Полномочия прокурора при осуществлении надзора за органами осуществляющими ОРД.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за органами осуществляющими ОРД.



а) знакомиться с подлинными оперативно - служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно - розыскных мероприятий с использованием оперативно - технических средств, учетно - регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно - розыскных мероприятий, а также иные оперативно - служебные документы, необходимые для осуществления надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности";
б) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность и допустивших при этом нарушения закона;
в) давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно - розыскных мероприятий либо требовать их прекращения;
г) опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, в том числе и о передаче результатов оперативно - розыскной деятельности следователю (органу дознания, в суд);
д) отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в порядке реализации результатов оперативно - розыскной деятельности;
е) опротестовывать противоречащие закону ведомственные правовые акты руководителей органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность;
ж) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность;
з) требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона;
и) при обнаружении признаков преступления проводить проверку;
к) направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей.

 

 

21. Предмет, задачи и сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

Российское уголовно-процессуальное законодательство детально регламентирует деятельность органов дознания и предварительного следствия. Ст.5 УПК определяет дознание как форму предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Применяются меры процессуального принуждения: задержание, привод, наложение ареста и др.
Сущность ПН характеризуется также его предметом, которым в наиболее обобщенном виде можно считать исполнение законов органами дознания и предварительного следствия. В ст. 29 ФЗ «О Прокуратуре РФ» конкретизируется предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, в который входят: 1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина; 2. Соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; 3. Соблюдение порядка проведения расследования; 4. Законность решений, принимаемых указанными органами.
Задачи ПН в сфере деятельности органов дознания и предварительного следствия носят двоякий характер и равнозначны по своему значению. Первая, четко сформулированная в ст. 25 УПК, состоит в своевременном принятии предусмотренных законом мер к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Вторая задача заключается в принятии мер, направленных на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона (ст. 2 УПК) о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление.
В данный вид надзора входят:
- Надзор за соблюдением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Запрещается осуществлять действия и принимать решения, которые могут унижать честь и достоинство, которые создают угрозу жизни и здоровья, подвергать насилию, пыткам, жестокому обращению.
- Надзор за соблюдением установленного порядка при сообщении о готовящихся преступлениях. Письменные заявления должны быть зарегистрированы. Анонимные заявления должны быть проверены.
- Проведение предварительного расследования: гарантии соблюдения прав; обеспечение объективности достижения истины.
Прокурор должен ориентироваться на УПК: - Каждый задержанный имеет право на защиту; - Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; - Не допускается использовать доказательства, полученные преступным путем; - Никто не должен свидетельствовать против себя, своих близких; - Обеспечение неприкосновенности личности, жилища и др.
- Надзор прокурора за соблюдением законности решений: решений, влияющих на движение уголовного дела; решений о задержании подозреваемого; решений о производстве выемки, обыска и др.
- Надзор за принятием решения на завершающем этапе предварительного расследования (о передаче дела в суд, о прекращении дела)
- Надзор за соблюдением установленных сроков.

 

22. Полномочия прокурора по надзору за процессуальными действиями органов дознания и предварительного следствия.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими ФЗ.
Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (ст.30 ФЗ «О прокуратуре РФ»)
Прокурор имеет право:

  • Проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (соблюдение сроков исполнения, 3 дня);
  • Возбуждать уголовные дела и в порядке, установленном УПК, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору;
  • Участвовать в производстве предварительного следствия. Лично производить отдельные следственные действия;
  • Давать согласия дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;
  • Давать согласия на возбуждение перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения;
  • Давать согласия на наложение ареста на корреспонденцию, производство осмотра жилища;
  • Разрешать вопросы, связанные с отводом дознавателя, следователя, а также самоотводы;
  • Отстранять следователя, дознавателя от дальнейшего производства;
  • Изымать любое уголовное дело у органов дознания и передавать следователю;
  • Передавать уголовное дело от одного органа другому. Отменять незаконные и необоснованные решения нижестоящих прокуроров, следователей, дознавателей;
  • Поручать органу дознания (предварительного следствия) проведение ОРД;
  • Продлевать срок предварительного расследования (2 месяца – 6 месяцев – 1 год – 1,5 года Генеральный Прокурор);
  • Утверждать постановление следователя;
  • Утверждать обвинительное заключение и направлять уголовное дело в суд;
  • Возвращать уголовное дело дознавателю, следователю с указанием производства предварительного расследования;
  • Приостанавливать и прекращать производство по уголовному делу.

 

 

23. Прокурорский надзор по соблюдению законодательства в учреждениях исполняющих наказания в виде лишения (ограничения) свободы.

Предметом надзора являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Прокурор вправе:
- посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 УПК;
- опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
- знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
- требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.;
- отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.229.51 (0.009 с.)