Шахривар 1360 г. ш. Зи-л-ка'да 1401 г. к. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шахривар 1360 г. ш. Зи-л-ка'да 1401 г. к.




 

 

ВО ИМЯ ВЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО!

Предисловие к первому изданию

Выражаю Господу безмерную благодарность за то, что он воз­ложил на этого нижайшего раба своего после многолетних ста­раний и изысканий в области коранических наук и подготовки набросков по этой теме задачу собрать их воедино и составить книгу, в которой была бы освещена хотя бы часть проблем, свя­занных с Кораном и его историей, для всех интересующихся этой Божественной Небесной Книгой.

Бесконечно кланяюсь и возношу хвалу свою высокочтимому Пророку Ислама (Да благословит его Аллах и род его!)[1] и его до­рогому семейству (Мир им!), благодаря учению которых человеческое общество в самых широких масштабах встало под знамя Корана и ступило на верный путь человеческой жизни и разви­тия.

Книга, предлагаемая вниманию уважаемых читателей, являет­ся плодом многолетних трудов, и я не раз собирался опубликовать ее, но поскольку знал, что она имеет некоторые недостатки и требует доработки, то не позволял себе осуществить этот проект. Не­взирая на то, что мои дорогие ученики и верные друзья в течение этих лет много раз настоятельно уговаривали меня издать ее, но сердце и какой-то внутренний голос неизменно удерживали меня, и я не осмеливался сделать это. Я искренне хотел, чтобы внача­ле какой-нибудь масштабный ученый и авторитетный знаток в области проблем коранических наук просмотрел мои наброски, раскритиковал мои ошибки и заблуждения, указал на огрехи и изъяны в них.

Таким образом, после многих лет нерешительности и колеба­ний, мучивших меня я рассказал о намерении издать эту книгу своему великому учителю, непререкаемому авторитету среди мусульман, крупнейшему и благодетельнейшему ученому, ныне покойному Муртазе Мутаххари (Да освятит Аллах душу его и да осветит его могилу!). Покойный учитель мой, лекции которого по философии я долгие годы имел удовольствие слушать в медресе Хан Мерви, за месяц до своей кончины, вследствие ко­торой он стал невосполнимой потерей для ислама и всех мусульман, очень обязал меня, согласившись взять для просмотра мои рукописные листки. Зная о его большой загруженности своей ос­новной работой, я тем не менее осмелился просить его как мож­но тщательнее просмотреть их, устранить в определенной мере излишества и, если сочтет нужным, дополнить их. Он сказал, что поскольку эта работа уже переписана начисто, то нет необходи­мости в чем-то переделывать ее, и добавил, что я, мол, напишу к ней вступительную статью и опубликую ее. Около одного месяца книга находилась в его распоряжении, но покойный устад в силу своей чрезмерной занятости, за это время, видимо, даже не ус­пел приступить к написанию вступительной статьи. Спустя дней двадцать после кончины великого ученого и непревзойденного учителя мои рукописные листки были возвращены мне его сыном господином Муджтабой Мутаххари (Да поможет ему Ал­лах!) Таким образом, я лишился возможности быть удостоенным блага его вступительного слова и пояснений.

Поскольку своей скудной философской грамотой я обязан бескрайним научным познаниям этого досточтимого устада, то настоящую книгу в качестве скромного дара я посвящаю его светлой памяти и молю Всевышнего Аллаха, чтобы он еще более возвысил степени и положения этого несравненного учителя в райских кущах и восполнил великую потерю, которую понес ис­лам с уходом его из жизни. Итак, эти разрозненные листки вновь оказались у меня в руках, и, в конце концов, после повторного про­смотра текста и исправления грамматических ошибок и опечаток я передал их уважаемым коллегам, работающим в Бюро пропаганды исламской культуры, искренне и от всей души влюбленным в ислам и Коран. Эти энергичные, трудолюбивые и благочестивые люди не­замедлительно приступили к набору книги и любезно обязали меня последующим изданием ее.

Несмотря на то, что эти записи нуждаются во множестве до­работок, мои душевные недомогания и физическая слабость не позволили мне поработать над ними должным образом. Поэтому, заранее принося всем дорогим читателям свои извинения, прошу принять во внимание мои душевные и умственные переживания и не судить строго. Кроме того, убедительно прошу всех специалистов-исследователей с пониманием отнестись к возможным недочетам и ошибкам в книге и своими замечаниями и пожела­ниями оказать содействие в их устранении и исправлении.

