Система учета преступности в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система учета преступности в РФ.



Начало системы учета преступности в РФ принято относить к 1802 г., когда были созданы Министерство Внутренних дел и Министерство юстиции и их подразделения на местах. Именно с того времени указанные ведомства начинают вести учет преступности и лиц их совершивших. Со временем менялись основные единицы учета.

Согласно Указу “О едином учете преступлений” от 2005 г. было принято Типовое положение «О едином порядке организации приема, регистрации уголовных дел и проверки сообщений», а также Инструкция о порядке заполнения документов.

В настоящее время в соотв. с приказом “О едином учете преступлений” от 2005 г. были введены в действие «Типовое положение о едином порядке приема, регистрации и проверке сообщений о преступлении»; «Положение о единой регистрации уголовных дел»

В соответствии с Приказом о едином учете преступлений к учетным документам относятся статистические карточки:

· Форма №1 – на выявленное преступление;

· Форма №11 – о результатах расследования преступления;

· Форма №2 – на лицо, совершившее преступление;

· Форма №3 – о движении уголовного дела;

· Форма №4 – о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности.

С 1 июля 2006 года введены в действие статистические карточки формы №5 – о потерпевшем, формы №6 – о результатах рассмотрения уголовного дела судом первой инстанции и приложении к статистической карточке формы №6 на преступление по делу частного обвинения.

Согласно положению, под регистрацией понимается – присвоение регистрационного номера объектом регистрации.

Учет – фиксирование в учетных документах, уполномоченным органом (следователем, дознавателем, судьей) сведений об объекте учета с последующим включения в информационные центры.

Учет – фиксирование в учетных документах, органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

Объектами регистрации являются: уголовное дело, материал с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Объектами учета являются: преступление; лицо, совершившее преступление,;уголовное дело и принятые по нему решения; материальный ущерб, причиненный преступлением и обеспечение его возмещения; потерпевший; судебное решение по уголовному делу.

Субъектами регистрации являются:

- органы прокуратуры (+ военная прокуратура);

- органы внутренних дел РФ;

- органы Федеральной службы безопасности;

- органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- органы Федеральной службы исполнения наказания;

- таможенные органы РФ;

- органы Федеральной службы судебных приставов;

- органы противопожарной службы МЧС.

- иные органы дознания и должностные лица, которым уголовно-процессуальным законодательством предоставлено право возбуждать уголовные дела и проводить дознание.

Субъектами учета преступления являются: орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор, на которых возложена обязанность фиксирования в учетных документах сведений об объектах учета.

Положение предусматривает, что учетные документы в течение суток с момента принятия надзирающим прокурором процессуального решения по уголовному делу направляются лицом, производившим предварительное расследование в регистрационно-учетные подразделения. Последние в течение суток направляют все поступившие учетные документы в ИЦ.

До 2005 г. можно было обращаться в суд, прокуратуру, милицию. Информационный центр – МВД, НО после 2012 года они будут переданы в Прокуратуру.

Основаниями учета лиц, совершивших преступление, являются: обвинительной заключение, обвинительный приговор; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Основаниями учета потерпевших являются: постановление о признании потерпевшим; определение суда о признании потерпевшим; постановление о возбуждении уголовного дела по факту смерти лица, в случае, когда постановление (определение) о признании потерпевшим не выносилось.

Источниками информации о преступности являются:

1. Статистические отчеты:

· МВД, прокуратуры, других правоохранительных органов, в том числе о зарегистрированных преступлениях (форма № 1 МВД РФ);

· отчет о лицах, совершивших преступления (форма № 2 МВД РФ), а также форма № 1г МВД РФ, содержащая сведения о зарегистрированных преступлениях и выявленных преступниках в разрезе всех статей УК;

· формы № 1а, № 1р, № 3, №5 МВД РФ, а также ряд иных;

· судов и органов юстиции, в том числе отчет о работе судов (форма № 1 МЮ РФ);

· отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания (форма № 10 МЮ);

· отчет о составе осужденных, месте совершения преступления (форма № 11 МЮ);

· отчет об осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте (форма № 12 МЮ), при необходимости — другие формы судебной статистики;

2. Статистические карточки первичного учета, в том числе отражающие сведения о преступлении, о совершившем его лице, о подсудимом. В этих карточках содержится гораздо больше данных, чем в статистических отчетах. Хотя эти отчеты составляются на основании карточек первичного учета, в некоторых статистических формах содержится примерно 30% информации карточек. Все данные карточек первичного учета вводятся в банк данных информационных центров министерств и управлений внутренних дел субъектов Федерации. Соответственно при изучении преступности можно по специальным программам анализировать непосредственные данные карточек. Это дает возможность сопоставлять разные показатели одной или нескольких карточек применительно к выделяемому конкретному объекту исследования. Например, при анализе краж можно выяснить, что и откуда похищалось, находились ли соответствующие объекты под охраной, какой именно;

3. Показатели социально-экономической, социально-демографической и другой статистики. Например, для исчисления коэффициентов преступности требуются сведения о численности населения, в том числе разного возраста;

4. Данные об иных правонарушениях, пьянстве, алкоголизме, наркомании и т. п. Они содержатся в материалах как государственной статистики, так и ведомственной (МВД РФ, МЮ РФ и т. п.);

5. Материалы обобщения уголовных дел, материалов и заявлений о преступлениях. Уголовные дела, материалы, заявления изучаются в сплошном либо выборочном порядке. Сплошное исследование проводится, когда число дел невелико. При выборочном изучении дел определяется сначала количество всех дел, а затем решается вопрос об объеме выборки. Во всех случаях изученное число дел должно обеспечивать представительность (репрезентативность) исследования. Это требует прежде всего квотной выборки, воспроизводящей структуру преступности с учетом доли каждого вида преступлений в общем числе зарегистрированных. Для точного расчета выборки полезно привлекать специалистов по использованию выборочных методов исследования;

6. Результаты изучения общественной психологии, правового сознания, общественного мнения о преступности и борьбе с ней;

7. Данные опросов осужденных в сравнении с результатами опросов лиц из контрольной группы;

8. Результаты наблюдений криминологов;

9. Результаты экспериментов, если они проводились.

