Сотрудничество в рамках ИКАО 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сотрудничество в рамках ИКАО



Международная организация гражданской авиации (ИКАО), членами которой являются 160 государств, из всех многочис­ленных сфер своей деятельности, направленных на развитие безо­пасных, упорядоченных и эффективных воздушных сообщений, большое внимание уделяет совершенствованию международных воздушных перевозок. Основными направлениями сотрудничества между государствами в области организации воздушных пере­возок в рамках ИКАО являются упрощение формальностей при международных воздушных перевозках, унификация норм про­воза багажа, соблюдение баланса интересов государств, авиа­компаний и клиентуры и др.

Упрощение формальностей. ИКАО работает над созданием единых процедур, связанных с соблюдением требований госу­дарственных органов при въезде в страну, транзите или при выезде из страны пассажиров, а также требований к воздушным судам и экипажам. В частности, ИКАО разрабатывает стандар­ты и рекомендации в этой области. Впервые стандарты и реко­мендуемая практика по упрощению формальностей при между­народных воздушных перевозках были одобрены Советом ИКАО в 1949 г. в соответствии со статьей 37 Конвенции о международ­ной гражданской авиации (Чикагская конвенция). Они были утверждены в виде Приложения 9 к Чикагской конвенции и всту­пили в силу 1 сентября 1949 г. В дальнейшем стандарты и ре­комендуемая практика были значительно расширены и изменены на созываемых для этой цели специализированных совещаниях ИКАО по упрощению формальностей.

Статья 37 Чикагской конвенции, лежащая в основе стандар­тов и рекомендуемой практики по упрощению формальностей, в частности, предусматривает, что... «Международная организа­ция гражданской авиации принимает и по мере необходимости время от времени вносит поправки в международные Стандарты,

Рекомендации и Правила, касающиеся таможенных и иммигра­ционных правил..., а также других вопросов, относящихся к ре­гулярности и эффективности воздушных перевозок[V18] *. Порядок проведения в жизнь государствами—членами ИКАО стандартов и рекомендаций по упрощению формальностей особо оговари­вается в статье 22 конвенции, которая закрепляет обязанность каждого договаривающегося государства «...принимать, путем введения специальных правил или иным образом все практиче­ски возможные меры для того, чтобы упростить формальности и ускорить воздушную навигацию между территориями Догова­ривающихся государств и без необходимости не допускать за­держек воздушных судов, экипажей, пассажиров и грузов, вы­званных, в частности, применением иммиграционных, карантин­ных, таможенных и впускных/выпускных законов», а также в ста­тье 23 конвенции, в которой говорится, что каждое договари­вающееся государство берет на себя обязательство «...устанав­ливать, исходя из практической возможности, таможенные и иммиграционные правила для международной воздушной нави­гации в соответствии с практикой, которая время от времени может вводиться или рекомендоваться настоящей Конвенцией» '. Помимо стандартов и рекомендуемой практики, указанной в Приложении 9, в основе программы ИКАО в области упроще­ния формальностей лежат резолюции по упрощению формаль­ностей 16-й сессии Ассамблеи, заявление Совета «Цели ИКАО в области упрощения формальностей» (Док. 7891-С/906/2) и рекомендации специализированных совещаний по упрощению формальностей, изложенные в Циркуляре ИКАО 152-АТ55.

