Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Свод седьмой – свод «Аль-Анфаль» ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
«Аль-Анфаль», «Аль-Бара’ат», «Та-ха», «Аль-Малаика», «Ас-Саффат», «Аль-Ах-каф», «Аль-Фатх», «Ат-Тур», «Ан-Наджм», «Ас-Сафф», «Ат-Тагабун», «Ат-Талак», «Аль-Мутаффифин», «Аль-Му‘аввазатайн».[491] Следует предупредить уважаемых читателей, что настоящий перечень вовсе не есть отражение порядка нисхождения сур Корана, а потому не является показателем порядка сур в кораническом списке Али ибн Абуталиба (Мир ему!), в котором, по утверждению большинства ученых, соблюдена последовательность низведения айатов. Для того, чтобы составить хотя бы приблизительное представление о порядке сур в списке Али (Мир ему!), рассмотрим порядок и последовательность айатов и сур в существующем Коране и тогда, опираясь на данные научных и исторических источников и подвергнув сопоставительному анализу эти данные, сделаем соответствующие выводы. Однако порядок, о котором говорят ученые и хадисоведы, как мы убедимся в этом далее, никоим образом не сходится с перечнем, приведенным в «Истории» аль-Йа'куби. Прежде всего мы хотели бы перечислить суры Корана, низведенные нашему Пророку (С) в Мекке и Медине, на основании перечня Ибн ан-Надима[492] и рассказа аз-Зинджани о порядке низведения сур Корана в книге «Назм ад-дурар ва танасук аль-аййат ва-с-сувар». Эти перечни с небольшими отклонениями в общем соответствуют перечню, составленному известным немецким востоковедом Нельдеке в его «Истории Корана»,[493] и перечню, приведенному Абухамзой ас-Симали. Порядок мекканских и мединских сур по Ибн ан-Надиму, аль-Бука'и, Абулкасиму Умару и Нельдеке. 1. «Икра биисми раббика-л-лази халак...» и по айат «Ва аллама-л-инсана ма лам йа'лам»; 2. «Нун ва-л-калам»; 3. «Йа аййауха-л-музаммиль» (только конец этой суры низведен в Мекке); 4. «Аль-Мудассир»; 5. «Таббат йада Абилахаб» (согласно преданию, это Муджахид ибн Джабир аль-Макки); 6. «Иза-ш-шамсу куввират»; 7. «Саббих исма раббика-л-а'ла»; 8. «Алам нашрах лака садрака»; 9. «Ва-л-аср»; 10. «Ва-л-фаджр»; 11. «Ва-д-духа»; 12. «Ва-л-лайл»; 13. «Ва-л-адийат забхан»; 14. «Инна а'тайнака-л-каусара»; 15. «Алхакум ат-такасур»; 16. «А раайта-л-лази»; 17. «Кул йа аййуха-л-кафирун»; 18. «А тара кайфа фа'ала раббука би асхаби-л-фил»; 19. «Кул хува-л-Лаху ахад»;
20. «Кул аузу бирабби-л-фалак»; 21. «Кул аузу бирабби-н-нас» (некоторые утверждают, что сура эта – мединская); 22. «Ва-н-наджм»; 23. «Абаса ва тавалла»; 24. «Инна анзалнаху»; 25. «Ва-ш-шамсу ва зухаха»; 26. «Ва-с-сама зат ул-бурудж»; 27. «Ва-т-тин ва-з-зайтун»; 28. «Ли илафи Курайш»; 29. «Аль-Кари'а»; 30. «Ла аксаму бийауми-л-кийама»; 31. «Вайлун ликулли хумаззатин лумаззатин»; 32. «Ва-л-мурсалат»; 33. «Каф ва-л-Кур’ан»; 34. «Ла аксаму бихаза-л-балад»; 35. «Ар-Рахман»; 36. «Кул увхия»; 37. «Йа-син»; 38. «Алиф-лам-мим-сад»; 39. «Табарака-л-лази наззала-л-Фуркан»; 40. «Аль-Мала'ика»; 41. «Аль-Хамду ли-л-Лахи, фатир»; 42. «Марйам»; 43. «Та-ха, ма анзална»; 44. «Иза вака'ат ул-ваки'а»; 45. «Та-син-мим, аш-шу'ара»; 46. «Та-син»; 47. «Та-син-мим» (второй); 48. «Бану Исраил»; 49. «Худ»; 50. «Йусиф»; 51. «Йунис»; 52. «Аль-Хиджр»; 53. «Ас-Саффат»; 54. «Лукман» (конец этой суры – мединский); 55. «Кад афлаха-л-му'минун»; 56. «Саба'»; 57. «Аль-Анбийа»; 58. «Аз-Зумар»; 59. «Ха-мим, аль-Му'мин»; 60. «Ха-мим, ас-Саджда»; 61. «Ха-мим-айн-син-каф»; 62. «Ха-мим, аз-Зухруф»; 63. «Ха-мим, ад-Духхан»; 64. «Ха-мим, аш-Шари'а»; 65. «Ха-мим, аль-Ахкаф» (конец этой суры – мекканский); 66. «Ва-з-зарийат»; 67. «Хал атака хадис ул-гашия»; 68. «Аль-Кахф» (конец этой суры – мединский); 69. «Аль-Ан'ам» (в этой суре есть и мединские айаты); 70. «Ан-Нахль» (конец этой суры – мединский); 71. «Нух»; 72. «Ибрахим»; 73. «Ас-Саджда»; 74. «Ат-Тур»; 75. «Табарака-л-лази бийадихи-л-мульк»; 76. «Аль-Хакка»; 77. «Са'ала са'илун»; 78. «Амма йатаса'алун»; 79. «Ан-Нази'ат»; 80. «Иза-с-сама инфатарат»; 81. «Иза-с-сама иншаккат»; 82. «Ар-Рум»; 83. «Анкабут»; 84. «Вайлун ли-л-мутаффифин» (некоторые утверждают, что эта сура – мединская); 85. «Иктарабат ус-са'ату ва иншакка-л-камар»; 86. «Ва-с-сама' ва-т-тарик»; 87. «Ан-Намль». Согласно настоящему перечню, восемьдесят семь сур низведены Пророку ислама (С) в Медине. Однако ас-Саури со слов Абуфариса, ссылающегося, в свою очередь, на аш-Ша'аби утверждает, что сура «Ан-Нахль», кроме содержащегося в нем айата «Фаин акабтум фа'акибу бимисли ма укибтум бихи», ниспослана в Медине. Кроме того, Ибн Джарих со слов Ата аль-Хурасани, ссылающегося на Ибн Аббаса, сообщает, что последний говорил: «Восемьдесят пять сур Корана было низведено Пророку (С) в Мекке, а двадцать восемь – в Медине.[494] Но, согласно такой статистике выходит, что число и мекканских и мединских сур вместе взятых составляет всего сто тринадцать.