Настоящая книга, озаглавленная «Исследование по истории Корана», включает в себя ряд тем, связанных с историей Кора­на. Если будет угодно Аллаху и книга, понравившись интересу­ющимся коранической тематикой, окажется полезной для них, тогда с помощью Всевышнего Аллаха их вниманию будет пред­ложен и ее второй том.

Прежде чем приступить к рассказу о Коране и его истории, хотелось бы сообщить уважаемым читателям некоторые важные, на наш взгляд, и необходимые сведения о нем.

Священный Коран является единственным среди остальных небесных книг Писанием, избегнувшим искажений, излишних добавлений и человеческого вмешательства, и оно будет убере­жено от этого вечно. Оставаясь прибежищем человеческих уст­ремлений и чаяний, уже в ближайшем будущем это божественное Писание объемлет все человечество сенью своей защиты и своего покровительства. Эта книга, своим внешним и внутренним со­держанием на протяжении многих веков притягивающая к себе взоры обитателей этого мира, призывает их не отчаиваться, все­ляет в них надежду на победу правды над ложью, добра над злом, справедливости над произволом, света над тьмой.

Действительно, небесная книга мусульман – Священный Ко­ран – с самого начала привлекала внимание своих почитателей, пробуждая в них неодолимую тягу к заучиванию ее, бережному сохранению, проникновению в сущность и постижению смыс­ла ее. Трепетное отношение к Корану не ограничивалось эпохой сподвижников и соратников Пророка ислама Мухаммада (С). На всех этапах истории и на протяжении всех веков существования ислама Коран был светилом, озарявшим исследования и изыска­ния мусульманских ученых. Со времен возникновения ислама и до настоящей поры приверженцы Корана преподнесли миру необычайно увлекательные и глубокомысленные произведения о Коране и проблемах, с ним связанных, свидетельствующие об их неизбывном интересе к нему. Интерес к Корану не только не ограничивался определенной эпохой и изучение его не только не сокращалось ни в одно столетие, но даже с точки зрения человеческого и научного потенциала никогда не замыкалось лишь в кругах приверженцев Корана и не было их монополией. Напротив, география исследований в этой области стала невероятно обширной, и даже люди, далекие от ислама, с увлечением и энту­зиазмом принялись за создание трудов о Священном Коране. Мы можем привести в пример не только разнообразные крупные и глубоко содержательные сочинения мусульманских ученых, на­писанные о Коране с древних времен по настоящее время, но и работы востоковедов в области исследования Корана и коранических наук, являющиеся подтверждением нашего суждения и свидетельствующие о том, что благодаря им в нашем распоряже­нии сегодня находится множество ценнейших работ, посвящен­ных комментариям к Корану и кораническим наукам. Причина неугасающего интереса мусульман к Корану и кораническим наукам ясна и очевидна, и сохранившееся письменное наследие не оставляет места каким-либо сомнениям на этот счет. Приме­чательно то, что начиная с XII века западные ученые тоже ув­леклись изучением Корана, а некоторые принялись за это дело с весьма удивительным упорством и целеустремленностью, и такие исследования на Западе ведутся и поныне. Увлеченность востоковедов кораническими науками в современную эпоху до­стигла такой степени, что поражает умы даже самих мусульман­ских ученых. В качестве примера можем вспомнить, что в начале двадцатого столетия Мюнхенское научное общество в Германии решило в меру своих сил и возможностей собрать воедино источ­ники и материалы по Корану и кораническим наукам, включая тафсиры и различные комментарии, которые позволили бы любому исследователю более или менее свободно ориентироваться в море информации о Коране, о его символах и тайнах, о спорах, разгоравшихся вокруг них. Общество сочло известного немецко­го востоковеда Г.Бергштрассера наиболее достойным для руко­водства этой работой и именно ему поручило эту важную функ­цию. Всю оставшуюся жизнь до самой своей кончины в 1933 году он неизменно продолжал заниматься научной деятельностью уже в данном направлении. Затем общество возложило руководство продолжающейся работой в указанном направлении на доктора Оттопретцеля, и тот обратился в Арабскую научную академию в Дамаске с письмом, в котором, в частности, говорилось: «В це­лях облегчения процесса ознакомления интересующихся лиц с Кораном и кораническими науками мы намереваемся выписать каждый айат Корана на отдельной странице с включением разно­образных образцов письма, заимствованных из различных списков Корана, что наглядно продемонстрирует разночтения в текс­тах. Кроме того, мы планируем присоединить к этому в качестве приложений многочисленные тафсиры – толкования к Корану, составленные на протяжении многих веков».

