).

О ЧЕМ НУЖНО ГОВОРИТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.009 с.)