Суры, низведенные в Медине 88. «Аль-Бакара»; 89. «Аль-Анфаль»; 90. «Аль-А'араф»; 91. «Ал Имран»; 92. ««Аль-Мумтахана»»; 93. «Ан-Ниса’»; 94. «Иза зулзилат»; 95. «Аль-Хадид»; 96. «Аль-Лазина кафару»; 97. «Ар-Ра'ад»; 98. «Хал ата ала-л-инсани»; 99. «Йа аййуха-н-наби, иза таллактуму-н-ниса»; 100. «Лам йакун ул-лазина кафару»; 101. «Аль-Хашр»; 102. «Иза джа'а наср ул-Лахи ва-л-фатх»; 103. «Ан-Нур»; 104. «Аль-Хадж»; 105. «Аль-Мунафикун»№; 106. «Аль-Муджаидла»; 107. «Аль-Худжурат»; 108. «Йа аййуху-н-наби, лам тахрум»; 109. «Аль-Джум'а»; 110. «Ат-Тагабун»; 111. «Аль-Хаварийин»; 112. «Аль-Фатх»; 113. «Аль-Маида»; 114. «Ат-Тауба». Говорят, что «Аль-Муавваззатайн» также низведена в Медине. При таком счете количество сур достигает ста четырнадцати. В списке имама ас-Садика (Мир ему!) порядок сур почти такой же, хотя имеет незначительные отличия[495]. При этом сура «Ат-Тауба» предшествует суре «Аль-Маида». Итак, ознакомившись с порядком сур Корана в порядке очередности их нисхождения по времени с точки зрения ученых и после краткого обзора последовательности сур в списке имама ас-Садика, приведем перечень сур, низведенных соответственно в Мекке и Медине, основываясь на предании, повествуемом Абухамзой ас-Симали со слов нескольких передатчиков, и восходящем[496] к Ибн Аббасу. Это необходимо для того, чтобы путем его сопоставления с перечнями, приводимыми в сочинениях других авторов, составить хотя бы приблизительное представление о порядке сур в списке Али (Мир ему!). Согласно преданию Абухамзы ас-Симали, порядок низведенных мекканских и мединских сур выглядит следующим образом. Последовательность сур, низведенных в Мекке: 1 – «Икра' биисми раббика» («Аль-‛Алак»); 2 – «Ан-Нун ва-л-камам»; 3 – «Аль-Музаммиль»; 4 – «Аль-Мудассир»; 5 – «Таббат»; 6 – «Иза-ш-шамсу куввират» («Ат-Таквир»); 7 – «Саббих исма раббика-л-а'ла»; 8 – «Ва-л-лайлу иза йагша»; 9 – «Ва-л-фаджр»; 10 – «Ва-з-зуха»; 11 – «А лам на-шрах» («Аль-Инширах»); 12 – «Ва-л-аср»; 13 – «Ва-л-адийат»; 14 – «Инна а'тайнака-л-Каусар» («Аль-Каусар»); 15 – «Алкахум ут-такасур» («Ат-Та-касур»); 16 – «А ра'айта» («Аль-Ма'ун»); 17 – «Аль-Кафирун»; 18 – «А лам тара кайфа» («Аль-Фалак»); 20 – «Кул: аузу бирабби-н-нас» («Ан-Нас»); 21 – «Кул: хува-л-Лаху ахад» («Аль-Ихлас» или «Ат-Таухид»); 22 – «Ва-н-наджм»; 23 – «‘Абаса» («Аль-А‘ма»); 24 – «Инна анзалнаху» («Аль-Кадр»); 25 – «Ва-ш-шамс»; 26 – «Аль-Бурудж»; 27 – «Ва-т-тин»; 28 – «Ли илафи» («Курайш»); 29 – «Аль-Кари'а»; 30 – «Аль-Каййима»; 31 – «Хумаззатун»; 32- «Ва-л-мурсалат»; 33 – «Каф»; 34 – «Ла аксаму бихаза-л-балад» («Аль-Балад»); 35 – «Ат-Тарик»; 36 – «Иктарабат ас-са'а» («Аль-Камар»); 37 – «Сад»; 38 – «Аль-А'араф»; 39 – «Кул: увхия» («Аль-Джинн»); 40 – «Йа-син»; 41 – «Аль-Фуркан»; 42 – «Аль-Малаика» («Аль-Фатир»); 43 – «Каф-ха-йа-айн-сад» («Марйам»); 44 – «Та-ха»; 45 – «Аль-Ваки'а»; 46 – ««Аш-Шу‘ара» (Поэты)»; 47 – «Ан-Намль»; 48 – «Аль-Касас»; 49 – «Бану Исраил»; 50 – «Йунис»; 51 – «Худ»; 52 – «Йусиф»; 53 – «Аль-Хиджр»; 54 – «Аль-Ан'ам»; 55 – «Ас-Саффат»; 56 - «Лукман»;
57 – «Саба»; 58 – «Аз-Зумар»; 59 – «Ха-мим, аль-мумин» («Гафир»); 60 – «Ха-мим, ас-саджда» («Ас-Саджда», «Фуссилат»); 61 – «Ха-мим-айн-син-каф» («Аш-Шура»); 62 – «Аз-Зухруф»; 63 – «Ад-Духхан»; 64 – «Аль-Джасия»; 65 – «Аль-Ахкаф»; 66 – «Аз-Зарийат»; 67 – «Аль-Гашия»; 68 – «Аль-Кахф», 69 – «Ан-Нахль»; 70 – «Нух»; 71 – «Ибрахим»; 72 – «Аль-Анбийа»; 73 – «Аль-Му'минун»; 74 – «Алиф-лам-мим, танзилун» («Ас-Саджда»); 75 – «Ат-Тур»; 76 – «Аль-Мульк»; 77 – «Аль-Хака»; 78 – «Зу-л-ма'аридж» («Са'ала саилун»); 79 – «Амма йатассалун» («Ан-Наба'»); 80 – «Ан-Нази'ат»; 81 – «Аль-Инфитар»; 82 – «Аль-Иншикак»; 83 – «Ар-Рум»; 84 – «Аль-Анкабут»; 85 – «Аль-Мутаффифин». Последовательность сур, низведенных в Медине: 86 – «Аль-Бакара»; 87 – «Аль-Анфаль»; 88 – «Ал Имран»; 89 – «Аль-Ахзаб»; 90 – «Аль-Мумтахана»; 91 – «Ан-Ниса’»; 92 – «Иза залзалат»; 93 – «Аль-Ха-дид»; 94 – «Мухаммад»; 95 – «Ар-Ра'ад»; 96 – «Ар-Рахман»; 97 – «Хал ата»; 98 – «Ат-Талак»; 99 – «Лам йакун» («Аль-Баййина»); 100 – «Аль-Хашр»; 101- «Иза джаа наср ул-Лахи»; 102 – «Ан-Нур»; 103 – «Аль-Хадж»; 104 – «Аль-Мунафикун»; 105 – «Аль-Муджадила»; 106 – «Аль-Худжурат»; 107 – «Ат-Тахрим»; 108 – «Аль-Джум'а»; 109 – «Ат-Тагабун»; 110 – «Ас-Сафф»; 111 – «Аль-Фатх»; 112 – «Аль-Маида»; 113 – «Ат-Тауба».