Общество начало свою деятельность с публикации таких важнейших книг по коранистике, как книга «ат – Тайсир» Абу Амира Усмана ибн Саида ад-Дани (ум. 444 /1053), являющая­ся одним из авторитетнейших сочинений по рецитации Корана, книга «Аль-Мукни'» о стиле интерпретации Корана в различных исламских центрах и школах и книга «Ан-Нукат» (Обе послед­ние книги также принадлежат ад-Дани), книга «Мухтасар аш-шаваз» Ибн Халавейха (ум. 370/981), книга «Аль-Мухтасаб» Ибн Джинни (ум. 393/1003), текст которой на латинском шрифте был издан среди прочих изданий, предпринятых Мюнхенским научным обществом, книга «Гайат ан-нихайа» о классах чтецов, принадлежащая перу Шамсуддина Мухаммада аль-Джазари (ум. 833/1430), книга «Ма'ани аль-Кур’ан» аль-Фарра (ум. 207/823), некий трактат по истории науки о Коране, написанный на немец­ком языке и содержащий названия книг о коранистике, находя­щихся в книгохранилищах разных стран мира.

По всей видимости, мы должны признать «Историю Корана» Теодора Нельдеке одним из наиболее важных трудов, составлен­ных по истории Корана западными учеными. В соответствующих разделах второго тома нашей книги мы еще совершим краткий экскурс в этот труд. Хотелось бы отметить, что те, кто только начинает заниматься изучением истории Корана, полагают, что проблема появления этой Священной Книги очень проста и ясна, тогда как в этой истории существует целый ряд неясных, загадоч­ных, сложных и непостижимых человеческому уму мест, неиз­бежно вынуждающих всякого исследователя подходить к их рас­смотрению с особой предусмотрительностью и осторожностью, и во многих случаях воздерживаться от категорических суждений и заявлений, соблюдая взвешенность и сохраняя осмотритель­ность.

История Корана переполнена разными явлениями и события­ми, тщательное изучение каждого из которых потребует, наверное, труда целой жизни. Проблемы, существующие в этой истории, на­чиная с момента нисхождения Писания и до времени сбора и объ­единения его в единый свод вкупе с документальными сведения­ми и устными сообщениями, которые порой сильно противоречат друг другу, заставляют любого исследователя вдумываться в них глубже и изучать их более скрупулезно в историческом контексте. Если мы захотим только поверхностным взглядом и весьма при­митивным способом обозреть историю Корана, то ее можно будет изложить всего лишь на нескольких страницах, которые, конечно, же невозможно выдавать за научное исследование.

Каждый исследователь, видящий напротив себя высочайший пик коранической истории, вначале пугается и его обуревает желание бежать, ибо он начинает представлять себе трудность вопросов, на которые ему не так легко найти ответы. К тому же, попытки, предпринятые в области изучения истории Корана, по сравнению с остальными кораническими науками, весьма малочисленны, незначительны и робки. Даже самих авторов книг по истории Корана можно пересчитать по пальцам. Это – небольшое число мусульманских ученых и несколько востоковедов, которые (в особенности, востоковеды) не смогли проникнуться духом и монадой существа проблемы в силу чуждости им исламского наследия и мусульманской культуры, отчего в своих работах из неких определенных соображений они делали весьма сомнитель­ные выводы, чтобы ввергать затем других в пучину заблуждений и порождать у них сомнения.

Книги, написанные мусульманами о проблемах, связанных с историей Корана, не дают четких ответов на многие вопросы. А востоковеды тем более почти никогда не обременяли, да и поны­не не утруждают себя постановкой и решением конкретных задач при исследовании истории Корана и только сообразно своим лич­ным вкусам и склонностям, основываясь на множестве слабых и недостоверных легенд, строят свои суждения и предположе­ния. Кроме того, во многих отношениях, то есть с точки зрения времени и пространства, способа мышления и оценки духовных ценностей и других параметров, они весьма далеко отстоят от чуждого им Корана. Поэтому в преимущественном большинстве случаев теософские аспекты божественной небесной книги ис­лама остаются вне их поля зрения и ими не раскрываются. Они воспринимают ее как некую обычную и в то же время полную за­нимательных преданий книгу в истории человечества и поэтому подходят к ее изучению именно с этой позиции, отчего их иссле­дования сильно расходятся с духом Корана. Они закрывают глаза на метафизические положения Корана, в свете которых необходи­мо рассматривать исторические события, произошедшие в жизни человечества, и пренебрегают методами мусульманских ученых в критике и анализе известий, хадисов, сообщений и их передатчи­ков. В результате в преобладающем большинстве случаев из-под их пера выходят довольно слабые работы об истории Корана.