Приложение 9 к Чикагской конвенции содержит следующие разделы: прибытие и вылет воздушных судов, прибытие и убы­тие пассажиров и их багажа, ввоз и вывоз грузов и других предметов; загрузка, следующая транзитом через территорию договаривающегося государства; средства и службы, предназна­ченные для обработки загрузки в международных аэропортах; посадка в немеждународных аэропортах; прочие положения по упрощению формальностей. Кроме того, в Приложении приведе­ны рекомендованные ИКАО единые перевозочные документы, та­кие как: генеральная декларация, грузовая ведомость, карточка посадки/высадки, свидетельство члена экипажа, рекомендация Совета таможенного сотрудничества, стандартная форма торго­вых документов ООН. Таким образом, целью Приложения 9 является стандартизация и унификация процедур и документов, применяемых государствами при международных перевозках. Однако государства далеко не всегда следуют этим стандартам и рекомендациям ИКАО, соблюдая свои национальные интере­сы. Стандарты и рекомендации ИКАО по упрощению формальностей на практике неизбежно выливаются в две формы: 1) «нега­тивная» форма, когда государства не устанавливают националь­ных требований свыше определенного максимума в отношении документации, ограничения свободы передвижения и т. д.; 2) «по­зитивная» форма, когда государства предоставляют определен­ный минимум средств для удобства пассажиров, для транзитных перевозок и т. д. Когда речь идет о «негативном» положении, предполагается, что государства по возможности устанавливают требования ниже максимального уровня, оговоренного в стан­дартах и рекомендациях ИКАО. Когда речь идет о «позитивном» положении, предполагается, что государства по возможности предоставляют больший объем средств по сравнению с мини­мумом, установленным ИКАО. В этой связи в соответствии со статьей 38 конвенции договаривающимся государствам пред­лагается сообщать в ИКАО обо всех имеющихся расхождениях между их национальными правилами и процедурами и между­народными стандартами, содержащимися в Приложении 9. Кроме того, государства должны публиковать в изданиях по аэронавигационной информации различия между националь­ными правилами и практикой и соответствующими стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО.

Унификация норм бесплатного провоза багажа. По вопросам норм провоза багажа и соответствующих сборов за провоз сверх нормы работа ИКАО направлена на сведение к минимуму отрицательного воздействия совершенно противоположных систем провоза багажа — «весовой» и «поштучной» и на содейст­вие развитию единой системы провоза багажа и сборов за сверхнормативный багаж. Сущность проблемы заключается в том, что с 1978 г. США ввели на всех авиалиниях в (из) США так называемую «поштучную» систему багажа, когда пассажи­рам разрешается провозить определенное количество мест ба­гажа установленных размеров и оплату не за массу, а за коли­чество избыточных мест. Ряд авиакомпаний приняли «поштуч­ную» систему, другие же по-прежнему применяют «весовую» систему, когда бесплатно разрешается провозить определенную массу багажа и производить оплату за каждый килограмм сверх этой нормы. В результате на международных авиалиниях сло­жилась такая обстановка, что нормы бесплатного провоза багажа и соответствующие сборы за излишки багажа меняются в зави­симости от маршрута и перевозчика. Это не только вызывает неудобства для пассажиров, следующих рейсами нескольких авиа­компаний, применяющих различные системы багажа, но и вводит элементы дополнительной конкуренции между перевозчиками.

ИКАО принимает меры по урегулированию этой проблемы на межгосударственном уровне. В частности, ИКАО рекомендует государствам поощрять обеспечение авиакомпаниями печатной информацией пассажиров относительно применяемой системы ба­гажа, а также настоятельно рекомендует применение для пасса-

жиров норм провоза багажа и сборов, установленных в пункте отправления. Так, в утвержденной Советом ИКАО рекоменда­ции FRP/6 — 4 говорится: «В интересах упрощения процедур для потребителя и до принятия унифицированной системы норм про­воза багажа государствам следует рассмотреть вопрос о приня­тии наиболее рациональных мер, позволяющих пассажирам поль­зоваться, по своему усмотрению, в течение всей поездки теми же нормами провоза багажа, которые применялись в пункте отправления» *.

Для ускорения развития унифицированной системы норм про­воза багажа с помощью постепенного согласования двух систем, Совет ИКАО утвердил еще одну рекомендацию группы экспертов FRP/6 — 3, в которой предлагаются некоторые общие элементы в качестве основы для согласования двух систем. В частности, государствам рекомендуется поощрять авиакомпании предпри­нимать действия, направленные на согласование «поштучной» и «весовой» систем путем установления: а) общей предельной нормы массы, включаемой в пассажирский тариф; б) общего количества мест, включаемого в пассажирский тариф. При этом рекомендуется уделять внимание: 1) соответствию различных положений систем классу тарифа; 2) установлению максималь­ной массы и габаритных размеров каждого отдельного места. Государствам рекомендуется также через ИКАО, другие между­народные организации или в индивидуальном порядке поощрять авиакомпании при рассмотрении ими вопросов о сборах за пере­возку сверхнормативного багажа, уделять должное внимание согласованию таких сборов, выражая их в качестве процент­ной доли соответствующего нормального тарифа в одном на­правлении, применение которого в действующей системе при­знано целесообразным.

На основании изложенного приходится констатировать, что проблема нормы провоза багажа и сборов за сверхнормативный багаж в рамках ИКАО до сих пор не решена.