[497] Общее число мединских сур достигает двадцати восьми сур. Преимущественное большинство айатов этих сур ниспослано в Медине. Вместе с мекканскими мединские суры составляют в сумме 113 сур. Эта последовательность в сравнении с предыдущим порядком, кажется, более или менее приближает нас к порядку сур в списке Али (Мир ему!). Таким образом, в списке Али (Мир ему!) мекканские и мединские айаты даже в деталях расположены в таком порядке, в каком располагаются в этих двух перечнях, в которых, правда, те детали не отражены. В этих двух перечнях большинство айатов расположены весьма любопытно: если в какой-либо суре большую часть айатов составляют мединские, то она называется мединской, а если большинство айатов составляют мекканские, то сура получает название мекканской. Однако в списке Али (Мир ему!) мекканские айаты, к примеру, располагались на своих местах в мединских сурах, а мединские айаты в меккканских, то есть зависели не от географического фактора, а от фактора времени и последовательности их нисхождения. В последнем перечне в порядке сур привлекает внимание тот факт, что сура «Аль-Фатиха» («Открывающая») ни среди мекканских, ни среди мединских сур вообще не упоминается, хотя, согласно преданию Саида ибн Мусайиба, переданному со слов Али (Мир ему!), первейшей сурой, низведенной Пророку ислама (С), была сура «Фатихат ул-Китаб» («Открывающая Книгу»), только после которой последовала сура «Икра' биисми раббика». Порядок сур, по этому преданию, походит на порядок в последнем перечне. По всей вероятности, причина отсутствия в них суры «Аль-Хамд» кроется в расхождении мнений о месте её нисхождения, ибо одни ученые-богословы, как, например, Ибн Аббас и Катада, считают её мекканской, а другие, вроде аль-Муджахида, полагают, что она – мединская. Есть и такие, кто утверждает, что она ниспосылалась Пророку дважды – один раз в Мекке, а второй раз в Медине, отчего её именуют «Саб' ул-масани».[498]
Сопоставление существующего порядка сур Корана с порядком их низведения. Для того, чтобы уважаемые читатели получили более конкретное и четкое представление о различии между порядком расположения сур в существующем Коране и последовательности их нисхождения, мы отобразим это схематично, обозначив это двойной нумерацией, где первые цифры указывают на существущий порядок сур, а вторые – на порядок очередности низведения сур на основании предания Абухамзы ас-Симали, более или менее совпадающего с данными других авторов. 1-3: сура «Аль-Хамд» («Открывающая Книгу»), мекканская и мединская, низведена в Мекке и, по некоторым преданиям, последовала после суры «Аль-Мудассир». 2-86: сура «Аль-Бакара», мединская, первая сура, низведенная в Медине, но 281-й её айат ниспослан в Мина в период Прощального паломничества Пророка ислама (С). 3-88: сура «Али ‘Имран», мединская, низведена после суры «Аль-Анфаль» или «Аль-А‘араф». 4-91: сура «Ан-Ниса’», мединская, низведена после суры «Аль-Мумтахана». 5-112: сура «Аль-Маида», мединская, низведена после суры «Аль-Фатх», но три её айата были ниспосланы на горе Арафат в Мекке в год Прощального паломничества Пророка (С). 6-54: сура «Аль-Ан‘ам», мекканская, низведена после суры «Аль-Хиджр». Айаты 20, 23, 91, 114, 141, 151-153 в ней – мединские. 7-38: сура «Аль-А‘араф», мекканская, низведена после суры «Сад», айаты с 163 по 170 – мединские. 8-87: сура «Аль-Анфаль», мединская, низведена после суры «Аль-Бакара». Айаты 30-36 – мекканские. 9-113: сура «Ат-Тауба», мединская, низведена после суры «Аль-Маида». Два последних её айата – мекканские. 10-50: сура «Йунис», мекканская, низведена после суры «Аль-Исра» («Бану Исраил»). Айаты 40, 94-97 – мединские. 11-51: сура «Худ», мекканская, низведена после суры «Йунис». Айаты 17, 114 – мединские. 12-52: сура «Йусиф», мекканская, низведена после суры «Худ». Айаты 1,2,3,7 – мединские. 13-95: сура «Ар-Ра'ад», мединская, низведена после суры «Мухаммад». 14-71: сура «Ибрахим», мекканская, низведена после суры «Нух». Айаты 28 и 29 в ней – мединские. 15-53: сура «Аль-Хиджр», мекканская, низведена после суры «Йусиф». Айат 87 в ней – мединский. 16-69: сура «Ан-Нахль», мекканская, низведена после суры «Аль-Кахф». Три последних айата в ней – мединские.