Мы видим, что один из знаменитых востоковедов Артур Джефри в предисловии к книге «Аль-Масахиф» Ибн Абудавуда ас-Сиджистани подвергает довольно резкой критике работы ряда востоковедов по истории Корана, отзываясь о них весьма нелицеприятно. В этом предисловии он пишет: «Что касается методов некоторых исследователей, то они заключаются в том, чтобы собирать беспочвенные и безосновательные мнения, тео­рии, домыслы, догадки, предположения, а также заблуждения и ошибочные представления вместо того, чтобы искать, находить и докапываться до подлинной сути событий и явлений и выводить умозаключения, созвучные той эпохе и месту происхождения, ее потребностям и условиям. Они вглядываются в текст, но не об­ращают внимания на цель его передатчиков». Затем этот англий­ский востоковед добавляет: «Когда вышло в свет первое издание «Истории Корана» немца Т. Нельдеке, то против него тут же опол­чились хадисоведы и мусульманские ученые на Востоке, обвиняя его в клевете и наветах на религию. Они полагали, что западные ученые, избиравшие подобные методы исследования, вели их весьма небрежно и с точки зрения науки недобросовестно, тогда как некоторые из них отличались научной добросовестностью, благонамеренностью, и их непредвзятость в научных изысканиях очевидна. Из чтения книг последних выявляется, что они, кроме раскрытия истины, другой цели и не преследовали.

Однако хотелось бы напомнить господину Джефри А., что многие из них в большинстве случаев не могли развить в себе эту непредвзятость и всегда вольно и невольно допускали в отноше­нии Корана и ислама оскорбительные для мусульман суждения и выводы и проявляли в своих работах предвзятость и зломыслие.

Одним из явных недостатков в исследованиях востоковедов, связанных с кораническими науками, является, с точки зрения му­сульманских ученых-хадисоведов, то, что в них берется за основу любой текст, который совершенно не рассматривается критичес­ки. На таких сомнительных текстах и строятся их исследования. У древних авторов они заимствуют взгляды, которые наиболее соответствуют представляемым ими условиям, совершенно игно­рируя то, что эти взгляды нередко выглядят явно противоречивыми или недостоверными. Иногда они пишут свои работы, не отли­чающиеся научной добросовестностью, преследуя некие далеко идущие корыстные интересы. Именно по этой причине между изысканиями востоковедов и исследованиями, осуществляемыми мусульманскими традиционалистами, хадисоведами и учеными-богословами, возникают расхождения и противоречия. А ведь это проблемы, которые мусульманскими учеными давно решены, для них они общеизвестны и не вызывают никаких разногласий.

Если бы эти востоковеды строили свои исследования на основе веками апробированного метода критики и анализа хадисов, при­меняемого мусульманскими учеными, и отбирали бы сообщения и хадисы исходя из их мерок и рассматривали их беспристрастно и объективно, то могли бы создать об истории Корана великолепные и образцовые книги, которые содержали бы меньше ошибок и изъянов и были ближе к истине и реальности. Но, к сожалению, в большинс­тве работ востоковедов содержатся такие недочеты и погрешности, на которые невозможно закрывать глаза и которые свидетельствуют о пренебрежительном их отношении к нормам и правилам исследо­вания, связанного с отбором и передачей хадисов.

В этом кратком дневнике, представляющем теперь небольшую книгу, мы попытались за короткое время, имевшееся в нашем рас­поряжении, разобраться в сущности разнообразных споров отно­сительно истории Корана с учетом взглядов представителей двух исламских толков (шиитов и суннитов) и вскользь указать на по­рочность и неверность мнений некоторых востоковедов. Разуме­ется, мы не можем утверждать, что в настоящей книге охвачены и достоверно изложены все проблемы, связанные с историей Кора­на, но можем заверить, что мы сосредоточили все свои усилия на том, чтобы дать читателю правильное представление о некоторых проблемах истории Корана. Автор лишь обращается с убедитель­ной просьбой к здравомыслящим исследователям указать на ее недостатки и недочеты, чтобы можно было устранить их, если будет угодно Аллаху, при последующем издании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.186 (0.009 с.)