Защита интересов авиакомпаний и клиентуры. ИКАО рабо­тает над обеспечением баланса интересов государств, авиаком­паний и потребителей. Это относится и к унификации условий перевозки, и к требованию о компенсации за отказ в посадке и обеспечении коммерческих интересов авиакомпаний и др. в част­ности, до сих пор не решен вопрос о том, какие условия перевозки должны действовать: условия государства отправления или же условия государств, авиакомпании которых продолжают перевозку в частности, различные условия приобретения авиабилетов частично приводятся в общих условиях перевозок авиакомпаний и частично указаны в отношении индивидуальных правил пере­возчика. Сцелью согласованности различных условии перевозки

* Политика и инструктивный материал в области регламентации международ­ных воздушных перевозок и тарифов. ИКАО, Док. 9440, с 62.

Совет ИКАО рекомендует государствам обеспечивать, с учетом их международных обязательств и национальной политики, соот­ветствие всех положений, относящихся к пассажирским тарифам и правилам перевозки, общим правилам перевозок авиакомпа­ний. Рекомендуется также поощрять авиакомпании, доводить до сведения общественности подробные положения условий пере­возки и правил применяемых тарифов.

По вопросу выплаты компенсации пассажирам, которым от­казано в посадке на рейсы, когда они имеют подтвержденные забронированные места, Совет ИКАО рекомендует государствам ввести системы компенсации. Так, в рекомендации FRP/6 —1 указано, что государствам следует рассмотреть возможность введения системы компенсации за отказ в посадке с помощью таких средств, которые каждое государство считает наиболее целесообразным с учетом своих национальных особенностей и за­конодательства. Это может быть достигнуто с помощью прави­тельственного постановления или поощрения авиакомпаний ввести подобную систему на коллективной основе.

В связи с тем, что вопрос о компенсации пассажирам непо­средственно затрагивает престиж государства и репутацию авиа­компании, полагаем целесообразным также обязать Аэрофлот ввести систему компенсации пассажирам МВЛ за отказ в посад­ке на забронированное место. Для ориентации ниже изложены основные положения системы компенсации за отказ в посадке, разработанной группой экспертов ИКАО и рекомендованной Со­ветом.

Сфера применения: международные регулярные рейсы из со­ответствующего государства и внутренние рейсы в государствах отправления, которые непосредственно стыкуются с международным рейсом.

Определение термина «подтвержденное бронирование»: указа­ние даты и времени рейса и простановка отметки «ОК» авиа­компанией или ее полномочным агентством в соответствующих местах билета.

Перечень положений о компенсации:

1) мелкие расходы: как минимум бесплатное предоставление услуг или обеспечение разумных расходов на: а) один телефон­ный разговор или телеграмму в пункт назначения; б) питание и напитки во время ожидания до посадки на первый рейс этой или другой авиакомпании, на котором имеются свободные места (или до перевозки другим видом транспорта); в) проживание в гостинице, если время ожидания превышает несколько часов (конкретное количество часов определяется конкретным пере­возчиком или государством); г) перевозку наземным транспор­том из аэропортов и обратно; д) в дополнение к этому, такие расходы, понесенные во время задержки, которые связаны с опозданием на стыковочные рейсы, оплаченные этим же билетом;

2) заранее оцененные убытки: в зависимости от определенных минимальных или максимальных размеров, периодически пере­сматриваемых, убытки компенсируются в размере определенных процентов от стоимости полетного купона рейса, на который отказано в посадке, плюс определенный процент от стоимости полетного купона (купонов) последующих рейсов, перевозка на которых оплачена этим же билетом и на которые пассажир опоз­дал из-за отказа в посадке. Конкретные размеры процентов определяются индивидуальными государствами и колеблются от 50 % в случае выплаты компенсации на мелкие расходы до 100 или 200 %, где эти расходы не компенсируются.

Отказ в компенсации: авиакомпаниям разрешается устанав­ливать индивидуальные правила, в соответствии с которыми пассажиру может быть отказано в компенсации. Это в случаях, когда пассажир не выполняет требований авиакомпании в отно­шении приобретения билетов, регистрации и явки на посадку, а также в случаях, не зависящих от авиакомпании. Экземпляры правил о порядке отказов, применяемых авиакомпанией, должны предоставляться по просьбе любого пассажира, которому отка­зано в посадке.