17-49: сура «Аль-Исра» («Бану Исраил»), мекканская, низведена после суры «Аль-Касас». Айаты 26, 33, 57, 73-80 – мединские. 18-68: сура «Аль-Кахф», мекканская, низведена после суры «Аль-Гашия». Айаты 28, 83-101 – мединские. 19-43: сура «Марйам», мекканская, низведена после суры «Аль-Фатир» («Аль-Малаика»). Айаты 58, 71 – мединские. 20-44: сура «Та-ха», мекканская, низведена после суры «Марйам». Айаты 130 и 131 в ней – мединские. 21-72: сура «Аль-Анбий», мекканская, низведена после суры «Ибрахим». 22-103: сура «Аль-Хадж», мединская, низведена после суры «Ан-Нур». Айаты с 52-го и до конца 55-го низведены на пути между Меккой и Мединой. 23-73: сура «Аль-Муминун», мекканская, низведена после суры «Аль-Анбийа». 24-102: сура «Ан-Нур», мединская, низведена после суры «Аль-Хашр» или «Иза джаа насру-л-Лах». 25-41: сура «Аль-Фуркан», мекканская, низведена после суры «Йа-син». Айаты 68-70 в ней – мединские. 26-46: сура «Аш-Шу‘ара» (Поэты), мекканская, низведена после суры «Аль-Ваки‘а». Айаты 197 и с 224-го до конца суры – мединские. 27-47: сура «Ан-Намль», мекканская, низведена после суры ««Аш-Шу‘ара» (Поэты)». 28-48: сура «Аль-Касас», мекканская, низведена после суры «Ан-Намль». Айаты 52-55 в ней – мединские, а айат 85 этой суры ниспослан в аль-Джухфе. 29-84: сура «Аль-Анкабут», мекканская, низведена после суры «Ар-Рум». Айаты с первого по одиннадцатый в ней – мединские. 30-83: сура «Ар-Рум», мекканская, низведена после суры «Иншаккат» («Аль-Иншикак»). Айат 17 в ней – мединский. 31-56: сура «Лукман», мекканская, низведена после суры «Ас-Саффат». Айаты 27-29 в ней – мединские. 32-74: сура «Ас-Саджда» («Алиф-лам-мим, танзил»), мекканская, низведена после суры «Аль-Му'минун». Айаты 16-20 в ней – мединские. 33-89: сура «Аль-Ахзаб», мединская, низведена после суры «Али ‘Имран». 34-57: сура «Саба», мекканская, низведена после суры «Лукман». Шестой айат в ней – мединский. 35-42: сура «Аль-Малаика» («Аль-Фатир»), мекканская, низведена после суры «Аль-Фуркан». 36-40: сура «Йа-син», мекканская, низведена после суры «Аль-Джинн». Айат 54 в ней – мединский. 37-55: сура «Ас-Саффат», мекканская, низведена после суры «Аль-Ан'ам». 38-37: сура «Сад», мекканская, низведена после суры «Аль-Камар». 39-58: сура «Аз-Зумар», мекканская, ниспослана вслед за сурой «Саба». Айаты 52-54 в ней – мединские. 40-59: сура «Аль-Гафир» («Ха-мим, аль-му'мин»), мекканская, ниспослана вслед за сурой «Аз-Зумар». Айаты 56-57 в ней – мединские. 41-60: сура «Фуссилат» («Ха-мим, ас-Саджда»), мекканская, низведена после суры «Аль-Гафир». 42-61: сура «Аш-Шура» («Ха-мим-айн-син-каф»), мекканская, низведена после суры «Фуссилат». Айаты 23, 24, 25 и 27 – мединские. 43-62: сура «Аз-Зухруф», мекканская, ниспослана вслед за сурой «Аш-Шура». Айат 54 – мединский. 44-63: сура «Ад-Духхан», мекканская, ниспослана вслед за сурой «Аз-Зухруф». 45-64: сура «Аль-Джасиа», мекканская, ниспослана вслед за сурой «Ад-Духхан». Айат 94 – мединский. 46-65: сура «Аль-Ахкаф», мекканская, ниспослана вслед за сурой «Аль-Джасийа». Айаты 10, 15, 35 – мединские. 47-94: сура «Мухаммад», мединская, ниспослана после суры «Аль-Хадид». Айат 13 ниспослан в пути во время переселения Пророка (С) из Мекки в Медину. 48-111: сура «Аль-Фатх», мединская. Ниспослана в пути при возвращении из Худайбийи. Следует после суры «Аль-Джум'а» или суры «Ас-Сафф». 49-106: сура «Аль-Худжурат», мединская, ниспослана после суры «Аль-Муджадила». 50-33: сура «Каф», мекканская, ниспослана после суры «Аль-Мурсалат». Айат 38 в ней – мединский. 51-66: сура «Аз-Зарийат», мекканская, ниспослана после суры «Аль-Ахкаф». 52-75: сура «Ат-Тур», мекканская, ниспослана вслед за сурой «Ас-Саджда» («Алиф-лам-мим, танзиль»). 53-22: сура «Ан-Наджм», мекканская, ниспослана после суры «Ат-Таухид». Айат 23 в ней – мединский. 54-36: сура «Аль-Камар», мекканская, низведена после суры «Ат-Тарик». Айаты с 44-го и до конца 45 – мединские. 55-96: сура «Ар-Рахман», мединская, низведена после суры «Ар-Ра'ад». 56-45: сура «Аль-Ваки'а», мекканская, низведена после суры «Та-ха». Айаты 81-82 – мединские. 57-93: сура «Аль-Хадид», мединская, низведена после суры «Иза залзалат» («Аз-Зальзала»). 