Учет преступности основывается на регистрации конкретных ее проявлений: фактов совершенных преступлений; лиц, совершивших эти преступления; жертв преступлений и сумм материального ущерба, причиненного преступлениями организованных преступных формирований. Однако современная статистика эти данные отражает крайне неполно.

Первый показатель — число совершенных преступлений — не может быть полностью отражен в статистике потому, что многие преступления совершаются в условиях неочевидности и немало преступников разрабатывают специальные меры по сокрытию следов преступлений, не все потерпевшие сообщают о посягательствах на них, существуют просчеты в оперативно-розыскной и контрразведывательной, контролирующей деятельности.

Таким образом, число зарегистрированных преступлений (форма № 1 МВД РФ) — это число далеко не всех совершенных преступлений. Снижение числа преступлений (в форме № 1) может отражать и фактическое снижение преступности, и изменение нормы закона, практики борьбы с ней, практики ее регистрации.

С учетом изложенного целесообразно анализировать во взаимосвязи по крайней мере два статистических показателя: число рассмотренных органами внутренних дел и прокуратуры заявлений, сообщений о преступлениях и число зарегистрированных ими преступлений.

Заявления и сообщения не всегда находят подтверждение. Иногда они бывают заведомо ложными, а нередко люди ошибаются в оценке соответствующих деяний как преступных, не зная, что они влекут всего лишь административную либо гражданско-правовую, дисциплинарную ответственность. Статистика преступлений отражает те деяния, данные о которых были проверены в предусмотренном законом порядке и нашли свое подтверждение, например, в вынесении постановлений о возбуждении уголовного дела, о привлечении лица в качестве обвиняемого, об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о приостановлении уголовного дела.

Второй показатель — число лиц, совершивших преступления. В статистике отражается только число выявленных лиц, т. е. установленных преступников, вина которых доказана.

Общее число выявленных лиц, совершивших преступления (форма № 2), подразделяется на две категории:

1) лица, которые освобождаются от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям в связи с направлением материалов в комиссию по делам несовершеннолетних и т. п.;

2) лица, дела о которых направлены в суд. Вторая категория включает как осужденных, так и оправданных, а также лиц, дела о которых прекращены судом либо направлены на дополнительное расследование.

Поэтому одновременно с данными формы № 2 МВД РФ следует анализировать и судебную статистику, в том числе о количестве осужденных. Данные о лицах, ранее совершавших преступления (повторно совершивших преступления), учитываются в форме № 1-р МВД РФ.

Третий показатель — число потерпевших. Ими могут быть и юридические, и физические лица. Ведь кражи совершаются и из квартир, и из учреждений, предприятий.

Однако современная уголовная статистика ведет весьма ограниченный учет потерпевших. С 1986 г. (форма № 1г МВД РФ) учитывалось число лиц, погибших в результате совершенных преступлений. Начиная с 1993 г. стали учитываться некоторые данные об иных потерпевших (форма № 1-п).

Четвертый показатель — материальный ущерб. Уголовная статистика ранее фиксировала только материальный ущерб от хищений государственного и общественного имущества, причем как по делам, направленным в суд, так и по тем делам, которые были прекращены, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Эти данные не совпадают с суммами материального ущерба, окончательно определенного судом.

Судебная статистика также отражает материальный ущерб. По всем делам о преступлениях, повлекших этот ущерб, имеется такой показатель, как «сумма материального ущерба, определенная судом». Эта сумма может отличаться от той, которая фиксируется в формах МВД РФ, например, в силу того, что уголовные дела о наиболее крупных хищениях рассматриваются судами после многолетних расследований. Наконец, важно иметь в виду, что в последние годы открыто публиковались данные уголовной статистики только по делам ОВД, прокуратуры (формы № 1, 1г, 1е, 2 и др.), за изъятием части сведений об особо опасных и некоторых иных государственных преступлениях (Министерства безопасности РФ), а также всех воинских преступлений (данные органов военной прокуратуры). Поэтому, как правило, общий криминологический анализ преступности на практике основывается на материалах открытой статистики. Он дополняется анализом воинской и части государственной преступности, сделанным в установленном режиме. Сведения о налоговых и таможенных преступлениях, как и преступлениях на транспорте, отражаются в единых статистических отчетах (формы МВД РФ № 1, 2, 1г и др.).

Отмечается необходимость непрерывности учета — последовательного отражения в едином документе данных о движении сначала сообщения, заявления о преступлении, затем проверяемого материала, возбужденного уголовного дела. Речь идет о фиксации единого процесса: от поступления сообщения до отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения либо — при возбуждении уголовного дела и обвинительном приговоре суда — до снятия с осужденного судимости.

Пятый показатель — число организованных преступных формирований — практически не отражается в уголовной статистике. Там приводятся данные о числе преступлений, совершенных в составе организованных групп, числе фактов бандитизма, но не дается число самих таких групп, число банд и т. д. Только в форме ОП МВД РФ давалось число преступных формирований.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.015 с.)