Принятие компенсации должно в принципе быть свидетель­ством удовлетворения законных прав пассажира. Однако пасса­жиры должны иметь право отклонить компенсацию и удовлет­ворить свои требования по суду.

Публикация практики авиакомпаний: авиакомпании и тури­стические агентства обязаны выставлять объявления, в которых ясно определяется система компенсации за отказ в посадке, при­нятая или утвержденная соответствующим правительством. Авиакомпаниям следует включать в свои правила перевозки ссылку на наличие подобной системы, а также давать всем пас­сажирам, которым отказано в посадке, предписанное уведом­ление.

Защита интересов потребителей воздушного транспорта, кото­рую осуществляет ИКАО, включает также требование соблюде­ния тарифов и конкретного информирования всех пользователей международного воздушного транспорта обо всем разнообразии тарифов и соответствующих условий, фактически устанавливае­мых на рынке авиакомпаниями. На трех последних авиатранс­портных конференциях ИКАО был принят ряд рекомендаций по соблюдению тарифов, которые были впоследствии утверждены на сессиях Ассамблеи. Эти рекомендации, как правило, содержат инструктивные указания по их применению, они касаются, в ча­стности, механизма соблюдения тарифов и включения положе­ний по соблюдению тарифов в двусторонние соглашения о воз­душном сообщении. В ряде рекомендаций подчеркивается зна­чение более тесного международного сотрудничества и обмена информацией о нарушениях тарифов.

Защита интересов авиакомпаний в последние годы приобрела особую актуальность Вопрос о том, что владельцы автомати­зированных систем бронирования (АСБ) имеют возможность, и многие из них пользуются такой возможностью, манипулировать конъюнктурой для достижения преимуществ за счет конкурентов, не располагающих таким оборудованием, обсуждался на Третьей авиатранспортной конференции ИКАО (1985 г.) В соответствии с рекомендациями конференции Совет ИКАО приступил к иссле­дованию всех аспектов применения АСБ с целью разработки положений, направленных на предотвращение недобросовестного использования этих систем на международном уровне Пробле­мы недобросовестного использования АСБ обсуждаются и на двустороннем межправительственном уровне Такие переговоры в последнее время состоялись между США, с одной стороны, и Бразилией, Англией, ФРГ, Францией, Швейцарией и Японией — с другой В отношении Швейцарии использование АСБ регули­руется путем обмена нотами Обсуждение проблем АСБ состоя­лось также в контексте меморандума о договоренности между США и Европейской конференцией гражданской авиации (ЕКАК) об установлении цен на маршрутах в Северной Атлантике Дело в том, что многие АСБ, услугами которых пользуются европей­ские перевозчики, базируются в США Они предлагают также свои услуги перевозчикам в регионе Азии и Тихого океана По крайней мере, одна из АСБ, базирующихся в США, уже исполь­зуется туристическими агентами в странах Латинской Америки и Карибского бассейна

Большинство АСБ в США в настоящее время находится в индивидуальной собственности Из шести крупнейших АСБ пять принадлежат авиакомпаниям, которые имеют возможность монопольно или олигопольно манипулировать рынком авиапе­ревозок

Секретариат ИКАО на основе имеющейся информации о зло­употреблениях, включая перечень жалоб или исков, поданных в связи с использованием АСБ за последние три года, составил таблицу злоупотреблений Эти злоупотребления делятся на мани­пулирование информацией и другие рыночные махинации. Мани­пулирование информацией, представляемой дисплеем, может осуществляться владельцем АСБ, цель его состоит в более выгод­ном для перевозчика размещении требуемой информации и тем самым в получении преимуществ на рынке Владельцы АСБ обладают широкими возможностями для злоупотреблений По­мимо манипулирования информацией они располагают другими возможностями искажать условия добросовестной конкуренции как между ними самими, так и между авиакомпаниями, поль­зующимися услугами АСБ Целью проводимого Советом ИКАО изучения проблем АСБ является предупреждение последствий недобросовестного использования АСБ и определения необходи­мости в международном регулировании на уровне правительств

Помимо перечисленных аспектов деятельность ИКАО в сфере регулирования международных воздушных перевозок, его роль заключается и в регулировании коммерческих вопросов взаимо­отношений между государствами и авиакомпаниями, а также в координации деятельности других международных организаций в этой области



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.247.213 (0.013 с.)