58-105: сура «Аль-Муджадила», мединская, низведена после суры «Аль-Мунафикун». 59-100: сура «Аль-Хашр», мединская, ниспослана после суры «Аль-Баййина». 60-90: сура «Аль-Мумтахана», мединская, последовала после суры «Аль-Ахзаб». 61-110: сура «Ас-Сафф», мединская, последовала после суры «Ат-Тагабун». 62-108: сура «Аль-Джум'а», мединская, последовала после суры «Ас-Сафф» или «Ат-Тахрим». 63-104: сура «Аль-Мунафикун», мединская, низведена после суры «Аль-Хадж». 64-109: сура «Ат-Тагабун», мединская, низведена после суры «Ат-Талак», мединская, низведена после суры «Ат-Тахрим» или «Аль-Джум'а». 65-98: сура «Ат-Талак», мединская, низведена после суры «Халата» («Аль-Инсан»). 66-107: сура «Ат-Тахрим», мединская, низведена после суры «Аль-Худжурат». 67-76: сура «Аль-Мульк», мекканская, низведена после суры «Ат-Тур». 68-2: сура «Нун ва-л-калам», мекканская, ниспослана после суры «Аль-‛Алак». Айаты с 17-го по 33-й, а также с 48-го по 50-й – мединские. 69-77: сура «Аль-Хака», мекканская, низведена после суры «Аль-Мульк». 70-78: сура «Аль-Ма'аридж», мекканская, последовала за сурой «Аль-Хака». 71-70: сура «Нух», мекканская, последовала за сурой «Ан-Нахль». 72-39: сура «Аль-Джинн», мекканская, низведена после суры «Аль-А'араф». 73-3: сура «Аль-Музаммиль», мекканская, низведена после суры «Нун ва-л-калам». Айаты 10, 11 и 20 в ней – мединские. 74-4: сура «Аль-Мудассир», мекканская, низведена после суры «Аль-Музаммиль». 75-30: сура «Аль-Кийама», мекканская, низведена после суры «Аль-Кари'а» или «Ли илафи Курайш». 76-97: сура «Аль-Инсан» («Ад-Дахр», «Халата»), мединская, низведена после суры «Ар-Рахман». 77-32: сура «Аль-Мурсалат», мекканская, низведена после суры «Хумаза». Айат 48 в ней – мединский. 78-79: сура «Ан-Наба'» («Амма йатаса'алун»), мекканская, низведена после суры «Аль-Ма'аридж». 79-80: сура «Ан-Нази'ат», мекканская, низведена после суры «Ан-Наба'». 80-23: сура «Абаса», мекканская, низведена после суры «Ан-Наджм». 81-6: сура «Ат-Такуир», мекканская, последовала после суры «Аль-Масад» («Таббат»). 82-81: сура «Аль-Инфитар», мекканская, последовала после суры «Ан-Нази'ат». 83-85: сура «Аль-Мутаффифин», мекканская. Это последняя мекканская сура, низведена после суры «Аль-Анкабут». 84-82: сура «Аль-Иншикак», мекканская, низведена после суры «Аль-Инфитар». 85-26: сура «Аль-Бурудж», мекканская, низведена после суры «Ва-ш-шамс». 86-35: сура «Ат-Тарик», мекканская, низведена после суры «Аль-Балад» («Ла аксаму бихаза-л-балад»). 87-7: сура «Аль-А'ала», мекканская, низведена после суры «Ат-Такуир». 88-67: сура «Аль-Гашийа», мекканская, низведена после суры «Аз-Зарийат». 89-9: сура «Аль-Фаджр», мекканская, ниспослана вслед за сурой «Ва-л-лайл». 90-34: сура «Аль-Балад», мекканская, ниспослана вслед за сурой «Каф». 91-25: сура «Ва-ш-шамс», мекканская, ниспослана после суры «Аль-Кадр». 92-8: сура «Ва-л-лайл», мекканская, низведена после суры «Аль-А'ала». 93-10: сура «Ва-з-зуха», мекканская, низведена после суры «Ва-л-фаджр». 94-11: сура «Аль-Инширах» («А лам нашрах»), мекканская, низведена после суры «Аз-Зуха». 95-27: сура «Ва-т-тин», мекканская, низведена после суры «Аль-Бурудж». 96-1: сура «Аль-‛Алак», мекканская, самая первая сура, ниспосланная Пророку ислама (С) в Мекке. 97-24: сура «Аль-Кадр», мекканская, низведена после суры «Абаса». 98-99: сура «Аль-Баййина», мединская, последовала после суры «Ат-Талак». 99-92: сура «Аз-Залзала» («Иза залзалат»), мединская, последовала после суры «Ан-Ниса’». 100-13: сура «Аль-Адийат», мекканская, последовала после суры «Ва-л-аср». 101-29: сура «Аль-Кари'а», мекканская, низведена после суры «Курайш». 102-15: сура «Ат-Такасур», мекканская, низведена после суры «Аль-Каусар». 103-12: сура «Ва-л-аср», мекканская, ниспослана за сурой «Аль-Инширах». 104-31: сура «Хумазза», мекканская, ниспослана за сурой «Аль-Кийама». 105-18: сура «Аль-Филь», меканская, ниспослана после суры «Аль-Кафирун». 106-28: сура «Курайш», мекканская, ниспослана после суры «Ва-т-тин». 107-16: сура «Аль-Ма'ун», мекканская, ниспослана после суры «Ат-Такасур». 108-14: сура «Аль-Каусар», мекканская, ниспослана после суры «Аль-Адийат». 109-17: сура «Аль-Кафирун», мекканская, ниспослана после суры «Аль-Ма'ун». 110-101: сура «Ан-Наср», мединская. Поскольку данная сура низведена в Мина после Прощального паломничества Пророка (С), то она больше известна как мединская. Это – последняя сура, низведенная целиком, и, согласно преданию, переданному Абухамзой ас-Симали, является сто первой по счету сурой Корана. 111-1 или 4: сура «Аль-Масад» («Таббат»). Утверждают, что она была ниспослана после суры «Аль-Фатиха» («Открывающая Книгу»). 112-21: сура «Аль-Ихлас» («Ат-Таухид»), мекканская, низведена после суры «Аш-Шура». 113-19: сура «Аль-Фалак», мекканская, низведена после суры «Аль-Филь». 114-20: сура «Ан-Нас», мекканская, ниспослана после суры «Аль-Фалак».[499] Заслуживающим внимания фактом во вторых цифрах этого перечня является то, что они равнозначны порядку, приведенному Абухамзой ас-Симали и Саидом ибн аль-Мусайибом, и с огромной долей вероятности можно предположить, что при правильном расположении айатов в сурах соответствуют порядку в списке Али (Мир ему!), выпавшему по неизвестной причине из книги «Аль-Фихрист» Ибн ан-Надима. Что же касается списка имама Садика (Мир ему!), то с незначительной разницей он соответствует порядку вторых цифр в вышеприведенном перечне.[500] Судьба списка Повелителя правоверных Али (Мир ему!). Мы теперь доподлинно знаем, что Али являлся одним из писцов Откровения и обладал красивым почерком в писании куфическим шрифтом и что после смерти Пророка Аллаха (С) он поклялся не покидать своего дома до тех пор, пока полностью не приведет в порядок и систематизирует находившийся в ту пору в разрозненном виде Коран. Он справился с этим важнейшим делом в течение трех дней. Шиитские ученые-богословы и мухаддисы придерживаются такой точки зрения, что коранический список Али (Мир ему!), как наследие имамата, достался его сыну Хасану Муджтаба и постепенно, передаваясь из рук в руки, от одного имама к другому, окажется, наконец, у последнего двенадцатого имама шиитов, который после своего явления миру, покажет его народу.[501] По этому поводу Калини передает в своей книге со слов имама Садика (Мир ему!) предание о том, как последний будто бы говорил: «Когда миру явится мессия, он прочтет народу подлинную Книгу Аллаха и покажет ему тот «мусхаф», писанный рукой самого Али». Затем имам Садик рассказывал: «После сбора и составления Корана Али (Мир ему!) обратился к авторитетным знатокам со следующими словами: «Это – Книга Великого Аллаха точь в точь в том виде, в каком она была низведена Всевышним его Пророку Мухаммаду (С), и я, записав её, вместил меж двух скрижалей». Знатоки сказали: «У нас есть список, в котором собран весь Коран, и нам нет нужды в твоем списке». Тогда Али (Мир ему!) заявил: «В таком случае, отныне вы его больше не увидите. Однако я считал своим долгом и обязательством после составления списка уведомить вас об этом, дабы вы прочли его».[502] Если принять во внимание эти два предания, первое из которых говорит о том, что список Али (Мир ему!) по сути есть незыблемый залог, который не передоверяется кому бы то ни было и не доступен обозрению простых обычных людей, а второе повествует, что Али (Мир ему!) в своем обращении к авторитетным знатокам Корана предупреждает их, что впредь им больше не доведется увидеть этот список, то тут сразу же напрашивается вопрос: каким же образом Ибн ан-Надим мог видеть данный список Али (Мир ему!) в руках Хамзы аль-Хасани? Ведь он же сам пишет, что «мусхаф» Али (Мир ему!) вначале хранился у детей его сына Хасана, то есть, внуков Али, в качестве бесценного наследия, а впоследствии хранился у семейства Джа'фара. Его слова в этой части вроде бы подтверждаются этими двумя преданиями. Но почему вдруг список Али исчез из дома имамов (Мир им!) и оказался в руках Абуйа'лы Хамзы аль-Хасани? Мусхаф, приписываемый Ибн ан-Надимом Повелителю правоверных Али (Мир ему!) и который он якобы видел собственными глазами, являлся первым, по всей вероятности, упорядоченным и сведенным воедино списком Корана, от которого до сих пор не обнаружено ни следа. Конечно, некоторые утверждают, что существуют и другие списки, написаные куфическим шрифтом, и даже полагают, что они написаны рукою Али (Мир ему!). Если учесть вышеизложенные предания и принять на веру слова Ибн ан-Надима, а также признать, что приписываемые Али списки действительно принадлежат ему, то непременно придется сделать вывод, что Али неоднократно принимался за сбор, составление и переписку Корана, что не подтверждается ни историческими данными, ни хадисами. Списки коранического текста, приписываемые Али (Мир ему!), до сих пор можно встретить в самых различных уголках мира. 1 – Так, покойный Абуабдуллах аз-Зинджани писал: «В месяце зу-л-хиджджа 1353 года хиджры и лунного календаря в библиотеке имени Повелителя правоверных Али в Неджефе я видел Коран, писанный куфическим шрифтом, в конце которого было начертано: «Катабаху Али ибн Абиталиб фи санати арбаи-на мин аль-хиджра» («Этот Коран писан Али ибн Абуталибом в сороковом году хиджры»). В этой связи аз-Зинджани пишет, что поскольку слово «Абу» и «Аби» куфическим шрифтом пишется почти одинаково, то люди, недостаточно знакомые с этим шрифтом, прочитали эту надпись следующим образом: «Катабаху Али ибн Абуталиб...»[503]. Поскольку ваш покорный слуга не видел этот список, то не могу о нем судить и заявлять что-либо категоричное о его принадлежности или, наоборот, непринадлежности Али ибн Абуталибу. Однако имеющаяся в моем распоряжении фотокопия суры «Аль-Бурудж» из этого списка показывает, что он по всем признакам относится к третьему веку хиджры (IХ в.). На нем видны письменные пометки Абу-ль-Асвада, а также украшения, характерные для третьего века хиджры (IХ в.). 2 – Другой список Корана, приписываемый Али (Мир ему!), хранится в Музее древностей Ирана и в конце его видна следующая надпись: «Катабаху ва заххабаху Али ибн Абиталиб». Список не имеет даты составления. Он записан на кожах куфическим шрифтом. В этом списке тоже можно увидеть украшения и различного рода пометки, позволяющие отнести время его создания к третьему или четвертому веку хиджры. Список имеет 154 кожаных страницы. Автор этих строк самолично видел этот список в Музее древностей Ирана, а также видел из этого списка один лист в пять строк в 1355 году в Гайвард-галери в Лондоне, где он был выставлен в экспозиции, посвященной миру ислама. Табличка в каталоге списков Корана этой экспозиции относит время написания данного листа к третьему (IХ в.) или четвертому веку хиджры (Х в.). Поэтому, само собой разумеется, что этот экземпляр никак не может считаться отрывком из списка Али, хотя можно допустить, что он скопирован или переписан со списка Али или же имя писавшего его лица тоже было Али ибн Абуталиб. 3 – Есть еще один приписываемый Али список Корана, хранящийся в библиотеке Астане Кудси Разави в Мешхеде. Список, начинающийся сурой «Худ» и заканчивающийся сурой «Аль-Кахф», также записан на коже куфическим шрифтом и в конце его видна приписка следующего содержания: «Катабаху Али ибн Абиталиб» («Писал его Али ибн Абуталиб»). Каждая страница содержит пятнадцать строк. Раньше список состоял из шестидесяти девяти листов, а ныне сохранилось только шестьдесят восемь. По ряду признаков и особенностей этот список тоже не может принадлежать Али, ибо, например, содержит характерные пометки, принадлежащие Абу-ль-Асваду и относящиеся к диакритическим знакам. В нем имеются некоторые украшательские начертания, которые, по словам хранителя и составителя каталогов упомянутой библиотеки, дают основание отнести его к третьему веку хиджры (IХ в.).[504] 4 – Еще один подобный список Корана, состоящий из семнадцати листов, записанный на шкурах куфическим шрифтом, содержится в библиотеке бывшей шахской резиденции в Тегеране. Утверждают, что это – обазец прекрасного почерка Повелителя правоверных Али (Мир ему!) Поскольку этот список тоже содержит пометки Абу-ль-Асвада, то, конечно же, не может быть признан как список, составленный рукой Али. Возможно, в различных уголках мира хранится еще немало других списков Корана, приписываемых Али, но те, что мы рассмотрели на основе научных и исторических материалов и аргументов, ни в коем случае не могут претендовать на принадлежность Али (Мир ему!). Таким образом, судьба списка Али (Мир ему!) до сих пор остается для нас неясной, и только благодаря преданиям мы можем считать его наследием имамата и соответственно надеяться, что он бережно хранится двенадцатым имамом (Да ускорит Аллах его пришествие!) Вполне естественно, что текстологически и содержательно, а также порядком сур этот список никак не может отличаться от существующего Корана. Рис.11
Рис.12
Рис.13
Рис.14
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ Сбор и составление корана в период правления Абубакра Предисловие. Когда Пророк Аллаха (С) покинул этот мир, а Али (Мир ему!) увлеченно занялся сбором и упорядочением текста Корана, Абубакр ибн Абукахафа в качестве преемника Пророка (С) принял бразды правления в свои руки и, взяв на себя ответственность, стал вершить дела мусульман. В период правления Абубакра в Йамаме объявился некий Мусейлима – лжец, провозгласивший себя пророком. Абубакр собрал и направил в Йамаму вооруженный отряд, в состав которого входили также некоторые чтецы и декламаторы Корана, для борьбы с Мусейлимой. Хотя в происшедшем сражении победу одержали мусульмане, и Мусейлима был убит, в то же время погибло немало мусульман, среди которых были и чтецы Корана, и люди, знавшие его наизусть. Как писали историки, в этом сражении погибло семьдесят хафизов и кариев Корана. Все они были ближайшими сподвижниками и сторонниками Пророка (С). Все ученые-богословы и историки, писавшие об этом событии, непременно отмечали, что именно оно послужило для Абубакра главным фактором, побудившим его к собиранию текста Корана. Так, например, Зайд ибн Сабит писал: «После сражения в Йамаме меня призвал к себе Абубакр, и когда я явился к нему, у него уже находился Умар ибн аль-Хаттаб. Абубакр сказал: «Вот пришел ко мне Умар и доложил мне, что битва в Йамаме была выиграна ценой жизни многих мусульман, в том числе, хафизов и кариев Корана, погибших в жестоком бою. Полагаю, что нас ожидает еще немало ожесточенных сражений в других местах, в результате которых может пасть смертью героев-борцов за веру еще не один знаток и чтец Корана. И тогда многие части Корана, хранящиеся в их памяти, могут быть утеряны безвозвратно». Умар молвил: «На мой взгляд, было бы только на пользу дела, чтобы срочно и без промедления приступить к собиранию всех частей Корана». «Я возразил Умару, – рассказывает далее Зайд ибн Сабит, – сказав: как мы можем приняться за дело, которым не занялся даже сам Пророк (С)?» Умар сказал: «Клянусь Господом, что это – весьма благое и богоугодное дело!» Обращаясь ко мне, Умар долго увещевал меня и настаивал на необходимости сбора Корана. «И Господь разверз грудь мою для этого дела и открыл для него мое сердце. И, наконец, я внял совету Умара, проникся этой идеей, и дал свое согласие». Абубакр сказал мне: «Ты молод и умен, и мы не слышали о тебе ни одного дурного слова, то есть ты во всем правдив и честен. Ведь именно ты записывал для Пророка Всевышнего (С) слова Откровения и Божественную Речь. Поэтому именно тебе должна быть оказана честь поиска, сбора и соединения частей Корана». Далее Зайд ибн Сабит рассуждает: «Если бы мне приказали сдвинуть с места какую-нибудь гору, то мне даже казалось, что сделать это гораздо легче, нежели взвалить на меня такую тяжелую ношу и обязанность, как сбор и составление Корана». И потому я вновь повторил: «Как можно осмелиться и заняться делом, которое не завершил даже сам Пророк (С)?» Абубакр тоже настойчиво просил скорее приступить к этому делу и долго уговаривал меня, пока я, наконец, не согласился и сразу приступил к поискам и собиранию коранических текстов. Я собирал их записи с пальмовых дощечек, кусков гладких белых камней, извлекал их из памяти людской. Так, я дошел до суры «Ат-Тауба» или, точнее, до конца суры «Ат-Тауба»,[505] то есть айата «Лакад джа'акум расулун мин анфусикум азизун, алайхи ма аниттум...» («Из вас самих пришел посланник к вам, его тревожит то, что вы грешите») и далее до конца суры, которую воспроизвел для меня Абухузама аль-Ансари.[506] Никто другой, кроме него, не знал этой суры наизусть. В результате моих непрерывных изысканий было найдено множество страниц Корана, которые были отданы мной на сохранение Абубакру и хранились у него до самой его смерти, после чего были переданы Умару, а после смерти Умара хранились у его дочери Хафсы».[507]
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.52.210 (0.178 с.) |